Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 


Православный

и

западный образ жизни

Ορθόδοξος καί δυτικός τρόπος ζωής (Α')


 

τού Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Αγ. Βλασίου Ιεροθέου

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

 

 

часть 1

В человеке самосознание является одним из наиважнейших факторов, потому что всякий, кто не обладает сознанием и не понимает, что он делает и совершает, является безрассудным, а потому и не является настоящим человеком. Мёртвые не обладают действующим сознанием, но даже и те, которые приближаются к своей смерти, обладают ущербным сознанием. Человеку необходимо понять, кто он есть, откуда он произошёл, какова его связь с окружающим миром, чтобы определить свои отношения с окружающими его людьми, но также установить и связь с ними, не меняя, не теряя своего своеобразия.

Это сознание распространяется и на социально-общественные, культурные, национальные особенности и на христианский образ жизни. Очень важно знать, какой нацией мы являемся, каковы её особенные, специфические характеристики, отличающие  нас от других народов и культур, в каком смысле и какое значение имеет наше вступление в общение с другими народами, и какое значение имеет неотчуждаемость от этого образа жизни и не обсуждаемость его.

Это важно, поскольку со многими культурами имело место проблема ассимиляции и взаимного влияния друг на друга в виде таких явлений как «культурные заимствования» или «синтез», и так называемая «ассимиляция» и культурное изменение, а также так называемая «оцивилизованноость».

Сама статья имеет две главные части: первая — «Православие и Запад", а вторая — «образ жизни». Мы увидим, какое различие существует между ними, двумя великими культурами и религиозным образом жизни.
 

1. Православие и Запад

В самом начале необходимо осознать, что понятия Православие и Запад не являются антагонистичными, потому что мы имеем Православие на Западе, что Запад мы встречаемся и православными странами. Более того, мы смогли бы в большей мере говорить о Романии — Византии и о Западе.

Тем не менее, когда речь идет об отношениях и отличиях между Романией-Византией и Западом, необходимо нам определить три стороны.

Первая — географическая, потому что Восток является восточной частью Европы или мира и западного Запада.. С помощью этих двух терминов в древние времена говорили о двух частях Римской империи: Запада и Востока. Так, Западной является Европейская часть, а Восточной является Малая Азия и Ближний Восток. Сюда также необходимо добавить Север и Юг.

Второй стороной является историко-хронологическая, на основании которой история разделяется на античные (древние), средние и новейшие времена, поскольку каждый раз исторический период имеет свои особенности. Таким образом, в Древней Греции господствующее положение занимает древняя классическая философия, в средневековье на Западе имеет место появление различных других народов, таких как вестготы, остготы, вандалы, лонгобарды, франки, а на Востоке — это появление других народов, таких как авары, арабы, турки и другие, которые оказали т.д. оказывают различные влияния на эти области империи.

Третьей стороной является культурная, поскольку в этих предыдущих сферах, географической и исторической, были сформированы особые культурные образы жизни , которые по-разному оказывали влияние на людей и народы. Таким образом, мы говорим о некоем особенном образе, в которой люди сталкиваются Бог, человек, общество, семья, образование и т.д..

То, о чём мы будем говорить в дальнейшем, главным образом относится к третьей стороне, культурной, которая здесь нас и интересует, и мы также добавим некоторые характеристики других сторон.


2. История и богословие

Между западным и восточным человеком действительно существуют явные различия в образе жизни. Это проявляется в образе мышления и деятельности, в том образе, с помощью которого всякий обращается к Богу, к людям и миру, в образе организации общественной жизни, и распространяется на другие сферы человеческой жизни, такие, как семейная жизнь, воспитание, образование и т.д. Чтобы увидеть это лучше, мы должны рассматривать отношения между историей и богословием.

