Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Iоаннъ Златоустъ († 407 г.) 
I. Проповѣди на двунадесятые праздники.

Проповѣди на св. Пятидесятницу. 
Бесѣда въ недѣлю св. Пятидесятницы
 
[1].

Опять праздникъ, опять торжество и опять многочадная и чадолюбивая Церковь украшается множествомъ чадъ. Но какая ей польза отъ чадолюбія, если она только въ праздники, а не постоянно видитъ вожделѣнныя лица своихъ дѣтей, подобно тому, какъ если бы кто, имѣя прекрасную одежду, не имѣлъ дозволенія пользоваться ею постоянно? Ибо многочисленность приходящихъ есть одежда Церкви, какъ и пророкъ въ древности сказалъ, говоря о Церкви: Всѣми ими аки въ красоту облечешися и обложиши себе ими, яко утварію невѣста (Ис. 49, 18). Какъ цѣломудренная и благородная женщина, облекшись въ одежду, простирающуюся до пятъ, кажется благообразнѣйшею и лучшею; такъ и Церковь, покрываясь многочисленнымъ вашимъ собраніемъ, какъ бы длинною одеждою, является сегодня болѣе веселою. Не видно у ней сегодня ни одной части обнаженной, какъ въ предшествующіе дни; виновники же тогдашняго ея обнаженія тѣ, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрываютъ свою мать. А что не малая опасность видѣть свою мать обнаженною, — вспомнимъ о древнемъ событіи, вспомнимъ о томъ, кто видѣлъ отца своего обнаженнымъ, и за этотъ взглядъ потерпѣлъ наказаніе. Хотя не онъ самъ обнажилъ отца, но только увидѣлъ отца обнаженнымъ, однако — онъ не избѣгъ наказанія, за то только, что увидѣлъ (Быт. 9, 21); тѣ же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не видятъ только свою мать обнаженною, но дѣлаютъ ее обнаженною. Если же видѣвшій наготу не избѣгъ наказанія, — то какъ могутъ удостоиться прощенія тѣ, которые причиняютъ наготу? Это я говорю, желая не устрашить васъ, но для того, чтобы намъ избѣжать наказанія, чтобы избѣжать проклятія Хама, чтобы подражать благонравію Сима и Іафета и всегда прикрывать свою мать. Іудеи имѣли обычай являться предъ Богомъ только трижды въ годъ; имъ было сказано: Три краты въ лѣтѣ да явишися предъ Господемъ Богомъ твоимъ (Исх. 23, 17); а отъ насъ Богъ желаетъ, чтобы мы являлись предъ Нимъ непрестанно. У нихъ причиною столь немногихъ собраній были разстоянія мѣстъ; ибо тогда богослуженіе ограничено было однимъ мѣстомъ; посему — и времена ихъ собранія и присутствованія при немъ были немногочисленны; ибо необходимо было поклоняться въ Іерусалимѣ, а въ другомъ мѣстѣ — нигдѣ. Поэтому — имъ заповѣдано было являться предъ Богомъ трижды въ годъ; разстояніе пути служило имъ оправданіемъ; а для насъ не можетъ быть никакого способа оправданія. Они были разсѣяны по всей землѣ:Бяху же, — говорится въ Писаніи, — во Іерусалимѣ живущіи Іудеи мужіе благоговѣйніи отъ всего языка, иже подъ небесемъ (Дѣян. 2, 5). А мы всѣ живемъ въ одномъ городѣ, обитаемъ въ однѣхъ и тѣхъ же стѣнахъ, часто не отдѣляемся отъ церкви даже однимъ переулкомъ, и, однако, такъ рѣдко бываемъ въ этомъ священномъ собраніи, какъ будто мы отдѣлены обширными морями. Имъ заповѣдано было праздновать только въ три времени; а намъ заповѣдано дѣлать это непрестанно; ибо у насъ всегда праздникъ. А дабы вамъ убѣдиться, что у насъ всегда праздникъ, я скажу вамъ о причинахъ праздниковъ, и вы увидите, что у насъ въ каждый день праздникъ. Итакъ, первый праздникъ у насъ Богоявленіе [2]. Какая же причина этого праздника? Та, что Богъ на земли явися и съ человѣки поживе (Вар. 3, 38), та, что Богъ, Единородный Сынъ Божій, былъ съ нами; а это бываетъ всегда. Се, — говоритъ Онъ, — Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20); посему — Богоявленіе можно праздновать во всѣ дни. Что значитъ праздникъ Пасхи? Какая причина этого праздника? Мы тогда возвѣщаемъ смерть Господа; это и есть Пасха; но и это мы можемъ дѣлать не въ одно опредѣленное время. Павелъ, желая доставить намъ независимость отъ временъ и показать, что можно всегда совершать Пасху, говоритъ: Елижды бо аще ясте хлѣбъ сей, и чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете (1 Кор. 11, 26). Итакъ, если мы всегда можемъ возвѣщать смерть Господню, то можемъ всегда совершать и Пасху. Хотите ли знать, что и сегодняшній праздникъ [3] можетъ быть совершаемъ ежедневно или, лучше, что онъ бываетъ ежедневно? Посмотримъ, какая причина настоящаго праздника и почему мы празднуемъ его? Это потому, что Духъ нисшелъ къ намъ; какъ Единородный Сынъ Божій находится съ людьми вѣрными, такъ и Духъ Божій. Откуда это извѣстно? Аще любите мя, — говоритъ Писаніе, — заповѣди моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ, Духъ истины(Іоан. 14, 15-17). Посему, какъ Христосъ сказалъ о Себѣ: Се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка, — и мы можемъ всегда праздновать Богоявленіе; такъ и о Духѣ Онъ сказалъ: Будетъ съ вами въ вѣкъ, и мы можемъ всегда праздновать Пятидесятницу.

