Крестопоклонное Воскресение
Георгий Мантзаридис, почетны профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
В середине Великого поста находится Крестопоклонная Неделя. Синаксарий Крестопоклонной Недели начинается с таких слов: «
Въ то́йже де́нь, въ недѣ́лю тре́тію посто́въ, поклоне́ніе пра́зднуемъ Честна́го и Животворя́щаго Креста́, вины́ ра́ди сицевы́:
Поне́же бо четыредесятодне́внымъ посто́мъ, о́бразомъ нѣ́кимъ и мы́ распина́емся, умерщвля́еми отъ страсте́й, го́рести же чу́вство и́мамы, уныва́юще и низпа́дающе, предлага́ется Честны́й и Животворя́щій Кре́стъ, я́ко у́бо прохлажда́я и утвержда́я на́съ, и воспомина́я на́мъ стра́сти Го́спода на́шего Іису́са Христа́, и утѣша́я. Аще Бо́гъ на́шъ на́съ ра́ди распя́тся, коли́ко подоба́етъ на́мъ Его́ ра́ди дѣ́яти, облегча́я же болѣ́зни на́ша предложе́ніемъ Влады́чнихъ скорбе́й, и воспомина́ніемъ, и упова́ніемъ, Кресто́мъ сла́вы? » [1].
Крест Христов, которому мы поклоняемся в это воскресенье, находится не только в середине Великого поста, но и простирается особой вестью на весь период. Он сообразен всей истории промысла Божия о нашем спасении. В минувшее воскресенье мы праздновали память святителя Григория Паламы, который сказал по этому поводу следующее: Крест Христов «издревле предречен и предвозвещен, и никто никогда не примирился с Богом иначе, как силою Креста» [2].
Крест Христов, или, вернее, тайна Креста, есть единственный наш путь к нашему спасению и обновлению. Эта тайна, завершившаяся распятием Христа, была предсказана и предвосхищена еще в Ветхом Завете. Итак, в то время как святой Григорий указывает на Авеля, Сифа, Еноха и всех тех, кто был до Ноя, как угодных Богу, он также подробно представляет Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и Моисея как тех, которые подверглись суровым испытаниям в своей жизни и предвещали смерть Христа на Крест.
Уничтожение греха было совершено не только Крестом Христовым, но и собственно на Кресте Христовом. «Локус» Креста и «знамение» Креста связывают время с вечностью, соединяют нашу человеческую убогость с величием Божиим. Именно это делает ее сутью тайны христианской жизни.
Предвечный «час» Христа, «час» Его явления как Искупителя и Спасителя мира — это час Его крестной смерти [3]. Христос вошел в реальную жизнь через Свою смерть, когда явилась Его слава. Кульминацией Его самоуничижения, оставленности («Боже, Боже мой, для чего Ты оставил Меня?») [4] было также Его вхождение во славу Отца («Отче, в Твои руки предаю дух Мой») [5]. ].
Дар воскресения и вечной жизни был дарован нам через смерть Христа и Его сошествие во ад. Так вырос «весь род Адама». Вот почему на иконе сошествия Христа во ад, которая для Православной Церкви является иконой Воскресения, написано не «Воскресение Христово», а просто «Воскресение». То, что было достигнуто во Христе, относится ко всему миру. И потому оно должно повторяться, хотя бы в какой-то мере, в каждом христианине, живущем в мире как член Его тела.
В конечном счете, мы, христиане, призваны, но и способны не только пройти через Крест, чтобы испытать Воскресение, но и испытать Воскресение на Кресте, славу, которую можно найти в полном самоуничжении, что делает возможным проявление славы Божией. Христос был прославлен на Кресте, где была выполнена Его задача [6]. Он воскресил нас через Крест? Он освободил нас, порицая «грех во плоти» [7].
Дьявол был побежден не после смерти Христа, а с Его смертью. Христос победил смерть не после Своей смерти, а Своей смертью: «смертью смерть поправ». И Он оправдал нас перед Богом, когда Он был оставлен Богом и умер как человек, как тот, кто умирал несправедливо. Так Гроб Христа стал источником нашего Воскресения.
[1] Это яркий пример того, как Церковь помогает нам увидеть вещи в ином свете, как это часто делал Сам Господь. На самом простом уровне Христос действительно был поднят на Крест и поддержан им, фактически пригвожден к нему. Но помимо этого, в чуде Его воскресения, мы видим, что Крест был способом возвысить Его и утвердить Его — не как предвечного Бога, очевидно, — но в глазах нашего понимания Его как такового.].
[2] Гомилия 11, 1.
[3] См. Матф. 36, 45, Марк 14:41.
[4] Матф. 27, 46.
[5] Лука 23:46.
[6] См. Ин. 19, 30. Ср. также 13, 31.
[7] См. Рим. 8, 3.