Богословский смысл Преображения Христова
Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)
Богословие праздника Преображения всегда осмысливается с богословием праздника Воскресения и Пятидесятницы. Читая тропари праздника Преображения, ощущаешь, что тот, кто их написал, обладал опытом обожения Нетварным Светом, который исходит от Тела Христа.
Среди Святых Отцов Церкви нам известен свт. Григорий Палама, этот святой святогорец, который не только видел Нетварный Свет обожения, но и раскрыл богословие этого великого события, и обозначил то различие, которое существует между рассудочным богословием и исихастским богословием. Рассудочное богословие связано с метафизикой, в то время как исихастское богословие связано с очищением сердца и просвещением ума. В этом заключается и разница между западным и православным богословием, и, конечно же, разница между рассудочно-метафизическими отцами и православными Отцами-исихастами.
Созерцание Нетварного Света, согласно учению Церкви, — это причастность Царствию Божию. И мы, несомненно, знаем, что одно — это царство Бога, которым является все сотворенное, тварное, а иное — это Царство Божие, которое есть Нетварная благодать и энергия Бога, которая воипостасна, поскольку «действующий и подающий энергию есть ипостась» (прп. Иоанн Дамаскин). Причастность Царствию Божию — это в разной степени причастие или общение наше с благодатью Божией, которую вкушаем мы все как члены не так называемого мистического Тела Христова, а реального.
Когда человек причастен нетварной славе Божией, тогда он прославляется, согласно исповеданию апостола Павла: «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26), потому что слава одного члена Церкви распространяется и на других людей. В качестве примера можно привести пророка Моисея, который был прославлен, вошел в богопознание, а потом с помощью закона, совета руководил народом на всем пути его возвращения в обетованную землю.
На этих основаниях мы входим в понимание того, что в Православной Церкви мы не можем говорить о Воинствующей и Торжествующей Церкви в том смысле, что те, которые живут биологической жизнью принадлежат к Воинствующей Церкви, а те, которые умирают — входят в божественную славу, то есть участвуют в победе Христа. И это потому, что каждый святой, который достигает созерцания славы Божией, а следовательно и прославляется, как бы то ни было, уже ныне участвует в победе Христа. Хотя он пребывает в этой биологической жизни, но уже в ней он становится причастным Торжествующей Церкви. Если кто-либо прочтёт творения прп. Симеона Нового Богослова, то он увидит в них эту истину, которая излагается богословски и опытно.
Также следует сказать и о том, что Православная Церковь придает большое значение той методологии, которая направляет к прославлению и участию в победе Христа над смертью. И это потому, что ошибочная методология, которой, например, является метафизика, которая связана с воображением и морализмом, ведущими к внешним человеческим распоряжениям, установлениям, не приводит в зрению Нетварного Света и спасению человека. И это весьма важно, потому что причастность Царствию Божию, то есть Нетварному Свету в будущем не осуществится, если человек уже теперь, соответственно, не приготовлен для этой цели и не вкусил этой нетварной славы.
В этом состоит значение и достоинство монашества, которое неизменно сохраняет православную методологию, которая ведет к обожению, являющемуся целью человека. Вне этой православной методологии доминирует обмирщенность веры и христианской жизни.
Свт. Григорий Палама во всех своих трудах говорит об этом православном методе. В одном из своих трудов он пишет, что необходимо иметь истинную веру, потому что изменение веры не ведет в достижению цели существования человека. «Верю же, что мы научены согласно тому, что приняли от просвещенных Христом». Он говорит о просвещенных Отцах, о послушании им и о сохранении их веры. Но и этого недостаточно, ибо человек нуждается в том, чтобы прийти к личному переживанию Нетварного Света: « да приидет к озарению этим светом». Речь не идет о некой пышности и роскошности в духовной жизни, а о важной цели нашего бытия. На пути к этой цели от человека требуется очищение разума от земной грязи через пренебрежение ко всякой вещи, которая является радостью и красотою, но и не постоянна: «Да очистим очи нашего ума от земного сора, пренебрегая всякой радостью и красотой, которая непостоянна». Радость, которая не является постоянной, — это наслаждение, удовольствие, которая вызывают боль и страдание, и «облекают душу безобразным хитоном греха». Поэтому свт. Григорий Палама вполне ясно подчеркивает, что мы избавляемся от огня мучения «просвещением и познанием невещественного и вечного света Преображения Господня».
Богословие Преображения неразрывно связано с методом, который нам необходимо использовать для переживания этого Великого света. Православная вера связана с православным исихазмом, потому что когда она лишается связи с исихией, тогда мы в конечном итоге приходим к метафизической или чисто внешней обязанности, которая не спасает человека.
Я часто думал над тем, что мы, современные христиане, поем прекрасные песнопения Преображения Христова и, конечно же тропарь праздника, взывая к Богу: «да возсияет и нам грешным, свет Твой присносущный», или как мы молимся во время первого часа «да знаменуется и на нас свет лица Твоего, да и мы в нем узрим Свет неприступный», но и вся наша церковная жизнь движется по орбите, по направлению к зрению Нетварного Света. То есть, члены Церкви попадают в некое критическое состояние тогда, когда они не утверждаются в своей жизни переживанием очистительными, просвещающими и обоживающими энергиями Бога.
Современная наука ослепляет человека, потому что говорит о «записи генетического кода», о «расшифровке генетического кода» с тем, чтобы осуществлять лечение многих болезней и продлевать биологическую жизнь, но, однако, она пренебрегает тем, что величайшей болезнью человека является смерть, которая упраздняется только причастностью славе Христа. Также забывается о том, что действительным генетическим кодом, духовным сутью человека является то, что создано по образу Божию, обожение, которое является изначальной целью при творении человека, и насколько эта цель не реализуется в жизни человека, настолько она становится тщетной. Характерно то, что в день извещения об открытии принципа декодирования генетического кода (27 июня 2007 г.) одна из газет написала: «Найдено тождество (жизни), смыл исследуется...» Когда человек не нашел смысл жизни, тогда его жизнь становится трагедией.
Человеческая наука, когда она свой смысл не черпает в Божественном Свете, превращается для человека в катастрофу, разрушительную силу. Ощутимым примером является то, что произошло 6 августа[1] 1945 г. в Хиросиме. В то время когда Церковь праздновала Преображение Христа и воспевала Свет Божества Христа, который источает мир, радость и подаёт человеку силу преодолевать смерть, в Хиросиме воссиял иной свет, свет современного человека, атомная бомба, которая создала катастрофу, принесла боль, печать, смерть. Два света, тварный и нетварный, два отличных друг от друга мира с противоположными последствиями.
Преображение Христово связано с Крестом и Воскресением Христа, точно также как и с великим праздником Пятидесятницы, когда ученики Христа стали членами Тела Христова. Это указывают на цель и на смысл человеческого бытия. К сожалению, мы далеко отстоим от Преображения Христова, и проживаем в нашем искаженном образе. Мы удаляемся от пути к обожению и мельчаем на пути к просвещению. Мы поем песнопения Преображения Христа, а в наших душах мы переживаем трагичность состояния падения.
«Христе Боже...просвети и нас грешных Светом присносущным молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2013-14.
[1] Автор имеет в виду Элладскую Церковь, которая тогда уже перешла на Григорианский новый стиль. Однако данное сопоставление владыки Иерофея имеет другие измерение — духовное.