Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Игнатий Брянчанинов





















ПОУЧЕНИЕ в неделю четвертую по Пасхе о расслабленном. 

О наказаниях Божиих

Се здрав был ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Такое завеща­ние дал Господь исцеленному Им расслабленно­му, как мы слышали сегодня в. Евангелии.

Возлюбленные братия! Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болез­ням и прочим бедствиям земной жизни за согре­шения наши. Когда же Бог избавит нас от болез­ни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедстви­ям более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.

Грех - причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принад­лежность греха подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свой­ственное им действие. Грех в обширном смысле слова, иначе падение человечества или вечная смерть его, объемлет всех человеков без исклю­чения; некоторые грехи составляют печальное достояние целых обществ человеческих; наконец, каждый человек имеет свои отдельные страсти, свои особенные согрешения, принадлежащие исключительно ему. Грех во всех этих различных видах служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается вообще человечество, под­вергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности.

Состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все челове­чество, есть источник всех прочих согрешений человеческих - и общественных, и частных. Рас­строенное ядом греха естество наше стяжало спо­собность согрешать, стяжало влечение ко греху, подчинилось насилию греха, не может не произ­водить из себя греха, не может обойтись без него ни в каком виде деятельности своей. Никто из че­ловеков необновленных не может не грешить, хотя бы и не хотел грешить (Рим. 7:14-23).



Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего челове­чества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнию была вечная смерть, которой подверглось все человечество в корне своем, в праотцах, за преслушание Бога в раю. Второю казнию был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнию должно быть разрушение и кончина этого види­мого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными.

Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с Неба, за преступное угождение плоти; так израильтяне были не раз предаваемы иноплеменникам за уклонение в идолопоклон­ство; так камень на камне не остался в велико­лепном Иерусалиме, построенном из чудных камней, а жители его погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство. Зарази­телен грех, трудно устоять частному человеку против греха, которым увлечено целое общество.

Пример казни за грех, сделанный человеком отдельно, наказуемый правосудием Божием так­же отдельно, видим в продолжительной болезни исцеленного Господом расслабленного.

Сказав столько, сколько необходимо знать и сколько можно было ныне сказать о греховности всего рода человеческого и о греховности обществ человеческих, обратим особенное внимание на частную греховность, которую каждый человек имеет свою. Это рассматривание существенно нужно для нас и существенно полезно. Оно мо­жет иметь спасительное влияние на деятельность нашу, отвратив ее от пути беззаконий, направив по воле Божией. Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог при неограниченной милости и правосуден совершенно, что Он непре­менно воздаст за греховную жизнь соответству­ющим наказанием. Такое убеждение внушит нам употребить все усилия к освобождению себя от увлечения и собственными страстями, и пороч­ными обычаями общества, к избавлению себя от временных и вечных казней Божиих.

Святые отцы (преподобный Дорофей, Поуче­ние 1 -е) утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные Святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насиль­ственному преобладанию греха (Благовестник. Мф. 12: 44-45). Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностию. Победа над собственною грехов-ностию есть вместе и победа над вечною смертию. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения. Это ви­дим на святых мучениках: победив грех в себе, они противостали заблуждению народному, об­личили его, не остановились запечатлеть святое свидетельство кровию. Увлеченный и ослеплен­ный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностию, не поймет его как дол­жно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем. Сущность подвига против греха, подвига, которым обязан подви­заться каждый христианин, заключается в борь­бе против греха, в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце, которым не может не сочувствовать тело. «Веч­ная смерть, - говорит преподобный Макарий Великий, - находится сокровенною внутри сер­дца, ею человек мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив вовеки и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они - освященные и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и на­зываем сном (Слово 1, гл. 2)».

