Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Святой благоверный, великий князь Александр Невский и Римо-Католическая церковь

Не в силе Бог, но в правде

ответ св. великого князя Александра Невского Биргеру

История  предоставляет вдумчивому и мыслящему человеку большое число примеров, которые доказывают один из наиважнейших и незыблемых законов существования государства и общества: предательство истины, истинной веры, Православия неизбежно вело и ведет к трагическим последствиям в судьбах и предателей, и народов, которые оказывались под властью вероотступников.

Жизнь святого благоверного и великого князя Александра Невского является ярким свидетельством и доказательством этого закона, выявляющего непрерывное действие Божественного помысла по отношению к человеку и государству. Великий князь жил в XIII столетии, когда Руси, православному государству, но уже раздробленному на части-княжества и лишь формально подчинявшихся великим князьям Владимирским и Киевским, пришлось оказаться перед очередным выбором. Этот выбор должен быть сделан между Востоком и Западом. Подчиняясь политически моноголо-татарским ханам, Русь при этом сохраняла Православие. Предпочтя же дружбу с Западом, пытаясь избежать с помощью военной силы западно-европейских государств рабства монголо-татарским властителям, Русь в лице своих князей должна была принять подчинение Русской Церкви Римскому папе.

Как замечает видный отечественный историк Г. В. Вернадский: «К XIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самое ее существование, ее своеобразие и самобытность, поставлены на карту. Развернувшаяся на великой Восточно-Европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь XIII в. подпадает в тиски, так как подвергается грозному нападению с обеих сторон: латинской Европы и монгольской Азии».[1]

 

1. Русь в кольце

Наивысшего напряжения в своём историческом существовании Русь достигает в конце 30-х и начале 40-х гг. На западных рубежах Руси идет активная экспансия ненасытных немецких рыцарей, которые прикрывались  «благословением» Римского первосвященника покорять кресту, а вернее власти Латинской церкви, народы Прибалтики и Руси. При этом русские оскорбительно назывались схизматиками, а Православная Церковь - «греческой схизматической верой». В 1231г. первые рыцари Тевтонского ордена появляются в пределах Литвы, а затем и Латвии. Несколько ранее в 1201г. меченосцы основывают свой форпост в Прибалтике крепость Ригу. В 1237г. папа Григорий IX для более успешного похода на «неверные народы» дает свое благословение на соединение Тевтонского и Ливонского орденов.[2] В восточной части современной Латвии еще с середины XII в. существовали русские города (около 11). Все они были разрушены и уничтожены немцами, а местные народы насильственно обращались в латинство. Насилие, как один из главных принципов ведения «миссии» среди разных иноверных народов, или же прозелитизма Римо-Католической церкви в этот период времени проявлялся с особой силой. Но такой характер «обращения» Латинская церковь вела через верных Римскому престолу своих рыцарей и при взятии христианского Константинополя в 1204г. Римский папа, осуждая разграбления столицы Восточно-Римской империи, Константинополя, тем не менее, не переставал расхваливать верных ему крестоносцев за покорение кафедре апостола Петра неверных греков-схизматиков. Примерно сразу же после падения Византии Римский папа Иннокеннтий III отправляет посольство в Киев к великому князю Роману Галицкому с предложением принять от него королевский вене при условии подчинения Римскому понтифику. Буллу, направленная папой великому князю по своему содержанию не иначе моно рассматривать как шантаж. Она начинается такими словами: «Вот теперь Греческая империя и церковь почти вся покорилась апостольскому седалищу и униженно приемлет от него повеления, - ужели не будет несообразным, если часть (т.е. церковь Русская) не станет сообразовываться с своим целым и не последует ему? ...Посему, любезнейшие братья и чада, желая вам избежать временных и вечных бед, посылаем к вам возлюбленного сына нашего кардинала-пресвитера Виталиса..., и убеждаем вас принять его, как посла апостольского седалища..., и беспрекословно повиноваться его спасительным советам и наставлениям».[3] Безусловно что данный «наказ и совет» Римского папы раскрывает всю ту безжалостную войну с Русью, которая была позже развязана и Западом и Востоком. Это послание папы можно рассматривать и как ключ к разгадке всей ой политической драмы, которая разыгралась на территории всей Руси, от Новгорода до Киева и Галиции.

