Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О мотивациях святого императора Константина для принятия Миланского эдикта

Περί των κινήτρων του Αγίου Κωνσταντίνου για το Διάταγμα των Μεδιολάνων

 

 

В. Хараламбус, богослов

Время от времени высказывались и высказываются взгляды, оспаривающие искренние мотивы Св. императора Константина относительно издания Миланского эдикта, рассматривая их как вероятные политические мотивы. Однако же такие взгляды являются произвольными и исторически необоснованными.

 

Святой император Константин своим изданием Миланского эдикта «сделал важный шаг к признанию христианской веры в качестве официальной религией империи, практически отдав предпочтение христианам», - говорит профессор истории Королевского Лондонского колледжа Джудит Херрин в своей книге «Что такое Византия».  Здесь же  стоит также упомянуть слова Генриха Крафта, который отмечает, что «римский мир созрел, чтобы стать христианским, и Константин отвечал потребностям того времени, потому что считал себя христианином» [1].

 

Было ли то, что говорят оппоненты, правдой, что Император, который, несомненно, был Всемогущим Императором Вселенной в то время, на практике продемонстрировал как другой Иоанн Креститель: «ему должно расти, а мне умоляться». (Иоан.3, 30), отказываясь при этом от старого обычая обожествления Императора или заменяя царский венец на белое одеяние Святого Крещения, которое он хранил до своей смерти? Стоит упомянуть слова Рудольфа Хернегера, который отмечает, что «почти нет другой личности в истории, чье сияние непрерывно длится семнадцать веков» (2). И это величие касается решающей роли святого Константина в распространении христианства.

 

Последующий курс политики двух императоров, Константина Великого и Лициния, доказывает намерения, а также мотивы каждого из них. Мотив политической целесообразности вполне мог быть приписан Лицинию, который нарушил Миланский эдикт о секуляризме (вреотерпимости) после того как он был поражен Константином, снова  начав преследовать христиан. Напротив, последующее отношение святого Константина, первого христианского императора, «величайшего вождя римлян», как отца веры святого Константина во Христа, как его называет о. Иоанн Романидис, доказывает, что он, защищая христиан, вовсе не легкомысленно, был движим, прежде всего, его верой во Христа.

 

Когда Константин Великий торжественно основал и открыл Новый Рим, то на колонне, посвященной этому событию основания Города: «Тебе Христу, Царю и Владыке мира, Тебе я раб приношу град и скипетр и всего Римского Государства, храни его, спаси же его от всякого вреда».[2] Он также устанавливает также титул каждого византийского императора, «верующий во Христа Бога царь и император римлян»[3], этот титул, который сохранялся за всеми императорами вплоть до падения Константинополя , как замечает Элени Глыкаци-Арвелер в своей книге «Почему Византия» (Γιατί το Βυζάντιο) Тот факт, что «Константинополь вскоре стал называться не только Новым Римом, но и Новым Иерусалимом и Новым Сионом» также подтверждает это.

 

 «Безусловно, эти два очень важных события - основание Константинополя и принятие христианства - произошли благодаря одному человеку, императору Константину», - говорит Элени Глыкаци-Арвелер. Здесь стоит упомянуть слова отца Иоанна Романидиса из его книги «Ρωμιοσύνη, Ρωμανία, Ρούμελη», который отмечает следующее: «С одной стороны, римляне стали эллинами-греками, а с другой стороны, греки стали римлянами. Отсюда следует, что, по примеру апостола Павла, нация христиан отождествлялась с нацией римлян, особенно в лице Константина Великого, и, таким образом, романизм или греко-христианская цивилизация зародилась и достигла своего совершенства с центром в Константинополе, Новом Риме».[4]

 

Дополнительным доказательством того, что абсолютно ошибочным мнением является то,  святой Константин издал Миланский эдикт о секуляризме (веротерпимости), чтобы завоевать расположение христиан, является совершенно неправильным, поскольку известен тот факт, что христиане составляли небольшое меньшинство в Империи во время появления эдикта. Как говорит ученый византолог Стивен Рансиман в своей книге «Византийская теократия», считается, что во время Миланского эдикта в 313 году, когда христианская церковь получила полную свободу вероисповедания и правовой статус, христиан насчитывалось не более одной седьмой от населения империи».

Так каким образом разве политические мотивы повлияли на издание Константином Великим Миланского Эдикта, если христиане составляли небольшое меньшинство в империи? Поэтому абсурдно предполагать, что он сделал это из эгоистичных намерений, чтобы снискать расположение христиан. Этот великий Святой, несомненно, стал причиной распространения Веры Истины по всему миру.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2021г.

Источник: http://aktines.blogspot.com/2021/05/blog-post_41.html

 

[1] Эти слова сказаны Генрихом Крафтом с специаотном предисловии к книге Эберхарндта Харта «Константин Великий - биография»

[2] «Σοι Χριστέ Κόσμου Βασιλεύς και δεσπότης, σοι προστίθημι την δε την δούλην πόλιν και σκήπτρα της δε και το παν Ρώμης Κράτος, φύλαττε ταύτην, σώζε δ’ εκ πάσης βλάβης». Ο καθιερωθείς επίσης τίτλος του κάθε β

[3] «πιστός εν Χριστώ τω Θεώ βασιλεύς και αυτοκράτωρ Ρωμαίων»

[4] «Η πολιτική ιδεολογία  της Βυζαντινής Αυτοκρατορίας», Ελένης Γλυκατζή-Αρβελέρ



Подписка на новости

Последние обновления

События