История самым тесным образом оказывается связанной с богословием. В конце концов, Христос вочеловечился в определённое историческое время, в определённом месте, воспринял смертное и страстное тело, его обо́жил и искупил его от тления и смерти во время Своего Воскресения и Вознесения на небо. Тоже самое происходит с Церковью, которая происходит не от мира, но она движется и совершает своё дело в мире и истории.

Это происходит и с отличиями между Западом и Востоком, которые нас в данном случае интересуют. В стране, в которой появилось Христианство, то есть в Палестине, которая изначально и в последующее время располагалась на территории Римской империи, существовало три течения: еврейская мысль, греческая философия и римское право. И эти три течения встретились друг с другом, и составили одно единство и единую культуру. Хотя в действительности первая встреча произошла между эллинизмом и римской мыслью, и конечно же греческим языком. Греческий язык стал тем языком, на котором говорили в Риме во II веке до Р. Х., так что в Римском Сенате не было никакой необходимости в том, чтобы были переводчики с греческого. Александр Великий, распространил свои завоевания на Восток, но и греки философы и мыслители, которые оказали влияние на латинский Запад, создали единый общий культурный образ жизни в существовавшем тогда мире, в тогдашней ойкумене. Они говорили в основном на двух языках: греческом и латинском.

С появлением христианства произошел некий иной синтез между еврейской и эллинистической мыслью. На самом деле христианство было названо третьим поколением-родом, который соединил в себе еврейскую и греческую мысль. Однако нет достаточного времени для того чтобы нам увидеть и понять, как связаны эти три течения, как они проявляются в учении апостола Павла, у Апостольских мужей, и, особенно, у великих Отцов 4-го века нашей эры

Посмотрим сначала, каким образом сформировались в Римской империи исторические факторы, а затем, как эти факторы повлияли на богословие, из-за чего и был сформирован особый этос Востока и Запада.

Римская империя испытывала влияние со стороны греческой культуры, а позже со стороны Христианства. После гонений первых трёх веков, христианство приобрело официальный статус в Римской империи, особенно, когда Константин Великий перенёс столицу Римской империи в город Византию, которую он переименовал в Новый Рим (затем, предполагается, он был переименован во имя его основателя в Константинополь). В Римской империи не было никакого разделения, просто её столица была перенесена. В последствии этот город стал столицей и достиг великой славы, поскольку он был резиденцией императора и его Синклита, и поэтому с течением времени кафедра Константинополя приобрела равенство с преимуществом чести Древнего Рима.

 

Однако перенесение столицы Римской империи на Восток привело к такому последствию, как ослабление западной части империи в политическом отношении. Конечно, когда возникала необходимость, туда посылались войска для того, чтобы отражать различные вторжения, но это было не всегда легко. Таким образом с севера пришло несколько племён: готы, вестготы, остготы, вандалы, лангобарды и франки, и они захватили разные части западной части единой Римской империи. Существует множество исторических книг, которые это описывают, я отсылаю к тому, что было написано о. Иоанном Романидисом и Жак Ле Гофф. Тогда же появляется книга с названием «Диалоги», которая была написана св. папой Римским Григорием, называемым Двоесловом (Диалогом).

После неоднократных вторжений германских племен и завоевания земель Западной империи, в конечном итоге Карл Великий завоевал большую часть западной части Римской империи и основал Священную Римскую империю германской нации. Конечно, папа узурпировал политическую власть в западной части и в конце концов разразилась непрерывная война между папами и франкскими королями за обладание политической властью со стороны каждого из них.

Важно то, что франки ввели феодальную систему управления в Европе. В соответствии с этой системой король разделяет королевство на части и отдает их различным вельможам, военачальникам, князьям, графам, баронам, низшим рыцарям. С течением времени эти феоды были признаны в качестве «имеющим право на их семейное наследование» этими вельможами. Речь идёт о личностных отношениях, которые связаны иерархически.

