На Срѣтеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ ней же говорится и о цѣломудріи и о противоположномъ ему злѣ.
До пришествія Христова мы всѣ имѣли оное, бывшее отъ Праотцевъ, проклятіе и общее и то же осужденіе, вложенное во всѣхъ отъ одного Праотца, какъ отъ родового корня передаваемое и со-наслѣдованное вмѣстѣ съ естествомъ; каждый же за то, что онъ самъ въ индивидуальномъ порядкѣ совершилъ (за жизнь), получалъ въ своемъ лицѣ отъ Бога похвалу или же подпадалъ порицанію, но никто ничего не могъ сдѣлать противъ онаго общаго проклятія и осужденія и отъ начала къ нему и чрезъ него къ дальнѣйшему потомству переходящаго злого наслѣдія. Но пришелъ Христосъ, Освободитель естества, обращающій общее проклятіе въ общее благословеніе, и отъ Непорочныя Дѣвы воспріявъ повинное наше естество, и въ Самомъ Себѣ въ новомъ лицѣ представивъ его, не имѣющемъ участія въ древнемъ сѣмени, явилъ его неповиннымъ и оправданнымъ, такъ чтобы отъ Него затѣмъ по Духу рожденные, пребывали свободными отъ онаго прародительскаго проклятія и осужденія. Такимъ образомъ, развѣ есть нѣчто не допускающее каждому человѣку быть участникомъ благодати Его? Есть ли кто не получающій отъ Него отпущенія грѣховъ своихъ? Нѣтъ, этого не можеть быть. Потому что Онъ не отдѣльную часть воспріялъ отъ насъ, но, воспріявъ (полное) наше естество, новосотворилъ (обновилъ) его, соединившись съ Нимъ по Своей Ипостаси; и такимъ образомъ, Онъ, воистину, желающій всѣмъ спастись, преклонивъ небеса, ради всѣхъ сошелъ (на землю); и /с. 58/ чрезъ дѣла и слова и Страсти явивъ весь путь спасенія, восшелъ на небеса, привлекая туда увѣровавшихъ въ Него. Итакъ, не только самому естеству, которое по неразрывному соединенію Онъ имѣлъ отъ насъ, но и каждому вѣрующему въ Него Онъ даровалъ совершенное искупленіе, которое воистину Онъ сотворилъ и творитъ не переставая, чрезъ Самого Себя примиряя съ Отцемъ, и въ силу (Своего) послушанія, возвращая насъ каждаго и исцѣляя все наше (бывшее въ раю) преслушаніе.
Ради этого заповѣдалъ Онъ и божественное крещеніе и положилъ спасительные законы, и возвестилъ всѣмъ покаяніе, и передалъ Свое Тѣло и Кровь; ибо не просто вообще естество, но именно личность каждаго вѣрующаго принимаетъ крещеніе и проводитъ жизнь по божественнымъ заповѣдямъ, и бываетъ участникомъ Боготворческаго Хлѣба и Чаши. Съ помощью сего вышерѣченнаго Христосъ насъ, какъ отдѣльныхъ личностей (ὑποστατικῶς) оправдываетъ и возвращаетъ въ послушаніе Небесному Отцу; а самое естество, которое Онъ воспринялъ отъ насъ, Онъ новосотворилъ и явилъ его какъ освященное и оправданное и Отцу во всемъ послушное, ради чего и Самъ Онъ по ипостаси соединившись съ нимъ, согласно ему дѣйствовалъ и страдалъ, къ чему относится и празднуемое нами сегодня Его въ оный храмъ вхожденіе или представленіе ради очищенія и боговдохновенное Срѣтеніе Симеона и исповѣданіе, державшейся храма въ теченіе всей жизни, Анны. Ибо послѣ Рожденія Спасителя отъ Дѣвы и послѣ Обрѣзанія по закону на 8-й день, какъ повѣствуетъ Евангелистъ Лука: «егда исполнишася дніе очищенія Ею (ихъ), по закону Моисееву, вознесоста Его въ Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ, якоже есть писано въ законѣ Господни». Онъ принимаетъ Обрѣзаніе по закону, приводится по закону, представляемъ бываетъ по написанному въ законѣ Господнемъ, приносится жертвоприношеніе согласно рѣченному въ законѣ Господнемъ.
