Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.) 
 

Бесѣды (Омиліи).

 

Отдѣлъ I. Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди. 
 

Омилія 14. На Благовѣщеніе Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи [1].
 
 
 
 
 
 
Файл:Annunciation sofia kievskaya.jpg

Перечисляя различныя дѣла творенія и созерцая въ нихъ премудрость Божію, Псалмопѣвецъ Пророкъ, всецѣло охваченный восхищеніемъ, среди писанія воскликнулъ: Яко возвеличишася дѣла Твоя, Господи, вся премудростію сотворилъ еси. Мнѣ же нынѣ, покушающемуся по силамъ, съ цѣлью восхваленія возвѣстить явленіе во плоти все сотворившаго Слова, кто сдѣлаетъ рѣчь отвѣчающей предмету? Потому что если все исполнено чуда, и то — что изъ несуществующаго пришло въ бытіе, является божественнымъ и славнымъ дѣломъ, то насколько чудеснѣе и божественнѣе и еще болѣе долженствуетъ воспѣваться нами тó, что изъ разряда твореній стало Богомъ, и не просто Богомъ, но тѣмъ именно, Что является истинно Богомъ, и это тогда, котда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, въ которомъ было создано и посему справедливо было отвержено въ нижайшій элементъ земли? И до такой степени велико и божественно, неизрѣченно и непостижимо то, что наше естество стало одно съ Богомъ, и чрезъ сіе намь было даровано возвращеніе къ лучшему состоянію, — что и для святыхъ Ангеловъ и людей, и даже для самихъ Пророковъ, хотя они и зрѣли дѣйствіемъ Духа, оно пребывало воистину непознаваемымъ, отъ вѣка сокровеннымъ Таинствомъ. И что говорю: до того, какъ оно сбылось? — Когда и сбывшись, оно все же остается тайной: не въ томъ смыслѣ — сбылось ли оно или нѣтъ, но въ томъ — какимъ образомъ оно совершилось; мы вѣруемъ, но не вѣдаемъ; покланяемся, но не вывѣдываемъ; и кланяемся и вѣруемъ посредствомъ только Духа. Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 11), и именно посредствомъ Его мы покланяемся и чрезъ Него молимся, — говоритъ Апостолъ.

А то, что не только для людей, но и для Ангеловъ и самыхъ Архангеловъ, это таинство непостижимо, ясно показываетъ и празднуемый нами сегодня день. Ибо Архангелъ, дѣйствительно, благовѣстилъ Дѣвѣ Зачатіе, но когда Она пожелала узнать какимъ образомъ это произойдетъ, и сказала ему: Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю, то Архангелъ, совершенно не въ состояніи объяснить сей образъ зачатія, и самъ прибѣгъ къ Богу: Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя. То же произошло бы, если кто спросилъ Моисея: какимъ образомъ изъ земли сталъ человѣкъ? какъ изъ персти создались кости и жилы и плоть? какимъ образомъ изъ безчувственнаго произошли чувства? но и изъ Адамова ребра какимъ образомъ сталъ опять человѣкъ? какъ эта кость вытянулась и раздѣлилась и приладилась и сочеталась? какимъ образомъ изъ этой кости произошли внутренніе органы и различныя железныя выдѣленія и все прочее? Итакъ, если бы кто поставилъ такіе вопросы Моисею, онъ бы не болѣе сказалъ того, что это былъ Богъ, Кто взялъ прахъ земли и создалъ Адама, и взялъ одно изъ реберъ его и сотворилъ Еву; такъ что — Кто былъ создавшій, онъ сказалъ; но какимъ образомъ это произошло, не сказалъ. Такъ и Гавріилъ: что Духъ Святый и Сила Вышняго совершатъ безсѣменное Рожденіе, — онъ сказалъ; но какимъ образомъ — не сказалъ. Ибо если онъ затѣмъ помянулъ о Елизаветѣ, что она въ старости и безплодіи зачала, то этимъ онъ не имѣлъ сказать ничего болѣе того, что у Бога не останется безсильнымъ никакое слово; такъ что же бы онъ могъ открыть относительно дѣйствія, силою котораго Дѣва имѣла зачать и родить? Все же, сказанное Архангеломъ Дѣвѣ, заключало въ себѣ нѣчто бóльшее, но, въ то же время, еще болѣе углубляло тайну. Ибо онъ говоритъ: Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Вышняго осѣнитъ Тя. Ради какой цѣли? — Потому что Рождаемое не есть Пророкъ, и не просто человѣкъ, какъ Адамъ, но нарѣчется Сынъ Вышняго и Спаситель и Избавитель людскаго рода и Царь Вѣчный. Ибо, какъ спавшіе съ вершины горы камни и скатывающіеся даже до подгорья, становятся достояніемъ многихъ крутизнъ (или «пропастей»), такъ и насъ — отпавшихъ отъ заповѣди, данной въ раю и сущей въ немъ блаженной жизни, и даже до ада скатившихся, постигли многія бѣдствія. Ибо не только израстила земля, какъ послѣдствіе проклятія, бывшаго Праотцу, неодушевленныя волчцы и тернія, но извѣдали мы и гораздо худшія, многовидныя тернія злыхъ страстей и отвратительные волчцы грѣха. И не только ту одну печаль возымѣлъ нашъ родъ, которую получила въ удѣлъ Праматерь, какъ слѣдствіе проклятія бывшаго ей, осужденная въ болѣзняхъ рождать, но, можно сказать, и вся наша жизнь стала сплошной печалью и мукой. Но съ тѣхъ поръ, какъ человѣколюбивый къ намъ, создавшій насъ Богъ, по милосердію Своему, приклонивъ небеса сошелъ, и воспріялъ отъ Святыя Дѣвы наше естество, Онъ обновилъ его и возвратилъ, болѣе того, возвелъ на божественную и небесную высоту. Желая же совершить, лучше же сказать — днесь привести въ исполненіе Свой предвѣчный замыселъ, Онъ посылаетъ Архангела Гавріила, какъ говоритъ Евангелистъ Лука: Въ Назаретъ, къ Дѣвѣ обрученной мужеви, емуже имя Іосифъ, отъ дому Давидова, и имя Дѣвѣ, Маріамъ.

