Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Панайотис Скалцис, профессор, заведующий кафедрой Богословия, Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля

Παναγιώτης Σκαλτσής, Καθηγητής, Πρόεδρος Τμήματος Θεολογίας Α.Π.Θ.

 

Праздник Индикта в текстах Традиции

Η Εορτή της Ινδίκτου στα κείμενα της Παράδοσης

 

 

Часть 4

б) В Константинопольском Синаксарии (10 век) зафиксированы все данные, характеризующие рассматриваемый праздник Идикта как Господский, Богородичный, но и агиологический. Иными словами, помимо памяти о явлении Христа в синагоге и освящении всего нового года, в этот день чтутся и многие святые, как, например, Симеон Столпник[31], сорок жен, дев, девственниц и мучениц, святые мученицы Агафоклия, Каллиста, Ермоген и Евод, вознесение святого апостола Павла, кончина Иисуса Навина, память о прекращении Богом пожара в 462 год, в царствование Льва Великого[32] и, наконец, память Пресвятой Богородицы Миасинской. «Сия память совершается ради чудеса совершаемой и святой иконы Богородицы, которая в озере Газурос (Γαζουρού), от страха перед иконоборцами, была спрятана от взоров, а после долгого времени отдана обратно в качестве щита, а в Миасинском монастыре поставлена. Такое же собрание проходит в Халкопратеи и в Урвиках»[33]. Наше мнение о том, что Индикт носит этот более общий характер, подкрепляется еще и тем, что в его гимнографии, обогащенной впоследствии богословскими канонами, и другими тропарями, содержание его пересекается и сплетается достаточно много раз, как с господским праздником, так и с фактами из жизни святых.

 

в) Создается впечатление, что в творении Константина Багрянородного (10 век) «О Церемониях Царя» (Περί Βασιλείου Τάξεως) не упоминается Индикт. Этот пробел восполняется свидетельствами более поздних источников, таких как, например, Герман ΙΙ Константинопольский (13 в.), который говорит об обычае освящать начало года «через священную и боголюбивую процессию» (δια πομπής ιεράς και φιλοθέως) [34]. Упомянутый Патриарх также передает нам и соответствующую молитву, которая вероятно была внесена в чин праздника и в литанийные моления Индикта. Эта молитва относится ко всеобщему миру, благорастворению воздухов и благословению нового года[35].

Георгиос Кодинос Куропалат (начало XV в.), который сохраняет дворцовый чин  (τάξη του παλατίου)[36], утверждает, что «первого сентября, после ектении патриарха и святых икон, прибытия в пурпурной колонны, на которой стоит крест, старый налог уплачен, царь удаляется и слушает совершаемый там по обычаю совершаемое богослужение. А после его окончания он снова удаляется во дворец»[37]. Вышеупомянутое свидетельство Георгиоса Кодиноса очень важно, потому что оно более подробно описывает ритуал вне Храма во время праздника Индикта. Эта всенародная церемония начиналась с Великой церкви (т.е. храма Святой Софии – примеч.перевод.) после Утрени и заканчивалась на Форосе, прекрасном месте (базаре - αγορά)) города[38].

Этот порядок священного шествия на Форос, умилительных молитв и всенародных литаний с иконами, о чем упоминает Георгиос Кодинос, а ранее святитель Фотий и Герман ΙΙ, отражен в Песненном Типике Великой Церкви (Ασματικό Τυπικό της Μεγάλης Εκκλησίας) X века. [39], «в котором записан цикл передвижных и неподвижных праздников, которые совершались в храме Святой Софии»[40]. В этом Типике, имеющем решающее значение для дальнейшего развития византийского календаря (эортология), поминаются преподобный Симеон Столпник, синаксис Пресвятой Богородицы Миасинской (η σύναξις της αγίας Θεοτόκου των Μιασηνών - собо́ръ Пресвяты́я Богоро́дицы, и́же въ Міаси́нѣхъ, согласно славянской минии), память святых жен-мучениц подвижниц, мучеников Аифала и Аммона...

 

[Продолжение следует]

СНОСКИ

[31] Παναγιώτη Σκαλτσή, «Ο άγιος Συμεών ο Στυλίτης στο Χριστιανικό Εορτολόγιο και την Υμνογραφία», εν «Ομοτίμοις Διαλεγόμενος». Τιμητικός Τόμος για τον Επίκουρο Καθηγητή Δημήτριο Λάππα, εκδ. Κυριακίδη, Θεσσαλονίκη 2012, σσ.137-165.

[32] H. Delehaye (εκδ.), ο.π., στ.1-6. Βασιλειανό Μηνολόγιο, PG 117, 21-24.

[33] H. Delehaye (εκδ.), ο.π., στ.6.

[34] Γενναδίου Μ. Αραμπατζόγλου (Μητροπολίτου Ηλιουπόλεως και Θείρων), «Του αυτού (Γερμανού Πατριάρχου) λόγος εις την αρχήν της Ινδίκτου», εν Φωτίειος Βιβλιοθήκη ήτοι επίσημα και ιδιωτικά έγγραφα και άλλα μνημεία σχετικά προς την ιστορίαν του Οικουμενικού Πατριαρχείου μετά γενικών και ειδικών προλεγομένων, Μέρος Δεύτερον, εν Κωνσταντινουπόλει 1935, σ. 249.

[35] Γενναδίου Μ. Αραμπατζόγλου (Μητροπολίτου Ηλιουπόλεως και Θείρων), ο.π., σσ. 250-251.

[36] J. Verpeaux, Traite des offices, Pseudo-Kodinos, Le monde Byzantine, Paris 1976 (= PG 157, 25-122).

[37] J. Verpeaux, ο.π., σ. 242, 5-4 (PG 157, 96B).

[38] PG 157, 376C.

[39] Juan Mateos, Le Typicon de la Grande Église. Ms Saint-Croix no 40, Xe siècle. Introduction texte critique, traduction et notes, Tome I, Le cycle des douze mois, Orientalia Christiana Analecta.

[40] Συμεών Πασχαλίδη, «Οι εορτές των Αγίων», εν Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον. Πρακτικά Η  Πανελληνίου Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ιερών Μητροπόλεων, 18-20 Σεπτεμβρίου 2006, Βόλος, Αθήναι 2007, σσ. 375-376.

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События