Характерных факторов феодальной системы было два. Первый — это контракт вассалитета, проходивший с особой церемонией, во время которой которой вассал давал обещание, что он принадлежит господину и возлагает на него обязательство «в административном управлении, правосудии, и на армию господина». Вторая особенность — это феод, а именно предоставление земельного участка и, кажется, от предношение некоторых предметов, как знамя, скипетр, жезл, кольцо, меч, перчатки и т. д. Основные положения феодальной системы пользовались уважением в праве, порядок в создании, и соответственно тот, кто подрывал порядок, тот вызывал вполне справедливый гнев начальников и это требовало восстановления справедливости,  происходившего посредством наказания, которым приносилось удовлетворение справедливости и во всём здании восстанавливался порядок..

Франкские правители с помощью военных вторжений отрезали западную часть Римской империи, получив на это разрешение и благословение от папы. Важным событием была коронация Карла Великого как императора на Рождество 800 года н.э. Кроме того, франки наделили Римского папу и политической властью.

При этом следовало бы заметить, что в наше время первые государства, которые составили Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) были теми самыми ключевыми государствами, которые вошли в состав государства Карла Великого, Священной Римской империи германской нации. В Европе сегодня в качестве образца берётся государство Карла Великого и в качестве покровителя образования был избран Карл Великий, имя которого носит соответствующее здание в Брюсселе, а те, кто вносит вклад в единство Европы получает премию Карла Великого.

 

Въезд Карла Великого в Рим и встреча папой Адрианом

 

После этого краткого историко-политического обзора давайте посмотрим и на богословские особенности, которые сформировались в западной части Римской империи.

Возвышение епископа Нового Рима до преимущества чести с епископом Древнего Рима вызвало негодование папы, в результате чего папы больше не присутствуют персонально ни на одном из Вселенских соборов, которые происходили в восточной части Римской империи, однако посылают своих представителей. Тогда ещё существовало единство между епископами Ветхого и Нового Рима, о чем свидетельствует VII Вселенский Собор, но и VIII Вселенский собора при свт. Фотие Великом.

Во всей империи существовало единство в вере и спокойствие, люди были двуязычными, т.е. грекоговорящими римлянами и латиноговорящими римлянами, а позднее добавились арабоговорящие и славяноговорящии римляне-ромеи. В Церкви Древнего Рима были Отцы, которые говорили на греческом языке, и Отцы, которые говорили на латинском языке, но они были православными. Святой Августин не знал греческого языка, не смог присутствовать на обсуждении вопросов догматического характера, которые происходили в Восточной Римской империи, и поэтому, хотя он изо всех сил боролся против еретиков, тем не менее, он высказал некоторые мнения, которые не согласованы с учением грекоговорящих и латиноговорящих Отцов Церкви, Востока и Запада.

Франки в XVIII-ом веке, после захвата политической власти на западе, решили внести некое отличие в Европу в культурном и богословском планах. Так, они усвоили взгляды блаженного Августина, единственного церковного писателя, который не знал греческого языка, но знал латинский, и испытал влияние неоплатонизма.


Важной гранью в этом отличии стал VII Вселенский Собор, его определение о богословии образа, иконы. Известно, что этот Вселенский собор, на котором приняли участие и представители папы, которые подписали Деяния собора, приняли решение о поклонении святым иконам как почитании, а не как богослужебном поклонении.

Карл немедленно дал приказ своим богословам (Алкуину и Теодульфу) отменить решения VII Вселенского Собора. Так была написана, известная книга Libri Carolini с помощью которой намеренно осудили Вселенский Собор как еретический. Затем Карл созвал во Франкфурте в 794 г. н.э. собор с участием епископов территорий, которые находилась в его владениях, на котором была зачитана были зачитаны Libri Carolini и был осуждён VII Вселенский Собор.

