Архимандрит Софроний (Сахаров)
Откровение и догматическое сознание
Человек сотворен по образу Божию для вечной жизни по подобию Бога. Последнее возможно не иначе, как если человек создается творческим актом воли Творца как свободное существо, не детерминированное в плане духа и способное к самоопределению. Отсюда следует, что он духовно творится как чистая потенция, которая затем в процессе жизни актуализируется. Персональная свобода, естественно, включает в себя возможность как положительного, так и отрицательного самоопределения по отношению к Богу. В данном случае я остановлюсь преимущественно на таком устремлении воли человека, когда он жаждет прийти к Богу. Для реализации такого положительного самоопределения необходимо верное познание об «образе» Его Бытия. Опыт до очевидности показывает, что вся наша жизнь находится в теснейшей зависимости от нашего представления о нашем Первообразе. Всякое изменение в нашем умном видении безначального Начала, Принципа всего существующего, влечет, неизбежно за собой соответствующую перемену в наших чувствах, мыслях, действиях, реакциях на все окружающее нас.
Ум человека, сотворенный по образу Божественного Ума, носит в себе сей Образ, предполагает Его. Однако, он не в состоянии раскрыть в себе сей Образ в его совершенстве на основе лишь собственного опыта; ему надлежит пройти процесс развития и самоопределения, и как таковой он еще не обладает познанием бытия в его последней полноте. Догмат ставит нас перед фактом бытия Божественного, не предлагая тому никакого рационального объяснения.
Бытие Божественное, будучи Первоначалом, не имеет никакой причины вне Себя Самого. Как таковое Его невозможно «вывести» из чего бы то ни было. Оно Само есть первая и последняя основа всякой жизни и всякого познания. Верующему человеку догмат дает ответ на все его искания, все постулаты его ума. Поставленный перед догматом, ум человека будет далее искать свои пути для усвоения данных Божественного Откровения и овладения его содержания. Именно с этого момента начинается его так называемое «богословское становление».
Не будучи плодом каких бы то ни было интеллектуальных исканий или результатом богословского размышления, догмат есть словесное выражение «очевидности». Истинное понимание церковных догматов возможно только лишь тогда, когда мы совлечемся привычного образа мышления, свойственного человеческому разуму. В интеллектуальном развитии Отцы Церкви стояли никак не ниже уровня, достигнутого современными им философией и наукой. Неоспоримое свидетельство тому – их творения. Обладая autorite souveraine, они преодолели ограничения формальной человеческой логики. Когда посредством веры и по дару вдохновения свыше ум человека предстоит перед очевидностью Высшего Факта, то такой переход для него вполне естественен. И опыт именно такого порядка лежит в основе каких бы то ни было догматических обобщений.
В Библии, и особенно в Новом Завете, мы находим много примеров такого божественного вдохновения, когда ум человека оказывается лицом к лицу с очевидными фактами мира духовного. Приведем некоторые из них: Симон же, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Мф. 16:16-1). Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое Я благовествовал вам, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12)… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2: 10)…О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1:1)…
Непосредственное знание такого рода не поддается никакому логическому доказательству. Его невозможно даже «очертить» посредством тех понятий, которыми оперирует человеческий ум. И это не только-лишь потому, что что человеческое концептуальное мышление слишком ограничено в своем диапазоне для восприятия божественных реальностей, но прежде всего потому, что истинное познание Бога может быть дано не иначе как бытийно, через живой опыт всего нашего бытия. И единственный путь к такому познанию есть хранение всего того, что заповедал нам Христос (Мф. 28, 20).
Бог непременно откликается всякому человеку, обращающемуся к Нему. Однако, если у человека опыт богообщения недостаточен, человек стремится заполнить оставшуюся пустоту своими силами. В этом случае он неизбежно впадает в какое-нибудь заблуждение, и примешивая ложное к истинному, приходит наконец к умалению и искажению самой истины.
Церковь, как хранительница полноты Откровения, своими догматами не позволяет перейти установленные границы. Она удерживает ум человека как бы в тисках, от которых он не может высвободится так легко. Для этого уму необходимо оставить всякое движение в плане мышления и подняться «горе» ввысь, - в другую сферу.
Во все времена развитие богословской науки ставит перед собой в сущности единую задачу: сделать неизменные догматические истины доступными для человеческого разума, «переводя» их на язык, приспособленный к нуждам тех, для которого они предназначены. Но, заметим еще раз, вся «проблематика» отпадает сама собой, как только человек достигает непосредственного видения Бога: И в тот день вы не спросите Меня ни о чем (Ин.16, 23), - сказал Христос.
Источник: архимандрит Софроний (Сахаров). Подвиг постижения Первообраза. // Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000., стр. 60-63