Итакъ, Богъ посылаетъ Архангела къ Дѣвѣ, Которую, при соблюдѣніи Ея дѣвства, дѣлаетъ Своею Матерью силою единаго благовѣщенія; потому что если бы Она зачала отъ сѣмени, то Родившійся не сталъ бы новый Человѣкъ, ни безгрѣшнымъ бы Онъ не былъ, ни Спасителемъ грѣшниковъ; ибо движеніе плоти къ дѣтотворенію, безпорядочно примѣшиваясь къ установленному Богомъ замыслу о насъ, такимъ образомъ овладѣваетъ нашими способностями и являетъ ихъ не совсѣмъ свободными отъ грѣха. Посему и Давидъ сказалъ: Въ беззаконіихъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя (Псал. 50, 7). Итакъ, если бы зачатіе Божіе происходило отъ сѣмени, то не былъ бы Онъ новымъ Человѣкомъ, ни Начальникомъ Новой и отнюдь не старѣющей жизни; ибо если бы Онъ былъ участникомъ ветхой чеканки и наслѣдникомь онаго прародительскаго грѣха, Онъ не смогъ бы носить въ Себѣ полноту чистаго Божества, и сдѣлать Свою плоть неизсякаемымъ источникомъ освященія, какъ не могъ бы и оскверненіе оныхъ Прародителей смыть преизбыткомъ силы, ни довлѣть, для освященія всего сущаго, впослѣдствіи. Поэтому не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь, воплотившись во чревѣ Дѣвы и пребывъ неизмѣниымъ Богомъ, пришелъ и спасъ насъ.

