В конце 19-го века, когда Гэлион в Англии начал свои исследования отпечатков пальцев, а Бертийон во Франции изобрел судебную фотографию «для антропометрической идентификации» (термин эпохи), эти процедуры были предназначены исключительно для преступников-рецидивистов.
Сегодня на наших глазах формируется общество, в котором к каждому гражданину предполагается применить технические средства, с которыми до сих пор приходилось иметь дело только правонарушителям. В соответствии с планом, который уже находится в стадии реализации, нормой отношений с государством граждан, которых Руссо называл «членами суверена», становится биометрия, то есть подозрение, распространенное на каждого.
Под давлением растущей деполитизации пост-индустриальных обществ граждане все сильнее устраняются от любого участия в политике, все в большей степени они сами рассматривают себя как возможных преступников, и так же относится к ним и государство. Таким образом, политическое сообщество все в больше мере превращается в криминальное.
Опасность такой ситуации очевидна для всех, кроме тех, кто просто отказывается видеть. С некоторой степенью уверенности мы можем сказать, что фотографии с удостоверений личности, в том числе профессиональных, позволили нацистской полиции в оккупированных странах обнаружить и зарегистрировать евреев, тем самым облегчив их депортацию. Что произойдет, когда деспотическая власть решит воспользоваться биометрическими данными всего населения?
Еще большую тревогу вызывает то, что европейские страны готовятся распространить биометрический надзор на все население после того, как первоначально он был введен в отношении иммигрантов. Соображения безопасности, которыми прикрывается эта отвратительная система, не представляются убедительными: если даже она может способствовать предотвращению рецидивизма, она абсолютно безпомощна предотвратить первое преступление или первый террористический акт. И наоборот, она весьма эффективна для массированного контроля над индивидуумами. В тот день, когда биометрический надзор получит всеобщее распространение и видеонаблюдение будет установлено на всех улицах, любая критика и несогласие станут уже невозможными.
Молодые студенты, разрушившие 17 ноября [2005] года аппараты для биометрического контроля при входе в столовую Высшей Школы Гир-сюр-Иветт, [1]продемонстрировали своим поступком, что индивидуальные свободы и демократия для них значат намного больше, чем для тех, кто без содроганий принял решение об их установке или согласился с ней.
Я выражаю свою солидарность с этими французскими студентами и публично заявляю, что отказываюсь быть соучастником любого биометрического надзора и готов отказаться от своего паспорта и любого удостоверения личности.
Джорджио Агамбен [2]
Le Monde, 5 December 2005
перевод для ПА Кирилл Меламуд
[1] В полдень 17 ноября 2005 года двадцать поющих клоунов вошли в столовую высшей школы, расположенной около технополиса Сакле, где расположены многочисленные лаборатории хай-тек. В ходе импровизированного перформанса, сопровождавшегося раздачей брошюр, ударами молотов были полностью разрушены два аппарата для считывания биометрических данных. Материальный ущерб был оценен в 15000 евро. В конечном счете полиция допросила, задержала и арестовала трех людей. 17 февраля 2006 года они суд присудил их к штрафу в 500 евро и трехмесячному тюремному заключению.
[2] Джорджио Агамбен - крупнейший современный итальянский философ. О его работе и биографии см.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Агамбен,_Джорджо
В 2004 он отказался от работы в Нью-Йоркском Университете, не желая проходить биометрическую идентификацию, введенную правительством США для получения визы. В декабре 2005 года он посетил публичное мероприятие в поддержку арестованных французских студентов; на этом митинге он публично объявил о своем намерении отвергнуть любые биометрические документы, будь то общеевропейские или национальные.
В 2020 году выступил с критикой правительственной политики в связи с распространением коронавируса. Русский перевод статьи "Изобретение эпидемии" (2 версии):
https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/izobretenie-epidemii
https://syg.ma/@journal-psychoanalysis/dzhordzho-aghambien-izobrietieniie-epidiemii