Дабы вамъ убѣдиться, что намъ можно праздновать постоянно, что нѣтъ для этого опредѣленнаго времени, и мы не связаны зависимостію отъ времени, — послушайте, что говоритъ Павелъ: Тѣмже да празднуемъ (1 Кор. 5, 8). Хотя тогда, когда онъ писалъ это, не было праздника, не было ни Пасхи, ни Богоявленія, ни Пятидесятницы; но онъ желаетъ показать, что не время составляетъ праздникъ, а чистая совѣсть; ибо праздникъ есть не что иное, какъ радость; радость же духовную и разумную производитъ не что иное, какъ сознаніе добрыхъ дѣлъ; посему, кто имѣетъ добрую совѣсть и такія же дѣла, тотъ можетъ постоянно праздновать. Итакъ, желая показать это самое, — Павелъ сказалъ: Тѣмже да празднуемъ, не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Видишь ли, какъ онъ не стѣсняетъ тебя зависимостію отъ временъ, но заповѣдуетъ имѣть чистую совѣсть? Я хотѣлъ бы употребить на это всю бесѣду; ибо какъ захватившіе кого-нибудь въ свои руки, послѣ долгаго времени не легко выпускаютъ его, такъ и мы васъ, приходящихъ сюда чрезъ годъ, захватили въ свои сѣти и не хотѣли бы отпустить сегодня; но чтобы вамъ не удалиться безъ наставленія касательно праздника, — надобно отъ этого увѣщанія обратить рѣчь къ причинѣ праздника. Многія блага многократно нисходили съ неба для всего рода человѣческаго; но такія, какія ниспосланы сегодня, не были ниспосылаемы никогда прежде. Узнайте же, какія блага были прежде, и какія сегодня, чтобы вамъ видѣть различіе между тѣми и другими. Одожди Богъ манну ясти, и хлѣбъ небесный даде имъ: хлѣбъ Ангельскій яде человѣкъ (Псал. 77, 24-25); дѣло, поистинѣ, великое и достойное человѣколюбія Божія! Послѣ того ниспосланъ былъ огонь для исправленія заблуждшаго народа іудейскаго и пожралъ жертву съ жертвенника (3 Цар. 18, 38). Потомъ, когда всѣ были истощены голодомъ, былъ ниспосланъ дождь и произвелъ великое плодородіе. Велики эти блага и удивительны; но настоящія гораздо больше; ибо не манна, огонь и дождь ниспосланы сегодня, но потокъ духовныхъ дарованій; посланы свыше обильные дожди, не землю возбуждающіе къ плодородію, но располагающіе человѣческое естество воздавать плоды добродѣтели Воздѣлывателю людей. И тѣ, которые приняли эти капли, тотчасъ измѣнились въ своемъ естествѣ, и везапно вся земля наполнилась ангелами, — ангелами не небесными, но такими, которые въ человѣческомъ тѣлѣ показываютъ добродѣтель, свойственную безплотнымъ силамъ. Не ангелы низошли долу, но, что удивительнѣе, дольніе возвысились до ихъ добродѣтели; ибо они не свергли плоти и не съ одними душами восходили, но, пребывая въ естествѣ, сдѣлались ангелами по произволенію [4]. Дабы ты зналъ, что и прежнее наказаніе, когда было сказано: Земля еси и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19), не было наказаніемъ, — Богъ благоволилъ оставить тебя на землѣ, чтобы еще болѣе открылась сила Духа, совершающая такія дѣла чрезъ бренное тѣло. Ибо можно было видѣть, какъ бренный языкъ повелѣвалъ бѣсами; можно было видѣть, какъ бренная рука исцѣляла болѣзни; или, лучше, можно было видѣть, какъ не рука только бренная, но, что гораздо удивительнѣе, тѣни бренныхъ тѣлъ преодолѣвали и смерть, и безплотныя силы, т. е. бѣсовъ. Какъ при появленіи солнца тьма разсѣивается, дикіе звѣри удаляются въ свои убѣжища, убійцы, разбойники и грабители убѣгаютъ на вершины горъ, — такъ и тогда, когда являлся Петръ и возвышалъ свой голосъ, тьма заблужденія разсѣивалась, діаволъ удалялся, бѣсы обращались въ бѣгство, плотскія страсти подавлялись, душевныя болѣзни исцѣлялись, всякій порокъ исчезалъ и добродѣтель водворялась на землѣ. Какъ если бы кто-нибудь изъ царской сокровищницы, заключающей въ себѣ золото и драгоцѣнные камни, могъ взять хотя малую часть содержащагося въ ней сокровища, хотя бы одинъ только камень, то сдѣлался бы обладателемъ великаго богатства, — такъ и отъ устъ апостольскихъ; ибо уста ихъ были царскими сокровищницами, заключавшими въ себѣ сокровище исцѣленій; и каждое слово, исходящее изъ нихъ, доставляло великое богатство духовное. Тогда, поистинѣ, можно было видѣть, что словеса Господня вожделѣнны паче злата и камене честна многа (Псал. 8, 11); ибо чего не могли сдѣлать ни золото, ни драгоцѣнные камни, то дѣлали слова Петра. Какое количество золота могло бы исцѣлить хромого отъ рожденія? А слово Петра въ состояніи было исправить этотъ природный недостатокъ. Онъ сказалъ: Во имя Іисуса Христа востани и ходи (Дѣян. 3, 6), и слово стало дѣломъ. Видишь ли, какъ слова ихъ вожделѣнны паче злата и камене честна многа? Видишь ли, что уста ихъ были царскими сокровищницами? Поистинѣ, они были и врачами вселенной, и земледѣльцами, и кормчими: врачами — потому, что исцѣляли болѣзни; земледѣльцами — потому, что сѣяли слово благочестія; кормчими — потому, что укрощали бурю заблужденій!

