Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.) 
Омилія 24. О совершившемся въ день Пятидесятницы явленіи и раздаяніи Божественнаго Духа; въ ней же говорится и о покаяніи
 [1].

Недавно великими очами вѣры мы созерцали возносящагося Христа, и то — не менѣе тѣхъ, которые были удостоены своими тѣлесными очами взирать на Него, и, отнюдь, не уступая имъ въ блаженствѣ; ибо Господь сказалъ: Блажени не видѣвшіи и вѣровавше (Іоан. 20, 29) — а таковы — тѣ, которые по слуху удостовѣрились и чрезъ вѣру видятъ. Итакъ, недавно мы созерцали Христа, взимаемаго отъ земли съ тѣломъ, нынѣ же видимъ, на основаніи посланія Имъ Святаго Духа Ученикамъ, куда, вознесшись, Христосъ предварилъ, и на какое (великое) достоинство возвелъ наше, воспринятое Имъ, естество: ибо туда, конечно, Онъ взошелъ, откуда Духъ, посланный Имъ, снизошелъ. Откуда же Духъ снисшелъ, — явилъ Говорящій чрезъ Пророка Іоиля: Излію отъ Духа Моего на всяку плоть (Іоил. 2, 28), и къ Которому обращается Давидъ: Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103, 30). Итакъ, вознесшись, Христосъ восшелъ къ Высочайшему Отцу и въ самыя Отеческія нѣдра, откуда и Духъ имѣетъ бытіе, и показалъ Себя участникомъ, даже и по человѣческому естеству, свойственнаго Отцу достоинства, тѣмъ, что и Онъ также послалъ съ небесъ Духа, исходящаго и посылаемаго отъ Отца. Но слыша, что Духъ Святый посылается отъ Отца и Сына, пусть никто не подумаетъ, что Онъ не — того же достоинства, что — и Они; ибо Онъ — не только изъ посылаемыхъ, но и Самъ изъ числа посылающихъ и благоволящихъ. Богъ, говорящій чрезъ Пророка, являетъ это яснымъ образомъ: Азъ рукою Моею утвердихъ землю и прострохъ небеса, и нынѣ Господь посла Мя, и Духъ Его (Ис. 48, 13 въ парафр. и ст. 16). И Христосъ чрезъ того же Пророка, въ иномъ мѣстѣ, говоритъ: Духъ Господень на Мнѣ, егоже ради помаза Мя, благовѣстити нищимъ посла Мя (Ис. 61, 1). Итакъ, Духъ Святый не только посылается, но и Самъ посылаетъ Сына, посылаемаго отъ Отца, изъ чего явствуетъ, что Онъ одного съ Ними достоинства и естества и обладаетъ тѣмъ же дѣйствіемъ и честью, что Отецъ и Сынъ. Итакъ, благоволѣніемъ Отца и содѣйствіемъ Святаго Духа, по неизмѣримой глубинѣ человѣколюбія, Единородный Сынъ Божій, приклонивъ небеса и сошедъ съ высоты, былъ видимъ на землѣ, какъ Человѣкъ и былъ въ нашей средѣ, и совершилъ и училъ то, что — чудесно и велико и возвышенно и воистину приличествуетъ Богу, а для послушающихъ Его — божественно и спасительно. Затѣмъ и добровольно страдавъ за наше спасеніе, и погребенъ и тридневенъ воскресши, Онъ вознесся на небеса и возсѣлъ одесную Отца, и тамъ содѣйствовалъ сошествію Божественнаго Духа на Учениковъ, со-пославъ Его вмѣстѣ съ Отцемъ, какъ и обѣтовалъ имъ. Онъ же, возсѣдая тамо въ вышнихъ, какъ бы взываетъ намъ оттуда: если кто желаетъ примкнуть къ этой славѣ и стать участникомъ Царства Небеснаго, и нарицаться сыномъ Божіимъ, и обрѣсти безсмертную жизнь и неизрѣченную славу и чистое наслажденіе и неиждиваемое богатство, — тотъ пусть слушается Моихъ заповѣдей и, по силѣ, подражаетъ Моему образу жизни, и пусть жительствуетъ такъ, какъ — Я, Который, пришедши плотію на землю, сотворилъ и научилъ, положивъ спасительные законы и представивъ въ примѣръ Меня Самого; ибо Своими дѣлами и чудесами Господь сдѣлалъ достовѣрнымъ Евангельское Ученіе; запечатлѣлъ же Своими Страстьми; показалъ же великую пользу и спасительность Евангельскаго Ученія Своимъ Воскресеніемъ изъ мертвыхъ, Своимъ Вознесеніемъ на небеса и