Слава Церкви и её членов
Митрополит Навпаксткий и св. Власии Иерофей (Влахос)
Η δόξα τής Εκκλησίας καί τών μελών της
Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου
В течении времени мной были опубликовано много статей и достаточное количество аналитических работ касательно сущности, цели и дела Церкви, но и относительно отношений между её членами, духовенством, мирянами и монахами. Эти аналитические статьи и работы в основном основываются на библейском и святоотеческом учении и делании Церкви.
В ряде статей я стремился подчеркнуть основополагающие экклесиологические положения послания апостола Павла к Ефесянам, где он касается вопроса славы Церкви как Тела Христова, но и славы членов её, как членов Тела Христова. Речь идёт о величайшем и ценнейшем послании, в котором удивительным образом представляется величие и слава Церкви.
-
Церковь как Тело Христово
Сын Божий и Слово Божие через Свое вочеловечение воспринял человеческую природу, которую соединил с божественной природой «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно», и ипостасью этой человеческой природы является Бог Слово. Человеческая природа, которая была воспринята Богом Словом, обожилась «с восприятием», была освобождена от тленности и смертности, которые добровольно воспринял на Себя Сын Божий и Бог Слово со своим Воскресением и Вознесением, а теперь оно пребывает одесную Отца, участвуя в Его славе. Это означает, что после вочеловечения и Воскресения Христа и это Его Тело стало источником Нетварной Божественной благодати.
Участие человеческой природы Христа в славе Бога означает испостасную причастность нетварной энергии Бога, участие в Нетварном Свете божества, поскольку этот Свет является славой Бога.
Так, Христос является главой Церкви. Апостол Павел возвещает, что Бог Отец поставил Христа "выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём" (Еф. 1, 22-23). Выражение, которое использует апостол Павел по отношению к Церкви – Тело Христово, носит характер не символический, ни эстетический, оно не воспринято из философских или общественно-социальных взглядов и мнений исторической эпохи апостола, но является богооткровенным. Он сам неоднократно видел воплотившегося Христа в Его славе, как и три ученика Христа на горе Фавор, конечно же во время состояния созерцания, когда он был просвящаем, он видел свое собственное тело светящимся, как член Тела Христова.
Основой церковной жизни является Божественная Евхаристия, в которой де-факто мы познаем, что Церковь есть Тело Христово, потому что после Святого Причащения, при необходимых условиях, мы исповедуем «видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть».
Конечно, в послании к Ефесянам не даётся какого-то упоминания на таинство Божественной Евхаристии, но подразумевается «дух» его. Это становится очевидным из первой главы, в которой говорится об Отце, Который нас благословил всяческим духовным благословением, нас избрал, прежде основания мира, дабы мы были святы и непорочны, предопределил нас , «усыновить Себе через Иисуса Христа», нам даровал возможность «быть в любви», нам простил наши прегрешения Кровию Сына Своего, нам дал познать тайну воли Его, дабы «всё небесное и земное соединить под главою Христом», нас запечатлел Духом Святым, Который есть залог наследия нашего (Еф., 1 -14).
Весь этот гимн, в действительности, является благодарением и представляет собой некий отсвет Божественной литургии, поскольку нам напоминает молитву анафоры, которая является центральной частью Божественной Евхаристии и представляет собой молитву — славословие Отцу за Его великий дар, ниспосланный нам, явленный нам вочеловечением Его Сына
2. Члены Церкви как члены Тела Христова
Поскольку человеческое Тело, которое воспринял Сын и Бог Слово является источником нетварной славы, это означает, что и христиане, которые через святые таинства становятся членами Тела Христова, являются и причастниками этой славы Царствия, то есть Нетварного Света, но в разной степени. Они не являются членами мистического Тела Христа, но реального и прославленного Тела Христа. Общение верующих со Христом не является идеологическим, мечтательным, эмоциональным, нравстенным, но реальным, потому что «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Еф. 5, 30).
Христиане, как члены Тела Христова, причастны Свету и славе Его и живут сообразно Христу. Свет и жизнь диаметрально противоположны тьме и смерти. До сочетания людей с Телом Христа через крещение- миропомазание они были мертвы, и жили во тьме, а после сопричтения телу они являются живущими во Христе (Еф. 2 1-6) и становятся причастными Свету и славе Божией (Еф. 5, 8).
Следовательно духовное служение Апостолов, Пророков, Евангелистов, Пастырей и Учителей состоит в «совершения святых, на дело служения для созидания Тела Христова», до тех пор пока не достигнем все «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 12-13). Цель служений в Церкви предполагает достижение обожения верующими, причастности славы Божия, которая приносит познание Христа.
Христиане в качестве членов достославного Тела Христова, и как члены Церкви не "уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. б, 19), поскольку святые обитают в Божественном Свете.