Подобало также и Дѣву имѣть свидѣтельницей Своего безсѣменнаго зачатія и помощницей въ томъ, что совершалось въ дѣлѣ Домостроительства. Что же это было? Восхожденіе въ Вифлеемъ, гдѣ и небесными Ангелами Рожденіе Его было возвѣщаемо и славимо? Пришествіе въ храмъ, гдѣ Симеономъ и Анной Онъ, будучи младенцемъ, былъ засвидѣтельствованъ, какъ Господь жизни и смерти; бѣгство отъ Ирода въ Египетъ, и возвращеніе изъ Египта, согласно священымъ пророчествомъ; и иное что нынѣ перечислять нѣтъ надобности? Ради этого былъ взятъ Обручникъ Іосифъ, и Ангелъ былъ посланъ къ Дѣвѣ, обрученной мужу по имени Іосифъ. Это же выраженіе: изъ дома и рода Давидова, — относится къ обоимъ: потому что оба — и Дѣва и Іосифъ — возводятъ свой родъ къ Давиду. И имя, говорится, Дѣвѣ, Маріамъ, — это же слово въ переводѣ означаетъ «Госпожа». Представляетъ же это имя и достоинство Дѣвы и утвержденіе Дѣвства [2], и особенность образа Ея жизни, и во всемъ тщательность, и выразить это однимъ словомъ — всенепорочность. Ибо господственно (т. е. съ истиннымъ величіемъ) нося знаменательное имя Дѣвы, Она имѣла полное обладаніе чистотой, будучи Дѣвой и тѣломъ и душею и силами души, и богатѣя всѣми тѣлесными чувствами, не имѣющими ни малѣйшей зазоринки; и все до такой степени полностью и утвержденно, и такъ сказать — какъ это приличествуетъ Госпожѣ, во всемъ ненарушенно на всѣ времена; какъ Она затворенная Дверь сокровищницы и запечатанная книга, хранящая отъ очей сокровенныя писанія; посему и было написано о Ней: Сія есть Книга запечатлѣнная, и — будетъ Дверь заключена, и никтоже пройдетъ Ею.

Но еще и по другой причинѣ Дѣва является Госпожею по достоинству, именно — какъ владычествующая надъ всѣми, какъ въ дѣвствѣ зачавшая и божественно родившая — по естеству Владыку всего міра. И еще — Она является Госпожею, не только какъ свободная отъ рабства и участница божественнаго господства, но и какъ источникъ и корень освобожденія человѣческаго рода, и особенню въ силу Своего неизрѣченнаго и радостнаго Рожденія; ибо женщина обрученная мужу, больше является подъ господиномъ, нежели госпожею, и особенно согласно многоболѣзненному и многопечальному рожденію, по оному проклятію Евы: Въ болѣзняхъ родиши чада: и къ мужу твоему обращеніе твое, и той тобою обладати будетъ; освобождая отъ этого проклятія человѣческій родъ, Дѣва-Матерь вмѣсто этого пріяла чрезъ Ангела привѣтствіе и благословеніе; ибо говорится, что: вшедъ Ангелъ, рѣче, къ Дѣвѣ: радуйся Благодатная: Господь съ Тобою, благословенна Ты въ женахъ. Не какъ будущее предвѣщаетъ Ей, говоря: Господь — съ Тобою, но возвѣщаетъ Ей то, что онъ невидимое (для Нее) видѣлъ какъ ужесовершающееся. И разумѣя Ее какъ сосредоточіе божественныхъ и человѣческихъ дарованій, и украшенную всѣми благодатями Божественнаго Духа, онъ Ее по-истинѣ провозглашаетъ «Благодатной». Увидѣвъ же, что Она какъ бы уже зачала Того, въ Комъ — Сокровища ихъ всѣхъ, и предвидя, что это чревоношеніе Ея не связано съ тягостями и рожденіе будетъ безъ болѣзней, Онъ приглашаетъ Ее радоватися, и объявляетъ Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди женъ: ибо не было иной женщины, хотя бы и прославленной, которая преизбыточествомъ славы настолько была бы славна, что равнялась бы Богородицѣ Дѣвѣ.

Но Дѣва, видя его и устрашившись, не былъ ли бы это какой обольстительный ангелъ, вводящій въ заблужденіе безразсудныхъ, подобно тому какъ тотъ обманулъ Еву, приняла привѣтствія не безъ того, чтобы не изслѣдовать его (инэ-ксетастос), и еще не вполнѣ понимая въ чемъ Ея та близость къ Богу, которую онъ Ей благовѣстилъ, смутилась, какъ написано, отъ словъ его, со скрепленнымъ сердцемъ, такъ сказать, и твердо держась дѣвства. И помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе. Посему и Архангелъ тотчасъ же отстраняетъ, любезный Богу, страхъ Благодатной Дѣвы, говоря Ей: Не бойся, Маріамъ: обрѣла бо еси благодать у Бога. Какова эта благодать? — Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всѣхъ вѣковъ. Ибо — се зачнеши во чревѣ; услышавъ же о зачатіи, — говоритъ онъ, — отнюдь не предполагай, что дѣвство Твое отмѣнено, и потому не тревожься и не смущайся; ибо когда слова се зачнеши, говорятся Дѣвѣ, — онъ указалъ, — это означаетъ, что зачатіе будетъ рука объ руку течь съ дѣвствомъ.