совершившемся наитіемъ съ небесъ Божественнаго Духа на Учениковъ, которое мы сегодня празднуемъ. Ибо по Воскресеніи кзъ мертвыхъ и явленіи Своимъ Ученикамъ, возносясь, Онъ сказалъ имъ: Се Азъ послю обѣтованіе Отца Моего на вы: вы же сѣдите во градѣ Іерусалимстѣ, дондѣже облечетеся силою свыше, (ибо) пріимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидѣтели во Іерусалимѣ же, и во всей Іудеи и даже до послѣднихъ земли (Лук. 24, 49; Дѣян. 1, 8). Когда же исполнилось 50 дней послѣ Воскресенія, чего мы нынѣ творимъ память, — когда всѣ Ученики собрались вмѣстѣ и единодушно были въ горницѣ онаго святого мѣста, а также и въ горницѣ своей души, каждый сосредоточившись духомъ, потому что они отдались и прилежали молитвѣ и священнымъ пѣснопѣніямъ Богу, бысть, говоритъ Евангелистъ Лука, внезапу съ небесѣ шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще (Дѣян. 2, 2). Это — тотъ шумъ, о которомъ предрѣкла Анна Пророчица, когда приняла обѣтованіе о Самуилѣ, говоря: Господь взыдѣ на небеса, и возгремѣ: Той дастъ крѣпость и вознесетъ рогъ Христа Своего (1 Цар. 2, 10). Этотъ шумъ былъ также предвозвѣщенъ и въ видѣніи Иліи; ибо говорится: Се гласъ хлада тонка, и тамо Господь (3 Цар. 19, 12); ибо гласъ хлада тонка это — шумъ вѣтра. Предызображеніе сего гласа и дыханія ты можешь найти и въ Евангеліи Христовомъ. Ибо въ послѣдній день великаго Праздника, т. е. въ Пятидесятницу, сталъ Іисусъ — какъ повѣствуетъ Богословъ и Евагелистъ Іоаннъ, — и воззвалъ, говоря: Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 37-39). Но и по Воскресеніи, Онъ дохнулъ на Учениковъ Своихъ и сказалъ: Пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22). Такимъ образомъ, оный гласъ предобозначалъ сей шумъ, и дуновеніе — сіе дыханіе, которое нынѣ бурно разлившись свыше, испустивъ съ неба великій и мощный шумъ, призываетъ всю землю подъ солнцемъ и всѣмъ, въ вѣрѣ приходящимъ, даруетъ благодать и вселяется въ нихъ. Является же съ силою, какъ — все побѣждающее и попирающее стѣны лукаваго, уничтожающее грады и всякія твердыни врага, и смиряющее превозносившагося, возносящее же смиренныхъ сердцемъ, и скрѣпляющее то, что было дурнымъ образомъ разрѣшено, разбивающее же оковы грѣховъ и разрѣшающее узы рабства. Исполнило же Оно домъ, гдѣ они находились, дѣлая его духовной купелью, и этимъ исполняя оное обѣтованіе Спасителя, которое, возносясь, Онъ имъ изрекъ: Яко Іоаннъ убо крестилъ есть водою, вы же имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днехъ (Дѣян. 1, 5). Но и то наименованіе, которое Онъ имъ далъ, Онъ показалъ этимъ, какъ — справедливое: ибо силою сего шума съ неба, Апостолы дѣйствительно стали «Сыны Громовы». И явишася имъ, говорится, раздѣлени языцы яко огненни: сѣдѣ же на единомъ коемждо ихъ, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Духъ даяше имъ провѣщевати (Дѣян. 2, 3-4). Тѣ чудесныя дѣла, которыя Владыка совершилъ въ тѣлѣ, являющія, что Онъ, по Своей Ипостаси, Сынъ единородный, на конецъ временъ соединившійся съ нами, пріяли конецъ; (нынѣ) начинаютъ совершаться тѣ вещи, которыя являютъ Духа Святого, Сущаго согласно Своей Ипостаси, — дабы мы познали, а также усвоили великую и покланяемую Тайну Святыя Троицы; ибо и ранѣе, воистину, дѣйствовалъ Духъ Святый, — потому что это Онъ говорилъ чрезъ Пророковъ и предвозвѣщалъ будущее — нынѣ же чрезъ огненные языки явился всѣмъ въ Своей Ипостаси, и Владычнымъ образомъ, какъ бы на престолѣ, сѣвъ на Христовы Ученики, сдѣлалъ ихъ орудіями Своей силы.

