Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Панайотис Скалцис, профессор, заведующий кафедрой богословия, Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля

Праздничное содержание Индикта

Το εορτολογικό περιεχόμενο της Ινδίκτου

часть 3

 

Эту традицию резюмирует святой Никодим Святогорец, который называет три причины, по которым Церковь празднует Индикт: а) «Потому что это тоже начало года», б) «Потому что и в этот день пришел Господь наш Иисус Христос в синагогу Иудеев, и дана была ему книга пророка Исаии..." в) "дабы чрез песнопения и моления, которые мы приносим Богу в этот праздник, да ниспошлет нам Бог милость на нас и да благословит новый год, и дарует нам его счастливым и полным для всех телесных благ. И да просветит ум наш, чтобы мы все время проводили бы чисто и с доброю совестью, и благоугождали бы Богу, соблюдением Его заповедей. И так да сможем мы вкусить вечных благ на небесах» [24].

Что же касается его литургического и эортологическо-праздничного содержания Индикта по той причине, что он является праздником с такими глубокими историческими корнями, мы отметим следующее:

а) Первые свидетельства о литургическом формировании Индикта, как праздника, не древнее 8-го века по Р. Х. Поиск сходных сведений в двух текстах святителя Иоанна Златоуста о начале Индикта ничего не дает для исследования, с одной стороны, потому что они являются псевдоэпиграфами (подложные Spuria), а с другой стороны, потому что они движутся чисто на духовном уровне. Иными словами,  в них больше говорится о том значении, которое начало нового года приобретает с чествованием добропобедных мучеников; «Се годовой круг украшается венцами мучеников. Они же суть доблестные воины Христовы» »[25]. Там же особо упоминаются чудеса Христа и Бога, которые «ради нашего спасения человека действительно совершались»[26].

Таким образом, мы останавливаемся в 8 веке, и на первом свидетельстве о Евангельском чтении праздника, которое сохраняет прп. Феодор Студит (конец VIII - начало IX вв.). В своем 24-м Огласительном слове он специально пишет: «Братья и отцы, начало нового года уже наступило, посему мы читаем в Евангелии: «Дух Господень на Мне; егоже ради помаза Мя благовестити нищим, послати Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати лплененным отпущение, и, и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя во отраду; Проповедати лето Господне приятно (Лк. 4, 18-19)"[27]. Святой Феодор, по-видимому, записывает традицию. Если учесть, что система чтений формировалась с 5-7 вв. по Р. Х, то не исключено, что именно этот отрывок был включен в праздник Индикта именно в это время. Ведь Евангелие от Луки читается с середины сентября и отождествляется с «новым годом», который первоначально, как мы видели, начинался с 23 сентября[28].

Преподобный Феодор Студит сообщает нам еще одно интересное известие о совместном поминовении в день Индикта всех усопших, подобно тому, как это делается в праздник Пятидесятницы[29]. У Студитов был также обычай каждый год, когда каждый покупал, в соответствии со своими возможностями, гробы для погребения «непреднамеренно умерших, и от жажды и чужестранцев не имея возможности быть погребенными и похороненными в этой Царице городов» [30]. То есть безвозмездно хоронили тех, кто умер и был беден или из чужого края и некому было позаботиться о них после смерти. Этот погребальный элемент был передан более поздним молитвам, связанным с Индиктом,  как образец влияния студийской традиции на формирование и содержание рассматриваемого праздника.

 

[Продолжение слледует]

 

СНОСКИ

[24] Νικοδήμου του Αγιορείτου, Συναξαριστής των δώδεκα μηνών του ενιαυτού, τομ. Α , εκδ. «Δόμος», σσ.3-6. Βλ. και Π.Γ. Νικολοπούλου, «Ινδικτιών», Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια, στ. 899-900.

[25] Ιωάννου Χρυσοστόμου, Εις την αρχήν της Ινδικτιώνος, και εις μάρτυρας, και εις αιμόρρουν (Spuria), PG 59, 575-577.

[26] Ιωάννου Χρυσοστόμου, Εις την αρχήν της Ινδίκτου, PG 59, 674.

[27] Θεοδώρου Στουδίτου, Έργα 2, Μικρά Κατήχησις, εκδ. «Ορθοδόξου Κυψέλης», Θεσσαλονίκη 1984, σ.71.

[28] Ιωάννου Μ. Φουντούλη, «Το σύστημα των αγιογραφικών αναγνωσμάτων στην Ορθόδοξη Λατρεία. Πλεονεκτήματα, μειονεκτήματα, δυνατότητες βελτιώσεως», εν Ιερουργείν το Ευαγγέλιον. Η Αγία Γραφή στην Ορθόδοξη Λατρεία. Πρακτικά Ε  Πανελληνίου Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ιερών Μητροπόλεων [Σειρά Ποιμαντική Βιβλιοθήκη -10], Αθήνα 2004, σ. 73.

[29] Θεοδώρου του Στουδίτου, Επιστολαί, Ι, PG 99, 953B.

[30] Θεοδώρου του Στουδίτου, ο.π., PG 99, 953A.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События