Антониос Карвелас, богослов кафедры догматического богословия
Научное идолопоклонство современности
Η επιστημονική ειδωλολατρεία της σύγχρονης εποχής
Αντώνιος Καρβέλας, Θεολόγος, υπ. ΜΔΕ Δογματικής Θεολογίας
Характерной чертой нынешней эпохи является привязанность к позитивным или естественным наукам и продвижение их как доказательств человеческой божественности. Есть много современных ученых-атеистов, которые кричат о Боге, что Он не существует, что даже пытаются доказать идеологическими, впрочем, построениями и не такими чисто научными. Другими словами, они искажают научную методологию и переходят к личностным произвольным выводам. Другие, видя огромный прогресс и невообразимые достижения науки, считают, что в ближайшем или далеком будущем наука все объяснит, раз и навсегда разрушив идею Бога. Есть также те, кто выступает против первого и утверждает, что наука докажет существование Бога.
В любом случае наука считается ключом к истолкованию всего и современного человека, осознавая прогресс науки, обретает иллюзию самодостаточности и бессознательно или сознательно поклоняется себе как богу. По общему признанию, действительно впечатляет подвиг человеческого интеллекта, который, хотя и падший и помрачен, все же остается интеллектом. Проблема, однако, заключается в том, что рассмотрение ею реальности одномерно, так как утрачена полнота, который человек обладал до грехопадения. Таким образом, падший человек видит только один аспект — свой огромный потенциал для вмешательства в естественную среду, расшифровки ДНК, создания гибридов, предотвращения и лечения кокковых заболеваний. Так он обращается к самому себе, к возможностям своего интеллекта и разума, поклоняясь самому себе и себя обоживая. Это поклонение тварной действительности и себе является идолопоклонством, так как тварное отождествляется с нетварным, с которым оно радикально неподобно, полностью от него зависит и поэтому между этими двумя несходными онтологическими категориями не может быть никакого отождествления [1], поскольку, по существу, существует только одна онтологическая категория, и это Нетварная божественная реальность, которая по своей воли и желаниюсоздает творение.
Человек и его дела, как сотворенные вещи имеют пределы. Так что и у науки есть пределы, которые не могут быть восприняты современными антропологами, питающими иллюзию всемогущества и всеведения. Дискурсы науки, однако, постоянно обновляются и противостоят друг другу, поскольку исследуют построенные факты, которые искажаются и изменяются всякий раз, когда обновляется знание как непрерывная исследовательская сила области науки, как особая философия соответствующей отрасли, которую систематизирует и классифицирует знания с невероятной точностью, полученные научными методами микроскопически. Поэтому она постоянно меняется и всегда является фрагментарным и относительным. Идея всеведения в этом свете иллюзорна, так как это динамический процесс, но такой, который никогда не выходит за свои пределы. Для размеренного и сознательного ученого свойственно иметь смирение, как самосознание, Ньютона, сказавшего, что величайший мудрец подобен ребенку, который, играя на берегу, кладет в раковину несколько капель воды. К этим каплям направлена вся его мудрость, по отношению к неизведанному и безбрежному океану истин (данных), простирающемуся перед ним [2]. Эту простую истину упускают из виду сегодняшние «язычники», жадно гонящиеся за всезнанием. Ведь святитель Григорий Палама напоминает, что те, кто всю жизнь борются за приобретение мирских знаний, обеспечивают себе больше невежества, чем знания [3], потому что именно это знание изменчиво и заманивает человека в ловушку в мире, давая ему иллюзию самообожествления на с одной стороны, из-за впечатляющих и впечатляющих достижений науки и запутанности в материальном образе жизни как одержимости неудержимым хищничеством знания и его результатов с другой.
Роль науки заключается в исследовании данных созданной Богом действительности, реальности и использовании результатов этого исследования в жизни людей. Наука предлагает комфорт и улучшает условия жизни человечества. Ее роль – предобразовательная и вводная к познанию Бога [4]. Любое другое занятие наукой означает выход за ее естественные пределы и скатывание к трагическим выводам. То есть, когда ученые имеют дело с Богом, пытаясь либо доказать Его, либо отвергнуть Его на основе научной методологии, они совершают логическую ошибку и выходят за пределы инструмента того, что называется наукой. Просто потому, что Бог не является физической величиной, он радикально не похож ни на какую построенную область и характеристику, поэтому то, что описывается наукой, есть не сущность бога, а то, что не есть бог [5].