Но по какой причинѣ Онъ явился въ видѣ языковъ? — Дабы показать, что Онъ — сроденъ Слову Божію; ибо нѣтъ ничего родственнѣе слову, чѣмъ — языкъ. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христѣ нуждается въ облагодатствованномъ языкѣ. Почему же — огненные языки? — Не только по причинѣ единосущія Духа съ Отцемъ и Сыномъ, — ибо Богъ нашъ есть Огнь, и то — Огнь, поядаяй беззаконіе, — но также и по причинѣ сугубости дѣйствія Апостольской проповѣди: ибо она должна была вмѣстѣ и благодѣтельствовать и карать; какъ огонь устроенъ для того, чтобы и просвѣщать и опалять, такъ и слово ученія о Христѣ — просвѣщаетъ слушающихъ, а упорно же противящихся предаетъ огню и вѣчному мученію. Языки же эти были, говоритъ Апостолъ Лука, — не «огненные», но — какъ бы огненные, чтобы кто не подумалъ, что оный огонь (въ «огненныхъ языкахъ») былъ чувственнымъ и матеріальнымъ, но такъ сказано — чтобы на основаніи примѣра — у насъ было бы представленіе о явленіи Духа. Почему языки явились для нихъ раздѣленными? — Потому что единственному только Христу, сошедшему съ небесъ, не въ мѣру дается Духъ отъ Отца, ибо Онъ, также и по плоти, обладаетъ всецѣлою силою и дѣйствіемъ; ни на комъ изъ иныхъ не почила всеобъемлющая (паса хорити) благодать Духа, но частично каждый — одинъ одно, другой — другое получаетъ изъ благодатныхъ дарованій, дабы кто не подумалъ, что даемая отъ Духа благодать Святымъ, является Его не дѣйствіемъ, а самымъ естествомъ. Выраженіе же сѣдѣ не только обозначаетъ Владычнее достоинство, но — и единость Божественнаго Духа. Сѣдѣ же на единомъ коемждо ихъ, и исполнишася вси Духа Свята: ибо и раздѣлившись согласно различнымъ силамъ и дѣйствіямъ Своимъ, Духъ Святый въ каждомъ дѣйствіи представляется цѣлостнымъ, нераздѣльно раздѣляемый и полностью даемый въ участіе, по образу солнечнаго луча. Глаголаша иными языкит. е. на разныхъ нарѣчіяхъ къ собравшимся отъ всѣхъ народовъ, якоже Духъ даяше имъ провѣщевати; ибо они стали орудіями Божественнаго Духа, дѣйствующими и движущимися по Его волѣ и силѣ; всякое же орудіе со внѣ воспріемлемое, становится причастнымъ не естества, но энергіи дѣйтвующаго, которая воспріемлется отъ него; такъ бываетъ и въ отношеніи орудія Святаго Духа, какъ и Давидъ, говоря въ Духѣ Святомъ, глаголетъ: Языкъ мой трость книжника скорописца (Псал. 44, 2). Слѣдовательно, пишущая трость есть орудіе пишущаго, становясь причастной, конечно, не естества писца, но его энергіи, и то начертывая оное, что пишущій желалъ бы и могъ.

