Илиас Лиамис, советник отдела культуры
Святые реликвии Рождества Христова в Константинополе
Ιερά λείψανα της Γεννήσεως στην Κωνσταντινούπολη
 Константинополь. Реконструкция. слева Ипподром, далее Большой императорский дворец где располагалась церковь Богородицы Фаросской со многими реликвиями
Константинополь. Реконструкция. слева Ипподром, далее Большой императорский дворец где располагалась церковь Богородицы Фаросской со многими реликвиями
Интерес византийцев к паломничеству по Святым Местам никогда не уменьшался, но после оккупации Палестины арабами и прихода Крестоносцев важнейшие реликвии были перенесены в Константинополь. Признаками этого исторического пути является посвящение городского монастыря «Агия Вифлеем» (Ἁγιά Βηθλεέμ), как мы узнаем из сборника текстов, известного как «Константинопольское происхождение» (Πάτρια Κωνσταντινουπόλεως)(10 век). Также с IX по XII век императоры и их полководцы, возвращаясь из своих походов в восточные провинции, привозили из тех мест святые реликвии принадлежавшие Христу и Богородие. К этой категории относились в основном предметы, связанные с чудесами и страстями Христовыми, тогда как число реликвий, которые можно было связать с Рождеством, было более ограниченным. Тем не менее, некоторые реликвии Рождества Христова упоминаются в храмах Константинополя.
Важнейшей реликвией Рождества Христова были Ясли, на владение которыми, однако, претендовала Западная Церковь. Западные паломники, однако, упоминают о Яслях, в которые был помещен младенцем Господь, среди святынь византийской столицы. Хотя это уникальные сообщения об этой реликвии, не исключено, что она находилась в одном из священных коллекций реликвий Константинополя, таких как императорские часовни Богородицы Фаросской «Παναγία του Φάρου» и Халки, а также в ризнице Влахерны или самой Святой Софии.
 
Часть Святых Яслей Христа (Sacra Culla). Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим, Италия.
Византийские источники сообщают, что в храме Фароса находились кости-мощи святых Невинно убиенных царем Иродом Младенцев вместе с волосами новорожденного Иисуса и Его Пелены. Последние, по свидетельству западного летописца, были сделаны из белого льна и подарены в 1205 году французскому королю Филиппу, который увез их в Париж. В источниках периода латинской оккупации Константинополя (1204 – 1261) упоминается, что в храме Большого дворца также хранились капли молока Богородицы, купленные вместе с реликвиями страстей Христовых королем Людовиком IX для ризницы св. Часовня (Sainte Chapelle). В литургических песнопениях праздника перенесения реликвий в Париж, празднуемого 30 сентября, особое внимание уделяется этой реликвии. Тем не менее, русский паломник Зосима (вторая половина XIV века) упоминает, что молоко Богородицы находилось в ризнице храма Иоанна Крестителя Петрского в Константинополе.
Храм Святой Софии
 
Самые важные реликвии Рождества Христова находились в Великой Церкви до ее разрушения во время разграбления города Крестоносцами в 1204 году. Латинское «Έκφραση» (Описание) византийской столицы XI века начинает список достопримечательностей с Пелен младенца Христа и золота, которое принесли волхвы. Это заслуживало особого внимания, потому что, «когда подносишь их близко к уху, — отмечает анонимный редактор «Описания», — всегда было что-то вроде звона и в то же время слышалось мурлыкание». Как сообщает русский путешественник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 г., этот предмет имел форму сосуда. Таким образом, это одна из немногих реликвий, связанных с чудесными событиями, в отличие от того, что обычно происходило со знаменитыми иконами Города. Возможно, традиция монастыря святого Павла на Афоне хранит память о наследии храма Святой Софии. В ризнице кафоликона по сей день хранятся три Дара Волхвов (золото, ладан и смирна), которые, по преданию, были поднесены Марой, дочерью сербского правителя Георгиоса Бранковича, вышедшей замуж за султана Мурата II. Следовательно, они могли быть частью коллекции христианских реликвий, которую Мухаммед Завоеватель, предок мужа Мары, поместил в серай –дворец свой после падения Константинополя в 1453 году.
 
реликварий со стопой Вифлеемского младенца
Тот же султан гордился тем, что имеет в своем распоряжении и другие реликвии Рождества Христова, о которых, к сожалению, невозможно узнать, из каких церквей они произошли. Когда в 1489 году посредник сутана Баязида II предложил французскому Карлу IX купить собрание реликвий Мухаммеда, список начался с камня, на котором родился наш Господь Иисус Христос, за который уже предлагали 30 000 дукатов, хотя стоит не менее 100000р. Можно предположить, что это были те самые ясли, о которых упоминал в 1157 году ирландский аббат Николай Мункатвера. Французское свидетельство, относящееся к тому же эпизоду, добавляет, что в приношение также входит небольшая ткань, которую Дева Мария носила на голове, когда родила нашего Господа Иисуса Христа. Возможно, в этом случае можно предположить, что именно фронтальную ткань Антоний Новгородский видел в 1200 г. в императорской часовне Богоматери Фаросской.
Важнейшей из реликвий, из найденных в храме Святой Софии и связанных с рождением Христа, это были святые Пелены Богомладенца, которые, согласно латинскому тексту XII века, состояли из различных тканей, т. е частей льняного полотна, которым, вероятно, Саломея вытирала младенца после купания. Эти реликвии, безусловно, способствовали той символической роли, которую всегда играла Святая София в восприятии византийцев.
https://www.pemptousia.gr/2022/12/iera-lipsana-tis-genniseos-stin-konstantinoupoli/
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022-23г.
 
      