Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Амфилохій Иконійскій († 395 г.) 

Слово на Срѣтеніе Господне.
 

Многіе изъ великихъ людей прославляютъ дѣвство. И въ самомъ дѣлѣ, оно достойно похвалы. Дѣвство есть свойство ангеловъ, собесѣдникъ горнихъ силъ, подражатель существамъ безтѣлеснымъ, свѣщеносецъ святой Церкви. Дѣвство побѣждаетъ міръ, попираетъ страсти, укрощаетъ пожеланія, не пріобщается Евѣ; оно не причастно печали, свободно отъ стенаній; на дѣвство не простирается произнесенный Богомъ приговоръ: умножая умножу печали твоя и воздыханія твоя: въ болѣзнехъ родиши чада, и къ мужу твоему обращеніе твое, и той тобою обладати будетъ (Быт. 3, 16). Итакъ поистинѣ славно дѣвство; какъ пріобрѣтеніе свободное, какъ житіе независимое, какъ украшеніе подвижническое, оно выше обыкновеннаго человѣческаго состоянія, не стѣсняется узами необходимыхъ заботъ, и вмѣстѣ съ Женихомъ Христомъ входитъ въ чертогъ небеснаго Царствія.

Таковы и подобны симъ похвалы дѣвству! Однако и бракъ честенъ (Евр. 13, 4), превосходитъ всякій земной даръ, какъ плодовитое дерево, какъ благолѣпный плодъ, какъ корень дѣвства, какъ производитель одушевленныхъ и разумныхъ вѣтвей, какъ благословеніе на умноженіе міра, какъ утѣшитель рода человѣческаго, какъ виновникъ человѣчества, какъ изобразитель Божественнаго Образа, какъ стяжатель благословеній Господа, какъ носитель всего міра, какъ исполняющій велѣнія Того, Кто вочеловѣчился, какъ могущій съ дерзновеніемъ сказать: се азъ и дѣти, яже ми даде Богъ (Ис. 8, 18). Искорени честный бракъ, — гдѣ найдешь цвѣтъ дѣвства? Но, возлюбленные, говоря это, мы не вносимъ вражды между дѣвствомъ и бракомъ; напротивъ, то и другое, какъ взаимно необходимое, уважаемъ: поелику Господь и Промыслитель того и другого не противополагаетъ одно другому; ибо и въ дѣвствѣ и въ бракѣ можетъ быть соблюдено благочестіе; и безъ благочестія и дѣвство не достойно уваженія и бракъ нечестенъ.

Посему славно дѣвство, но дѣвство истинное; ибо и въ дѣвствѣ есть различіе. Однѣ дѣвы воздремали и уснули, а другія бодрствовали (Матѳ. 25, 1-13). Достоинъ хвалы и бракъ, но бракъ вѣрный и честный; поелику многіе сохранили, а многіе и не сохранили чистоты его. Почтенно и вдовство (такъ какъ справедливость требуетъ упомянуть о трехъ состояніяхъ), — почтенно, говорю, и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее побѣду въ подвигѣ цѣломудрія, вдовство честное, чистое, безпорочное, — вдовство, не примѣшавшееся, послѣ супружества, сквернѣ грѣха. Такова была представленная намъ Словомъ Божіимъ Анна пророчица, дожившая до глубокой старости и какъ орелъ обновившаяся юностію. Ибо мы недавно слышали повѣствованіе Евангелиста: и бѣ Анна пророчица, дщи Фануилева, отъ колѣна Асирова: сія заматорѣвши во днехъ мнозѣхъ, живши съ мужемъ седмь лѣтъ отъ дѣвства своего. И та вдова яко лѣтъ осмьдесятъ и четыре, яже не отхождаше отъ церкве, постомъ и молитвами служащи день и нощь (Лук. 2, 36-37).

