Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский и святого Власия Иерофей Влахос

Почитательное поклонение священным иконам

Η τιμητική προσκύνηση των ιερών εικόνων

(Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος Βλάχος)

 

Родословие Иисуса Христа (+ВИДЕО) | Софийский собор, Религиозное искусство,  Стамбул

 

С самого раннего времени истории Церкви, это также происходило и в ранний период древне-греческой истории, наблюдается столкновение между идеализмом и материализмом, рационализмом и мистицизмом, служения богам народа и принятие Бога метафизическим идеализмом со стороны аристократии. В период иконоборчества столкнулись два взгляда, то есть дух азийского антииконничества (ανεικονiστός, то есть не приемлющий священные иконы, образы), чуждый образности, и иконнический, иллюстративный (εξεικονιστικός) эллинский дух, а святые Отцы, конечно же, на этот вопрос отвечали богословски, в результате чего на VII Вселенском соборе закрепилось православное учение об иконах. В разные времена велись прения относительно священных икон, как это случилось и на этой недели. И мне бы хотелось написать в краткой форме некоторые мысли в отношении данного вопроса. И конечно же, хотелось бы подчеркнуть, что данный вопрос имеет три стороны: богословскую, пасторскую и практическую.

Богословская сторона имеется связь с терминологией слова икона и ее значением в богослужебной и церковной традиции.
 В Церкви слово икона имеет свое происхождение не от глагола изображаю – εικονίζω , а от еврейского слова целем, которое означает явление – явление Бога. Образ – εἰκών Бога, то есть явление невидимого Бога, это Бог Слово, в то время как человек создан по образу Христа( κατ’ εικόνα του Χριστού), то есть он является образом образа. Святые, которые соединяются со Христом переживают эту славу Божию, а их иконы являются выражением этой славы. В Православной Церкви мы не верим в идеализм, основным принципом которого является «в начале была идея» (“εν αρχή ήν η ιδέα”), ни в материализм, основным принципом которого является «в начале была материя», но мы верим в богооткровенную истину, что «в начале было Слово» («εν αρχή ήν ο Λόγος») (Ин. 1, 14).

VII Вселенский собор, который занимался этим вопросом, изложил все богословие касательно святых икон.  Если кто-либо будет внимательно изучать преимущественно пятое и шестое его деяние, то он найдет много ответов на то, чтобы в наши дни было написано. Главным принципом является то, что мы можем изображать и почитать священные иконы, потому что Христос воплотился и освятил тело и все творение, а не почитательное поклонение святым иконам оно относится в воплощенному Слову. Следовательно, почитание священных икон возводит к первообразу, а тот, который поклоняется священной иконе, то поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Но даже, с одной стороны, с помощью почтительного поклонения священных иконам освящаются глаза взирающих на них, а, с другой стороны, освящаются и губы целующих иконы, как мы это непосредственно делаем клирики, когда читаем Евангелие, а в завершении его лобызаем.  И это вещество имеет достоинство, потому что оно освящается нетварной Божественной энергией, поскольку божественная благодать через человека переходит и нм неразумное творение.

 

Собор Святой Софии (Стамбул), Турция, город Стамбул, площадь Айя София -  Храмы - Рублев. Ищите и обрящете

В особенности это что касается икон Богородицы и  различных их наименований, с которыми они оказываются связанными, то следует подчеркнуть, что они, с одной стороны, связаны с чудесами Богородицы, а, с другой стороны,  они сообщают о том, каким образом создаются иконы, и о месте, где они хранятся, и инее не имеют никакого отношения к якобы, многим Богородицам. То есть речь идет о многочисленных прекрасных наименованиях одной Богородицы.

В Православной Церкви мы не верим в различие между физическим и метафизическим, но в различие между тварным и нетварным, с тем отличием, что нетварное входит через тварное и его оживотворяет. Женщина из Евангелия имевшая кровотечение в течение многих лет выразила свою веру и получила исцеления, прикоснувшись к краю одежды (гиматия) Христа. Тогда Христос сказал: «Прикоснулся ко мне некто». И далее продолжил: «Ибо Я чувствовал, исшедшую из Меня» (Лук. 8, 46). Наша встреча со Христом происходит не фантастически, идеалистически, мистически, воображаемо и чувственно, а через личностно, освящая материальные предметы и через священные иконы. «Синодик Православия» характерным образом затрагивает этот вопрос – об иконопочитании.