С Востока на Русь нахлынули войска монголо-татар, которые сначала совершили погром Северо-Восточной Руси, а в 1240г. овладели Киевом.

Именно в это время на исторической арене появляются две личности, два благоверных князя: Даниил Романыч Галицкий и св. благоверный князь Александр Ярославич Невский. Им обоим предстояло совершить в условиях  сильных политических тисков, в окружении иного мира, не греко-славянского, серьезный выбор – между Востоком и Западом. «Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью пытался вести войну против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада».[4] И последующая судьба Руси Галицкой и Руси Новгородско-Владимирской является следствием совершенного этими князьями выбора. Ища военной помощи против монголов у западных правителей через Римского папу, князь Галицкий Даниил Романыч в конечном итоге остается  без реальной помощи. Приняв королевскую корону от рук послов папы (1255г.)[5], отвергнув верность Православной вере, князь Даниил, в конечном итоге становится вассалом татар.[6] Западные монархи, несмотря на призывы папы о помощи Галицкому князю, остались глухи к ним. Войско князя Даниила было разбито монгольским тысячником Бурундаем. Князь «был принужден все крепости, чтобы Галиция и Волынь не имели возможности отделиться.[7] И даже, несмотря на то, что князь Даниил снял с себя все данные им клятвы и обещания Римскому папе, отказался от подчинения Риму, ему пришлось пережить страшные бедствия как вразумление от Бога. И тем не менее, после кончины князя Даниила вся Юго-Восточная Русь была растаскана на кусочки ее соседями: уграми, литовцами, поляками. Она попала в вековое латинское рабство, которое не изжито и до сих пор.

Что же произошло в Северной Руси?

 

2.      Выбор св. князя Александра

Еще будучи молодым будущий великий князь Александр участвовал в военных походах своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича. Отец, став великим князем Владимирским прославил Александра управлять Великим Новгородом. И здесь Александру пришлось часто сталкиваться с ненавидевшими русских латинскими рыцарями, которые постоянно совершали набеги на западные области Новгорода, и в особенности на Псков, Копорье и Ижору.

В 1240г. 15 июля св. благоверный князь Александр, будучи  еще 17 лет, наголову разбивает войска шведского военачальника Биргера. Это произошло благодаря и чудесной помощи, оказанной благоверному князю страстотерпцам князьям Борису и Глебу, которых видел некто ижорец Пелгуй.[8] тем самым был сорван план Римского папы окатоличивания ижорцев и русских.[9]

5 апреля 1242 благоверный князь наголову разгромил немецких рыцарей на Чудском озере и освободил Псков. До этого немцы, взяв Псков, насильно принуждали русских к принятию латинского крещения. Прежде чем совершать свои ратные подвиги св. князь Александр приносил усердные молитвы Богу. Текст некоторых из них благоговейно сохраняют «жития св. благоверного и великого князя Александра». Высочайшая образованность благоверного князя, глубокое благочестие и незабвенная преданность Православной Церкви являются основными факторами, раскрывающими те многочисленные успехи в области созидания Руси, которые сопутствовали всей деятельности св. благоверного и великого князя Александра Невского.

Историк Г. В. Вернадский замечает: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное сознание внутри границ. Для решения той и другой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать – инстинктом, нутром, так сказать, - исторический смысл своеобразия русской культуры – Православие.

Спасение православной веры, - пишет далее Г. В.Вернадский, - и было основным камнем политической системы князя Александра. Православие для него не на словах, а на деле было - «столп и утверждение истины». Раз она была непоколебимая и прочная, Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить».[10]

Будучи еще молодым князем св. благоверный князь понял, что главным врагом Руси является вовсе не Восток,  а именно Запад, не монгольство, а латинство. Ибо в отличие от монгольства латинство несло рабство душе, а не телу.[11]

Именно поэтому в отличие от князя Даниила св. благоверный князь Александр по зову хана Батыя посещает его и «отказываясь исполнять языческие ритуалы и отрекаться от христовой веры», заслуживает уважения и внимания. Он в последствии не раз посещает Золотую Орду, чтобы выказывая покорность татарским ханам, оградить Русь от погромов. Рискуя своей жизнью, благоверный князь, прежде всего, заботился о благе вверенного ему богом народе. Как повествует древнее житие князя, он «подражая богоугодной ревности благочестивого отца своего, решил идти в Орду ради избавления христиан».[12]  В этом заключается своего рода и мученический подвиг великого князя Александра за свой народ и Русь.[13] «Эта трагичность положения между татарами и Русью, - делает вывод о служении великого князя Александра один из современных историков, - делает из Александра мученика. С мученическим венцом он и входит и в Русскую Церковь, и в русскую историю, и в сознание народа».[14]

