Православное богословие
и
Высшее богословское образование сегодня [1]
Профессор Димитрий Целенгидис
кафедры Догматического богословия Салоникского университета
ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΚΑΙ ΑΝΩΤΑΤΗ ΘΕΟΛΟΓΙΚΗ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗ ΣΗΜΕΡΑ[1]
Δημήτριος Τσελεγγίδης Καθηγητής Α.Π.Θ
Вопрос, который мы хотели в действительности рассмотреть является весьма широким и весьма тонким, потому что за безобидным внешним описанием мы должны прийти к суждениям и оценкам живой действительности, которая затрагивает сегодня, но в какой-то степени лично всех нас, которые прямо или косвенно оказываемся связанными с Богословской Школой (факультетом).
В этой статье мы будем касаться, прежде всего и в по возможности, но в сжатом виде православного богословия, понимаемого как харизматического, благодатного опыта Церкви, и метода православного богословия
Затем мы представим краткую характеристику академического богословия второй половины 20 столетия и укажем на ее связь с западной богословской мыслью. Сердцевиной доклада станет попытка представить всю сложность кризиса, который происходит у членов преподавательского и исследовательского персонала (TRS) кафедры богословия Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля касательно содержания научных исследований в академическом богословии наших дней. Мы сделаем некоторые наши оценки-резюме, и мы, наконец, предпримем попытку дать некоторые критические замечания относительно богословской проблематики, которые могли бы вероятно оставить какой-то след для нашего современного богословского самосознания.
а) Православное богословие само по себе является благодатным и духовным опытом Церкви
Когда речь идет о православном богословии, то под ним мы понимаем, прежде всего, духовный, благодатный опыт Церкви, как он выражен в апостольском и словесном святоотеческом Предании, при двойном его восприятии - как истины и как жизни. В Православном богословии истина является реальностью, приближение к которой носит персональный характер и является познанием это истины жизнью, то есть опытным знанием. Это происходит при непосредственном участии человека в этой жизни.
Очевидно, что здесь нам следует говорить об источнике, первичном, опытном, харизматическом богословии, которое присуще Православию. Харизматическое, благодатное богословие, как, прежде всего, авторитетное богословие, является выражением и интерпретацией богоявления зрителю божественной славы. Оно является личностным, сущностным опытом переживания нетварной реальности. Таким образом, благодатно-харизматическое богословие предполагает видение, зрение Бога (θεοπτία). Это благодатно-харизматическое богословие на протяжении всего времени являлось в историческом присутствии Церкви, оно выражается и словом и жизнью живых ее носителей и отражается в памятниках культуры Церкви, а прежде всего в записанных словах и изобразительном искусстве (иконе). Благодатно-харизматический опыт жизни в Боге создает первичное богословие Церкви, независимое от наивных или искусных, или сочетаемых слов. Богословие это является тварным изложением и истолкованием живого и нетварного откровения Божия в конкретном историческом реальном времени и жизни людьми, которые достигли обожения, ставшими выразителями этого откровения. Опытный характер этого богословия красноречиво излагает первый богослов нашей Церкви и евангелист любви, святой Иоанн Богослов в следующих словах: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали наши руки...и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь»[2].
И поскольку опыт переживания нетварного возможен только во Святом Духе, то выражение этого опыта не может иметь ошибки, заблуждения, это лишенное заблуждения богословие, и оно имеет совершенно очевидный духовно-благодатный характер. «Но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» [3], убеждает нас глава зрителей божественного величия.
Итак, из сказанного выше, становится вполне очевидным то, что это богословие, как говорит второй по достоинству богослов Церкви свт. Григорий, не для всех и не многих, и не для тех, которые не совлеклись нечистоты страстей. Оно принадлежит только лишь некоторым, только некоторым носителям (когда имеются духовные предпосылки) всех положений [4]. Как авторитетный богослов Церкви свт. Григорий уверяет нас в том, что он обрел опытное познание через видение Бога. Харизматическо-благодатное богословие могут выражать авторитетным образом только те, которые взошли на ступень боговидения или хотя бы теми, кто по крайней мере находятся в степени очищения от страстей [5]. Только тогда, когда ум человека достигает исихии и очищается, только тогда он может истинно, по причастности, познавать Бога, и безопасно говорить о Боге [6]. Впрочем, этому богословию следует обучаться только тем, которые воспринимают его серьезно[7]. Наконец, предмет богословия доступен для человеческих способностей и опыта при божественном содействии [8].
б) Святоотеческий метод богословия
Эмпирически-переживаемым является не только первоначальное Православное богословие, но и метод православного богословия, то есть тварный способ передачи этого богословия. Сам Христос поставил в качестве условия богоявление и боговидение, но и пребывание Триединого Бога в человеке, с любовью совершение делания направленного на соблюдение божественных заповедей[9]. И святоотеческое богословие подтверждает выше названную истину с помощью записанных слов свт. Григория Богослова: "Ибо дела, как ступени. Ведут к созерцанию" [10]. Это делание-дело, которое неразрывно связано с телесным подвигом и очищением от страстей, является основанием для созерцания-боговидения, и этим же способом человек приобретает богоначертанный способ неложного богословствования. И это вполне разумно, потому что это богословие, по мысли святителя Григория Паламы, не является результатом "деятельности рассуждения" и беседы о Боге с помощью рассуждений, но является следствием «беседы с Богом». Метод такого богословия вполне ясно отличается от более широко известного в мире богословия, поскольку "говорить о Боге и встречаться с Богом, это не одно и тоже"[11].