Конечно, по святителю Григорию Паламе, внешнее знание не осуждается, потому что оно не по своей природе хорошо или плохо, а зависит от познавательной воли разумного существа, которое им пользуется и в нем участвует, то есть она несет добро или зло в зависимости от ее использования [6]. С одной стороны, знание тренирует разум, который таким образом постигает собственное творение и, видя начало и раскрытие мира, ищет его качественную причину. Речь идет о неразрывной связи так называемого естественного и сверхъестественного откровения, где под естественным понимается врожденная (Богом как Его образом творением) логическая ( словесная, разумная - λογική ) восприимчивость человека, сотворенного для отношений и общения с Богом и, таким образом, человек ведется Богом, исследуя созданную реальность, а к нетварному и сверхъестественному относится несозданная Божественная энергия-, которая продолжает действовать и существует в мире [7]. Следовательно, знание само по себе не является чем-то плохим, если человек использует его для тренировки своего ума, который, в конце концов, был дан ему для исследования творения [8], а затем им приводится к Тому, Кто создал творения. Проблема возникает, когда человек увлекается мирскими знаниями, смещает Бога со своей точки отсчета и живет иллюзией завершенности, обожествляя себя и материю. Это ужасное заблуждение, показывающее трагедию падшего человека, который обращается к самому себе, чтобы найти точку отсчета, которая положит конец его экзистенциальным тупикам.
Источник: https://www.pemptousia.gr/2022/08/i-epistimoniki-idololatria-tis-sigchronis-epochis/
СНОСКИ
1. Митрополит Навпактский и святовласиевский. Опытное догматическое богословие Православной Кафолиечской Церкви. Μητρ. Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος, Εμπειρική δογματική της ορθοδόξου καθολικής εκκλησίας κατά τις προφορικές παραδόσεις του π.Ιωάννου Ρωμανίδη, Τόμος Α Δόγμα-Ηθική-Αποκάλυψη, σελ.284. Γ έκδοση, τόπος έκδ. Ιερά μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου, Λεβαδειά 2018.
2.. Евангелос Д. Феодору. Границы научного познания Ευάγγελος Δ. Θεοδώρου, Τα όρια της επιστημονικής γνώσεως (Πρυτανικός λόγος), εκδόσεις Πανεπιστημίου Αθηνών, τόπος εκδ. Αθήνα, 1981.
3. Свт. Григорий Палама. Слова в защиту священно-бзмолвствующиз. Γρηγόριος Παλαμάς, Άπαντα τα έργα 2, Λόγοι υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων,1.1,2 Εισαγωγή κείμενον-μετάφρασις-σχόλια υπό Παναγιώτου Κ. Χρήστου καθηγητού Πανεπιστημίου, σελ.62, εκδόσεις Πατερικαί εκδόσεις «Γρηγόριος ο Παλαμάς», τόπος εκδ. Θεσσαλονίκη 1992.
4. Μέγας Βασίλειος, Προς τους νέους 2.
5. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Ιωάννης Δαμασκηνός,Έκδοσις ακριβής της Ορθοδόξου πίστεως, κείμενο-μετάφραση-εισαγωγή- σχόλια Νικόλαος Ματσούκας, σελ.36,38, εκδόσεις Πουρναρά, τόπος έκδ. Θεσσαλονίκη 2009.
6. Γρηγόριος Παλαμάς,1,1.6,σελ. 72.
7. Там же, Ιωάννης Δαμασκηνός, Έκδοσις ακριβής της Ορθοδόξου πίστεως, κείμενο-μετάφραση-εισαγωγή-σχόλια Νίκου Ματσούκα, σελ.457.
8. Свт. Василий Великий Толкование на Шестоднев. Шестой денб.Μέγας Βασίλειος, εις την Εξαήμερον,PG 29,33B.«πολλὰ ἀπεσιώπησεν, ὕδωρ, ἀέρα, πῦρ, τὰ ἐκτούτων ἀπογεννώμενα πάθη• ἃ πάντα μὲν ὡς συμπληρωτικὰ τοῦ κόσμου συνυπέστη τῷ παντὶ δηλονότι• παρέλιπεδὲ ἡ ἱστορία, τὸν ἡμέτερον νοῦν γυμνάζουσα πρὸς ἐντρέχειαν, ἐξ ὀλίγων ἀφορμῶν παρεχομένη ἐπιλογίζεσθαι τὰ λειπόμενα.»
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.