Итакъ, се зачнеши, говоритъ, и родиши Сына; ибо обладая тѣмъ, чѣмъ Ты обладаешь и при сохраненіи ненарушимаго дѣвства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаія, предвидя за много лѣтъ до сего, предсказалъ: Се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и что: Приступихъ къ Пророчицѣ. Какъ Пророкъ приступилъ къ Пророчицѣ? — Такъ, какъ нынѣ Архангелъ приступилъ къ Ней; ибо то, что нынѣ видѣлъ Архангелъ, это и тотъ Пророкъ предвидѣлъ и предсказалъ. Что же касается выраженія: Пророчица, — то это относится къ Дѣвѣ, потому что Она имѣла пророческій даръ, что удостовѣритъ всякаго желающаго Ея пѣснь Богу въ Евангеліи (Лук. 1, 46-55). Итакъ, приступилъ, говорится, Исаія къ Пророчицѣ, — въ пророческомъ, конечно, духѣ, — и (Она) пріятъ во чревѣ, и прежде чѣмъ наступили, избѣжала родительныхъ болѣзней, и родила Сына. Архангелъ же нынѣ говоритъ Ей: «Родиши Сына и нарѣчеши имя Ему Іисусъ (что въ переводѣ означаетъ — «Спаситель»), Сей будетъ велій. А Исаія опять сказалъ бы такъ: Чуденъ Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Властелинъ, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка. Сему согласуетъ нынѣ и Архангелъ, говоря: Сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго нарѣчется.

Почему же онъ не сказалъ: «есть велій и Сынъ Вышняго», но — «будетъ» и «назовется»? — Потому, что онъ говоритъ только о человѣческой природѣ Христа, а вмѣстѣ и являя, что Онъ будетъ познанъ всѣми и будетъ всѣмъ провозглашенъ, какъ Таковой; какъ и Павелъ имѣлъ позднѣе сказать: Богъ явися во плоти, проповѣданъ бысть во языцѣхъ, вѣровася въ мірѣ(Тим. 3, 16). Но Ангелъ прибавляетъ, говоря: Дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его: и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца; а Тотъ, Чье царство, сущее во вѣки, не имѣетъ конца, — Тотъ есть Богъ. Но Онъ имѣетъ отцемъ и Давида; это значит, что Онъ есть также и Человѣкъ. Такимъ образомъ, Имѣющій родиться есть Богъ и вмѣстѣ — Человѣкъ, Сынъ Человѣческій и Сынъ Божій, принимагощій, какъ Человѣкъ, отъ Бога и Отца несмѣняемое царство, какъ это видѣлъ и предвозвѣстилъ Даніилъ, говоря: Зряхъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій денми сѣдѣ... и се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ Человѣчь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде и предъ Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь, и царство Его царство вѣчное, и инымъ царемъ не воспримется (Дан. 7, 9, 13 и сл.) [3].