Посему — и Христосъ иногда говорилъ апостоламъ, какъ врачамъ: Ходяще болящыя исцѣляйте (Матѳ. 10, 8); иногда говорилъ, какъ земледѣльцамъ: Се послахъ вы жати, идѣже вы не трудистеся (Іоан. 4, 38); а иногда бесѣдовалъ съ ними, какъ съ кормчими и рыбарями, и говорилъ въ одномъ мѣстѣ: Сотворю вы ловца человѣкомъ (Матѳ. 4, 19); и Петру: Не бойся, отселѣ будеши человѣки ловя (Лук. 5, 10). И можно было видѣть чудеса за чудесами. За десять дней предъ симъ [5] наше естество взошло на царскій престолъ, а сегодня Духъ Святьй нисшелъ на наше естество; Господь вознесъ нашъ начатокъ, и низвелъ Духа Святаго. Иной Господь раздѣляетъ эти дары; ибо и Духъ есть Господь; такъ что касающееся насъ домостроительство раздѣлили между Собою Отецъ, Сынъ и Святый Духъ. Еще не прошло десяти дней, какъ вознесся Христосъ, и уже ниспослалъ Онъ намъ духовныя дарованія, дары примиренія. Дабы никто не сомнѣвался и не недоумѣвалъ, сдѣлалъ ли что-нибудь Христосъ по вознесеніи, примирилъ ли съ нами Отца, умилостивилъ ли Его, дабы показать намъ, что Онъ, дѣйствителъно, примирилъ Его съ нашимъ естествомъ, — Онъ тотчасъ послалъ намъ дары примиренія. Ибо, когда враги соединяются и примиряются между собою, то за примиреніемъ тотчасъ слѣдуютъ приглашенія, поздравленія и дары. Такъ и мы послали вѣру, и получили оттуда дарованія; послали послушаніе, и получили оправданіе.

А чтобы вы знали, что дарованіе Святаго Духа есть даръ Божія примиренія, — я постараюсь убѣдить васъ въ этомъ изъ Писаній, сначала объяснивъ свои слова отъ противнаго и показавъ, что Богъ удерживаетъ благодать Духа, когда гнѣвается на насъ, дабы ты, убѣдившись, что отсутствіе Святаго Духа есть знакъ Его гнѣва, и увидѣвъ, что Духъ опять ниспосылается, позналъ, что если бы Онъ не примирился, то и не послалъ бы Духа Святаго. Откуда же мы узнаемъ это? Престарѣлый Илій былъ человѣкъ въ другихъ отношеніяхъ добрый и благоразумный, но не умѣвшій исправлять нечестивыхъ дѣтей своихъ, по чрезмѣрной къ нимъ любви. Послушайте вы, которые имѣете дѣтей, какъ вы должны умѣрять свою къ нимъ любовь и ласковость. Илій огорчилъ этимъ Бога и привелъ Его въ такой гнѣвъ, что Онъ отвратился отъ всего народа. Посему, написавшій объ этомъ, желая показать, что Богъ совершенно отвратился отъ нихъ, говоритъ: Глаголъ Господень бѣ честенъ, не бѣ видѣніе посылаемо (1 Цар. 3, 1), называя здѣсь «честнымъ» рѣдкое; этимъ онъ выразилъ, что дары пророчества тогда были рѣдки. Также другой, плача и рыдая о гнѣвѣ Божіемъ, говоритъ: Нѣсть во время сіе князя и пророка (Дан. 3, 38). И Евангелистъ говоритъ: Не убо бѣ Духъ Святый, яко Іисусъ не у бѣ прославленъ (Іоан. 7, 39). Такъ какъ Онъ еще не былъ распятъ, то, говоритъ, и Духъ Святый не былъ дарованъ людямъ; ибо «прославленъ», значитъ: «распятъ». Хотя это событіе по свойству своему позорно, но такъ какъ оно было совершено за любимыхъ, то Христосъ называетъ его славою. А почему, скажи мнѣ, Духъ не былъ дарованъ прежде распятія? Потому, что вселенная была еще во грѣхахъ, въ злобѣ, во враждѣ и безчестіи, пока не былъ принесенъ въ жертву Агнецъ, взявшій на Себя грѣхи міра. Итакъ, доколѣ Христосъ еще не былъ распятъ, дотолѣ не было и примиренія; а доколѣ не было примиренія, дотолѣ, по справедливости, не былъ ниспосланъ и Духъ. Такимъ образомъ, ниспосланіе Духа есть знакъ примиренія. Посему — и Христосъ говоритъ: Уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ (Іоан. 16, 7). «Если Я не пойду, — какъ бы говоритъ Онъ, и не примирю Отца, то не пошлю вамъ Утѣшителя». Видите ли, какъ много доказательствъ мы представили вамъ на то, что отсутствіе Духа Святаго въ людяхъ есть знакъ гнѣва Божія? Глаголъ Господень бѣ честенъ, не бѣ видѣніе посылаемо (1 Цар. 3, 1). Нѣсть во время сіе князя и пророка (Дан., 3, 38). Не убо бѣ Духъ Святый, яко Іисусъ не у