 

3. Защитник русского народа от Римской церкви

 

Г. Семирадский. Посольство Римского папы к Александру Невскому

 

В церковных песнопениях св. благоверный князь очень часто прославляется как защитник православной веры от «латинския прелести», то есть от римо-католицизма. Мы уже сказали о том, что политическая ситуация на Руси в XIII столетии и развивалась при активном участии и вмешательстве Римского престола. Римские папы направляли свои буллы русским князьям и отряды крестоносцев с единственной целью – поработить Русь и Русскую Православную Церковь Римскому понтифику. И именно падение Константинополя в 1204 и создание на обломках Восточно-Римской империи Латинской империи придали Римским папам больше уверенности и силы, обеспечили римскому престолу духовное и политическое господство во всей Европе. Россия была для Рима  непростым орешком, который необходимо было расколоть и поглотить.

В 1248г. в Великий Новгород к св. благоверному князю Александру прибыла делегация из Рима с буллой папы Иннокентия IV.[15]

В своём послании к Великому князю Римский папа, ложно ссылаясь на то, что якобы отец князя незадолго принял католичество, увещал: «Посему просим твое величество, увещеваем и прилежно убеждаем, чтобы ты признал своею матерью Римскую церковь и оказал послушание ея первосвященнику. Постарайся также действительно привлечь к повиновению апостольскому престолу и твоих подданных, чтобы в вечном блаженстве наследовать тебе за это плод, который не гибнет во век. Да будет тебе известно, что если ты воспользуешься нашим или лучше – Божиим благоволением, мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы».[16] Посольство к великому князю  возглавляли два кардинала  Галда и Гемонд. В послании папы Иннокентия IV нет строк угроз и шантажа, которые  допустил в своём послании папа Иннокентий  III к великому князю Галицкому Роману. Причина разного тона посланий кроется в том положении, которые занимали князья Роман и Александр. Князь роман жил в ожидании погрома Руси, а св. князь Александр уже одержал множество побед над «друзьями папы» крестоносцами. Именно поэтому послание папы к князю Александру заканчивается следующими словами: «Сверх того за то, что ты не захотел преклонить выи пред свирепостью татар, мы прославляем твое благоразумие достойными в Боге похвалами. Дано в Лионе 8 февраля 1248г».[17]

Однако ответ святого благоверного князя представлял собой вероисповедный отказ от предложений Римского папы принять латинство:

«Слышите посланцы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, и от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и воскресения Его, а от воскресения Его  и на небеса восшествия и до царствия Великого Константина и до перваго собора и до седьмаго собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».[18]

Этот ответ великого князя Александра показал, что сам князь не только задумывается над вопросами управления государством, но и над вопросами той веры, носителем которой он был. Св. благоверный князь Александр владел не только греческим, латынью, некоторыми европейскими языками, но и прекрасно знал православное вероучение[19]. И в этом была большая заслуга не столько отца Александра, сколько того прилежания к образованию, которое было характерно со времен великого князя Владимира Мономаха.[20] Невежество в вере считалось и пороком, и было недопустимо не только для лиц княжеского достоинства, но и всякого состоявшего на государственной службе. Рукописный вариант ответа св. благоверного князя Александра Римскому папе является развернутым исповеданием веры Православной, основанной на апостольском предании и семи Вселенских соборов.[21] Строгий ответ благоверного князя папе Иннокентию наглядно лишь доказывает, что вопрос о сохранении чистоты апостольской веры стоял у него выше остальных вопросов и политических также.