Возсядетъ же на престолѣ Давида и воцарится надъ домомъ Іакова: потому что Іаковъ, воистину, является Патріархомъ всѣхъ благочестивыхъ, а Давидъ, первый изъ всѣхъ царей, благочестиво и богоугодно царствовалъ во образъ Христа, Который патріаршее и царское служеніе сочеталъ въ одно небесное начало. Благодатная же Дѣва, когда услышала эти необыкновенныя и божественныя слова къ Ней Архангела: Господь съ Тобою и се зачнеши и родиши Сына, царствующаго во вѣки — Сына Вышняго, — сказала: Како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю. Ибо хотя и весьма духовное и высшее тѣлесныхъ страстей ты Мнѣ приносишь Благовѣщеніе, однако, ты Мнѣ возвѣщаешь зачатіе, и чревоношеніе и рожденіе, которые слѣдуютъ въ соотвѣтствіи съ зачатіемъ; но какъ же это будетъ Мнѣ, когда Я мужа не знаю, — говоритъ Она. Говоритъ же это Дѣва отнюдь не потому, что не вѣрила бы словамъ Архангела, но изъ желанія узнать по возможности, какъ это произойдетъ. Почему и Архангелъ возвѣщаетъ Ей: Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и Раждаемое свято нарѣчется Сынъ Божій; ибо Ты воистину свята еси и благодатна, Дѣво, — говоритъ, — Духъ же Святый, въ Свою очередь, сойдетъ на Тебя, чрезъ болѣе возвышенное прибавленіе освященія, устрояя и предъуготовляя въ Тебѣ Божіе дѣйствіе, и сила Вышняго осѣнитъ Тебя, подкрѣпляя Тебя и вмѣстѣ — осѣненіемъ и соприкосновеніемъ сама въ Тебѣ создавая человѣческое естество, такъ чтобы Раждаемое было Свято, Сынъ Божій, Сила Вышняго, воспріявшая форму человѣка; вотъ, и Елисавета, родственница Твоя, будучи неплодной въ теченіе всей жизни, нынѣ въ старости, по волѣ Божіей, чудесно чревоноситъ, ибо у Бога не останется безсильно никакое слово. Какъ же въ отвѣтъ на это поступила благодатная Дѣва и духъ Ея божественный и несравненный? — Въ Свою очередь, Она прибѣгаетъ къ Богу и простирается въ молитвѣ къ Нему, говоря Архангелу: если Духъ Святый, какъ ты говоришь, найдетъ на Меня, еще болѣе очищающій и укрѣпляющій Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плодъ; если сила Вышняго осѣнитъ Меня, формируя во Мнѣ по-человѣку Того, Кто — Сущій Богъ, и создавая безсѣменное рожденіе; если Рождаемое — Свято и Сынъ Божій, и Богъ и Царь вѣчный, ибо у Бога не останется безсильнымъ ни одно слово, — то — Се Раба Господня, буди Мнѣ по глаголу Твоему. И отошелъ отъ Нея Ангелъ, оставивъ во чревѣ Ея сочетавшагося съ плотію, Творца всего, и чрезъ таковое сочетаніе (съ плотію), Которому Она послужила, даровавшаго міру спасеніе. И Исаія также, чрезъ то, что видѣлъ и блаженно былъ удостоенъ испытать, ясно предначерталъ это: ибо онъ видѣлъ, что не непосредственно Серафимъ взялъ уголь съ небеснаго, мысленнаго жертвенника, но при помощи клещей Серафимъ взялъ его и при помощи ихъ дотронулся до губъ Пророка, подая ему очищеніе. То же самое, что и оное великое видѣніе клещей, заключало въ себѣ и то, что Моисей видѣлъ, именно — купину, огнемъ жегомую и несгорающую. Кто же не вѣдаетъ, что Сія Дѣва-Матерь является и Купиною и Клещами, въ Себѣ Божественный Огонь неопально пріявшая зачатіемъ, при служеніи Архангела, сочетавшаго чрезъ Нея Отстранителя грѣха міра съ человѣческимъ родомъ, и чрезъ неизрѣченное сіе сочетаніе насъ полностью очистившаго? [4]. Итакъ, Дѣва-Матерь является единственной какъ бы границей между тварнымъ и несотвореннымъ (Божественнымъ) естествомъ; и всѣ вѣдящіе Бога, познаютъ и Ее — какъ Мѣсто Невмѣстимаго; и всѣ восхваляющіе Бога, воспоютъ и Ее послѣ Бога. Она — Причина и бывшихъ прежде Нея (благословеній и даровъ человѣческому роду) и Предстательница настоящихъ и Ходатаица вѣчныхъ. Она — Основаніе Пророковъ, Начало Апостоловъ, Утвержденіе Мучениковъ, Фундаментъ Учителей. Она — Слава сущихъ на землѣ, Радость сущихъ на небѣ, Украшеніе всего созданія. Она — Начало и Источникъ и Корень, уготованный намъ на небесахъ, надежды, которую да будетъ всѣмъ намъ получить по молитвамъ Ея о насъ, во славу Рожденнаго прежде вѣковъ отъ Отца, и въ послѣднія времена воплотившагося отъ Нея — Іисуса Христа Господа нашего, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Homilia XIV. In Annuntiationem immaculatae Dominae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae. P. G. 151 col: 165-177. 
[2] Лат. перев. прибавляетъ: «никогда не имѣющаго быть нарушеннымъ». 
[3] Св. Григорій Палама цитируетъ по одному изъ разночтеній, которое намъ неизвѣстно. 
[4] Здѣсь сравненіе съ Серафимомъ изъ видѣнія Пророка Исаіи, который, пріявъ въ клещи уголь съ небеснаго жертненника, прикоснулся имъ къ его устамъ, вслѣдствіе чего Пророкъ совершенно очистился. 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 137-144. 



Подписка на новости

Последние обновления

События