бѣ прославленъ (Іоан. 7, 39). Аще бо не иду Азъ, Онъ не пріидетъ (Іоан. 16, 7). Итакъ, отсутствіе Духа Святаго есть знакъ гнѣва Божія. А когда ты видишь, что Духъ Святый ниспосылается обильно, то уже нисколько не сомнѣвайся въ примиреніи. Гдѣ же, скажешь, нынѣ Духъ Святый? Тогда — дѣйствительно — можно было говорить это, когда были знаменія, мертвые воскресали и всѣ прокаженные очищались; а нынѣ чѣмъ мы докажемъ, что Духъ Святый присущъ намъ? Не бойтесь; я покажу, что Духъ Святый пребываетъ и у насъ нынѣ. Какъ и какимъ образомъ? Такъ: если бы не было у насъ Духа Святаго, то какъ эти, просвѣщенные въ эту священную ночь [6], избавились бы отъ грѣховъ? Ибо безъ дѣйствія Духа не можетъ быть и отпущенія грѣховъ. Послушайте Павла, который говоритъ: Бѣхомъ бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прелщени, работающе похотемъ различнымъ: егда же благодать и человѣколюбіе явися Спаса нашего Бога, не отъ дѣлъ праведныхъ, ихже сотворихомъ мы, но по своей Его милости спасе насъ банею пакибытія, и обновленія Духа Святаго (Тит. 3, 3-5). И еще въ другомъ мѣстѣ: Не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татіе, ни піяницы, ни досадители, ни хищницы Царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Видишь ли всѣ виды пороковъ? И сими убо нѣцыи бѣсте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся. Какимъ образомъ? Вопросъ въ томъ, чрезъ Духа ли Святаго мы освободилясь отъ пороковъ. Послушай же:но освятистеся, но оправдистеся именемъ Господа Іисуса и Духомъ Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Видишь ли, что Духъ Святый изгладилъ всѣ тѣ пороки?

Гдѣ теперь хулящіе достоинство Духа? Если Онъ не отпускаетъ грѣховъ, то напрасно принимается въ крещеніи; если же Онъ отпускаетъ грѣхи, то напрасно хулится еретиками. Если бы не было Духа Святаго, то мы не могли бы назвать Господомъ Іисуса; ибо никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3). Если бы не было Духа Святаго, то мы вѣрные не могли бы взывать къ Богу, какъ взываемъ: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ. Какъ не могли бы мы называть Іисуса Господомъ, такъ не могли бы называть и Бога Отцемъ. Откуда это видно? Изъ словъ того же Апостола: Понеже есте сынове, — говоритъ онъ, — посла Богъ Духа Сына Своего въ сердца ваша, вопіюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). Итакъ, когда ты призываешь Отца, то помни, что ты удостоился такъ называть Его потому, что Духъ движетъ твою душу. Если бы не было Духа, то въ Церкви не было бы слова премудрости и вѣдѣнія: Овому бо Духомъ дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12, 8). Если бы не было Святаго Духа, то не было бы въ Церкви пастырей и учителей; ибо и они поставляются Духомъ, какъ и Павелъ говоритъ: Въ немже васъ Духъ Святый постави (пастыри и) епископы (Дѣян. 20, 28). Видишь ли, что и это — отъ Духа? Если бы не было Духа Святаго въ нашемъ общемъ отцѣ и учителѣ [7], то, когда незадолго предъ симъ онъ входилъ на это священное горнее мѣсто и преподалъ всѣмъ вамъ миръ, вы не отвѣтствовали бы ему всѣ вмѣстѣ: «и духови твоему». Посему — не только тогда, когда онъ восходитъ туда, и бесѣдуетъ съ вами, или молится: за васъ, вы произносите эти слова, но и тогда, когда онъ предстоитъ предъ священною трапезою, когда намѣревается принести страшную жертву, — посвященные въ тайны знаютъ, о чемъ я говорю, — онъ не касается принадлежащаго прежде, нежели испроситъ вамъ благодать отъ Господа, и вы отвѣтите ему: «и духови твоему», напоминая себѣ этимъ отвѣтомъ, что самъ присутствующій ничего не совершаетъ и что подлежащіе дары совершаются не человѣческимъ естествомъ, но благодать Духа, присущая и на все нисходящая, совершаетъ, эту таинственную жертву. Хотя присутствуетъ человѣкъ, но дѣйствуетъ чрезъ него Господь Богъ.

