Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн Фундулис, заслуженный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Ιωάννου Μ. Φουντούλη

Пятидесятница

Πεντικοστή

 

Просмотреть исходную картинку

 

 

 

Пятдеся́тницу пра́зднуимъ, и Ду́ха прише́ствіе,

и предложе́ніе обѣща́нія, и наде́жды исполне́ніе,

и та́инство ели́ко, я́ко вели́ко же и че́стно.

Тѣ́мже вопіе́мъ Ти́: Содѣ́телю всѣ́хъ Го́споди, сла́ва Тебѣ́![1]

 

 

Наша Церковь этот изумительный гимн поставляет как своего рода пропилеи, предверие, к празднику Пятидесятницы. И в нем подытоживается «велико и честно» таинство, празднование которого мы и совершаем. Надежды исполнение, предложение обетования-обещания, Духа Святого пришествие. Мы действительно празднуем это событие, ниспослание Святого Духа на Апостолов Христа, поскольку оно является завершением и  венцом всего дела спасения. Все дело Христа, явление, учение, страдания, воскресение, вознесение имеет свой целью это явление Святого Духа в мир, в новом творении. Да, действительно через слово этой стихиры, которую мы слышим и во всей гимнографии Пятидесятницы воспоминается создатель всего, Отец, Который через Бога Слова, Сына Его любви, в Духе Святом создает ми, творит заново, заново создает творение и преобразует ее в новую, ее обновляет.

Так этот день связывает с воспоминанием с днем рождения нового мира с воспоминанием дня рождения старого мира. Двух рождений – естественного и преестественного. К первому рождению нас переносят переносят первые слова Библии: «Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустро́ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́. И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ. И ви́дѣ Бо́гъ свѣ́тъ, я́ко добро́»[2] Во время второго рождения происходит то же самое. Над неустроенной массой народов и во тьме заблуждения изливается живительное дыхание Духа Божия. Слово обновляет обетшавшее творение. «Па́рѳяне и Ми́дяне и Елами́те, и живу́щiи въ Месопота́мiи, во Иуде́и же и Каппадокі́и, въ по́нтѣ и во Асі́и, во Фригі́и же и Памфилі́и, во Еги́птѣ и страна́хъ Ливи́и, я́же при Кирині́и, и приходя́щiи ри́мляне, Иуде́е же и прише́лцы, Кри́тяне и Ара́вляне…»[3] являются новой бездной, порождением рассеяния, разделения и распадения мира. Над ними теперь является Дух Божий и Его Слово, которые призывают всех к согласию, к единству во Святом Духе, во свете. «Богъ рекий изъ тмы свету возсияти»[4], Он их призывает обратиться «отъ тмы къ свету»[5], чтобы стать «светомъ о Господе».[6] И преобразование происходит посредством огненных языков Святого Духа, которые были розданы Апостолам. «и яви́шася и́мъ раздѣле́ни язы́цы я́ко о́гненни»[7] Язык, символ, следствие и причина разделения, теперь становится символом единства, единства в Духе Святом нового народа Божия. Обновление Духом Святым символизируется явлением новых языков. Через Христа во Святом Духе теперь изрекается таинство вечного спасения. Это в действительности подчеркивается во второй стихире  Вечерни Пятидесятницы 1 гласа.

 

Язы́ками иноро́дныхъ обнови́лъ еси́, Христе́, Твоя́ ученики́, да тѣ́ми Тя́ проповѣ́дятъ безсме́ртнаго Сло́ва и Бо́га, подаю́щаго душа́мъ на́шимъ ве́лію ми́лость.

Итак, народ Божий, Церковь, во время Пятидесятницы празднует свое рождение. Ее день рождения, но и этого таинства самой ее жизни. Потому что Церковь Христова не переживала таинство Пятидесятницы только в момент времени во время того блаженного года и того исторического дня, когда ученики «исполнились» «Святого Духа». Но она его переживает, живет ежедневно, постоянно, в каждый момент времени, от того дня рождения вплоть до скончания веков. Дух Святой потому тогда явился и с тех пор пребывает и будет пребывать на века в  мире для того, чтобы собирать Церковь. Святой Дух и Церковь соединены неразрывно. Святой Дух это душа, жизнь и существо Церкви. Но для этого требуется единство, святость, кафоличность Церкви. Отсюда берут свое начало благодатные дары, установления, вера и богословие Церкви. В ней силу дыхания и огненное орошение Святого Духа ощущаем в каждом ее шаге, в каждом обряде и церемонии, в каждом ее движении. От Него проистекают сверхъестественные энергии таинств, которые порождают, жизнь, подают пищу и освящают ее тело. Об этом богословствует и автор третьей стихиры Вечерни праздника:

