ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЗАМЕТКА
Священного Синода Элладской Православной Церкви
К
Высокопреосвященнейшим митрополитам Элладской Церкви.
Тема: «Время для служения Божественной литургии и возможность совершения ее в вечернее время».
Ἐν Ἀθήναις τῇ 31ῃ Μαρτίου 2004
ὑπ' ἀριθμ. 2786
ΕΓΚΥΚΛΙΟΝ ΣΗΜΕΙΩΜΑ
Πρός
Τούς Σεβασμιωτάτους Μητροπολίτας
τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος.
Θέμα : «Ὁ καιρός τῆς Θείας Λειτουργίας καί ἡ δυνατότης τελέσεώς της τό Ἑσπέρας».
Дорогие братья во Христе,
Святитель Симеон Солунский считает Божественную литургию «концом всякого обряда и печатью Божественного таинства» («τέλος πάσης τελετῆς καί θείου μυστηρίου σφραγίδα»). Хотя она запечатывает суточную (νυχθήμερον) литургическую молитву, она, тем не менее, сохраняет свою независимость от других Священных богослужебных последований и некоторым образом она свободна от временных ограничений суточной литургической системы богослужения.
Вышеуказанные ее характеристики способствовали формированию различных литургических форм и ее первоначальной связи с вечерей (μέ τό δεῖπνον), в подражание Тайной вечере, а также потому, что вечер знаменует собой начало нового литургического дня, по мнению евреев. Это оказало влияние и на христианскую литургическую практику.
Собрание верующих ( ἡ σύναξις τῶν πιστῶν) в контексте вечери-трапезы и именно «в воскресенье» (ἐν τῇ Κυριακῇ ἡμέρᾳ) подчеркивало смыл Евхаристии не как религиозного (таинственного) обряда, а как главного проявления явления и предвкушения нового мира Царства Божия.
Таинство первоначально совершалось после вечери, но позднее, из соображений благоговения, стала преобладать традиция совершать ее до вечерни. Этому способствуют социальные условия, но также и причины уважения к этой Таинству. Эта вечерняя форма богослужения сохранилась в контексте всенощной ( παννυχίδος) во время послекрещальной литургии (Великая Суббота, в сочельник Богоявления , в канун Рождества Христова или же Великого Четверга), а также в Божественной литургии Преждеосвященных Даров. Во всех вышеприведенных случаях наиболее регулирующим фактором такого определения был пост, предел которого охраняется девятым часом, а также необходимость причащения Непорочных Таин среди тех, кто крестится группами в указанные дни катехизаторов.
Однако же позднее, Божественная Евхаристия была отделена от вечерни-трапезы и продолжала совершаться «в определенные времена и часы» (ὡρισμένοις καιροῖς καί ὥραις), как упоминает Климент Римский в своем послании к Коринфянам. Однако после 4 в. по Р. Х. она стала совершаться после третьего часа, или точнее, между третьим и шестым часом (т. е. примерно с 9 до 12 часов утра), «потому что был третий час дня, когда Святой Дух почил на святых Апостолах». Однако Божественная литургия Преждеосвященных даров во время Великого поста продолжает оставаться неразрывно связанной с Вечерней, тогда как Божественная литургия Пасхи и Рождества совершалась после полуночи (μετά τό μεσονύκτιον) и «до дня (праздника), по таинственным причинам; ибо мнение святых Отцов (благоговейное предание, которое сохраняет Феофил Кампанийский[1]) что именно после полуночи произошло рождение и Воскресение Спасителя Иисуса Христа»[2].
Это разнообразие во времени совершения Божественной литургии было истолковано Матфеем Властарем как человеколюбивое деяние (μία φιλάνθρωπος πρᾶξις) Отцов и как чудесный способ руководства верующими «непосредственно отсюда к единому и высшему знанию».
Достаточно, однако, того, что бывают случаи несоблюдения временных рамок, установленных традицией по пастырским или другим причинам. В мартирологиях, например. есть сведения, что некоторые мученики перед смертью совершают Божественную литургию сами и, по-видимому, не в определенное время, как, например, в об этом сообщается о священномученике Лукиане Самосатском. В период турецкого ига снова по причинам пастырской заботы была перенесено совершение Преждеосвященной литургии с вечера на утро, и хотя этот обычай был принят Колливадами, он сохранился до сегодняшнего дня в светском Типике.
В этот же период снова было принято, а точнее терпимо, изменение времени совершения (с вечера на утро) Божественной литургии Великой Субботы, Великого Четверга, навечерий Богоявления и Рождества Христова, так как это продолжается до сих пор по пастырским соображениям, так как, по словам Феофила Кампанийского (18 в.), «это не вредит, потому что благодать Святого Духа не ограничена и не заключена во времени».