Но какимъ образомъ Духъ Святый является обѣтованіемъ Отца? — Поскольку чрезъ Его Пророковъ Онъ былъ обѣтованъ; такъ чрезъ Іезекіиля Онъ говорилъ: Дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ, и Духъ Мой дамъ въ васъ (Іез. 36, 26). А чрезъ Іоиля: — И будетъ въ послѣдняя дни, излію отъ Духа Моего на всяку плоть (Іоил. 2, 28). И Моисей, желая Его, предвозвѣстилъ, говоря: Кто дастъ всѣмъ людемъ Господнимъ быти Пророки, егда дастъ Господь Духа Своего на нихъ (Числ. 11, 29). Поскольку же одно — благоволѣніе и обѣтованіе у Отца и Сына, то поэтому вѣрующимъ въ Него Христосъ говоритъ: Иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14); и: — Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы, — что толкуя, Евангелистъ говоритъ: Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующія во имя Его (Іоан. 7, 38-39). И идя на Спасительную Страсть, Господь сказалъ Своимъ Ученикамъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и инаго Утѣшителя дастъ вамъ да будетъ съ вами въ вѣкъ: Духъ Истины (Іоан. 14, 15-17); и еще: — Сія глаголахъ вамъ въ васъ сый: Утѣшитель же, Духъ Святый, Егоже послетъ Отецъ во имя Мое, Той вы научитъ всѣму (Іоан. 14, 25-26). И еще: — Егда же пріидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ Истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ, и наставитъ васъ на всяку правду (Іоан. 15, 26). Нынѣ же обѣтованіе исполнилось, и сошелъ Духъ Святый, посылаемый и даемый отъ Отца и Сына, и просвѣщающій святыхъ Учениковъ и всецѣло божественнымъ образомъ возжигающій ихъ какъ свѣтильники, лучше же сказать — явивъ ихъ сверхмірными и всемірными Звѣздами, содержащими слово вѣчной жизни, чрезъ которыхъ Онъ просвѣтилъ всю вселенную. И какъ если кто возжетъ отъ одного свѣтильника другой, а отъ другого еще третій, и передачей отъ одного къ другому сохраняя, имѣетъ всегда постоянный свѣтъ, такъ и чрезъ рукоположеніе Апостоловъ на ихъ преемниковъ, и отъ нихъ, въ свою очередь, на иныхъ, и затѣмъ послѣдующихъ, переданная благодать Божественнаго Духа протекаетъ чрезъ всѣ поколѣнія и просвѣщаетъ всѣхъ ввѣряющихъ себя духовнымъ пастырямъ и учителямъ.