Видите ли, какъ Творецъ Закона и Владыка во всемъ былъ послушенъ Закону? Что благодаря сему Онъ содѣлалъ? — Онъ сдѣлалъ наше естество во всемъ послушнымъ Отцу и чрезъ него исцѣлилъ наше преслушаніе, и обратилъ, бывшее вслѣдствіе сего, проклятіе — въ благословеніе; ибо какъ въ Адамѣ было все наше естество, такъ — и во Христѣ; и какъ /с. 59/ чрезъ Адама, бывшаго изъ земли, мы всѣ, отъ него пріявшіе бытіе, возвратились въ землю, и посланы, увы, въ адъ; такъ чрезъ Адама, Сущаго съ Небесъ, по слову Апостола, всѣ мы вновь позваны на небо и удостоены тамошней славы и благодати, хотя нынѣ это покрыто тайной; ибо говорится: «Сокровенъ есть животъ вашъ со Христомъ въ Бозѣ. Егда же Христосъ явится, Животъ вашъ, тогда и вы всѣ [2] съ Нимъ явитеся въ славѣ» (Кол. III, 3). Кто это «всѣ»? — Это — тѣ, которые усыновлены Христу въ Духѣ и на дѣлѣ явили себя духовными чадами Его.
Когда исполнились дни очищенія ихъ, принесли Его, чтобы представить предъ Господа. Кого ихъ? — Слово Закона говоритъ о рожденныхъ, а вмѣстѣ и о родившихъ въ брачномъ сожительствѣ, какъ долженствующихъ очиститься; посему и Псалмопѣвецъ говоритъ: «Въ беззаконіихъ зачатъ есмь и во грѣсѣхъ роди мя мати моя» (Пс. L, 7). Но когда на лицо — не родители, но единая Родившая, и Она — Дѣва, и рожденіе Ребенка безсѣменно зачатаго, тогда, конечно, не было нужды въ очищеніи, но и это было дѣломъ послушанія, возвращающаго преслушавшее естество, и исправленіе вины за непослушаніе. Итакъ, когда исполнились дни очищенія ихъ, принесли Его, чтобы представить Господу: посвятить, явить какъ первенца, согласно написанному въ Законѣ Господнемъ: «Всякъ мужескъ полъ, разверзаяй ложесна матере своея, святъ Богови нарѣчется» (Исх. XIII, 2).
И воистину Онъ былъ единственный, Кто въ Своемъ зачатіи разверзъ ложесна, несочетанно былъ чревоносимъ силою одного слова и знамѣнія Божія, какъ Дѣва чрезъ Ангела и приняла въ уши. Такъ почему же Законъ говоритъ: «Всякъ мужескъ полъ, разверзаяй ложесна»? — Это подобно тому, какъ многіе именовались пророками и многіе христами (помазанниками), какъ Богъ говоритъ черезъ Псалмопѣвца: «Не прикасайтесь помазаннымъ Моимъ, и во пророцѣхъ Моихъ не лукавнуйте» (Пс. CIV, 15); одинъ же только былъ воистину Христосъ (Помазанникъ), и одинъ только Пророкъ, именно — Онъ; такъ, хотя и говорится «всякій первенецъ», разверзающій ложесна, но по-истинѣ только Онъ — разверзаяй, единый Святый Израилевъ. — Принесли же, говорится /с. 60/ и «еже дати жертву, по рѣченному въ Законѣ Господни, два горличища или два птенца голубина». Наличіе пары горлицъ какъ бы являло цѣломудріе родителей и въ то же время имѣло извѣстное отношеніе къ живущимъ по закону брака; а два птенца голубиныхъ, какъ незнакомые съ бракомъ, яснымъ образомъ предвозвѣщали Дѣву и Рожденнаго отъ этой Дѣвы и Дѣвственника до конца сущаго. И обрати вниманіе на совершенство Закона, ибо сказалъ онъ о парѣ горлицъ, какъ обозначающихъ тѣхъ, которые сочетанны въ бракѣ; относительно же птенцевъ это понятіе не имѣло мѣста: потому что ни Родившая, ни Рожденное не знали ига (брака). Но издавна предвозвѣщая дѣвственное рождество, Законъ это предъизображаетъ и предначертываетъ чрезъ эти образы; послѣ же того, какъ чудеснымъ образомъ родившись, нынѣ въ храмъ былъ принесенъ, Духъ уготовалъ иныхъ горлицъ и иныхъ птенцевъ голубиныхъ — болѣе достойныхъ. Кого же это? — Симеона и Анну, которыхъ если бы кто назвалъ: или птенцами голубиными, по причинѣ совершеннѣйшаго младенчества въ отношеніи зла (грѣховъ), или — горлицами, по причинѣ крайняго цѣломудрія, — справедливо бы сказалъ.