Святые, все без исключения (Евр. 12:8), не­смотря на то, что победили вечную смерть и рас­крыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяж­ким скорбям и искушениям. Отчего это? Свой­ственно грешникам привлекать на себя наказа­ние Божие, по какой же причине жезл Божий не минует избранных Божиих, поражает их уда­рами? Разрешается этот вопрос, по наставлению Священного Писания и святых отцов, следую­щим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть унич­тожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла (Преподобный Макарий Великий, Беседа 7, гл. 4; Святой Исаак Сирский. Слово 1). Неизменяе­мость в добре - принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа ее - поприще подвигов произвольных и невольных. Умерщвляю тело мое и порабощаю, говорит великий Павел, да не како иным проповедуя, сам несключим буду (1 Кор. 9:27). Апостол говорит это о том осоленном и освященном Божественною благодатию теле, которому не сделал никакого вреда злейший яд ехидны, которого одежды производили исце­ления. И такое тело нуждалось в порабощении и умерщвлении, чтоб умерщвленные его страсти не ожили и вечная смерть не воскресла! Доколе хри­стианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, дотоле вечная смерть мо­жет воскреснуть в нем, греховность может сно­ва объять и тело, и душу. Но и одного собствен­ного подвига недостаточно для служителей Бо­жиих к укрощению падения, гнездящегося в ес­тестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: им нужна помощь от Бога. Вспомоществует им Бог Своею благодатию и жезлом наказания отеческого соразмерно благо­дати каждого. Великому Павлу дадеся, свидетель­ствует он, пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости дeem, да не превозношуся (2 Кор. 12:7) - по поводу возвышеннейшего духовного преуспеяния, по поводу множества бывших ему Божественных откровений, по поводу множества духовных дарований, которые он имел, по пово­ду множества чудес, которые совершил. Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке мо­жет служить для человека причиною гордости и погибели. Не почести, не слава, не послушание беспрекословное встречали Павла, когда он про­поведовал вселенной Христа, доказывая истину проповеди знамениями - ангел сатанин повсю­ду уготовлял для него козни, сопротивление, уни­чижение, гонение, напасти, смерть. Познав, что это совершается по попущению Божию, Павел восклицает: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнанных, в теснотах по Христе (2 Кор. 12:10). Павел находил необходимым умерщвлять свое тело, чтоб от послабления телу не возникли плотские страсти - око Промысла Божия усмотрело, что настоит нужда скорбями оградить душу Павла от гордости. «Самое чистое естество человеческое имеет в себе нечто гор­дое», - замечает преподобный Макарий Вели­кий (Беседа 7, гл. 4). Вот причина, по которой рабы Божии подвергают себя произвольным ли­шениям и скорбям, вместе подвергаются различ­ным скорбям и искушениям по попущению Промысла Божия, вспомоществующего скорбя­ми подвигу рабов Божиих, охраняющего скор­бями подвиг их от растления грехом. Путь зем­ной жизни для всех святых был путем многотруд­ным, тернистым, исполненным лишений, обстановленным бесчисленными напастями. Иные из них, говорит апостол, избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами, и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушена быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиих кожах лишени, скорбяще, озлоблена: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр. 11: 35-38). Замечает блаженный Симеон Метафраст в жизнеописании великомученика Евстафия: «Богу не благоугодно, чтоб рабы Его, кото­рым Он уготовал на Небесах вечную, непременяющуюся честь и славу, пребывали почитаемы и прославляемы суетным и временным почита­нием в этом превратном и непостоянном мире (Четьи-Минеи. Сентябрь в 20-й день.)». Отчего так? Оттого что нет человека, который бы без­вредно для души своей мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поко­леблется (св. Исаак Сирский,Слово 1). В нас, в душах наших насаждена падением нашим спо­собность изменяться (святой Исаак Сирский, Слово1 ). Мы не можем не соответствовать и не сообразоваться расположением нашего духа вне­шним обстоятельствам нашим и вещественному положению. «Прилпе земли, душа моя! (Пс. 118:25; слич. Пс. 137:7), - исповедуется Богу Пророк от лица каждого падшего человека, - поды­мает меня с земли, отторгает от нее, вводит во спасение десница Твоя, Твое Всесвятое Слово и Твой Всесвятой Промысл, растворяя скорбями мое временное благополучие и вместе утешая меня благодатным духовным утешением, вдыха­ющим влечение к Небу в сердце мое. Без этой помощи Божией, но моей несчастной наклонно­сти, которой я не могу противостать одними соб­ственными силами, я бы привязался умом и сер­дцем исключительно к одному вещественному и страшно, гибельно обманул бы себя, забыв о веч­ности, о уготованных мне благах в ней, утратил бы их невозвратимо».

С покорностию Богу, с благодарением, славос­ловием Бога истинные служители Божии прини­мали попускаемые им скорби Промыслом Божиим. Они благоволили, как выразился святой апо­стол Павел, о скорбях своих; находили их полез­ными, нужными, необходимыми для себя; попу­щение их признавали правильным, благодетель­ным. Стремление воли своей они присоединили к действию воли Божией: в точном смысле бла­говолили к наказаниям и вразумлениям ниспо­сылаемым от Бога. Из такого сердечного залога, из такого образа мыслей взирали святые на постигавшие их напа­сти. Духовное утешение и радование, обновление души ощущениями будущего века были послед­ствием настроения внушаемого смиренномудри­ем. Что скажем мы, грешные, о встречающихся с нами скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий че­ловеческих, как мы видели, - грех, и очень пра­вильно поступит всякий грешник, если при по­стигших его печалях немедленно обратит мыс­ленные взоры к грехам своим, сознается в гре­хах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей - это милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остано­вились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат при­знаком, что эти грешники еще не забыты, не от­вержены Богом, что усматривается в них способ­ность к покаянию, исправлению и спасению.