Такимъ образомъ, каждый Архіерей въ свое время приходитъ, принося городу сію благодать и даръ Божій и чрезъ Евангеліе — просвѣщеніе Божественнаго Духа; отвергающіе же кого-либо изъ нихъ, насколько это въ ихъ власти, прерываютъ Божественную благодать и расторгаютъ Божественное преемство, и себя самихъ отдѣляютъ отъ Бога и предаютъ губительнымъ положеніямъ и всеразличнымъ бѣдствіямъ, что и вы недавно по опыту познали. Но нынѣ обратившись къ приходящему отъ Бога Пастырю вашихъ душъ, если окажете послушаніе мнѣ, совѣтующему вамъ то, чтó служитъ къ спасенію, то прекрасно воистину будете праздновать годичную память пришествія Божественнаго Духа, Который сошелъ ради нашего спасенія, по неизрѣченному человѣколюбію, ради чего и вслѣдствіе чего и Единородный Сынъ Божій, приклонивъ небеса сошелъ и воспріялъ отъ насъ плоть. Потому что если бы Онъ Самъ не восшелъ съ плотію на небеса и не послалъ Духа Святого, чтобы Тотъ утвердилъ Его Учениковъ и пребывалъ съ ними, и то же въ отношеніи ихъ преемниковъ изъ рода въ родъ и учителей Евангелія Благодати, — не была бы возвѣщена всѣмъ народамъ, и не дошла бы даже до насъ, проповѣдь Истины. По сей причинѣ человѣколюбивѣйшій Владыка нынѣ явилъ Своихъ Учениковъ участниками и отцами и дарователями свѣта и вѣчной жизни, пораждающихъ въ вѣчную жизнь и содѣлывающихъ достойныхъ чадами свѣта и отцами просвѣщенія, потому что такимъ способомъ Онъ Самъ будетъ пребывать до скончанія вѣка, какъ это было обѣтовано по причинѣ (вѣчнаго пребыванія въ Церкви) Святого Духа: ибо Онъ — Одно съ Отцемъ и Духомъ, не въ понятіи Ипостаси, но — Божества; Духъ Святый всегда былъ, и былъ вмѣстѣ съ Сыномъ во Отцѣ. Ибо какъ бы могъ быть Отецъ и Умъ Безначальный безъ Сына и Слова Собезначальнаго? И какъ бы могло быть Слово Присносущное безъ Соприсносущнаго Духа? Итакъ, былъ всегда, есть и будетъ Духъ Святой, со-творческій Отцу и Сыну во время творенія, и со-обновляющій поврежденное, и удерживающій то, что пребываетъ; вездѣ сущій и все исполняющій, и всѣмъ управляющій и все соблюдающій. Ибо: Камо пойду, обращается Псалмопѣвецъ къ Богу: отъ Духа Твоего? и отъ лица Твоего камо бѣжу (Псал. 138, 7).

Не только же повсюду, но и надъ всѣмъ; не только во всякомъ вѣкѣ и во времени, но и прежде всякаго вѣка и времени; и не только будетъ съ нами до скончанія вѣка, какъ обѣтовано, но и гораздо болѣе будетъ пребывать съ достойными въ будущемъ вѣкѣ Духъ Святый, обезсмертствуя ихъ и исполняя вѣчной славой также и ихъ тѣла, что и Господь являя, возвѣстилъ Ученикамъ: Азъ умолю Отца, и Иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ (Іоан. 14, 16). Ибо сѣется, — говоритъ Апостолъ, — т. е. погребается и предается землѣ мертвенное тѣло душевное, — это то же, что и сказать: физическое, составленное изъ души и тѣла, имѣющихъ вмѣстѣ существовать и двигаться; возстаетъ же, т. е. оживаетъ, тѣло духовное, — это то же, что и сказать: надфизическое (выше-природы), какъ составленное и руководимое Божественнымъ Духомъ и силою Духа облеченное въ безсмертіе и славу и нетлѣніе. Бысть первый человѣкъ Адамъ, говоритъ Апостолъ, въ душу живу, послѣдній Адамъ — въ духъ животворящъ; первый человѣкъ отъ земли, перстенъ; вторый Человѣкъ, Господь съ небесе. Якóвъ перстный, такови и перстніи: и якóвъ небесный, тацы же и небесніи (1 Кор. 15, 45-48). Кто же это? — Постоянные и непоколебимые въ вѣрѣ, и всегда плодовитые въ дѣлѣ Господнемъ, и образъ Небеснаго, въ своемъ послушаніи Ему, въ себѣ несущіе. Потому что, иже не вѣруетъ въ Сына, согласно Евангелисту Іоанну говоритъ Господень Предтеча, — не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36); а гнѣвъ Божій можетъ ли кто выдержать? — Страшно, братіе, впасть въ руки Бога живого; ибо если мы страшимся рукъ враговъ, въ то время какъ Господь говоритъ:Не убойтеся отъ убивающихъ тѣло (Матѳ. 10, 28), то кто имѣющій умъ не устрашится рукъ Божіихъ, во гнѣвѣ поднимающихся противъ невѣрующихъ? Ибо гнѣвъ Божій откроется противъ всякой души тѣхъ, которые въ распутствѣ и насильничествѣ проводятъ жизнь, не зная обращенія, и Истину подавляютъ неправдой (Рим. 1, 18).

