Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Поцелуй предательства

Της προδοσίας το φίλημα.

 

В Китире 15 апреля 2025 г.

Арх. Павлос Димитракопулос ,богослов-писатель — Священная Митрополия Кифирская и Антикифирская

   Наша святая Церковь, дорогой читатель, проходя через эти святые дни Страстной седмицы, благодатью Божией знакомит нас с великими и спасительными событиями страданий Господних, завершившимися Его святым Воскресением. Богатая гимнография и евангельские чтения еще раз вызовут в нашей памяти ужасные и шокирующие события Страстей, которые Господь претерпел из бесконечной любви к нам ради жизни и спасения мира. Из этих событий мы попытаемся рассмотреть лишь один аспект, относящийся к событию предательства Иуды, руководствуясь евангельскими текстами, святыми отцами и тропами того времени.

    Как сообщает евангелист: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его вам?» (Матфея 26:14-15). «Теперь иди...», то есть когда? Когда блудница, о которой евангелист говорит в предыдущих стихах, подошла ко Христу и возлила на главу Господа драгоценное миро, которое было у нее, чтобы таким образом показать, с одной стороны, свое глубокое раскаяние в своей доселе греховной и блудной жизни, а с другой — свою веру, поклонение и любовь к Учителю. Итак, когда блудница получила прощение грехов, когда она со слезами исповедала свои грехи, когда она целовала Его пречистые ноги и отирала их своими волосами, тогда Иуда совершил подлое и страшное дело предательства. И пока она восходила из глубин погибели на небо и достигала своего спасения, он упал с высоты апостольского служения и был ввергнут в глубины ада. Эта антиномия, трагический контраст между двумя лицами, весьма мастерски представлена ​​в одном из тропарей славословий Страстной среды: «Егда́ грѣ́шная приноша́ше мѵ́ро, тогда́ учени́къ соглаша́шеся пребеззако́ннымъ. Овая у́бо ра́довашеся, истоща́ющи мѵ́ро многоцѣ́нное, се́й же тща́шеся прода́ти Безцѣ́ннаго. Сія́ Влады́ку познава́ше, а се́й отъ Влады́ки разлуча́шеся. Сія́ свобожда́шеся, а Іу́да ра́бъ быва́ше врагу́. Лю́то е́сть лѣ́ность, ве́ліе покая́ніе: е́же мнѣ́ да́руй, Спа́се, пострада́вый о на́съ, и спаси́ на́съ...."

 

    «Теперь ты иди...» То есть его никто не звал, и никто его к этому не принуждал, но он действовал сам по себе, следуя своему выбору и решению. Он начал этот преступный план по собственной инициативе и преднамеренно. Это не был поступок, на который он был втянут в момент беспечности под давлением трудностей и неблагоприятных обстоятельств. Это был акт, который он хладнокровно обдумал, спланировал и осуществил. Это было выражение страшной страсти, которую он таил в глубине своей души, страсти алчности. Эта страсть зарождалась, развивалась и укоренялась в нем постепенно и последовательно, пока не разрушила непоправимо весь его душевный мир. Он ослепил свои духовные глаза и ожесточил свое сердце до такой степени, что остался равнодушным и бесчувственным перед любовью своего Учителя, перед бесконечными чудесами, которые он ежедневно видел от Него и которые свидетельствовали и доказывали Его божественную власть и силу, Его мессианский статус.

    «Теперь бы иди с двенадцатью...» То есть тот, кто предал его, не был случайным человеком или одним из более широкого круга из семидесяти учеников, а принадлежал к двенадцати. То есть избранным, тем, кто был с Господом каждый день. Тот, кто был достоин вместе с другими одиннадцатью столь обильно насладиться учением Господа. Тот, кто был удостоен видеть чудеса, которые видели немногие из толпы. Тот, кто был удостоен, пусть сам творит чудеса и исцеляет бесноватых силой своего Учителя. Тот, чьи ноги Господь омыл во время Тайной Вечери. Тот, кому Господь даровал Божественное Причастие, Свое Святое Тело и драгоценную Кровь.

    Итак, после того как Иуда договорился с первосвященниками о предательстве, он стал искать подходящую возможность. Он разработал план, в котором все было продумано до мельчайших деталей, чтобы предприятие увенчалось успехом. Даже способ предательства был предвиден. Как отмечает евангелист: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! — и поцеловал Его» (стихи 48,49). Знаком, по которому они могли понять, кто такой Иисус, был поцелуй. То есть, он не предпочитал другой способ предательства, например, указание на него пальцем или какой-либо другой жест, но поцелуй. То есть, действие, которым мы выражаем чувства глубокой любви и признательности, когда обнимаем человека. Но какую связь имел поцелуй, этот символ любви, с внутренним содержанием его души, которая была полна ненависти и злобы к Учителю? «Увы, — замечает изумленный святой Златоуст, — сколько злобы приняла душа предателя! Какими глазами он тогда увидел Учителя? «Чьими губами она его целовала?» И он продолжает ниже: «Странен этот способ предательства, сопровождаемый поцелуем и обращением («радуйся, равви»). И Иисус ответил ему: «Зачем ты пришел сюда, друг? Зачем ты желаешь мне радости, если твоя цель — огорчить меня? Зачем ты обращаешься со мной словами, когда ты причиняешь мне боль своими действиями? Почему ты называешь меня своим Учителем, не будучи моим учеником? Почему ты злоупотребляешь поцелуем, который является выражением любви? Почему ты сделал символ мира своим лозунгом для своего предательства?… Я знаю, кто указал тебе путь к обманчивому поцелую. «Дьявол внушил тебе мысль поцеловать меня таким образом».

    Итак, дорогой читатель, страсть сребролюбия-алчности ужасна. Апостол Павел считает его «корнем всех зол» (1 Тим. 6:10). Страсть, которая омрачает и ожесточает душу до такой степени, что она не колеблется совершать самые отвратительные преступления. Страсть, которая подвергает риску всех нас. И пусть никто не говорит, что не может быть второго Иуды, поскольку Христос теперь на Небесах, и потому невозможно предать Его, или дать Ему поцелуй предательства. Как говорит великий святой нашей Церкви, преподобный Максим Исповедник , всякий раз, когда мы грешим своей волей, мы как бы предаем Христа, подобно Иуде. «Смотри, сребролюбец, кого используют для этой цели как виселицу». «Беги, ненасытная душа, учу тебя, таковые дерзнули...», — предостерегает Церковь вдохновенным тропарем утрени Великого Четверга. Падение Иуды учит нас еще кое-чему. Ни одно церковное служение, каким бы значительным оно ни было, не гарантирует нам спасения, если мы не будем осторожны. Вот почему апостол сказал: «Бревно стоит; вижу, что оно не упадет» (1 Кор. 10:12). Тот, кто думает, что он стоит, что он утвердился в духовной жизни, и думает, что ему не грозит духовная опасность падения, пусть будет осторожен, чтобы не упасть. Потому что самоуверенность, которую он взрастил в себе, отнимет у него Божью благодать, в результате чего он окажется под угрозой падения.

Доброго покаяния и счастливого Воскресения!

источник: http://aktines.blogspot.com/2025/04/blog-post_979.html#more



Подписка на новости

Последние обновления

События