Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.) 
СЛОВА.

Похвальное слово на Успеніе святыя Владычицы нашея Богородицы

.

1. Съ трудомъ проходя чрезъ слабый органъ нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласѣ трубы, въ звукѣ рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, какъ чуждая честолюбія, быть можетъ, приметъ настоящее наше слово, краткое и скудное, какъ пространныя и блестящія рѣчи лучшихъ витій, преклонившись на милость молитвами предстоятеля нашего; поелику Она, добролюбивая, взираетъ на одно намѣреніе души. Итакъ, пріиди ко мнѣ вся поднебесная, всѣ архіереи и іереи, иноки и міряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и дѣвы, колѣна и языки всякаго рода и племени, — пріиди поднебесная, облекшись въ одежды добродѣтелей, какъ бы украсившись одеждою, шитою золотомъ, и свѣтло празднуй праздникъ Матери Господа, Маріи, — погребеніе и преселеніе Ея. Ибо Она отходитъ отъ земного и приближается къ горамъ вѣчнымъ, будучи истинно горою Сіономъ, юже благоволи Богъ, обитати въ ней, какъ гласитъ лира Псалмопѣвца (Псал. 67, 16-17). Нынѣ земное небо, облеченное одеждою нетлѣнія, переносится къ лучшему, вѣчному жилищу. Нынѣ духовная и освѣщенная Богомъ луна, шествуя навстрѣчу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни, и вмѣстѣ съ тѣмъ восходя, просвѣщается славою безсмертія. Нынѣ златокованный и богосодѣланный ковчегъ переселяется изъ земной скиніи въ небесный Іерусалимъ, въ покой безконечный, о чемъ намъ и богоотецъ Давидъ, воспѣвая какъ бы на киѳарѣ, говоритъ: приведутся Царю дѣвы (Псал. 44, 15), т. е. души вслѣдъ Ея принесутся Тебѣ.

2. Итакъ, теперь Богородица, смеживъ чувственныя очи, приноситъ намъ великія и блестящія, никогда не заходящія, духовныя свѣтила, — бодрствованія и ходатайство за міръ предъ лицемъ Божіимъ. Теперь, когда молчатъ Ея Богодвижныя уста, издававшія членораздѣльный голосъ, Она открываетъ Свои присноглаголющія, умоляющія за весь родъ (нашъ), уста. Нынѣ опустивъ Свои тѣлесныя руки, которыми носила Бога, Она, ставъ безсмертною, воздвигаетъ руки ко Господу о всей вселенной. Нынѣ, сокрывъ подобный солнцу естественный видъ Свой, Она сіяетъ однако на написанной иконѣ Своей, которую предлагаетъ земнороднымъ для благотворнаго лобызанія и приличествующаго поклоненія, хотя еретики и не хотятъ сего. Итакъ, воспаривъ горѣ, чистая голубица не перестаетъ охранять дольнее. Отшедши тѣломъ, Она съ нами — духомъ; бывъ возведена на небо, Она отгоняетъ демоновъ, являясь ходатаицею къ Богу. Древле смерть воцарилась черезъ праматерь Еву, нынѣ же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, бывъ побѣждена тѣмъ же, отъ чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наслѣдовавъ славу, вмѣсто безчестія. Да радуется Ева, поелику она принесла благословенный плодъ — Марію. Да взыграетъ вся тварь, орошаемая таинственными водами нетлѣнія изъ дѣвственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами нынѣ. Таково воспѣваемое, что далъ намъ корень Іессеевъ, принесшій цвѣтъ — Христа, священный жезлъ Аароновъ процвѣтшій, духовный рай, гдѣ древо жизни, духовный лугъ дѣвственныхъ ароматовъ, цвѣтущая и боговоздѣланная вѣтвь зрѣлой и точащей жизнь лозы; высокій и превознесенный херувимскій престолъ Царя всѣхъ, домъ полный славы Господней, святая завѣса Христова, свѣтлѣйшая страна восточная, уснувшая въ мирѣ и правдѣ, говорю — «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человѣческому. Какими же словами мы изъяснимъ Твое таинство? Умомъ колеблемся, слабый языкъ не говоритъ, писать не умѣемъ, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходитъ всякій умъ: оно не имѣетъ ничего подобнаго себѣ или сходнаго съ собою, чтобы мы могли легко изъяснить его изъ нашихъ дѣлъ. Но изъ того, что выше насъ, позаимствовавъ приличествующее Тебѣ, принесемъ одной Тебѣ, что выше человѣка, ибо Ты измѣнила природу неизреченнымъ рождествомъ Твоимъ: слышалъ ли кто когда-либо, чтобы Дѣва зачала безсѣменно? О, чудо! Матерь рождающая есть въ то же время нетлѣнная Дѣва, потому, конечно, что рождаемое былъ Богъ. Одно это, отличное отъ другихъ, Ты по справедливости имѣешь въ животворномъ успеніи: нетлѣніе того и другого — души и тѣла.

