Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Основная статья: Философия, наука, богословие

Κύριο ἄρθρο: Φιλοσοφία, Ἐπιστήμη, Θεολογία

 

Иерофей Митрополит Навпактский и Святовласиевский

 

 

Вопрос о взаимоотношении философии, науки и богословия неисчерпаем и касается различных периодов времени. Например, в Древней Греции эти три реальности, то есть философия, наука и богословие отождествлялись, а временами их отделяли друг от друга.

Этот вопрос будет кратко изложен, поскольку он касается не только отношений между ними, но и отношений между людьми, которые трудятся в этих областях.

 

Древние греки отождествляли философию и науку как универсальное понятие, охватывающее отдельные науки. Под термином «философия» Платон понимал интеллект, науку, желание, мудрость и боголюбие[1]. По Аристотелю, философия это исследование и впоследствии познание сущего в себе. Фактически он различал, в универсальном смысле философии математический, естественный и богословский. Так, Аристотель рассматривал философию как «искусство искусств и науку наук», а классифицируя науки порознь, он пишет, что науки делятся на практические, поэтические, теоретические, а теоретические подразделяются на математические, естественные и богословские (Κωνσταντίνου Νιάρχου, Ἀρχαία ἑλληνική φιλοσοφία, τόμος Α΄, Ἀθῆναι 2008, σελ. 17 (Константин Ниарх, Древнегреческая философия, том I, Афины, 2008 г., стр. 17 и далее).

 

То, что наблюдается в древнегреческой философии, отличается от еврейского богословия, как мы это видим в Ветхом Завете, где оно полно богоявлений, поскольку Бог являлся пророкам, праотцам, и они говорили о Его славе. Бог, по пророкам, есть не высшее существо, заключающее в себе идеи вещей, а Личный Бог, Господь Славы.

 

Позже, с воплощением Сына и Слова Божия, бестелесное Слово явилось во плоти и люди поняли, что Бог это не высшее безличное существо, а Господь Славы, есть Слово, ставшее человеком, принявшее плоть и обитало в нас. А евангелист Иоанн исповедует: «И Слово стало плотью и обитало с нами и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины» (Иоанна 1:14).

 

Естественно, христианство, распространившееся на греческий мир, где господствовали взгляды классической метафизики и неоплатонизма, вступило в сильный конфликт с существовавшей тогда действительностью. Два течения философии и богословия пришли в сильное столкновение, поскольку философы-богословы пытались логически понять учение о Троице и впали в ереси. Затем отцы IV века выражали богооткровенный опыт пророков, апостолов и свой собственный, исольуя некоторые термины греческой философии, придавая им новый смысл.

 

Таким образом, благодаря решениями Вселенских Соборов стало ясно, что одно дело – эмпирическое, опытное богословие Церкви, другое – философия, связанная с воображением и размышлением, и другое – наука, исследующая тварную реальность.

Однако на Западе с 11 по 13 век философия, наука и богословие вновь отождествлялись с так называемым схоластическим богословием. Ученые в новейшее время выступили против такого отождествления богословия, философии и науки. Путем экспериментов и наблюдений они отвергли метафизического космоидола, после того как обнаружили, что в творении нет устойчивости, как было бы, если бы все существа были копиями идей или двигались от первого к неподвижному. Таким образом, среди ученых развились различные течения, такие как атеисты, не интересовавшиеся Богом, деисты, верившие в существование высшего существа, правящего миром, и агностики, ссылающиеся на неизвестного Бога.

Однако три святителя (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий), жившие в IV веке н. э., в середине, между богословами-философами и богословами-схоластами, знали все философские и научные течения своего времени. На самом деле двое из них, а именно Василий Великий и святой Григорий Богослов, изучали в Афинах философию в сочетании с науками того времени, а святой Иоанн Златоуст слушал уроки философа Ливания, последовавшего за софистами.

 

Некоторые знали и философию, и науки своего времени, хотя и отделяли их от богословия. Они различали, что человеческое знание и философское созерцание божественного существа — это одно, а богословие — другое. Первые, т. е. философия и наука, сосредоточены на логике и воображении, а богословие — это откровение Бога человеку и обожение человека через очищение, просвещение и обожение. Другими словами, они отделили теологию от философии и науки.

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023г.

http://www.parembasis.gr/index.php/el/journal/current-issue/7645-2023-319-01

 

[1] νόηση, τήν ἐπιστήμη, τήν ἐπιθυμία, τήν σοφία καί τήν θεοφιλία



Подписка на новости

Последние обновления

События