Видите-ли, какова вдовица Анна, и какъ возвеличена въ святомъ Евангеліи? Анна — поистинѣ благодатная! Благолѣпному нраву соотвѣтствовало и самое имя [1]. Послушайте это, жены, поревнуйте достославной Аннѣ, и тѣмъ же путемъ теките, дабы получить такой же вѣнецъ похвалы. Не представляйте въ предлогъ беззащитность состоянія вдовическаго, и не помрачайте свѣтлости единобрачной жизни. Анна — вѣнецъ вдовицамъ; жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовствомъ она украшалась, какъ діадемою царскою; дряхлѣя тѣломъ, крѣпка была духомъ; при ветхости лица отличалась мудростію; согбенная старостію, бодра была познаніемъ; увядая отъ многолѣтія, цвѣла Боговѣдѣніемъ; постилась, а не пресыщалась; молилась, а не скиталась; пребывала во храмѣ, а не обходила чужіе домы; пѣла псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетномъ. И какъ же не превзошла она всякую вдовицу, когда удостоилась пророческаго дара, содѣлалась обиталищемъ Святаго Духа, и всѣмъ, ожидавшимъ явленія Господа во плоти, указывала на признаки сего явленія? Ты слышалъ, что сказалъ о ней Евангелистъ: и та, т. е. Анна, въ той часъ приставши, исповѣдашеся Господеви, и глаголаше о Немъ всѣмъ чающимъ избавленія во Іерусалимѣ (Лук. 2, 38).

Видишь-ли величіе Анны? Она сдѣлалась защитницею Господа, говорила о Немъ предъ лицемъ Его Самого, возвѣщая о избавленіи, имѣющемъ быть въ Іерусалимѣ, чрезъ пришествіе Господа; проповѣдывала предстоящимъ, прославляя Господа. Анна видѣла Господа Младенцемъ; видѣла дары и очистительныя жертвы съ Нимъ и за Него принесенныя, и не преткнулась сомнѣніемъ о возрастѣ младенчества. Анна исповѣдала, что сей Младенецъ есть Богъ, Исцѣлитель и Искупитель грѣховъ.

Не оставь, возлюбленный, безъ вниманія словъ Анны. Возвѣщая всѣмъ предстоящимъ могущество Господа, она какъ бы такъ говорила къ собравшимся людямъ: «Видите-ли сего Младенца, ссущаго сосцы, покоющагося у нѣдръ Матери, еще не могущаго ступать по землѣ ногами своими, обрѣзаннаго въ осьмый день? Видите-ли сего Младенца? Онъ сотворилъ вѣки; Онъ утвердилъ небеса; Онъ распростеръ землю; Онъ оградилъ море пескомъ. Сей Младенецъ изводитъ вѣтры изъ сокровищницъ своихъ; Сей Младенецъ при Ноѣ отверзъ хляби небесныя; Сей Младенецъ произвелъ капли дождевыя; Сей Младенецъ даетъ снѣгъ, какъ волну. Сей Младенецъ освободилъ праотцевъ нашихъ изъ Египта жезломъ Моисеевымъ. Сей Младенецъ раздѣлилъ Чермное море и чрезъ него, какъ чрезъ злачное поле, провелъ народъ Свой; въ пустынѣ ниспосылалъ ему манну, какъ дождь, и далъ въ наслѣдіе землю, точащую млеко и медъ. Сей Младенецъ руководствовалъ отцами, соорудившими храмъ сей. Сей Младенецъ, полагая завѣтъ съ Авраамомъ, глаголалъ: умножая умножу сѣмя твое, яко звѣзды небесныя, и яко песокъ вскрай моря (Быт. 22, 17). О семъ Младенцѣ ликъ пророческій въ молитвенномъ къ Нему гласѣ прорекъ: воздвигни силу Твою, и пріиди во еже спасти насъ (Псал. 79, 3). Не соблазняйтесь возрастомъ Младенца; ибо онъ и Младенецъ и собезначальный Отцу; подлежитъ счисленію времени, и никто не можетъ исповѣдать родъ Его; Онъ и нѣмотствующій Младенецъ, вмѣстѣ дарующій мудрость и отверзающій уста; родившійся отъ Дѣвы и непостижимый по существу, зримый и необъятный».

Таковы пророческіе глаголы Анны; таково благовѣстіе жены; таковы дѣянія вдовицы, вдовицы истинной, которая превосходный сдѣлала обмѣнъ въ образѣ своей жизни: лишилась мужа и пріяла Господа. Проживъ съ мужемъ семь лѣтъ отъ дѣвства своего и совершивъ такимъ образомъ седмицу лѣтъ, она послѣ того почила отъ дѣлъ супружества. Прекрасно она исполнила седмицу, прекрасно субботствовала, прекрасно достигла лѣта благодати Господней. Анна уподобилась горлицѣ; она не забыла супруга своего и не измѣнила первой вѣрности.

