Прп. Симеон Новый Богослов
Слово о Воскресении Христовом
(Слово 13)
Отцы и братия, пришла Пасха, радостный день, день всякого веселия и сердечной радости, день Воскресения Христова, который приходит однажды в год, или, вернее сказать, совершается ежедневно и постоянно у тех, которые понимают его таинственный смысл, смысл таинства радости и веселия (См. Лук. 1, 14), невыразимым образом наполнив наши сердца, разрешая от труда досточтимого поста и совершенствуя и утешая наши души, призывая к отдохновению и благодарению всех верных, как вы видите. Возблагодарим же Господа, проведшего нас через море поста и вводящего нас в веселии в пристань Своего Воскресения, возблагодарим и все те, которые добре и с ревностью, в подвигах добродетели, с усердием и теплым расположением совершили подвиг поста, и те, которые совершили его с меньшим усердием по причине телесной немощи. И сообразно нашему расположению Он каждому раздает благодатные дары Духа, делая известным или славным в своем усердии, или же оставляет еще в уничижении для совершения больших трудов ради очищения. Но давайте посмотрим, или поразмыслим, и лучшим образом исследуем, что такое таинство Воскресение Христа нашего Бога, которое совершается таинственным образом в тех, которые его желают, как Он погребается в нас как во гробе и как Он, соединяясь с нашими душами, воскрешается совоскрешая и нас. Поскольку Христос Бог наш был распят на Кресте, Он на нем пригвоздил грех мира (См. Кол. 2, 14), и вкусив смерть, снизошел в преисподнюю ада . Впрочем, Он из ада вновь возвратился в Свое пречистое тело, которое Он полностью не оставил, и немедленно Он воскресил тело из мертвых, а после чего Он взошел на небеса с полной славой и силой (См. Мф. 24, 30; Лук. 21, 27); точно также и ныне, когда мы исходим из мира и входим в уподобление страстям Господа во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в наше тело как во гроб, соединяется с духовно мертвыми по сути нашими душами, их воскрешает, и, воскресив, таким образом дает благодать видеть общую со Христом славу этого таинства воскресения. Итак, воскресение Христа — это и наше собственное воскресение по следующим причинам. Почему же Который не впал ни в какие грехи, как написано, ни малейшим образом не изменилась Его слава? И как прославиться может Тот, Который также пребывает всегда суть превыше всякой славы и превосходит всякие начала и власти (Еф. 1, 21)? Воскресение и слава Христа, как мы говорили, есть наша собственная слава, которая бывает, проявляется в нас через Его воскресение в нас. Однажды же усвоив наше, Он сам действует в нас, написуя нас в Самом Себе. Воскресение же души есть соединение с жизнь. Ибо как мертвое тело, если не примет в себя живой души и не смешается с ней неслиянно, не сможет жить , также и душа не может жить только одна сама по себе, если неизреченно и несмесно не соединиться с Богом, Который есть вечная жизнь (См. 1Ин.5, 20). Прежде же чем соединиться со Христом и прежде чем познает и увидит, и ощутит Его, душа является мертвой, несмотря на то, что она разумна и имеет бессмертную природу. Так как познание не бывает без зрения, ни зрения без ощущения. Что же скажу? Слепой спотыкаясь ногами о камень, ощущает боль. В духовных же, если ум не придет к созерцанию того, что превыше понимания, он не ощущает таинственного действия. Итак, кто говорит, что он ощущает и слова и понимает духовное прежде чем придет в состояние созерцания того, что превыше ума, тот подобен слепому глазами, который испытывает благое или же ощущает злое, но не знает, что в его руке и в какой мере находится возможность умолить о жизни или смерти, поскольку он лишен зрительной силы и чувства вовсе, чтобы видеть и знать это. Почему много раз бывает так, что он поднимает палку, чтобы ударить врага, а ударяет своего друга, при этом враг стоит перед его глазами и надсмеивается над ним.
