протопресвитер Иоанн Романидис (+), профессор догматического богословия Фессалоникского университета
Чтобы понять значение Пятидесятницы для Святоотеческой традиции, не обязательно быть богословом: важно хотя бы знать, что такое богословие и кто такие богословы
«Ἐὰν κανεὶς μπορέση νὰ κατανοήση τὴν σημασία τῆς Πεντηκοστῆς γιὰ τὴν Πατερικὴ παράδοσι, τότε καὶ θεολόγος νὰ μὴν εἶναι, τουλάχιστον θὰ ξέρη τί εἶναι Θεολογία καὶ τί θεολόγο»
Из книги «Святоотеческое Богословие», отца протопресвитера Иоанна Романидиса, профессора доматики Фессалоникского университета (+)
Ἀπὸ τὸ βιβλίο «Πατερικὴ Θεολογία», τοῦ πατρὸς Ἰωάννου Σ. Ῥωμανίδου (†)
Как Святой Дух руководит, наставляет, кого наставляет и в чем состоит Его руководство? То что говорят некоторые, что мол когда Вселенский собор что-то решает, это является непогрешимым, поскольку Вселенский Собор является богодухновенным и т.д., это является подобно тому как нас обязывают принять за непогрешимое учение то, что принимает и провозглашает какой-то Вселенский Собор. Это является и духом о Папской непогрешимости. Безусловно, верно, что Вселенский Собор является непогрешимым, что он учит непогрешимо, что он полезен для нашей веры и т.д. Да, но как он становится и как он является непогрешимым? Почему он является непогрешимым?. Почему его решения являются непогрешимыми? Новое православное богословие говорит весьма много о богодухновенности. Но из того, что мне приходилось читать, я вижу, что они говорят о богодухновенности, но не могут описать богодухновенности того, о чем они говорят.
Мы говорим, что Православные и Паписты и Протестанты согласны в том, что Священное Писание является богодухновенным. Что означает, однако, же эта богодухновенность? Разе у нас нет богодухновенных творений кроме Священного Писания? А если они существуют, кем являются эти богодухновенные люди?. И если они существуют, как мы можем понять, что они являются богодухновенными? Мы знаем, что Пророки были богодухновенными. Подобным образом и Апостолы были также богодухновенны. Но кроме них, кто еще были или являются богодухновенными? Также в чем заключаются отличия этой стадии богодухновенности, и как они различаются? Как человек одухотворяется Богом, и как мы можем узнать, что кто-то является богодухновенным, а не вдохновленным от дьявола, или от многочисленных фантазий?
Христос, когда Он говорил, что Он нам даст Святого Духа, который нас наставит на всякую истину, не говорил о Вселенских Соборах. То есть Он не говорил, что это будет происходить на Вселенских Соборах Церкви. То есть это совершается непогрешимостью Вселенских Соборов, не упоминается о них и в Священном Писании. Христос говорил просто, что Святой Дух будет Тем, Кто нас наставит на полную истину. Однако ранее, то есть прежде этого, Он сказал, что если вы будете иметь любовь между вами, Я и Отец Мой придем и вселимся в вас, а поскольку Он также сказал, что теперь, Меня видите, но после не увидите меня. Но, если будете иметь любовь, вновь меня увидите. И Дух придет и вселиться в вас и вас наставит на всякую истину.
Все это, что говорит Христос, и о чем сообщается в Евангелии от Иоанна, и что читают священники в Великий Четверг, является основополагающими главами. Но почему они являются основополагающими главами? И эта молитва Господа Иисуса, Первосвященническая, почему они имеет такое значение? Почему Христос молится о единстве Апостолов? О каком единстве Он молится? Может быть единстве Церквей? Каково это единство? То, что Он «наставит нас на всякую истину», когда это говорит Христос, то это он понимается в определенных рамках. Каковы же они?
Эти главы Евангелия от Иоанна, с 14 по 17 главы, всецело раскрывают духовное состояние Апостолов в связи с любовью и сообщают каковы будут последствия любви. Однако же полный облик любви раскрывается в опыте обожения. Обожение является полной формой любви. Через нее, которая проистекает от обожения, совершается полное врачевание человека.
Эта любовь начинает действовать, когда приходит в человека Святой Дух, от чего человек становится жилищем и храмом Святого Духа. А когда приходит Святой Дух и вселяется в человека, то Он приносит с Собой и Отца и Сына. Тогда в человека вселяется вся Святая Троица. Но как может узнать человек, что он стал храмом Святого Духа? Как происходит это убеждение? Истинный духовный отец знает когда его духовное чадо принял Святого Духа и я стал храмом Святого Духа. По этому вопросу мы имеем вполне конкретные Святоотеческие критерии. Каковы же они?