Важно отметить, что в то время как в книге Libri Carolini жители Восточной Римской империи назывались римлянами, в Деяниях Собора во Франкфурте они же именуются уже греками. То есть между 787 и 794 была проделана сама большая работа по подделыванию истории, направленная против римского народа. На самом же деле греки назывались еретиками как и эллины-язычники потому, что они якобы поклоняются священным изображениям-иконам, что и было записано в известных трудах Contra errores Grecorum (против заблуждений греков), и согласно их мнению именно франки являются римлянами и православными. Конечно же, в восточной части империи следовали правилу называть самих себя римлянами вплоть до падения Константинополя. Важно отметить, что в XIV веке святитель Григорий Палама называет православных жителей Малой Азии, которые были захвачены османами, римлянами, в то время как византийцами их охарактеризовал в XVI-ом столетии, после падения Константинополя, в 1562 году франкский историк Иероним Вольф.

После этого, на Соборе в Аахене в 809 году франки ввели Filioque, в результате чего западная часть империи окончательно стала отличаться от восточной части Римской империи, которую мы уже привыкли именовать Византией, не только политически, и богословски. Девятое столетие стало некой критической эпохой, когда вскрываются все эти сепаратистские тенденции, и, очевидно, все они имели особенно напряженный характер во время свт. Фотия Великого. Тогда явным образом было заявлено об откровенно захватнических тенденциях франкских лидеров, а также о надменных и гордостных претензиях Римских пап. В действительности же свт. Фотий был выдающейся личностью, который выделялся интеллектом, знаниями, рассудительностью и настойчивостью. Но, к сожалению, течение истории, как оно было уже определено франкскими правителями, политика пап и ослабление Римской империи врагами с востока, превозмогла все..

Во всяком случае в начале Римский папа воспротивился действиям Карла Великого, направленных на осуждение VII Вселенского Собора, но Карл Великий обладал большой политической и военной мощью и смог навязать свои воззрения. Наконец, после нескольких изменений, франки смогли возвести на кафедру Римских пап филофранкских и франкских пап, которые в 1009 г. ввели Filioque в Символ веры, поэтому с тех пор мы говорим о богословском уклонении западной части империи от православной восточной части, в сущности произошёл разрыв и прекращение церковного общения Древнего Рима с Новым Римом и патриархатами на Востоке.

Поэтому, когда с вниманием изучим все те политические и богословские отличия, которые имеются у франков, то заметим, что в начале произошел раскол в западной части Римской империи, между Папой Римским и франками, а затем произошло подчинение Западной Церкви франкским правителям и окончательное отдаление Древнего Рима от Нового Рима. Политический раскол привёл к церковному расколу.

Франкские богословы, которые входили в окружение Карла Великого, усвоили, как уже упоминалось, взгляды святого Августина, и таким образом ими была создана так называемая схоластика, которая получила своё название от школ, а затем получила своё развитие в университетах. Она акцентировала своё внимание на логике, рационализме. Это означает, что был отвергнут исихазм как метод познания Бога, и был усвоен рационализм. Он интенсивно взращивался выращивается с XI по XIII века, а основными богословами схоластики были Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам.

Вместе с рационализмом, как методом познания Бога, был введён в западном христианстве и феодализм в области богословия и он был разработан двумя богословами, которых я только что упомянул (Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский), теория удовлетворения божественному правосудию. Согласно этой теории, Бог воспринимается как абсолютный и великий феодал, который обладает высшим правосудием, Он создал порядок в сотворённом мире и сохранение этого порядка является высшую справедливость. Однако грех внёс беспорядок в этот порядок и в Божественную справедливость, Бог был был оскорблен этим восстанием человека и Ему подобало наказать человека, откуда и следует, что вочеловечение Христа и Его Крестная жертва принесли удовлетворение божественному правосудию и восстановила порядок в творении.