Жизнь в безмолвии и трезвении
Участие христиан в славе Тела Христова вовсе не носит безусловный характер. Основополагающим условием является жизнь христиан в таинствах (Крещение-Миропомазание — Божественное Причащение), но также и жизнь в трезвении и исихии-безмолвии.
Исихастский образ жизни — это не изобретение отцов позднейшей эпохи в истории Церкви, но это евангельский образ жизни. В послании к Ефесянам говорится об уме, разуме и сердце, о ветхом и новом человеке (Еф. 4 17-24), о внутреннем человеке, которым обладает Святой Дух и о сердце, в которое через веру вселяется Христос (Еф. 3, 16-17). Также говорится и о внутренней сердечной молитве, которая совершается в сердце через воспевание псалмов и гимнов, и песней духовных (Еф. 5, 19), и весь этот образ жизни указывает на то, как именно следует проводить жизнь христианину, быть "не как неразумным, но как мудрым" и явиться с исполненными от Духа Святого (Еф. 4, 15-18).
С помощью такой сакраментальной и исихастской жизни в достославном Теле Церкви подвергаются рассмотрению все остальные поступки христиан и их действия, также как и отношения между супругами в браке (Еф. 5, 22-35), отношения между детьми и родителями (Еф. 6 , 1-4), отношения между рабами и господами (Еф. 6 5-9), а также обращение христиан между собой (Еф. 4 15 -5, 14).
4. Брань с дьяволом
Мир за пределами Церкви — это падший мир, в котором господствует дьявол. Христиане, живущие в Церкви, освободились от греха, дьявола и смерти, но, тем не менее, находятся под влиянием воздействий дьявола, поэтому мы должны постоянно противостоять его вызовам, которые исходят от него. С помощью силы Христа необходимо бороться с "мироправителями тьмы века сего", "против козней дьявольских" и противостоять "раскаленным стрелам лукавого". Поэтому необходимо восприять «всеоружие Божие» (Еф. 6 10-17), и жить так, как воинам.
Оружие этого духовного всеоружия имеет оборонительный и наступательный характер, но одновременно христиане не должны прекращать непрерывной молитвы в сердце, в сочетании с трезвением, должно "со всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6, 18).
Из выше сказанного становится очевидным то, что христиане являются членами славного Тела Христа там, где есть Церковь, но, в то же время, они являются и воинами ведущими битву против дьявола. Эти два понятия (члены Тела Христова и воины) показывают, какова цель христиан, которые живут в Церкви Таинствами и подвигом во Христе.
Весьма характерным является написанное далее: «Церковь имеет два аспекта, один положительный, любовь, единство и общение бессмертия с другими людьми и со святыми во Христе, и отрицательной - война сатаны и его сил, которые уже потерпели поражение в плоти Христа от тех, кто живет во Христе вдали от смерти, в ожидании всеобщего воскресения, окончательной и полной победы Бога над сатаной». Следовательно «христология - это положительный аспект Церкви, но он упорядочивается библейской демонологией, которая является важным негативным фактором, который определяет христологию и экклезиологию». (о. Иоанн Романидис).
Христиане до Крещения находятся под влиянием дьявола, но затем они возрождены во Христе и в подлинном смысле слова. Но в течение всей своей жизни им необходимо вести борьбу с сатаной. Таким образом те, кто переживает негативные "аспекты" Церкви, то есть те, которые ведут брань с дьяволом и против своих страстей, они воспринимают и переживают положительный аспект Церкви, то есть то кто есть Христос и то, как принять участие в Его славе в Церкви. Это переживается и в противоположным образом, то есть тот, кто вкушает общение со Христом, противостоит с большой легкостью атакам дьявола. Если же кто-то отвергает демонологию, и не ведет борьбу с происками дьявола, то он не может жить христологию, и поэтому не может быть в действительности членом Церкви.
Послание к Ефесянам апостола Павел, в котором удивительным образом раскрывается слава Церкви и слава ее членов, было написано им в темнице, в которой тогда тем находился апостол (Еф. 6 19-20). Однако эта атмосфера заключения им никаким образом не была передана, так как апостол Павел опытно переживал "Тайну Христа» (Еф. 3, 3-4), он познал "тайну Его воли" (Еф., 6, 9) и хотел донести до людей "тайну благовествования" (Еф. 6, 19). Тюрьма вовсе не привела к умалению опытное познание апостолом Павлом славы Церкви, также как и всякая современная «темница», которую живет каждый из нас, не может нам помешать в познании и переживании славы Церкви, как Тела Христа, таинства Христа и таинства Церкви, и нам переживать божественное изменение.
Перевод Православного Апологета, 2011 г.
Источник: Εκκλησιαστηκή Παρέμβαση, Αυγούστος 2011.