Богословский метод Отцов Церкви основывается на личном опыте Божественного явления. Из этого харизматически-влагодатного опыта проистекает и авторитетное, истинное боговедение. Святоотеческое боговедение является «превышающее чувство и превышающее ум» знанием, которое предполагает преображение органа познания (ума) человека благодаря наполнению его нетварным Светом божественной славы. Этот живой опыт, который проистекает из зрения присутствия Бога, и означает признание характер святоотеческого богословия метод, когда дело доходит до нетварного.
Но еще есть научный метод отцов, который они применяют тогда, когда обращаются к тварной реальности. Этот метод может принимать во внимание научные данные и все иные науки. Таким образом, хотя научный метод не приемлем для боговедения, он вполне приемлем для изложения догматов веры. То есть Отцы Церкви имели двойной богословский метод, в противовес некоего единого богословского метода схоластов, которые применяли этот метод без различия как к тварной реальности, так и к нетварной.
в) Структура и функция академического богословия.
В рамках церковной истории два вида богословия: харизматичное-благодатное, которое предшествует научно-университетскому богословию, которое за ним следует. Научное богословие, как известно, имеет своим предметом познание тварного и в особенности памятники церковной истории, которые создают благодатное богословие. Научное богословие исследует не только выше упомянутые исторические памятники, но и жизнь самой Церкви, понимаемая как опытна реальность. Если говорить конкретно, изучение и интерпретация образа христианской жизни и представление носителей живой церковной истины [12]. В Православной Церкви никогда не смешивается научное богословие с благодатно-харизматическим богословием.
Современное академическое богословие, как это вытекает из структуры и функции Богословских факультетов, имеет Западные — и даже весьма чересчур — зависимость от европейских стандартов. Если говорить более конкретно, Православные Богословские факультеты и школы согласно их структуре и комплектации имели своим образцом Протестантские Богословские школы в Германии.
продолжение следует
Примечания
[1] Доклад, прочитанный на Междуародной Богословской Конференции, которая состоялась в Бухаресте 8-14 ноября 2003г., и посвящена была памяти догматиста о. Димитрия Станелоа. Αποτελεί Εισήγηση στο Διεθνές Θεολογικό Συνέδριο, που έγινε στο Βουκουρέστι (8-14/11/2003), προς τιμήν του Δογματολόγου π. Δημητρίου Στανιλοάε. Δημοσιεύτηκε στον Τιμητικό Τόμο για τον καθηγητή Γεώργιο Μαντζαρίδη, με τον τίτλο: Θεολογία και κόσμος σε διάλογο, Θεσσαλονίκη 2004, σ. 521-534.
[2] Α Ιω. 1,1-2.
[3] Β Πέτρ. 1,21.
[4] Βλ. Λόγος 27, 3, PG 36, 13CD: «ου παντός, ω ούτοι, το περί Θεού φιλοσοφείν, ου παντός· ουχ ούτω το πράγμα εύωνον, και των χαμαί ερχομένων. Προσθήσω δε, ουδέ πάντοτε, ουδέ πάσιν, ουδέ πάντα, αλλ’ έστιν ότε, και οις και εφ όσον». «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, - да! Не всякому. - Это приобретается дешево, и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудствоввать не всегда, не перед всяким, не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и сколько»
[5] Βλ ο.π. 13D: «Ου πάντων μεν, ότι των εξητασμένων και διαβεβηκότων εν θεωρία, και προ τούτων, και ψυχήν και σώμα κεκαρθαμένων, ή καθαιρομένων, το μετριώατον». «Любомудрсвовать о Боге можно не всем; потому что к сему способны люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, и прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело».
[6] Βλ. ο.π. 16Α: «Ότε δε; Ηνίκα αν σχολήν άγωμεν από της έξωθεν ιλύος και ταραχής, και μη το ηγεμονικόν ημών συγχέηται τοις μοχθηροίς τύποις πλανωμένοις, οίον γράμμασι πονηροίς αναμιγνύντων κάλλη γραμμάτων, ή βορβόρω μύρων ευωδίαν. Δει γαρ τω όντι σχολάσαι, και γνώναι Θεόν· και όταν λάβωμεν καιρόν, κρίνειν θεολογίας ευθύτητα».
[7] Βλ. ο.π. 16Α: «Τίσι δε; Οις το πράγμα διά σπουδής, και ουχ εν τι των άλλων».
[8] Βλ ο.π. 16 ΑΒ: «Τίνα δε φιλοσοφητέον, και επί πόσον; Όσα ημίν εφικτά, και εφ όσον η του ακούοντος έξις εφικνείται και δύναμις».
[9]Βλ. Ιω. 14, 21-23: «Ο έχων τας εντολάς μου και τηρών αυτάς, εκείνος εστίν ο αγαπών με· ο δε αγαπών με αγαπηθήσεται υπό του Πατρός μου, καγώ αγαπήσω αυτόν και εμφανίσω αυτώ εμαυτόν· ...εάν τις αγαπά με, τον λόγον μου τηρήσει, και ο Πατήρ μου αγαπήσει αυτόν, και προς αυτόν ελευσόμεθα και μονήν παρ αυτώ ποιησόμεθα».
[10] PG 35, 1080Β
[11] Βλ. Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, Λόγος Α’ 3, 42, Π. Χρήστου, Γρηγορίου του Παλαμά, Συγγράμματα, τόμ. Α’, Θεσσαλονίκη 1962, σ. 453.
Продолжение следует
Перевод «Православного Апологета» 2012г.