Итакъ, будемъ бѣжать отъ сего гнѣва; и, путемъ покаянія, потщимся получить милость и состраданіе Всесвятого Духа. Если кто имѣетъ къ кому ненависть, пусть помирится и возвратится къ любви, чтобы его ненависть и вражда съ ближнимъ не послужили свидѣтельствомъ противъ него того, что онъ Бога не любитъ: ибо если брата своего, котораго видишь, ты не любишь, то Бога, Котораго не видишь, какъ можешь любить? Имѣя же любовь другъ къ другу, мы имѣемъ любовь истинную, нелицемѣрную и дѣлами ее обнаруживаемъ: въ томъ, чтобы ничего и не говорить и не дѣлать, — болѣе того — даже и не допуская слушать того, — что оскорбительно или вредно для нашей братіи, какъ и возлюбленный Христу Богословъ научилъ насъ, говоря: Братіе, не любите словомъ и языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18). Если кто впалъ въ блудъ или прелюбодѣяніе или подобную тѣлесную нечистоту, да отступитъ отъ сей позорящей скверны и да очиститъ себя путемъ исповѣди, слезами и постомъ и подобными подвигами: потому что блудниковъ и прелюбодѣевъ нераскаявшихся Богъ будетъ судить и осудитъ, и отошлетъ отъ Себя и предастъ гееннѣ и неугасимому огню и инымъ вѣчнымъ мукамъ, говоря: Да возмется скверный и проклятый, и да не увидитъ и не насладится славою Господней. Воръ или явный хищникъ и насильникъ, пусть уже не крадетъ, не насильничаетъ, не похищаетъ чужого, но — и отъ своего да дастъ неимущимъ. И — чтобы выразить это въ одномъ словѣ: если желаете жизни, видѣть дни благи, и избавиться отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, то отъ нынѣ напирающихъ варваровъ и отъ иныхъ мученій, уготованныхъ началозлобному и ангеламъ его, — уклонитесь отъ всякаго зла, и творите добро. Не льстите себѣ: ни блудницы, ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9). Тотъ, кто не мѣетъ участія съ Богомъ, не есть Божій, ни Бога не имѣетъ Отцемъ.

Но мы устранимся, братіе, молю, отъ Богу ненавистныхъ дѣлъ и словъ, чтобы со дерзновеніемъ называть Бога Отцемъ. Обратимся къ Нему въ истинѣ, дабы и Онъ обратился къ намъ и очистилъ насъ отъ отъ всякаго грѣха и сдѣлалъ достойными Его Божественной благодати. Ибо такимъ образомъ и во вѣки мы будемъ торжествовать и праздновать богодохновенно и духовно исполненіе Божественнаго Обѣтованія — Пришествіе Всесвятого Духа къ людямъ и почиваніе Его на нихъ, результатъ и исполненіе блаженной надежды, въ Самомъ Христѣ Господѣ нашемъ: ибо Ему подобаетъ слава, честь и поклоненіе со Безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе: 
[1] Homilia XXIV. In manifestationem divini Spiritus in Pentecoste peractam; agitur etiam de poenitentia. P. Gr. t. 151, col. 308-320.

Печатается по изданію: Бѣседы (Омилiи) Святителя Григорiя Паламы. Часть I. / Перевелъ съ Греческаго языка Архимандритъ Амвросiй (Погодинъ). – Первое изданiе на русскомъ языкѣ. – Монреаль: Изданiе Братства преп. Iова Почаевскаго, 1968. – С. 239-247.



Подписка на новости

Последние обновления

События