Сколько младенцев было убито в Вифлееме?
11 января 2016
Особенность человеческой природы – стремление разрешать свои сомнения.
Одно из них связано с числом младенцев, убитых Иродом в Вифлееме после рождения Христа. Изучая наследие святых отцов, мы находим много упоминаний об этом событии, однако отсутствует какая-либо информация о количестве этих невинных жертв.
Цифра 14.000, по всей видимости, появилась значительно позднее и не подтверждается в полной мере ни одним синаксарем. В частности, в «Великом часослове», выпущенном издательством «Αποστολική Διακονία» эта цифра взята в скобки.
Современные библейские исследования говорят о гораздо меньшем числе жертв, основываясь на подсчете количества детей, которые могли жить в Вифлееме и его окрестностях. Скорее всего, их число колебалось от 30 до 40. На Святой Земле паломникам показывают захоронения этих младенцев, число которых даже на первый взгляд весьма далеко от 14.000.
Сколько, в конечном итоге, было младенцев?
Это остается неизвестным. Опасность этих исследований заключается в том, что, сосредотачивая свое внимание на количестве жертв, на том, насколько оно велико, мы можем отойти от сути проблемы: Ирод, гонимый страхом потерять трон, принес в жертву невинных.
Если бы количество убиенных младенцев было небольшим, разве уменьшило бы это тяжесть преступления? Разве меньше горевали бы их матери?
Святые отцы сосредотачиваются на произошедшем как таковом, избегая его подробностей. Их интересовала, прежде всего, боль, которую принесло это страшное событие, а не то, сколько в точности младенцев Ирод «пожинал, словно пшеницу», как поется в праздничном кондаке.
Факт убийства младенцев не зафиксирован ни в одном источнике того времени, кроме Евангелия от Матфея. Однако это абсолютно соответствует свидетельствам о характере Ирода, которые мы находим в других источниках. Он не поколебался, убивая всех своих жен, в том числе и Мариамну, единственную, кого он, по всей видимости, любил, а также большинство своих детей, чтобы избежать посягательств на трон.
Преступление Ирода, так или иначе, оказывается непостижимым для обычного человека: оберегание трона от весьма сомнительной угрозы для Ирода оказывается важнее, чем жизнь одного, двух, трех, четырех… младенцев, даже если они – его собственные дети.
Но помутившийся развращенный ум царя не мог вместить, что своим преступлением – убиением невинных младенцев, которые почитаются как святые, – он основал Церковь мучеников, которые питали и продолжали питать ее своей кровью.
Таким образом, значение имеет отнюдь не число, но сам факт того, что ребенок – пусть и один – пал жертвой человеческого эгоизма. Мы не должны забывать, что Церковь придает огромную ценность отдельному человеку, каждой заблудшей овце, каждому кающемуся грешнику. Разве известно нам точное число святых? Мучеников? Новомучеников? Нам достаточно знать, что отвечая на вопрос «Христос или нет?», они выбрали Христа.
Автор: Афанасиос Мустакас, богослов.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
частицы Вифлеемских детей-мучеников в пещере Вифлеемских младенцев в Вифлееме в базилике Рождества Христова
храм святых Вифлеемских детей-мучениковмощи святых Вифлеемских мучеников были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в 313 годуСлужба святым Вифлеемским младенцам была написана свт. Андреем Критским (8 в.) Наиболее богослоски глубокая и содержательная часть этой службы - Слава стихир на стиховных Вечерни:Слава, младенцев, глас 8. Андрея Критскаго: Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, / Иудейская держава упразднися. / Да играют младенцы, за Христа закалаеми, / Иудея да рыдает: / глас бо слышан бысть в Раме, / Рахиль, плачущи, рыдает, / якоже пишет, по чадех своих, / младенцы бо избив, Ирод пребеззаконный / исполняше Писание, / Иудею насыщая неповинныя крове; / и земля убо червленяшеся кровьми младенцев, / от язык же Церковь таинственне очищается / и в красоту одеяется. / Прииде истина, / Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся, / во еже спасти нас.