|
Рождественское поздравление
ИИСУС ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МИРА
Архимандрит Георгий
игумен монастыря прп. Григория, святая Гора Афон
IΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΣΩΤΗΡ ΤΟΥ ΣΥΜΠΑΝΤΟΣ ΚΟΣΜΟΥ
Του Αρχιμ. Γεωργίου
Καθηγουμένου της εν Αγίω Όρει Ιεράς Μονής του Οσίου Γρηγορίου
Когда святой ангел явился праведному Иосифу, чтобы возвестить о необыкновенном таинстве Рождества Христова, он ему открыл имя дитя: «и наречешь имя Ему Иисус, ибо Той спасет народ Свой от грех их»(Мф. 1, 21). Имя Иисус означает Спаситель.
Дитя, которое родилось в Вифлееме Иудейском было не простым человеком, но Богом и человеком, как предвозвестили об этом пророки Ветхого Завета: «отрок родился нам, Сын и был нам дан...и наречется имя ему великого совета ангел, чуден советник, Бог крепкий, властитель, начальник мира, отец будущего века» (Ис. 9, 6). «Не простой был человек, ... но Бог вочеловечившийся» (свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13, 33).
В течение времени ученые люди хотели оказать помощь человеку выйти из состояния трагичности. Философы, политики, учителя, ученые и изобреталели. Однако никто не смог человечество избавить от греха, тления и смерти, поскольку никто из людей не был Богочеловеком. Только Богочеловек Господь смог одержать победу над нашими тремя врагами: диаволом, грехом и смертью, и подать нам силу, чтобы нам их побеждать. Только Он смог нас воссоединить с Богом и нам даровать обожение. Относительно этого пишет св. старец отец Иустин Попович: «Так, по порядку, от первого до последнего человека, перед нами проходит целая вереница ущербных, не познавших совершенства людей. А посреди них - Он, таинственный и досточудный Богочеловек: Божественно совершенный и по-человечески реальный. Божественно совершенно Его человеческое добро, Божественно совершенна Его человеческая истина, Божественно совершенна Его человеческая любовь, равно как и его правда, Его милосердие, Его сострадание, Его безсмертие, Его вечности, Его красота, - все это не только по-человечески реально, но и Божественно и совершенно. Не удивляйтесь этому: ведь все это человеческое он преобразил в Божие. Одним словом – в Нем весь человек Божественно совершенен и закончен». (Православная Церковь и Экуменизм).
Богочеловек Господь совершил спасение глубоко страдавшей нашей природы не каким-то внешним способом, но соединяя ее неким неизреченным способом со Своей Божественной природой в свою Божественную Ипостась. Он основал Свою Церковь, которая является Его Телом, и подает ей реальные силы каждую человеческую личность, которая сознательно входит в нее и участвует в ее божественных таинствах, соделать «причастником божеского естества» (2 Петр.1, 4). С помощью святаго Крещения Господь сочетает человека Своему Телу. С помощью Миропомазания нас Он нам подает дары Святаго Духа. С помощью Божественного Причащения Он нас соединяет с Собой. Свт. Николай Кавасила соответственно пишет: «Сколь величественно это таинство! (Святой Евхаристии). Сколь страшна истина, мой ум смешивается с умом Христа! Дабы Его воля смешалась с нашей, Его Тело с нашим телом,.. Его Кровь с нашей Кровью! Чем становится наш ум, когда владычествует Божественный ум! Что есть наша воля, когда возобладает Божественная воля! Что есть врата, когда преобладает то Огонь!» (О жизни во Христе. Слово 4).
Церковь освящает всего человека. Он воспринимает всю его жизнь, для того чтобы его спасти. Как сказал свт. Григорий Богослов: «Что воспринято, то и исцелено, что же соединилось с Богом, то и спасено» (Επιστολή 101, 32).
Несомненно, Господь не насилует нашей воли. Он горячо желает нашего спасения. «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Однако Он ожидает того, чтобы мы всецело принесли самих себя Ему: наше произволение, нашу волю, наше стремление, наши ум и сердце, и чтобы мы совершали труд исполнения его божественных заповедей в покаянии.