Но Симеонъ, воистину, — дабы намъ бѣгло пройти евангельскія слова, — будучи праведнымъ и богобоязненнымъ, и употребляемый Святымъ Духомъ и нынѣ движимый Имъ, пришелъ въ храмъ и поспѣшилъ навстрѣчу и принялъ въ объятія сего Небеснаго и вмѣстѣ Земного Младенца, принося Ему, какъ Богу, гимнъ и моленіе, моля въ мирѣ разрѣшиться отъ тѣла, возвѣщая всѣмъ и утверждая, что Онъ — Спасительный Свѣтъ, Который будетъ на паденіе для невѣрующихъ и на возстаніе вѣрующимъ въ Него. Затѣмъ и Дѣвѣ, Матери Младенца, онъ предвозвѣстилъ, являя, что на основаніи скорби, которую Она испытаетъ при Крестѣ Сына, должна будетъ стать (особенно) явленной Матерью по естеству нынѣшняго Богочеловѣка-Младенца, и должно будетъ открыться нетвердое помышленіе сердецъ относительно сего (лат. — «сей тайны»): ибо Симеонъ прекрасно засвидѣтельствовалъ, что изъ-за горя, приносимомъ страданіями Сына и величайшей скорби и состраданія, Она есть истинная, родная Мать сего чудеснаго Сына. Пророчица же Анна, дочь Фануилова, вдова, сущая 84 лѣтъ, прилежная въ постахъ и молитвахъ и отюдь не оставляющая храма, тогда особенно исполнившись Божественнаго Духа, возблагодарила Бога и возвѣсти/с. 61/ла, что наступило искупленіе для ожидающихъ, являя, что это Искупленіе есть Сей Младенецъ. Таковыхъ духовныхъ горлицъ Духъ Святый предпослалъ для Срѣтенія восходящему въ храмъ Христу, и показалъ намъ какими должны быть и женщины, лишающіяся средствъ къ жизни съ потерей мужей, и мужчины, потерявшіе своихъ супругъ. Ибо сія Анна, дщерь Фануилова была вдовой, но — и Пророчицей? За что (она получила сей даръ пророчества)? — За то, что оставивъ мірскія и житейскія заботы, она не оставляла храма; за то, что пребывая ежедневно и еженощно въ постахъ и бдѣніяхъ, и молитвахъ и псалмопѣніяхъ, она проводила непорочную жизнь; посему-то и Господа, Которому дѣлами была предана, она естественно опознала, когда Онъ пришелъ (въ храмъ), какъ и Псалмопѣвецъ-Пророкъ говоритъ Ему: «Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ, когда пріидеши ко мнѣ» (Пс. C, 2).