Конечно, это богословская система привела к определенного рода последствиям в жизни западного человека. С помощью этих теорий находят оправдания классы и дискриминация — богатые и бедные, — как данность от Бога, вводится идея об абсолютном предопределении, поскольку Бог предопределил каждому либо спасение, либо осуждение, сообразно Его предвечному плану. Выводится теория об удовлетворении божественному правосудию-справедливости. Всё это в жизни западных людей создало большие проблемы, поскольку оправдание находилось некоторым жестоким диктатурам и абсолютизму. Далее, далеко не каждый живёт подвигом по благодати Божией, дабы направляться по пути от очищения до освящения и обожения, как учили Отцы Церкви, но они чаще искали того, чтобы искупить вину и в действительности они вели борьбу с помощью самоанализа, чтобы выяснить, суждено ли было им от Бога спастись или быть осужденными, как вполне выразительно раскрывает Макс Вебер это извращение в богословии и жизни. Извращение таинства исповеди, расистская идеология в обществе, существование крепостных, которые должны были были удовлетворять своим поведением Богу — всё это является результатом этой теории. Кроме того, рационалистические и психологические системы, разработанные в течение долгого времени были результатом этого образа мышления, ментальности. Речь идёт о политическом, богословском и культурном разногласии Запада по отношению к православному Востоку.

В Православной Традиции плоть до сего дня продолжает оставаться в качестве метода познания Бога православная исихия-безмолвие, но необходимо укреплять все эти стороны Православной Традиции, как их определили Поместные и Вселенские соборы, как они были детально проанализированы и раскрыты Отцами Церкви. Это согласовано с древним общим преданием, которые были общим для грекоговорящих и латиноговорящих Отцов Древней Церкви. Действительно, в своей книге, озаглавленное «Диалоги», святитель Григорий, папа Римский, ясно свидетельствует о православной вере и православной традиции исхии, которой жили епископы, духовенство, монахи и миряне на Западе, по крайней мере вплоть до VII столетия. Кроме того, показывается разрушения и вандализм, которые принесли различные германские племена, пришедшие с севера, то есть готы, визиготы, остготы, вандалы, лангобарды и франки, которые, в отличие от других, были православными, но ничего не знали о Православии, а остальные были ариане.

Отцы Церкви, которые отсекли Западную Церковь от древа Православной Церкви по причине появившихся изменений в вере и жизни, оправдывали другую великую революцию и отпадения от древа западного христианства, которое произошло в XVI-м веке — Реформаторов, протестантов. Группы этих христиан оказали сопротивление произволам папы и отказались от всех сторон Священного Предания, Таинств, догматов, священных икон. Таким образом, с помощью схоластики папистов на Западе был введён через протестантов и морализм.

Схоластика, которая своим центром имела человеческим разум-логику в вопросах, относящихся к Богу, развила философию через отказ от богословия Отцов Церкви, и развила все философские системы и идеологии, которые мы видим вплоть до сего дня в западном мире. Морализм протестантов привёл людей в лицемерию в своём поведении, поскольку они профанировали своё возрождение, в то время как внутри их бушевали страсти. Обе эти тенденции, при особенной роли каждой из них, привели к развитию психологии, психоанализа и психотерапии.

Конечно, вместе со схоластикой и морализмом как антипод и противодействие им развился гуманизм, возрождение, просвещение, романтизм, модернизм, постмодернизм и другие течения. Таким образом, в западном мире настоящее господство получила некая религиозность, которая основывается на рацио и морализме, некоем гуманизме, который выражается подчеркиваением и акцентированием внимания на антропоцентризме и присущих ему факторах, агностицизме, который выражается в безразличии, атеизме, который выступает против всех течений, пропитанных религиозностью.

Итак, становится явным то, что история самым тесным образом переплетается с богословием и создает весьма разнообразный культурный ландшафт и особенности факторов социального плана. Они воздействуют не только на образ мышления людей, но и на образ их жизни. И невозможно кому-либо представить западного человека вне этих факторов.

 

Продолжение следует

Перевод «Православного Апологета», 2011 г. 



Подписка на новости

Последние обновления

События