Грешники, наказуемые Богом, ободритесь! егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Это возвещает нам Священное Писание, вразумляя, утешая, укрепляя нас. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути пра­ведного (Пс. 2:12); приимите наказание сознанием, что вы достойны наказания; приимите нака­зание славословием за наказание, славословием правосудного и в правосудии своем милосердого Бога; приимите наказание беспристрастным рас­смотрением вашей протекшей жизни, исповеда­нием ваших согрешений, омовением согреше­ний слезами покаяния, исправлением поведения вашего. Оно часто, нуждаясь мало в исправлении наружном, нуждается очень много в исправле­нии тайном: в исправлении образа мыслей, на­правления побуждений, намерений. Вы соврати­лись с пути праведного согрешениями вашими, не потеряйте его окончательно ропотом, противосовестным оправданием себя пред собою и людьми, безнадежием, отчаянием, хулою на Бога. Средство вспоможения, данное вам для возведе­ния вас на путь благочестия, употребленное Са­мим Господом, не обратите в средство решитель­ного расстройства, в средство погубления себя. Иначе прогневается на вас Господь. Он отвратит лицо Свое от вас как от чуждых Ему, не будет посылать вам скорбей как забытым и отверженным (Евр. 12:8); попустит вам истратить земную жизнь по похотениям грехолюбивого вашего сердца и повелит смерти пожать вас внезапно, как плевелы, соделавшиеся по собственному сво­бодному произволению и избранию принадлежностию огня геенского.

Претерпевающие должным образом попуска­емые им от Бога искушения приближаются к Богу, стяжевают дерзновение к Нему, усвоиваются Ему, как свидетельствует апостол, аще на­казание терпите, яко сыновом обретается сам Бог (Евр. 12:7). Бог исполняет духовными блага­ми терпящего скорбь в смирении духа, внимает его умиленной молитве, часто отвращает бич и жезл наказания, если он не нужен для большего духовного преуспеяния. Это совершилось над исцеленным расслабленным, лежавшим трид­цать восемь лет в притворе Соломоновом между множеством других больных, которые ожидали, подобно расслабленному, целебоносного возму­щения воды рукою ангельскою. Какое страдаль­ческое положение вынужденное болезнию и ни­щетою! Очевидно, пораженные недугом не име­ли других средств к врачеванию и потому реша­лись на продолжительное ожидание чуда совер­шавшегося однажды в год, подававшего верное и полное исцеление от всякой болезни, но лишь одному больному. Болезнь расслабленного была наказанием за грехи, что явствует из наставления данного Господом исцеленному: Се здрав был ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Господь, давший завещание исцеленному рас­слабленному, чтоб он не впадал снова в те согре­шения, за которые наказан болезнию, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. Иди, сказал Спаситель мира присужден­ной земными праведниками на побиение кам­нями, и отселе ктому не согрешай (Ин. 8:11). Исцеление души и исцеление тела дается мило­сердым Господом при условии - при одинако­вом условии. Грех жены был грех смертный, оче­видно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призы­вают наиболее казнь Божию! Для погрязшего в пропасти смертных грехов нужна особенная по­мощь Божия, и является эта помощь явно в на­казании, тайно - в призвании к покаянию. При­зывается человек к покаянию или посылаемою ему болезнию, как случилось с расслабленным, или попускаемым гонением от человеков, что постигло Давида, или каким-либо другим обра­зом. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, должно принимать его со смирением и не­медленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которою посылается наказа­ние: прибегать к врачевству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностию укажется нам этот грех совестию нашею. Про­щение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога един­ственно при условии оставления греха пагубно­го для нас, мерзостного пред Богом.

Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, слу­жит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных. Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом  возвещается еще большее наказание за возвра­щение ко греху. Что это за наказание более тяж­кое, нежели болезнь, державшая больного в те­чение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников. Аминь.

Источник: Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. КНИГА ТРЕТЬЯ. Аскетическая проповедь.






Подписка на новости

Последние обновления

События