Таковыми должны быть тѣ, которые изъ состоянія брака, чрезъ честное вдовство, предпочли приступить къ дѣвственной жизни и жительствовать ею. Итакъ, если на второе супружество, какъ не высокаго качества, ты весьма смотришь свысока, то, смотри мнѣ, крѣпко держись намѣренія и слѣдуй по стопамъ тѣхъ, которые отъ начала и до конца были дѣвственниками. И хотя Апостолъ Петръ, дѣйствительно, имѣлъ тещу, но не отсталъ отъ Іоанна Дѣвственника, бѣгущаго къ живоначальному Гробу (Господню), но къ тому же и (первымъ) вошелъ туда, посему общимъ Владыкою онъ былъ поставленъ Корифеемъ корифеевъ. На такую высоту возводитъ любовь къ Богу, переводя отъ плоти къ духу! Ты же смотри, чтобы удалившись отъ перваго (т. е. брака), какъ отъ низменнаго, не покушаясь же на второе (т. е. дѣвство), какъ на сущее выше достиженія, не сбиться бы тебѣ съ пути, и павши не забыться, живя уже не по закону, или — выше закона, но — противозаконно. Если же и сущихъ во вдовствѣ, если они не живутъ цѣломудренно (т. е. не желаютъ оставаться въ состояніи вынужденнаго безбрачія), мы осуждаемъ, и хотя бы законнымъ образомъ они связали себя вторымъ бракомъ, мы не считаемъ ихъ совершенно безупречными, потомучто они какъ бы, сказалъ Павелъ, отверглись первой вѣры, — то насколько большаго осужденія заслуживаютъ тѣ, которые законному (хотя бы и второму — А. А.) браку предпочитаютъ беззаконное услажденіе?! По причинѣ блуда наступилъ /с. 62/ и оный всемірный Потопъ для называвшихся вначалѣ «сынами Божіими», и на Содомлянъ сошелъ огонь съ неба, и бѣды постигли Израильтянъ, согрѣшившихъ съ Моавитянками. Блудъ былъ причиной и онаго уничтоженія ихъ во множествѣ, и для насъ нынѣ, думаю, является причиной пораженій отъ варваровъ и всевозможныхъ внутреннихъ и внѣшнихъ золъ и несчастій. «Сыновьями» же «Божіими» Писаніе называетъ послѣдующихъ потомковъ Еноса, который первый возымѣлъ надежду призывать имя Господне. Былъ же онъ сыномъ Сиѳа, котораго родъ отличался отъ рода проклятаго Каина, и жилъ цѣломудренно, и ради нихъ тогда держался еще міръ, пока, какъ написано, не увидѣвъ «дочерей человѣческихъ» т. е. — изъ рода Каина, что онѣ красивы, и будучи побѣждены распутной красотой, не стали брать себѣ какую-кто выбралъ, и не научились ихъ дѣламъ, и наполнилась земля злодѣяніями, тогда и наступилъ Потопъ и всѣхъ уничтожилъ; и если бы не Ной и сыновья Ноя, жившіе цѣломудренно, — а явствуетъ, что они жили цѣломудренно, изъ того, что каждый мужчина имѣлъ одну жену, съ которой и вошелъ въ Ковчегъ, — то не осталось бы никакого корня, ни начала для возрожденія міра.
Видите ли, что изъ-за блудниковъ нѣкогда едва не погибъ сей міръ, если бы не сохранился благодаря цѣломудреннымъ? Недостойные же настоящаго міра, какъ приводящіе его въ безпорядокъ, ужели не станутъ отверженными и изъ будущаго вѣка, будучи преданы геенскому огню, какъ отнюдь не сопротивлявшіеся огню плотскихъ услажденій, если только чрезъ покаяніе не приложили старанія его угасить, а прошедшія скверны здѣсь омыть слезами?! И да не невѣдаютъ, что если, проявивъ тщаніе путемъ покаянія, они не воспротивятся страсти, то еще болѣе худшему по природѣ, чѣмъ то, что испытали предшествующіе, они будутъ преданы позору, который является дѣтищемъ сего распутнаго вожделѣнія; и огонь геенскій именно здѣсь (на землѣ) завладѣваетъ, какъ имѣющій въ дальнѣйшемъ охватить безстыдныхъ для вѣчнаго наказанія (мученія). Кому не извѣстно о Содомлянахъ и ихъ противоестественномъ блудномъ разженіи, а затѣмъ о послѣдующемъ огненномъ дождѣ на нихъ и гибели? Часто и цѣлый городъ страдалъ изъ-за одного распутника, какъ, вотъ, Сихемлянамъ приключилось быть совершенно истребленными сынами Іакова, за то, что Сихемъ обезчестилъ Дину, дочь Іакова. Но оставивъ то, что было до (Моисеева) /с. 63/ Закона, скажемъ: развѣ и самый Законъ не заповѣдуетъ невѣсту, если въ ней не соблюдено дѣвство, побить камнями? А дочь священника, павшую въ тѣлесный грѣхъ, сжечь огнемъ? Не запрещаетъ ли, чтобъ награда блудничная приносилась въ храмъ Господень? А благодаря Израильтянамъ, блудодѣйствовавшихъ съ Моавитянками, не случилось ли быть уничтоженнымъ мечемъ изъ числа ихъ въ одинъ день 23.000 мужей? Посему и великій Павелъ говоритъ намъ: «Ниже соблудимъ, якоже нѣцыи отъ нихъ соблудиша, и падоша во единъ день двадесять три тысящи» (1 Кор. X, 8). Такъ прежде (Моисеева) Закона, во время Закона, и по прошествіи Закона слѣдовали наказанія за блудъ.
Что же сказать про насъ, которые имѣемъ заповѣдь распять плоть со страстями и похотьми, и, однако, вновь впадаемъ въ то, за что приходитъ гнѣвъ Божій на сыновъ противленія? Увѣщаваемые умертвить члены, сущіе на земли, и блудъ, нечистоту, злую страсть и похоть, и, однако, не обращаемъ вниманія на увѣщанія? Не убоимся ли, наконецъ, если ничего иного, такъ хотя бы, гнѣва Божія, который намъ угрожаетъ и съ неба и съ земли, какъ здѣшними, такъ и вѣчными муками? Не почувствуемъ ли благоговѣйнаго страха предъ явленіемъ во плоти Солнца Правды Христа, и не будемъ ли, какъ во днѣ, ходить благоговѣйно? Не затрепещемъ ли отъ апостольскихъ угрозъ, приговоровъ и увѣщаній? — «Не вѣсте ли, — говорящаго, — яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ? Аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ» (1 Кор. III, 16-17); и еще: «Явлена суть блудъ, нечистота, студодѣяніе и подобная симъ, яже предглаголю вамъ, якоже и предрѣкохъ, яко таковая творящіи царствія Божія не наслѣдятъ» (Гал. V, 19. 21). И еще: «Сіе бо да вѣсте, яко всякъ блудникъ, или нечистъ, или лихоимецъ, иже есть идолослужитель, не имать достоянія въ царствіи Христа и Бога» (Ефес. V, 5). И еще: «Сія есть воля Божія: святость ваша (греч. текстъ «наша»), хранити себе самѣхъ отъ блуда... Не призва бо насъ Богъ на нечистоту, но во святость. Тѣмже убо отметаяй, не человѣка отметаетъ, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго въ насъ» (1 Сол IV, 3-8). И могъ ли бы кто насчитать всѣ изрѣченія Апостоловъ и Пророковъ относительно сего? И, вотъ, цѣломудреннымъ, и посему совершившимся въ члены Христовы, что предписываетъ Апостолъ? — «Писахъ вамъ въ посланіи, не примѣшатися блудникомъ» (1 Кор, V, 9). Потому что /с. 64/ поскольку сами по себѣ они не стыдятся, то онъ увѣщеваетъ другихъ отвращаться отъ нихъ и (этимъ) пристыдить ихъ, говоря имъ: «Аще нѣкій братъ именуемъ будетъ блудникъ, съ таковымъ ниже ясти» (1 Кор. V, 11). Видишь ли, что валяющійся въ блудѣ, является общей скверной для Церкви, и посему отъ такового всѣмъ долженствуетъ отвратиться и изгнать его? Самъ же Павелъ даже сатанѣ предалъ соблудившаго въ Коринѳѣ, ни любви къ нему не показалъ, и до тѣхъ поръ не принялъ его обратно, пока онъ довлѣющимъ образомъ не явилъ свое покаяніе. Всѣми силами спасай твою душу отъ таковыхъ золъ, о, человѣкъ! — золъ настоящихъ и будущихъ, и то сугубыхъ: и въ будущемъ и въ семъ вѣкѣ. Такъ родъ Исава сталъ отверженнымъ по той причинѣ, что онъ былъ блудникомъ и сквернителемъ, и Ровоамъ лишается большей части царства потому, что онъ былъ любителемъ женщинъ, какъ мало кто; Соломонъ же, родившій его, отошелъ отъ этой жизни, не потерпѣвъ того же бѣдствія, ради Давида, который хотя и совершилъ однажды преступленіе, однако ручьями слезъ и иными дѣлами покаянія очистилъ себя.