Таким образом, оказывается, что с 18 века существовала терпимость в отношении времени совершения Божественной литургии. Однако вопрос о том, возможно ли совершение этого Таинства вне третьего часа остается открытым, ибо в более древние времена, безусловно, Соборы Вселенские не занимались этим вопросом, а великие Отцы не сохраняли третий час, в результате чего, вероятно, было и создано такое впечатление, что Церковь не обязывала хранить этот обычай.
Однако в тексте того же периода, который именуется трудом Константинопольского Патриарха Каллиника ΙΙΙ, дается мудрый ответ по выше названной проблеме, который также уважает традицию, а не игнорирует «нужду народа»; «Время для священной литургии, — говорится в тексте, — это по древнему обычаю третий час дня, но она может начинаться и заканчиваться раньше или позже, если есть нужда (ἐάν εἶναι ἀνάγκη); не раньше полуночи и не после полудня (πρίν δέ τοῦ μεσονυκτίου καί μετά μεσημβρίαν οὐχί); вне назначенных Церковью дней, когда литургия совершается вместе с вечерней (ὁμοῦ μέ τόν ἑσπερινόν)».
Без всяких оговорок мы могли бы сегодня дать такой же ответ по поводу изменения третьего часа и возможности совершения Божественной литургии вечером. Потому что и сегодня нередко бывает, что Божественная литургия совершается «и раньше, и позже» (καί ταχύτερον καί ὑστερώτερον) третьего часа. Например, вторая Божественная литургия, которую по пастырским соображениям учредили многие священные Митрополии, в последнее время, однако, изменяется традиционный способ совершения таинства.
В том же контексте необходимо рассматривать недавние инициативы, направленные на служение по пастырским нуждам, которые откладывают совершение Божественной литургии на определенные радостные дни во второй половине дня или даже вечером до полуночи. Все это «нетрадиционно и неприемлемо» (ἀντιπαραδοσιακαί καί ἀπαράδεκτοι).
Братья и отцы в Господе,
Бдение во время праздников, которые «выпадают» на обычные дни недели, является мудрейшей практикой и соответствует духу традиции практики нашей Церкви. И она состоит в том, что поскольку (Божественной литургии) предшествовало краткое бдение (σύντομος ἀγρυπνία), то после полуночи (μετά τό μεσονύκτιον) следует совершение Божественной литургии. Таким образом, чтится и древнее установление так называемого Евхаристического поста, но верующие также имеют возможность пережить Божественную литургию как истинно новый день спасения и время Воскресения и конца времен.
В первую очередь, однако, нам следует выделить их все для восстановления совершения Преждеосвященной литургии в свое законное время, для ее совершения обязательно и особенно в каждую среду Великого поста, несмотря на трудности, которые возникают сегодня. Это решение, к которому мы должны прийти как можно скорее.
Все это для рассмотрения и избежания ненужного принятия чуждых или нетрадиционных литургических схем.
+ Афинский ХРИСТОДУЛОС, председатель
+ Димотихи и Орестиады Никифор.
+ Митилины, Эриссоса и Пломариу Иаков
+ Лимноса и Святого Евстратия Иерофей
+ Гуменисский, Аксиополиса и Поликастро Димитрий
+ Верии и науса Пантелеимон
+ Дриунопольский, Погониани и Коницы Андрей
+Гифеи и Итилу Хризостомос
+ Димитриадский и Альмиры Игнатий
+ Кифирский Кирилл
Фесаллийский и Фанариофарсалийский Феоклитос
+ Кесарианийский, Вироны и Имитты Даниил
+ Идры, Спенцоны и Эгины Ефрем
Главный секретари
+ Архимандрит Хризостомос Склифас
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2023г.
Источник: https://www.ecclesia.gr/greek/holysynod/egyklioi.asp?id=259&what_sub=egyklioi
[1] εὐλαβής παράδοσις, τήν ὁποίαν διασῴζει ὁ Θεόφιλος Καμπανίας
[2] πρό τῆς ἡμέρας, διά μυστηριώδη αἰτίαν· ὅτι γνώμη τῶν Θείων Πατέρων (εὐλαβής παράδοσις, τήν ὁποίαν διασῴζει ὁ Θεόφιλος Καμπανίας) εἶναι μετά τό μεσονύκτιον νά ἔγινεν ἥ τε γέννησις καί ἡ Ἀνάστασις τοῦ Σωτῆρος Ἰησοῦ Χριστοῦ