Последующие события в жизни святого благоверного князя во многом связаны с очередными столкновениями с Западом. Интересно то, что буквально вскоре после отказа папе Иннокентию св. князя принять латинство, папа в 1253г. посылает епископам и духовенству Ливонии, Эстонии и Пруссии повеление проповедовать крестовый поход против татар, опустошающих Ливонию и Эстонию. А в 1255г. папа Александр IV не успев вступить на престол, сразу же отдает приказание возобновить борьбу с русскими по всему западному рубежу прежней Киевской Руси, поднимая на эту борьбу литовцев, ливонцев и шведов. Он пишет, что «наибольшее внимание должно быть обращено на русских держащихся греческой схизмы».[22]

В 1262г. св. благоверный князь в последний раз воевал против Запада, одержав победу над Ливонией. все происки Рима оказались безуспешны. Князь благодаря тому, что сохранил верность святой вере Православной, был храним Богом и с помощью Божией смог создать единое и прочное государство. Политика у св. князя Александра в отличие от современного ему князя Даниила Галичского не ставилась во главу угла. Как справедливо подчеркивает Православная Церковь в своих песнопениях в последовании празднику памяти св. благоверному князю Александру Невскому, он явил в своей жизни прежде всего положить «живо свой за благочестие». Пожертвовав блеском и величием земного царства, он, как подчеркивает Г. В. Вернадский, - и пожертвовал ради глубины понимаемых им истин основ царской власти: «за благочестие и за вся люди своя», «избавы ради христианския».

 

И. П.

 

23 ноября – 6 декабря 2010г.



[1]    Г. В. Вернадский. Два подвига святого Александра Невского.//Не в силе Бог, но в правде. Святой благоверный князь Александр Невский. М. Сибирская благозвонница. 2007, с. 200

[2]    См. М. Хитров. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М. 1893, с. 82 Ливонский, или орден Меченосцев был создан в Ливонии в 1202г., а Тевтонский орден был создан в Пруссии в 1229г. (См. Г. Вернадский. Монголы и Русь.Тверь-Москва. 1997, с. 16)

[3]    Цит. по.  М. Хитров. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М. 1893, с. 55

[4]    Г. В. Вернадский. Два подвига святого Александра Невского.,с. 201

[5]    См. Н. М. Карамзин. История государства Российского., тома 1-4., с. 433. а также А. А. Горский. Указ. сочин., с.  276

[6]    Лев Гумилев называет князя Даниила представителем влиятельной и обширной прозападной партии, которая была «связана с Западной Европой торговыми, карьерными, культурными связями». Эта партия выработала, по оценке Л. Гумилева, весьма привлекательный план объединения всех русских сил против монголов с целью их изгнать. При этом русские опирались на помощь и поддержку католических орденов, папы  и западного  германского императора Фридриха II.  И при всей своей привлекательности эта программа оказалась невыполнимой. См. Л. Гумилев. От Руси до России. М. 2000, с. 127.

[7]    Л. Гумилев. Указ. сочин., с. 129

[8]    См. Н. М. Карамзин. Указ. сочин., стр. 422-423

[9]    По плану, разработанному Биргером, шведы должны были спуститься в Ладоге и разрушить этот древнерусский город, а затем пойти на Великий Новгород.

[10]  Г. В. Вернадский. Два подвига..., с. 206

[11]  Там же, с. 207

[12]  Житие и подвиги благоверного князя Александра Невского, чудотворца, и повествование о чудесах его.//Не в силе Бог, но в правде. , с. 83

[13]  Н. А. Клепинин. Ради Руси православной.//Не в силе Бог, но в правде. , с. 294

[14]  Там же.

[15]  А. А. Горский считает, что  посольство в Новгород прибыло в 1250г., поскольку именно в конце 1249г. Александр вместе со своим братом вернулись из Каракорума. См. А. А. Горский. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского.//Бог не в силе, а в правде., с. 277

[16]  Цит. по М. Хитров. Указ. сочин., стр.130-131

[17]  Там же, с. 132

[18]  М. Хитров. Указ. сочин., с. 132

[19]  См. Житие., с. 47 «внимая сладости поучения божественных книг и слух услаждая церковным пением, обрел и страх Божий, корень премудрости, и разумение святых божественных Писаний»

[20]  З. Г. Самодуров. Роль византийской школы в организации системы обучения в окружающих империю странах в VII – XII столетиях.//Византия между Востоком и Западом. Сб. Алитейя. 2001, стр. 186-189

[21]  Полный текст «Ответа» св. благоверного князя Александра Невского папе Иннокентию приводит М. Хитров. в своём обширном труде «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский». М. 1893., стр. 260-261

[22]  М. Хитров. Указ. сочин., с. 136



Подписка на новости

Последние обновления

События