Итакъ, не смотри на природу видимаго, но представляй благодать невидимую. Ибо на этомъ священномъ престолѣ не совершается ничего человѣческаго. Если бы не присутствовалъ Духъ, то не существовала бы и Церковь; если же Церковь существуетъ, то очевидно, что Духъ присутствуетъ. Почему же, скажешь, не бываетъ нынѣ знаменій? Здѣсь слушайте меня со вниманіемъ; я отъ многихъ часто и непрестанно слышу этотъ вопросъ: почему тогда всѣ крещаемые говорили языками, а нынѣ уже нѣтъ? Напередъ узнаемъ, чтó значитъ говорить языками, а потомъ скажемъ и причину. Что же значитъ говорить языками? Крещаемый тотчасъ начиналъ говорить на языкѣ индѣйцевъ, египтянъ, персовъ, скиѳовъ, фракіянъ, и одинъ человѣкъ получалъ многіе языки; и эти, крещенные нынѣ, если бы крещены были тогда, то ты тотчасъ услышалъ бы ихъ говорящими разными языками. Ибо говорится въ Писаніи, что Павелъ, нашедши нѣкоторыхъ крещенныхъ крещеніемъ Іоанновымъ, сказалъ имъ: Аще Духъ Святый пріяли есте вѣровавше? Они же рѣша къ нему: но ниже, аще Духъ Святый есть, слышахомъ. Онъ тотчасъ повелѣлъ имъ креститься, — и возложшу Павлу на ня руцѣ, пріиде Духъ Святый на ня, и (всѣ) глаголаху языки (Дѣян. 19, 2-6). Почему же нынѣ прекращена и отъята отъ людей эта благодать? Не потому, чтобы Богъ хотѣлъ унизить насъ, но потому, напротивъ, что оказываетъ намъ великую честь. Какъ? Я скажу. Въ то время люди, недавно отставшіе отъ идоловъ, были весьма несмысленны; умъ ихъ былъ еще очень тупъ и грубъ; они были преданы и изумлялись всему вещественному; у нихъ еще не было никакого понятія о дарахъ безтѣлесныхъ, и они не знали даже, что такое благодать духовная и созерцаемая одною вѣрою; поэтому тогда и были знаменія. Ибо одни изъ духовныхъ дарованій невидимы и постигаются одною вѣрою, а другія обнаруживаются и въ чувственномъ знаменіи для удостовѣренія невѣрныхъ. Напримѣръ: отпущеніе грѣховъ есть дѣло духовное, есть даръ невидимый; ибо мы не видимъ тѣлесными глазами, какъ очищаются грѣхи наши. Почему? Потому, что очищается душа; а душа не бываетъ видима тѣлесными глазами. Итакъ, очищеніе грѣховъ есть даръ духовный, который не можетъ быть видимъ тѣлесными глазами; а способность говорить разными языками, хотя также происходитъ отъ духовнаго дѣйствія Духа, однако — представляетъ и знаменіе чувственное и удобозримое для невѣрныхъ. Ибо языкъ, слышимый внѣ, есть откровеніе и обнаруженіе дѣйствія, происходящаго внутри души, т. е. невидимаго. Посему — и Павелъ говоритъ: Комуждо же дается явленіе Духа на пользу (1 Кор. 12, 7). Итакъ, я не имѣю нынѣ нужды въ знаменіяхъ. Почему? Потому, что и безъ явленія знаменія я научился вѣровать во Владыку. Невѣрующій имѣетъ нужду въ залогѣ; а я, вѣрующій, не нуждаюсь ни въ залогѣ, ни въ знаменіи; хотя я и не говорю языками, но знаю, что я очищенъ отъ грѣховъ. Тѣ тогда не повѣрили бы, если бы не получили знаменія; посему — имъ и давались знаменія, какъ залогъ вѣры, чрезъ который они вѣровали, такъ что знаменія давались имъ, не какъ вѣрнымъ, но какъ еще невѣрнымъ, чтобы они сдѣлались вѣрными. Такъ и Павелъ говоритъ: Знаменія не вѣрующымъ, но невѣрнымъ (1 Кор. 14, 22). Видите ли, что прекращеніе знаменій служитъ доказательствомъ не того, что Богъ унижаетъ насъ, но того, что Онъ оказываетъ намъ честь? Онъ сдѣлалъ это, желая показать вѣру нашу, — что мы вѣруемъ въ Него безъ залоговъ и знаменій. Тѣ если бы напередъ не получили знаменія и залога, то не повѣрили бы Ему въ невидимомъ; а я и безъ этого показываю всю вѣру. Вотъ — причина, почему нынѣ не бываютъ знаменія.

Хотѣлъ бы я сказать и о причинѣ праздника и показать, что такое Пятидесятница, почему въ этотъ праздникъ поданъ даръ, почему въ огненныхъ языкахъ и почему чрезъ десять дней; но вижу, что поученіе слишкомъ продолжительно. Поэтому, прибавивъ немногое, окончу рѣчь. Егда скончавашася дніе пятидесятницы, явишася имъ раздѣлени языцы, яко огненни(Дѣян. 2, 13), не огненные, но яко огненни, чтобы ты не подозрѣвалъ въ Духѣ ничего чувственнаго. Какъ на струи Іорданскія Онъ сошелъ не голубемъ, но въ видѣ голубя (Лук. 3, 22); такъ и здѣсь не огнемъ, но въ видѣ огня. Также и выше сказано: яко носиму дыханію бурну (Дѣян. 2, 2), не «дыханію бурну», но яко носиму дыханію бурну. Почему же Іезекіиль получилъ даръ пророчества не въ подобіи огня, но въ свиткѣ, а апостолы получаютъ дары посредствомъ огня? Ибо о немъ говорится, что Богъ далъ въ уста его свитокъ книжный, въ которомъ вписано рыданіе и жалость и горе, и писана быша предняя и задняя (Іез. 2, 9-10), и онъ съѣлъ его, и бысть во устѣхъ его, яко медъ, сладокъ (Іез. 3, 4). А объ апостолахъ не такъ, но: явишася имъ языцы, яко огненни. Итакъ, почему тамъ — свитокъ и письмена, а здѣсь — языкъ и огонь? Потому, что тотъ шелъ обличать грѣхи и оплакивать іудейскія бѣдствія, а эти шли истреблять грѣхи вселенной; посему — тотъ получилъ свитокъ для памятованія о грядущихъ бѣдствіяхъ, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить всѣ грѣхи вселенной. Ибо какъ огонь, упавъ въ терніе, легко истребляетъ его всецѣло, такъ и благодать Духа истребляетъ грѣхи людей. Но при этомъ событіи безчувственные іудеи, вмѣсто того, чтобы изумляться, трепетать и поклоняться Подателю дара, опять показываютъ свое безуміе, обвиняя апостоловъ, исполненныхъ Духа, въ опьяненіи. Они, говорятъ, виномъ исполнени суть (Дѣян. 2, 13). Представь неблагодарность людей и посмотри на благодарность ангеловъ. Ангелы, увидѣвъ начатокъ нашъ возводимымъ на небо, радовались и говорили: Возмите врата князя ваша, и возмитеся врата вѣчная, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7); а люди, увидѣвъ низшедшую къ намъ благодать Духа, говорятъ, что принявшіе благодать пьяны, и не устыдились даже времени года; ибо во время весны невозможно было найти вина; а тогда была весна. Впрочемъ, оставимъ ихъ и посмотримъ на воздаяніе человѣколюбиваго Бога. Христосъ взялъ начатокъ нашего естества и воздалъ намъ благодать Духа; и какъ бываетъ послѣ продолжительной войны, когда кончится сраженіе и будетъ заключенъ миръ, бывшіе между собою во враждѣ даютъ другъ другу залоги и заложниковъ, — такъ произошло между Богомъ и человѣческимъ естествомъ: оно послало Ему въ залогъ и заложникомъ свой начатокъ, который вознесъ Христосъ; а Онъ послалъ намъ въ залогъ и заложникомъ Духа Святаго. А что мы имѣемъ залогъ и заложника, это видно изъ слѣдующаго: залогъ и, заложники должны быть царскаго рода; посему — и ниспосланъ намъ Духъ Святый, какъ царственный по естеству, равно какъ и вознесшійся отъ насъ былъ царскаго рода; ибо Онъ былъ отъ сѣмени Давидова. Посему — я уже больше не страшусь; ибо начатокъ нашъ возсѣдастъ торѣ; посему, хотя бы кто говорилѣ мнѣ о червѣ не умирающемъ, или объ огнѣ не угасающемъ, или о другихъ наказаніяхъ и мученіяхъ, — я уже не боюсь или, лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь въ своемъ спасеніи. Ибо если бы Богъ не желалъ даровать великія блага роду нашему, то не взялъ бы начатка нашего горѣ [8]. Прежде мы, взирая на небо и представляя безплотныя силы, яснѣе усматривали свое ничтожество чрезъ сравненіе съ вышними силами; а теперь, когда мы хотимъ видѣть свое благородство, то взираемъ горѣ, на небо, на самый престолъ царскій; тамъ возсѣдаетъ начатокъ отъ насъ. Такъ и придетъ Сынъ Божій съ неба судить насъ. Посему — будемъ приготовляться, чтобы не лишиться той славы; ибо непремѣнно придетъ и не замедлитъ общій нашъ Владыка, придетъ окруженный воинствомъ, съ полками ангеловъ, соборами архангеловъ, строями мучениковъ, ликами праведниковъ, сонмами пророковъ и апостоловъ, и среди этихъ невещественныхъ воинствъ явится Самъ, какъ царь, въ невыразимой и неизреченной славѣ.

Итакъ, будемъ дѣлать все, чтобы не лишиться той славы. Хотите ли, я скажу и страшное? Это не для того, чтобы опечалить васъ, но чтобы исправить. Тогда предъ тѣмъ престоломъ будетъ течь рѣка огненная; тогда раскроются книги; судъ будетъ страшный и ужасный; на немъ, какъ въ судилищѣ, будутъ читаны записанныя дѣла нашей жизни; и объ этихъ книгахъ много говорятъ пророки. Такъ, Моисей говоритъ: Аще убо оставиши имъ грѣхъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги, въ нюже вписалъ еси (Исх. 32, 32). Также и Христосъ говорилъ ученикамъ: О семъ не радуйтеся, яко дуси вамъ повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесѣхъ (Лук. 10, 20). И пророкъ Давидъ: Въ книзѣ Твоей вси напишутся, во днехъ созиждутся, и никтоже въ нихъ (Псал. 138, 16); и еще: Да потребятся отъ книги живыхъ, и съ праведными да не напишутся (Псал. 68, 29). Видишь ли, что одни изглаждаются, а другіе вписываются? Хочешь ли знать, что не только праведные вписываются въ тѣхъ книгахъ, но вписаны тамъ и грѣхи наши? Теперь время праздника; будемъ поучаться тому, чѣмъ можемъ мы избавиться отъ наказанія. Страшно это слово, но вмѣстѣ полезно и спасительно; ибо спасаетъ насъ отъ испытанія на самомъ дѣлѣ. Итакъ, — будемъ знать, что грѣхи записываются; и то, что мы здѣсь ни скажемъ, тотчасъ вносится туда и записывается. А откуда это извѣстно? О такихъ предметахъ нельзя говорить просто. Малахія [9] говоритъ іудеямъ: горе прогнѣвляющимъ Господа: и о чемъ прогнѣвихомъ Его? Зане рѣсте: всякъ, творяй зло, добръ предъ Господемъ; это — слова рабовъ неблагодарныхъ; и въ нихъ самъ благоволи, т. е. въ развращенныхъ, не служившихъ Ему (Мал. 2, 17). Вотъ, мы сохранихомъ храненія Его и блажимъ чуждихъ; мы, говорили они, ежедневно служимъ, а другіе наслаждаются благами (Мал. 3, 14-15). Это часто говорятъ и рабы о господахъ. Впрочемъ, человѣку говорить это о человѣкѣ не столь нечестиво, хотя и нечестиво; но говорить это объ общемъ Владыкѣ вселенной, Владыкѣ милостивомъ и человѣколюбивомъ, выше всякаго осужденія и достойно крайняго наказанія. А дабы тебѣ убѣдиться, что такія слова записываются, — послушай, чтó говоритъ пророкъ: Сія написана суть въ книгѣ памяти боящымся Господа (Мал. 3, 10). Записываются не потому, чтобы Богу помнить день, но чтобы представить книгу, какъ нѣкоторую улику и обвиненіе. Можетъ быть, я потрясъ душу вашу страхомъ; но не вашу, а напередъ свою. Итакъ, окончу рѣчь или, лучше, страхъ или, лучше, не окончу, по смягчу; пусть онъ остается и очищаетъ вашу душу, но суровость его мы уменьшимъ. Какъ же мы можемъ уменьшить ее? Если покажемъ, что грѣхи не только записываются, но и изглаждаются. Въ судилищѣ все, что подсудимый ни скажетъ при записываніи, непремѣнно записывается навсегда и уже не можетъ быть изглажено; а въ той книгѣ, хотя бы ты и сказалъ что-нибудь худое, потомъ, если захочешь, опять можетъ изгладиться. Откуда это извѣстно? Изъ Писанія: Отврати лице Твое, — говоритъ псалмопѣвецъ, — отъ грѣхъ моихъ, и вся беззаконія моя очисти (Псал. 50, 11). Никто не изглаждаетъ того, что не написано; а такъ какъ грѣхи записаны, то онъ и молится объ ихъ изглажденіи. А нѣкто другой научаетъ и тому, какъ они изглаждаются: Милостынями и вѣрами, — говоритъ онъ, — очищаются грѣси (Прит. 15, 27), не только изглаждаются, но и очищаются, такъ что не остается и слѣда изглаживанія. Притомъ, изглаждается не только то, что вписано послѣ крещенія, но и то, что вписано прежде этого омовенія, и то все очищается водою крещенія и крестомъ Христовымъ, какъ говоритъ Павелъ: Истребивъ еже на насъ рукописаніе, еже бѣ сопротивно намъ, и то взятъ отъ среды, пригвоздивъ é на крестѣ (Кол. 2, 14). Видишь ли, какъ изглажено это рукописаніе? И не только изглажено, но и разорвано; ибо гвозди крестные такъ разорвали его, что оно сдѣлалось ничтожнымъ. Впрочемъ, это все изглажено благодатію и человѣколюбивою силою распятаго Христа; а сдѣланное послѣ крещенія требуетъ великаго старанія, чтобы оно опять было изглажено. Такъ какъ нѣтъ другого крещенія, а нужны наши слезы, покаяніе, исповѣдь, милостыня, молитва и всякое другое благочестивое занятіе, — то и очищаются сдѣланные послѣ крещенія грѣхи съ великимъ трудомъ и усиліемъ. Итакъ, будемъ прилагать всякое стараніе, чтобы изгладить ихъ здѣсь и избавиться отъ тамошняго стыда и наказанія. Ибо хотя бы мы сдѣлали безчисленное множество грѣховъ, — мы можемъ, если захотимъ, сложить все это бремя грѣховъ. Будемъ же имѣть такое желаніе; ибо гораздо лучше немного потрудиться здѣсь и избавиться отъ неизбѣжнаго наказанія, нежели, проведши это краткое время въ нерадѣніи, впасть въ нескончаемыя мученія. Впрочемъ, уже время обозрѣть сказанное. Мы сдѣлали внушеніе приходящимъ сюда только чрезъ годъ, что они оставляютъ свою мать обнаженною, напомнили имъ древнее событіе, проклятіе и благословеніе; бесѣдовали о праздникахъ іудейскихъ и о томъ, почему Богъ повелѣлъ іудеямъ являться предъ Нимъ трижды въ годъ; сказали, что у насъ праздникъ бываетъ во всякое время, и Пятидесятница, и Пасха, и Богоявленіе; показали, что праздникъ составляетъ чистая совѣсть, а не опредѣленный срокъ дней и временъ; потомъ мы перешли къ дарамъ, ниспосланнымъ свыше; сказали, что они суть знакъ примиренія; доказали присутствіе Духа Святаго отпущеніемъ грѣховъ, отвѣтомъ пастырю, словомъ премудрости и вѣдѣнія, рукоположеніями, таинственною жертвою; показали, что мы имѣемъ взаимные залоги и заложниковъ; изложили причину, по которой нынѣ уже не видны знаменія; послѣ того напомнили о страшномъ судѣ, о книгахъ, которыя тогда раскроются, и о томъ, что всѣ наши грѣхи записываются; объяснили, что они опять изглаждаются, если мы захотимъ. Помните все это; если же не возможно помнить все, то изъ всего удержите въ памяти сказанное о книгахъ; и все, о чемъ бы вы ни говорили, — говорите съ осторожностію, какъ имѣя при себѣ записчика; и всегда сохраняйте эти слова въ свѣжей памяти, чтобы тѣмъ изъ васъ, которые вписаны въ книгѣ праведныхъ, умножать добродѣтели, а тѣмъ изъ насъ, которые имѣютъ записанными много грѣховъ, изгладить ихъ здѣсь, когда никто не видитъ, и избавиться отъ будущаго ихъ обнаруженія. Ибо возможно, какъ мы показали, изгладить всѣ записанные грѣхи стараніемъ, молитвою и постояннымъ благочестіемъ. Итакъ, будемъ стараться объ этомъ во всякое время, чтобы, по отшествіи туда, намъ получить прощеніе и всѣмъ избѣжать неминуемыхъ наказаній, чтобы, избавившись отъ нихъ, всѣмъ намъ удостоиться Царствія небеснаго, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія: 
[1] Полное заглавіе этой бесѣды слѣдующее: «На святую Пятидесятницу и о томъ, почему нынѣ не бываютъ знаменія, и что дѣла и слова наши записываются». Главныя мысли бесѣды слѣдующія. — Празднованіе въ Церкви Христовой должно быть непрерывно: всѣ дни должны быть посвящены Богу, тогда какъ въ ветхозавѣтной церкви было въ году только три праздника; поэтому, кто изъ христіанъ приходитъ въ церковь только по большимъ праздникамъ, тотъ не достоинъ своего званія. — Ап. Павелъ объясняетъ, въ чемъ должно состоять это непрерывное празднованіе въ христіанствѣ; въ связи съ этимъ — толкованіе его словъ (1 Кор. 5, 8). — Духъ Святый сошелъ только послѣ прославленія Iисуса Христа потому, что Христосъ изгладилъ грѣхи, мѣшавшіе примиренію, а Святый Духъ даетъ, именно, даръ примиренія; а что примиреніе человѣка съ Богомъ совершилось и Духъ Святый, дѣйствительно, сошелъ, — это доказывается тѣми чудесами, которыя совершили апостолы. — То, что теперь будто бы не совершается чудесъ, не значитъ, что нѣтъ въ Церкви Духа Святаго; доказательствомъ присутствія Коего служатъ чудеса; если бы Духа Святаго въ Церкви не было, то не было бы ни крещенія, ни священства, ни другихъ таинствъ. — Въ концѣ бесѣды дается объясненіе того, почему Святый Духъ сошелъ на апостоловъ въ день Пятидесятницы и не иначе, какъ въ видѣ огненныхъ языковъ. — Въ заключеніе — слушатели увѣщаваются къ богоугодной жизни, чтобы потомъ получить прощеніе и избѣжать наказанія за гробомъ. 
[2] Изъ важнѣйшихъ праздниковъ св. Iоаннъ Златоустъ перечисляетъ только три: Богоявленіе, Пасху и Пятидесятницу; очевидно, у антіохіянъ былъ обычай почитать эти три праздника за самые важные — св. Іоаннъ и приспособляется къ этому обычаю. Рождество Христово праздновалось въ древности въ одинъ день съ Богоявленіемъ. 
[3] Т. е. св. Пятидесятница. 
[4] Т. е. по доброй волѣ. 
[5] Т. е. въ день Вознесенія Господня, который былъ и празднуется за десять дней до Пятидесятницы. 
[6] Т. е. крещенные; очевидно — наканунѣ праздника, въ который говорилъ св. Іоаннъ. 
[7] Т. е. въ епископѣ антіохійскомъ Флавіанѣ. 
[8] Т. е. на небо. 
[9] У св. Iоанна Златоуста въ подлинникѣ — Михей.

Печатается по изданію: Творенія иже во святыхъ отца нашего Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго. – Томъ шестой. – Безплатное приложеніе къ журналу «Русскій паломникъ» за 1916 г. – Издательство П. П. Сойкина, Петроградъ, 1916. – С. 174-187.



Подписка на новости

Последние обновления

События