3. Но пусть уже Сіонъ повѣдаетъ намъ чудеса сего дня. Исполненъ былъ предѣлъ жизни, наступалъ часъ разрѣшенія. Святѣйшая Матерь Божія предвидѣла, какъ подобало, время Своего преложенія. Ибо кто, христолюбцы, не припишетъ этого Матери Божіей и Начальницѣ пророковъ, въ бóльшей мѣрѣ чѣмъ какому-либо пророку, находящемуся въ рабскомъ состояніи? Что же Она сказала послѣ того, какъ узнала и почувствовала это? — «Наступилъ часъ исхода Моего, приспѣло время преселенія Моего къ Тебѣ. Да будутъ, Господи, при Мнѣ люди, которые совершили бы погребеніе Мое; пусть присутствуютъ служители, которые похоронили бы Меня, и Я въ руки Твои предамъ духъ Мой, а въ руки учениковъ неприкосновенное и богопріятное тѣло Мое, изъ котораго возсіялъ Ты, безсмертный. Пусть предстанутъ для утѣшенія Моего разсѣянные по концамъ земли проповѣдники и служители Евангелія Твоего. Ибо если праведнаго Еноха, живущаго доселѣ, Ты по своей благости изволилъ перенести (Быт. 5, 24) и Илію Ѳесвитянина на огненной колесницѣ унесъ изъ сей извѣстной въ невѣдомыя страны (4 Цар. 2, 11), обоихъ ожидающихъ времени Твоего славнаго и страшнаго пришествія; если, кромѣ того, Ты содѣлалъ, что Аввакумъ въ одно мгновеніе былъ чудесно перенесенъ отъ Іерусалима до Вавилона по нуждѣ Даніила, и возвращенъ назадъ (Дан. 14, 36-39): то что невозможно Тебѣ, когда Ты возжелаешь?» Лишь только всехвальная Дѣва изрекла это, явились, всякій изъ своего мѣста, двѣнадцать апостоловъ, какъ облака на крылахъ Духа несомые къ облаку свѣта, пока не стали тамъ (на землю) твердою ногою. А что имъ сказала богоименитая, многоименная и носящая великое имя? Посмотрѣвъ вокругъ съ Своего ложа и видя ожидаемыхъ учениковъ, Она сказала: «да возрадуется душа Моя о Господѣ, и да будетъ для Меня славою и величіемъ во всѣхъ языкахъ земныхъ, что Онъ собралъ ко Мнѣ основанія Церкви, князей вселенной, славныхъ служителей Моего погребенія. О, великое чудо! О, дѣло освященія Матери! О, даръ сыновней любви! Небо, содержащее въ себѣ свѣтила міра, является жилищемъ для Меня. Храмъ Божій является кровомъ, принося Мнѣ таинниковъ и священнослужителей. Іудейское соборище уже не будетъ неистовствовать противъ Меня; священническій совѣтъ уже не вооружитъ дерзновенной руки для убійства Моего. Прежде сіи кровожадные старались погубить Матерь и Младенца, но не достигли цѣли: ибо имъ воспрепятствовало высочайшее провидѣніе. Я переселяюсь къ безопаснымъ жилищамъ, къ покою чуждому тревогъ и скорби, гдѣ лукавый не простираетъ сѣтей своей злобы, гдѣ Я буду наслаждаться сладостями Господними; и Я, бывшая свѣтлымъ храмомъ Его, узрю храмъ Господень».

4. Но что отвѣчали Дѣвѣ блаженные апостолы своими или пророческими словами? Они говорили: «радуйся, лѣствица, простирающаяся отъ земли до неба, по которой Господь сошелъ къ намъ и взошелъ на небо, какъ видѣлъ патріархъ Іаковъ (Быт. 28, 12). Радуйся, предивная купина, изъ которой явился ангелъ Господень въ пламени огненномъ, — купина которую не сжигалъ пылающій огонь, какъ было при боговидцѣ Моисеѣ (Исх. 3, 2). Радуйся, богопріятное руно, изъ котораго истекла небесная роса, чаша полная воды, по дивному Гедеону (Суд. 6, 37). Радуйся, градъ Царя великаго, который удивляясь величаютъ цари, какъ изображаетъ пѣснописецъ Давидъ (Псал. 47, 3). Радуйся, мысленный Виѳлеемъ, домъ Евфраѳовъ, изъ котораго вышелъ Царь славы, дабы быть княземъ во Израилѣ, Его же исходи изъ начала отъ дней вѣка, какъ говоритъ божественный Михей (Мих. 5, 2). Радуйся, пріосѣненная гора дѣвственная, изъ которой явился Святый Израилевъ, какъ взываетъ богоглаголивый Аввакумъ (Авв. 3, 3). Радуйся, златый и свѣтоносный свѣтильникъ, изъ котораго излился неприступный свѣтъ Божества сѣдящимъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй, по богодухновенному Захаріи (Зах. 4, 2). Радуйся, общее очищеніе смертныхъ, чрезъ которую отъ востока солнца и до запада имя Господне славится во языцѣхъ и на всякомъ мѣстѣ ѳиміамъ приносится имени Его, по святѣйшему Малахіи (Мал. 1, 11). Радуйся, легкое облако, на которомъ возсѣлъ Богъ, согласно священногласному Исаіи (Ис. 9, 1). Радуйся, священная книга заповѣдей Господнихъ, новописанный законъ благодати, которымъ мы познаемъ угодное Богу, какъ сказалъ многоплачевный Іеремія (Вар. 4, 1). Радуйся, дверь затворенная, черезъ которую вошелъ и вышелъ Господь Богъ Израилевъ, по боговидцу Іезекіилю (Іез. 44, 2). Радуйся, невоздѣланная высочайшая Гора, отъ коей отсѣченъ краеугольный Камень, какъ говоритъ высшій среди богослововъ Даніилъ (Дан. 2, 3-4)».