Когда Христос говорит об излиянии Святого Духа на Церковь и на верующих, то Он не говорит отвлеченно, абстрактно. Это не означает, что Он пошлет Святого Духу всей Церкви в целом. Также, это не означает, что епископы и священники обладают через рукоположение преемством, это в целом примет вся Церковь. Это также не означает, что по причине хиротонии епископов имеется, как бы то ни было некая гарантия того, что Святой Дух будет обитать только в иерархии. Поскольку не существует епископской гарантии в том, что некий Собор становится носителем Святого Духа. Доказательством тому является тот факт, что имеется многие из епископов, которые были осуждены как еретики. Если бы эти епископы имели бы Святого Духа. То они не впали бы в ересь. Поэтому епископская хиротония не является ни доказательством, ни гарантией того, что в этом епископе как бы то ни было почивает Святой Дух. Следовательно, благодать архиерейства не является тем, кто наставляет Церковь «на всякую истину».
Здесь Христос говорит о чем то другом. Отцы ясно говорят, что здесь Христос говорит о двух состояниях. С одной стороны, Он говорит о просвещении, а, с другой стороны, Он говорит об обожении. Когда Христос говорит «да будут вси едины», то о ком Он говорит? Безусловно, об Апостолах. То есть Он умоляет Своего Отца, чтобы Апостолы стали «едино, как и Мы едины». Не говорит один, но едино. Но как Отец, Сын и Святой Дух могут быть одним, единым? Ответ: Они являются одним, единым, по славе (действию) и по сущности. А по Личностям, ипостасям они не являются соединенными. Потому что Лица Святой Троицы, говорят Отцы Церкви, являются между собой несообщимыми. Общими во Святой Троице являются сущность и природное действие сущности, то есть слава. И чем едиными являются Отец, Сын и Святой Дух, тем же единым и мы становимся едиными, то есть между собой и со Святой Троицей? Какой будет этот единый признак? Ответ: являются единым по славе.
То есть как Отец, Сын и Святой Дух являются едиными по славе, потому что Они обладают общей славой, так ии мы станем едиными, когда все мы станем участниками в славе Божией, то есть когда все мы, или те из нас станут достойными, станут причастными благодати святого Духа, нетварного Света. Потому что когда один человек прославляется, тогда он становится общником нетварной славы святой Троицы, а отсюда он соединяется и со Святой Троицей, но и теми людьми своими, которые в тот момент соединены и они соединены славой Божией.
Отсюда то, о чем молится Христос во время Тайной Вечери, является, прежде всего, их очищение, их просвещение, а в завершении - их обожение. Следовательно, слова «наставит вас на всякую истину» относятся не ко всем людям, но особо к тем, которые восприемлют участие в опыте обожения. То есть, когда человек достигнет обожения, только тогда он наставляется на всякую истину. Следовательно всякая истина (не о всем созданном мире, но о Боге) становится познанной только в опыте обожения.
Поскольку все Отцы обладали этим опытом, или же подобным опытом, поскольку они либо находились в состоянии просвещения, либо же были в состоянии обожения, то поэтому и все они, имели особо верный взгляд на Священное Писание, а в общих основных положениях они давали одно и тоже истолкование Священного Писания, а также тоже истолкование текстам других Отцов Церкви. Что следует из выше сказанного? Все те, которые находились в состоянии просвещения или обожения, они являются богодухновенными или не являются вдохновенными от Бога? Ответ: Они естественно являются богодухновеннными.. Что означает что они богодухновенны? Означает что кто-то вдохновлен от Бога. Но есть единственное отличие в отношении чего? По отношению к тому, кто вдохновлен дьяволом и демонами. Таковые являются дьяволовдохновленными и дьяволоводимыми.
Высочайшая форма Откровения что касается богодухновенности, относится к тому, что произошло с Апостолами во время Пятидесятницы. Итак, именно Пятидесятница является ключом Православного богословия в отношении понимания богодухновенности. Чтобы понять значение Пятидесятницы для Святоотеческой традиции, не обязательно быть богословом, важно знать что такое богословие и кто такой богослов. Как нет нужды становиться врачом, чтобы понять что такое наука медицина и что такое врач, точно таким же образом можно знать что такое богословие, кто есть богослов и кто есть богословствующий, при этом сам не являясь богословом или богословствующим.
©перевод «Православного Апологета»2020г.
https://enromiosini.gr/arthrografia/ἐὰν-κανεὶς-μπορέση-νὰ-κατανοήση-τὴ/