Вся́ подае́тъ Ду́хъ Святы́й: то́читъ проро́чествія, свяще́нники соверша́етъ, некни́жныя му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́, ве́сь собира́етъ собо́ръ церко́вный. Единосу́щне и Сопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Утѣ́шителю, сла́ва Тебѣ́![8]

Итак, к исторической Пятидесятнице, но и к продолжающейся Пятидесятнице, в которой живет Церковь, нас перенесут во время торжественного празднования этого события. Нас призовут приклонить наши колени во дворех Господних и чтобы мы поклонились непобедимой Его силе, чтобы вы прославили святую Троицу, Которая просвещает и освящает наши души. А в этом смиренном положении, преклонении наших коленей и нашей выи мы воспримем благодать Параклита. Мы обновимся и разожжем пламя Святого Духа. Мы постараемся осознать и понять наше положение и нашу суть как членов Церкви, как храмов Святого Духа. Очищенных храмов и сосудов, вместилищ Параклита, всякая мысль которых продиктована Духом премудрости, каждое действие Духом благоразумия, благости, правости, ума, правления, устранения погрешностей. Дух Святой, Господь и животворящий, божественный, который обоживает людей, который Своей благодатью нас изменяет в «Богов по причастности».

Это сверхприродное сошествие Утешителя описывают изумительные тропари-стихиры на "Хвалитех" и Вечерни 4 гласа, которые мы услышим. Этого Духа мы восхваляем, а Его благодать мы призываем вместе со стихирой на Славе 2 гласа, который мы и завершим нашу лекцию.

"

Пресла́вная дне́сь ви́дѣша вси́ язы́цы во гра́дѣ Дави́довѣ, егда́ Ду́хъ сни́де Святы́й во о́гненныхъ язы́цѣхъ, я́коже богоглаго́ливый Лука́ повѣству́етъ, глаго́летъ бо: собра́ннымъ ученико́мъ Христо́вымъ, бы́сть шу́мъ, я́коже носи́му дыха́нію бу́рну, и испо́лни до́мъ, идѣ́же бя́ху сѣдя́ще; и вси́ нача́ша глаго́лати стра́нными глаго́лы, стра́нными уче́ніи, стра́нными повелѣ́ніи Святы́я Тро́ицы.[9]

Ду́хъ Святы́й бѣ́ у́бо при́сно, и е́сть, и бу́детъ, ниже́ начина́емь, ниже́ престая́й, но при́сно Отцу́ и Сы́ну счине́нъ и счисля́емь: Живо́тъ и Животворя́й; Свѣ́тъ и свѣ́та Пода́тель; Самоблагíй и Исто́чникъ благосты́ни; Имже Оте́цъ познава́ется и Сы́нъ прославля́ется, и отъ всѣ́хъ познава́ется еди́на си́ла, еди́но счета́ніе, еди́но поклоне́ніе Святы́я Тро́ицы. 

Ду́хъ Святы́й — Свѣ́тъ, и Живо́тъ, и Живы́й Исто́чникъ у́мный; Ду́хъ прему́дрости, Ду́хъ ра́зума, Благíй, Пра́вый, Умный, облада́яй, очища́яй прегрѣше́нія; Бо́гъ и Боготворя́й; Огнь и отъ Огня́ происходя́й, глаго́ляй, дѣ́яй, раздѣля́яй дарова́нія, Имже проро́цы вси́ и боже́ственніи апо́столи съ му́ченики вѣнча́шася. Стра́нное слы́шаніе, стра́нное видѣ́ніе: Огнь раздѣля́яйся въ подая́ніе дарова́ній.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 126-131

 


[1] Стихира 1-я на «Господи воззвахъ» Малой вечерни праздника

[2] Быт. 1, 2-4

[3] Деян. 2, 9-11

[4][4] 2 Кор. 4, 6

[5] Деян. 26, 28

[6] Ефес. 5, 8

[7] Деян. 2, 3

[8] Стихира  3-я Великой вечерни Пятидесятницы на «Господи воззвахъ»

[9] Стихиры на «Хвалитех» Утрени Пятидесятницы



Подписка на новости

Последние обновления

События