5. И какой умъ вмѣститъ? Какое слово сравнится съ тѣмъ, что воспѣвали и говорили тамъ, какъ ублажали Ее богословцы?.. Но когда они свято совершили должное и святое, предсталъ Самъ Господь со славою Силы Своей и всѣмъ воинствомъ небеснымъ. И незримо совершали служеніе безплотные, а тѣлесно — апостолы, явившіеся пѣснопѣвцами божественнаго величія. Смѣшанное было собраніе и ликъ состоялъ изъ небесныхъ и земныхъ (пусть никто не дивится нашему слову, возвѣщающему дѣла достойныя Бога), ангеловъ, архангеловъ, господствъ, престоловъ, началъ, властей, силъ, херувимовъ, серафимовъ, апостоловъ, мучениковъ, праведниковъ, изъ которыхъ одни шли впереди, другіе навстрѣчу, одни вели, другіе слѣдовали, — всѣ же единогласно съ радостію взывали: «Пойте Господу! Хвалите Господа! Благословенъ Господь на праведной горѣ святѣй Его! И да воздвигнется небо въ высоту!..» Итакъ, христолюбцы, слышалъ ли кто отъ вѣка подобную пѣснь? Видѣлъ ли кто такое погребальное шествіе? Зналъ ли кто-либо когда такое переселеніе, какого удостоилась Матерь Господа моего? И это вполнѣ справедливо: ибо кто выше Той, которая выше всѣхъ? Ужасается духъ мой, когда размышляетъ о величіи исхода твоего, о, Дѣво! Изумляется умъ мой, разсуждая о дивномъ успеніи твоемъ; связуется языкъ мой, когда повѣствуетъ о таинствѣ воскресенія твоего. И подлинно, кто достойно слышаны сотворитъ вся хвалы твоя, и кто возвѣститъ всѣ чудеса твои? Какой высокій умъ выскажетъ, какой краснорѣчивый языкъ передастъ достоинства и дѣла твои, представитъ и изобразитъ твои таинства, славы, праздники, хвалы? И настоящее таинство всякій языкъ изнемогаетъ восхвалять, слабѣетъ, не достигаетъ цѣли, посрамляется. Ибо ты превосходишь, несравненно превышаешь величіемъ всякую высочайшую часть неба, сіяніемъ святости — свѣтъ солнца, заслугами — достоинство ангеловъ, и безплотное существо всѣхъ разумныхъ и умопостигаемыхъ силъ.

6. О, свѣтлое и славное торжество твое! такъ скажу я, радуясь. О, дивное и полное знаменательности преставленіе твое! О, погребеніе твое, дающее нетлѣнную жизнь, Родительница свѣта!.. Но, проходя облака, восходя на небо и войдя во Святое святыхъ во гласѣ радованія и исповѣданія, удостой, о, Богородице, благословить концы вселенной, спасительно умѣряя твоими молитвами раствореніе воздуха, даруя дожди во благовременіи, управляя вѣтрами, дѣлая плодородною землю, церковь спокойною, утверждая православіе, охраняя царство, прогоняя варварскіе народы, покровительствуя всему христіанскому роду, прощая, наконецъ, и мое дерзновеніе. Ибо это было твое слово: ты, Матерь Божія, пророчествовала о будущемъ: се бо отнынѣ ублажатъ мя вси роди (Лук. 1, 48). Итакъ, поелику слово твое боговдохновенное не можетъ не исполниться, то пріими и сіе слово недостойнаго раба твоего, которое я произнесъ соотвѣтственно силамъ моимъ, и воздаждь мнѣ радость спасенія твоего. Силою молитвъ твоихъ укрѣпи меня и вмѣстѣ моего прославленнаго отца, съ подчиненнымъ мнѣ стадомъ, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Ему же слава и честь и владычество со всемогущимъ Отцемъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Творенія преподобнаго отца нашего и исповѣдника Ѳеодора Студита въ русскомъ переводѣ. Томъ второй. — СПб.: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1908. — С. 109-114.



Подписка на новости

Последние обновления

События