Но протестантский историк Гарнак, как в целом и все протестанты, которые не знали православного богословия, утверждали, что Православная Церковь это идолопоклоннический вид христианства.

Мы, знающие, глубоко православное богословие Святых Отцов противостояли этой ошибке, на которую следует всякому смотреть как на взгляд на мир воображаемый, идеалистическй, деистический, дуалистический.

Большую ценность имеет и пастырская сторона этого вопроса, потому что имеет большое значение имеет тот способ (ο τρόπος ), образ, с помощью которого мы подходим к священным иконам. Это впрочем происходит и со всеми Таинствами и даже с Божественной Евхаристией. Причащение Тела и Крови Христовых может  подавать человеку освящение, но может приводить и к осуждению.

Бог, согласно учению Святых Отцов, является очищением очищенных, просвещением просвещаемых и обожением достигающих обожения. Сам Христос может стать адом для тех, кто не имеет духовных чувств, чтобы к Нему правильно приблизиться. Духовенство должно учить верующих тому, чтобы они лобызали, целовали священные иконы, имея в своих умах мысль о том, что почитательное поклонение относится к личности изображаемого на иконе, но и духовная потребность зависит от духовного уровня, в котором находится человек. За пределами Православия эти условия для поклонения святым иконам могут быть восприняты как магия. Хотя известно, что в разных магических действиях колдуны используют священные иконы и другие священные церковные предметы.

Поэтому следует подчеркнуть и указать на ценность той стороны, которая относится к вопросу об использовании святых икон. Все священные предметы, даже и догматы Церкви, безусловно, и само богословие, и теоретическая вера, могут использованы правильным и неправильным образом. Страстный человек, который находится в состоянии падения может все подчинить своему страстному образу мышления и своему нарциссизму. То же происходит и со священными иконами. Если пастыри предлагают верующим в богослужебной жизни Церкви почитательное поклонение священным иконам и на православных условиях, которые мы описали несколько ранее, то они делают правильно и хорошо. Потому что таким образом они освящают народ и оказывают ему помощь увидеть внутреннюю сторону жизни Православной Церкви. Однако же, если первоочередной целью духовенства становится материальное использование христиан и эксплуатация священных икон, тогда их использование превращается в антиправославное. Следовательно, использование священных икон находится в зависимости от того, что хочет священник - духовной помощи верующим или материального их использования.

Если пастырское окормление верующего совершается таким образом, чтобы он поклонялся священным иконам в богословской атмосфере, о которой мы говорили прежде, но когда он сам свободна и без всякого насилия хочет, как выражение любви, чтобы принести свой вклад, с тем чтобы стремиться к сохранению того места, где находится и священная икона – например в случае  если она находится в Иерусалиме, - то это соответствует традиции Церкви.

Завершая мою статью, мне хотелось бы подчеркнуть, что все то, что было написано в эти дни (то есть имеется в виду критика в адрес иконопочитания) скрывают некоторые истины, несмотря на пафосность, преувеличение и субъективность, но они должны нам дать повод для научения богословствовать, потому что, как пишет свт. Василий Великий, что обычно люди «анализируют, не богословствуют», то есть рассуждают, а не богословствуют православно. А посему, конечно же, нам следует осознать, что нам следует заниматься с народом, неся пастырское богословское душепопечение, касаясь и вопроса о почитательном поклонении священным иконам, анализировать, исключая субъективные размышления,  язык символов, с помощью которых мы лучше, нежели чем с помощью рационализма, рассудка и сентиментальностью, подходим к изучению православных вопросов.

(Источник“Ελευθεροτυπία”, 12-2002)

©перевод выполнен интернет-содружеством «Правосалвный Апологет» 2020г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События