Бѣгите отъ блуда, братіе, — опять Апостолъ заповѣдуетъ. Если бы Сампсонъ бѣжалъ отъ блуда, то не оказался бы въ рукахъ Далилы, и вмѣстѣ съ волосами головы не потерялъ бы и силу, и не были бы выколоты его глаза, и не умеръ бы онъ лютою смертью вмѣстѣ съ иноплеменниками. Если бы бѣжали отъ блуда начальники, бывшіе подъ вождемъ и законодателемъ Моисеемъ, то не принесли бы жертву Ваал-Фегору и не ѣли бы жертвъ за мертвыхъ, и не пали бы настолько (или «въ такомъ количествѣ»), какъ они пали. Если бы отъ него бѣжалъ Соломонъ, то не отступилъ бы отъ Бога, давшаго ему царство и мудрость, и не воздвигъ бы храмъ идоламъ. Видите ли, что блудная страсть ведетъ человѣка даже къ нечестію (т. е. грѣху противъ самой вѣры)? Ни красота Сусанны, плѣнивъ старцевъ-судей въ Вавилонѣ, не восторжествовала бы потомъ и не побила ихъ ударами камней, если бы они съ самаго начала бѣжали отъ этой ненавистной страсти, и прежде нецѣломудренно ежедневно не наблюдали ее. Ни Олофернъ не погибъ бы жалкимъ образомъ, если бы сначала сандаліи Іудиѳи, какъ написано, не привлекли его взора, и красота ея не плѣнила его души. Посему Іовъ говоритъ: «Завѣтъ положихъ очима моима, да не помышлю на дѣвицу» (Іов. XXXI, 1); не тѣмъ болѣе ли на женщину легкаго пове/с. 65/дѣнія, разведенную или замужнюю? Итакъ, о, боголюбче, или живи въ безбрачіи или въ богодарованномъ бракѣ! Пей воду изъ твоихъ водоемовъ, или болѣе вѣрно сказать — изъ твоего единаго водоема, и то — цѣломудренно; совершенно же воздерживайся отъ незаконнаго питія; это — отвратительная вода, которая попадаетъ въ теченіе (адской рѣки) Ахеронта, бываетъ преисполнена смертоноснымъ ядомъ, заключаетъ силу яда, потому что въ силки, или лучше сказать — въ самыя глубины ада влечетъ пьющихъ ее. Бѣги отъ меда на распутныхъ устахъ; потому что онъ признанъ какъ возбуждающій смерть распутнику, которая выражается въ удаленіи отъ Бога, Которому Давидъ говоритъ: «Потребилъ еси всякаго любодѣющаго отъ Тебѣ» (Пс. LXXII, 27). Поэтому тому, тѣло котораго стало храмомъ Божіимъ по причинѣ Духа и въ которомъ обитаетъ Духъ Божій, — необходимо быть чистымъ или, по крайней мѣрѣ, укрощать себя, и такимъ образомъ постоянно пребывать незапятнаннымъ, удерживая проявляющіяся страсти, и — проявлять стараніе для стяжанія святости и цѣломудрія и бѣжанія отъ всякаго блуда и нечистоты, дабы всѣмъ намъ, съ веселіемъ, вѣчно пребывать съ Нетлѣннымъ Женихомъ въ чистыхъ Брачныхъ Чертогахъ, — молитвами въ дѣвствѣ Рождшей Его ради нашего спасенія, Приснодѣвы и Пренепорочной и Преславной Матери, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Homilia V. In presentationem Domini et Dei et Salvatoris nostri Jesu Christi; necnon de castimonia vitiique ei contrario. P. G. 151 c. 64-76.
[2] Слова «всѣ» нѣтъ въ Апостольскомъ Посланіи; вѣроятно почерпнуто изъ разночтенія.
Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 57-65.