Большинство людей верит в Воскресение Христово, но весьма мало таких, которые его видят чисто, которые же не увидели не имеют сил поклониться Иисусу Христу как святому и как Господу. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), или же «Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Посему священная песнь, которую имеет каждый на своих устах, говорит: Воскресение Христово не веровавше, а что? «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Как же нас ныне Святой Дух понуждает говорить: что мы мы его видим, когда никогда его не видели, «Воскресение Христов видевше», когда воскресение Христово случилось однажды тысячу лет назад, и никто более не видел Его воскресающим? Не хочет же Божественное Писание нас обмануть? Конечно же нет. Но то, что нас побуждает исповедовать есть истина, то есть Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего и не один раз, но каждый час, мы сказали бы, поскольку Он Сам Владыка Христос в нас воскресает, блистающе и сверкающе сиянием нетленного Божества. Светоносное явление Духа нашего воскресения, является как утро (Ин. 21, 4), более того, человеку подается дар зрения воскресения. Поэтому и говорим: «Благословен грядый во имя Господне» (Пс. 116, 26). Итак, воскресший Христос им открылся, но Он является всегда духовно, показуя себя их духовным взорам. Поэтому, когда Он является в нас посредством Духа, Он воскрешает нас из мертвых и животворит, а нам подает благодать это видеть всецело живо и в нас Его зрим пребывающим живым, бессмертным и нетленным, и не только. Но Он подает нам благодать ясно познавать, что Он нас совоскрешает (См. Еф. 2, 6) и спрославляет, (См. Рим. 5, 17)как об этом свидетельствует все Божественное Писание.
Таковы суть божественные таинства христиан, такова сокровенная сила нашей веры, которую неверующие, маловерные или даже полуверы не видят, и видеть не могут. Неверующие же, маловерные и полуверы суть те, которые не являют дел веры. Без дел веры и демоны веруют (Иак. 2, 18) и исповедуют, что Христос Господь есть Бог.
«Знаю Тебя (См. Мк. 1, 24, Лк. 4, 34), говорит, Сына Божия» (См. Мф. 5, 29 и др.), или в другом месте: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего» (Деян. 16, 17). Однако нельзя иметь веры ни демонам, ни людям. Нет же никакой пользы от такой веры, она согласно апостолу является мертвой верой: «Так и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26), также как и дела без веры. Почему же они мертвые? Потому что не имеют в себе Бога животворящего (См. 1. Тим. 6, 13), сказавшего: «Любящий Меня заповеди Моя соблюдет (См. Ин. 21, 23), и Я и Отец придет и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23), чтобы присутствием Своим из мертвых воскресить из мертвых того, кто приобрел такую веру, и оживотворить его и дать ему видеть в себе Самого воскресшего. Итак вот почему мертва такая вера, которая не имеет дел, или лучше сказать мертвыми являются такие, которые не приобрели дел веры. Вера же в Бога всегда жива и живуща, и животворит тех, которые приступают к ней с благим произволением и приемлют ее. То есть она и прежде исполнения дел заповедей многих приводила от смерти к жизни и указывала на Христа. Если бы и в последствии пребыли бы в заповедях Его и соблюли бы их даже до смерти (См. Филип. 2, 8), то они были бы сохранены ими же, то есть такими же какими они стали только от одной веры. После того, как мы отпали и изменили как отцы(Пс. 76, 57) и впали в прежние свои греховные деяния, мы вполне справедливо в своей вере потерпели кораблекрушение (См. 1 Тим. 1, 19, и к сожалению в самих себе лишились истинного богатства, которое есть Христос Бог. Чего да не придется испытать и нам, а для этого будем же соблюдать, по возможности и сколько есть сил, заповеди Божии, дабы удостоиться нынешних и будущих благ, говорю же, самого зрения Христа. Чего да насладимся и все мы во Христе, Которому слава во веки веков. Аминь.
© Перевод иеромонаха Сергия (Троицкого). 2012г.