Наш Господь вочеловечился ради спасения мира, хотя знал, что Он пришел «к своим» и «свои» Его не приняли (См. Ин. 1,11). Но, когда не приемлют Господа как Спасителя и Искупителя, то последствия этого для людей становятся трагическими и роковыми. Эти последствия пережил свт. Николай Велемирович, епископ Ахридский, который жил в период страшнейших двух мировых войн и был сослан в военный лагерь Дахау нацистами. Он дал характеристику расхристианизированной Европы и ее безбожного населения: «Еретические народы нашей эпохи посадили Господа Иисуса Христа на последнее место за трапезой мира сего, как последнего нищего, в то время как на первые места посадили своих «великих деятелей»: политиков, писателей, философов, баснословцев, ученых, финансистов, и даже туристов и футболистов». (Архим. Иустин Попович. Православная Церковь и Экуменизм) и продолжает: «Христос удалился от Европы, как некогда из области Гадаринской, когда гадаринцы его об этом попросили. Однако едва Он ушел, пришла война, ярость, ужас, падение, разрушение. В Европу вернулся дохристианский варваризм... только, что было во сто раз более содрогательней» ( Там же,)
Тоже повторяется и в наши времена. Наше общество все или в большей степени отталкивает Спасителя Господа от себя. Некоторые хотят удалить из мест гражданской службы христианские символы, Честной Крест и святые иконы, они стремятся расхристианизировать наше Отечество. Оно изгоняет Христа как единственного Спасителя мира из нашей жизни, а межрелигиозный и синкретический Экуменизм, который «разрушат вековые пределы, которые положили Отцы» стремиться к единству людей, конфессий, религий без Христа и Его Церкви, которой является Православная Церковь.
Господь пришел как Спаситель для всех, и для тех, которые его приемлют и для тех, которые упорно Его отвергают. Однако те, которые остаются отрицателями Его, пусть получат назидание от недавней истории Церкви в коммунистической России. Хотя с ней боролись со страшной яростью, Церковь сегодня цветет и украшается сонмом мучеников, в то время как память о гонителях «погибла с шумом» (Пс. 9,7)
Наш Господь есть Господь человеческой истории. «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4, 12). Тот же , кто даже если претерпевает гонения не перестает быть «Альфой и Омегой, первым и последним, началом и концом» (Апок. 22, 13). «И врата ада не одолеют» Его Церковь (Мф. 16, 18) и «царству Его не будет конца» (Лук. 1, 33).
И в этом году грядет Господь, жаждущий и алчущий нашего спасения (Мф. 21, 18). Он ищет места для того, чтобы упокоиться внутри нас. Может быть тогда не было места для Него «в гостинице» (Лк. 2, 7). Но нашлось оно в смиренной пещере и яслях, которые Его с радостью приняли. Возможно случится и так, что и сегодня многие Его не примут. Однако есть и сегодня такие, которые с ревностью и пламенным божественным стремлением подготавливают храмину своих душ, чтобы Его принять, украшают Его своими добродетелями. Среди них и прежде были Его борцы, которые стали друзьями Его и учениками Его, как некогда и великий апостол Павел.
Давайте же и мы будем подготавливать ясли наших сердец для того, чтобы принять нам Господа как Спасителя и Искупителя нашего. Давайте возвысим наши ум и сердце, отрывая их от тщетных земных попечений, и прославим Его в гимнах и песнопениях духовных за то спасение, которое Он нам подарил благодаря своему крайнему снисхождению, Своему божественному Воплощением, Своим Божественным Вочеловечением и Своим Божественным Домостроительством.
Игумен священной обители прп. Григория на Святей Горе Афон
† Архимандрит Георгий
Святой Рождество Христово 2009/10
Ὁ Καθηγούμενος τῆς ἐν Ἁγίῳ Ὄρει Ἱερᾶς Μονῆς τοῦ Ὁσίου Γρηγορίου
†Ἀρχιμανδρίτης Γεώργιος
Ἅγια Χριστούγεννα
Архимандрит Георгий
|
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |