Крещение является первой встречей человека с Церковью Христовой. Согласно мнению покойного Х. Андруцоса, «Крещение – это дверь, через которую человек входит в Церковь и приобщается к другим Таинствам, это установленный Христом обряд, когда человек, погружаясь в воду, духовно возрождается». Действительно, этот обряд был установлен самим Христом, а пример Его Крещения в Иордане от Иоанна Крестителя был унаследован Церковью. Как пишет святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский, «Спаситель собственноручно установил Таинства». Одним из них является Крещение, которое Христос принял не с тем, чтобы очиститься, ибо как Бог Он не имел в этом необходимости, но чтобы спасти Свое творение.
Крещение – это поистине Таинство, обновляющее человека благодатью Святого Духа. Первоначально человек был очернен первородным грехом, который сделал страсти неотъемлемой частью человеческой природы. Таким образом, зачатие и рождение человека осуществляется вод воздействием первородного греха, как пишет об этом в 50-м псалме царь и пророк Давид (Пс. 50:7). Крещение становится вторым рождением и, скорее, возрождением человека, разлучающим человека с жизнью после грехопадения и вводящим его в круг Христа.
Руководство и поддержку в этом стремлении человека к возрождению призван оказать восприемник, или крестный, как его принято называть. Название «восприемник» связано с принятием крещаемого крестным после третьего погружения в купель во имя Святой Троицы. Святой Иустин Философ говорит о восприемнике как о человеке, «приводящем крещаемого к купели». Первое упоминание об участии восприемника в Таинстве Крещения мы находим в произведении церковного писателя II века Тертуллиана. Последующие упоминания мы встречаем в творениях Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.
Восприемник появляется в Таинстве Крещения как свидетель, гарантирующий веру в него крещаемого. Здесь необходимо отметить, что до VI века это Таинство принимали только взрослые, полностью осознающие значение этого обряда и свое решение стать членом Церкви. Но это не исключает Крещение младенцев, особенно в тех случаях, когда Крещение принимает вся семья или целая община. Роль восприемника включала в себя, с одной стороны, подтверждение веры крещаемого, и с другой – поддержку и укрепление человека в его решении принять Крещение.
После возобладания в VI веке практики Крещения младенцев восприемник становится представителем крещаемого и ответственным учителем веры новообращенного, не ознакомленного с христианской верой в силу своего возраста. Святой Симеон Фессалоникийский пишет, что «восприемникам необходимо быть благочестивыми учителями веры», призванными обеспечить православное воспитание крещаемого. Следовательно, восприемник не может отрицать христианскую веру (то есть быть другого вероисповедания или атеистом), искажать ее (являться еретиком, раскольником), не участвовать в Евхаристии. Напротив, это должен быть человек, исповедующий христианскую веру и живущий благочестиво. Восприемник в таинстве Крещения восполняет веру и покаяние, отсутствующие у младенца.
Восприемником может стать любой благочестивый верующий, сознательный член Христовой Церкви. В первые века, по крайней мере до возобладания Крещения в младенчестве, восприемниками становились лица одного с крещаемым пола. Однако эта практика постепенно сошла на нет. Восприемниками не могут стать родители крещаемого, несмотря на то, что в период между V и IX веками подобная практика существовала на Западе. Однако эта традиция была упразднена, с целью более правильного и полноценного воспитания ребенка, а также отсутствия смешения духовного и телесного родства. Кроме того, восприемниками не могут стать супруг или супруга, клирик и монах (за исключением безвыходных ситуаций), еретик и раскольник в силу своих неверных позиций в отношении Церкви, лица, не являющиеся христианами, а также люди, не осознающие своих действий, такие как дети и психически больные.
При отсутствии у клириков и родителей возможности стать восприемниками, священник может беспрепятственно окрестить их ребенка при наличии иного восприемника. Кроме того, согласно 53-му постановлению Пято-шестого (Трулльского) Вселенского Собора, духовное родство налагает запрет на брак между восприемником и крестником, равно как и его близкими родственниками.
Присутствие восприемника на Таинстве Крещения может быть охарактеризовано как гарантия, поскольку указывает на добровольный и сознательный приход крещаемого на Таинство. Во время оглашения, которое предшествует Крещению, восприемник от лица оглашаемого младенца отрекается от темных сил, подтверждает сочетание с Христом и исповедует истинность веры, читая Символ Веры.
После Крещения восприемник берет на руки младенца (взрослого новообращенного берет за руку) из рук священника. Согласно Симеону Фессалоникийскому, это действие символизирует, что восприемник принимает крестившегося у Христа и становится его духовным отцом. Вместе с этим, это символически отражает передачу крестившегося под защиту Ангела хранителя. Зажженная после Крещения свеча – символ Божественного света, дарованного новообращенному и, одновременно, славословие Троичному Богу.
Но восприемник – это не только залог веры своего духовного дитя. Он вместе с другими церковными прихожанами свидетельствует о достоверности этого Таинства. Ответственность восприемника не прекращается после завершения Таинства и ухода из храма. С момента Крещения между восприемником и крестником создается определенная связь, носящая педагогический и воспитательный характер. Жизнь крестника отныне отмечена присутствием в ней восприемника.
Восприемник – это человек, который должен учить духовное дитя христианской вере и предпринять все возможное для его воспитания во Христе. Это духовное воспитание является не просто преподаванием христианских истин, но также воспитанием посредством личного примера восприемника. По этой причине восприемниками должны становится люди благочестивые и исповедующие христианскую веру, пронизывающую их слова и всю их жизнь. Таким образом, восприемник становится не просто свидетелем Таинства Крещения и залогом веры новообращенного, но отцом, наставником, учителем во Христе.
Георгиос Заравелас, богослов.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.