Но возвратимся къ своему предмету, т. е. къ пророчеству о Мессіи. Что еще мы слышали отъ Евангелиста? Слышали слова Симеона, сказанныя Дѣвѣ: се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили, и въ знаменіе пререкаемо: и Тебѣ же самой душу пройдетъ оружіе; яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 34-35). Какъ дивны слова сіи! И что онѣ значатъ? Какимъ образомъ Возстановитель міра, возставляя однихъ, другихъ низвергаетъ? «Се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе», т. е. на востаніе вѣрующимъ въ Него, а на паденіе невѣрующимъ. Знаменіемъ же пререканія Симеонъ назвалъ крестъ. Почему? Потому что многіе изъ невѣрующихъ пререкали Господу, когда Онъ висѣлъ на крестѣ, и открыли помышленія сердецъ своихъ, посмѣваясь Ему словами и дѣлами: поили Его оцтомъ, подносили къ устамъ Его желчь, увѣнчали Его терновымъ вѣнцомъ, пронзили ребра Его копіемъ, заушали руками, кричали поносныя слова: иныя спасе, Себе-ли не можетъ спасти (Матѳ. 27, 42). Сіе-то предзнаменуя Симеонъ сказалъ: и въ знаменіе пререкаемо. Ибо и Петръ отрекся отъ Него и всѣ Апостолы разсѣялись какъ овцы, не имѣющія пастыря, — что и Господь предсказалъ: вси вы соблазнитеся о Мнѣ въ нощъ сію (Матѳ. 26, 31). Крестъ исполнилъ скорбію и душу самой Дѣвы Матери; посему-то Симеонъ и присовокупилъ: и тебѣ же самой душу пройдетъ оружіе. Оружіемъ или мечемъ, проходящимъ душу, названы здѣсь безчисленныя и безотрадныя помышленія, разсѣкающія и поражающія душу и сердце. Симъ помышленіямъ предавалась Дѣва Марія, когда еще не знала о силѣ воскресенія, хотя востаніе Христа изъ мертвыхъ и было уже близко. Послѣ же воскресенія уже не стало обоюдуостраго меча, но радость и веселіе. Итакъ знаменіемъ пререканія Симеонъ назвалъ знаменіе креста.

А что подъ знаменіемъ пререканія должно разумѣть знаменіе креста, сіе можно доказать изъ словъ Самого Господа. Послушай, что Господь говоритъ: родъ сей лукавъ есть: знаменія ищетъ, и знаменіе не дастся ему, токмо знаменіе Іоны пророка. Якоже бо бѣ Іона во чревѣ китовѣ три дни и три нощи: тако будетъ и Сынъ Человѣческій въ сердцы земли три дни и три нощи (Лук. 11, 29; Матѳ. 12, 40). Видишь, какъ крестная смерть Христова называется знаменіемъ не только въ Новомѣ Завѣтѣ, но и въ Ветхомъ? Ибо Ветхій совершенно согласенъ съ Новымъ. Почему? Потому что Одинъ и Тотъ же Богъ есть Законодатель Ветхаго и Учредитель Новаго Завѣта. Кто же свидѣтельствуетъ о семъ? Самъ Господь. Послушай, что Онъ сказалъ чрезъ пророка Іезекіиля Ангеламъ жателямъ, возвѣщая всемірную кончину: не пощадите очима вашима, и не помилуйте. Старца, и юношу, и дѣву, и младенцы, и жены избійте въ потребленіе: а ко всѣмъ, на нихже есть знаменіе, не прикасайтеся (Іез. 9; 5-6). Вотъ знаменіе Ветхаго и Новаго Завѣта. Это крестъ, спасающій міръ чрезъ распятаго на немъ Іисуса Христа, Господа нашего, Ему же слава и держава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Анна — Еврейское имя значитъ: благодать
 

Источникъ: Срѣтеніе Господне: Служба на праздникъ Срѣтенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, съ приложеніемъ минейныхъ сказаній, избранныхъ статей, объяснительныхъ примѣчаній и нотныхъ пѣснопѣній. — Изданіе Московской Синодальной Типографіи. — М.: Синодальная Типографія, 1902. — С. 19-23.



Подписка на новости

Последние обновления

События