«ЗАПОВЕДЬ ЖЕ ГОСПОДНЯ - НЕ МОЛЧАТЬ ВО ВРЕМЯ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЕРЫ. ГОВОРИ, ВЕЩАЙ И НЕ МОЛЧИ...ПОЭТОМУ И Я ЖАЛКИЙ, ОПАСАЯСЬ СУДИИ, ГЛАГОЛЮ».
Прп. Феодор Студит, PG 99, 1321
МЕЖХРИСТИАНСКИЙ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ
СИНКРЕТИЗМ1
ΔΙΑΧΡΙΣΤΑΝΙΚῸΣ ΚΑῚ ΔΙΑΘΡΗΣΚΕΙΑΚῸΣ
ΣΥΓΚΡΗΤΙΣΜῸΣ
Преосвященный митрополит Навпактский и святого Власия
г-н Иерофей
В нашу эпоху с большой силой приобретает господство так называемый Синкретизм и он является тем, что создает ужасную путаницу в христоименитой церковной полноте.
В периоды гонений на Церковь, все приводилось в порядок, являлись мученики и исповедники веры, в то время как во времена внешнего мира на всех уровнях культивировалось обмирщение.
1. Слово синкретизм имеет происхождение от Плутарха, когда он говорит о соединении критян перед лицом опасности , несмотря на существующие между ними разномыслия.
В 19 столетии термин синкретизм приобрел и религиозный смысл, и под этим словом понимается смешение некоторых религиозно-идеологических взглядов и образа жизни.
Сегодня слово синкретизм представляется вместе с рядом и других слов, такими как метаобновление, метамодернизм, экуменизм, новая эра, скользящая теория, культурная глобализация, новый мировой порядок и т.д.
Глубоко анализируя термин синкретизм в соответствии с современными данными, мы можем сказать, что через этот термин понимается стремление локализовать общие признаки в пределах различных христианских исповеданий и различных религий и пересмотреть различия между конфессиями и религиями.
Синкретисты рассматривают общие признаки, которые имеются, так или иначе во всех религиях и не видят богословских различий.
2. Существуют сегодня люди, которые находятся в состоянии полного неведения истин веры и настаивают на том, что существует один Бог, и все люди верят в единого и единственного Бога, но каждый из них дает ему разное объяснение.
Конечно, Бог един, который создал мир и человека, но различным является степень приближения к этому Богу, которая создана человеком.
Некоторые люди с таким направлением движения души к Богу ее ошибочно обращают к тварям и верят как в богов. Может кто-то еще и обоготворяет самого себя.
То, какой взгляд на Бога имеет кто-либо, имеет большое значение, потому что указывает на качество своей личности как таковой и Бога.
Например, если кто-то не олицетворяет какое-то конкретное имя с конкретной личностью, тогда необходимо усомниться с ее существовании, дабы представить некое иную личность, которая не имеет этого имени. и таким образом обратить его любовь на некое призрачную истинную личность.
Это называется шизофренией. Речь идет о некоем состоянии шизофрении. Этот пример, если его перенести в область религии и богословия,. указывает на большую проблему, которая существует у тех, которые утверждают, что все верят в того же Бога.
Если же не существует истинного способа приближения к Богу, тогда это знание (познание) является ошибочным, человек, в итоге, должен поклоняться призраку истины, выдуманным богам, тем же страстям и самому себе больному, он затворяется в фантастическом мире, который ведет к ошибочной духовности и окончательно к некой религиозной шизофрении. Тогда появляются лжепророки с сильными соцальными порывами.
3. Православная Церковь обладает истинным ведением Бога, потому что Святые Отцы последовали истинному методу познания Бога, и в последствии это ведение-знание они зафиксировали в определениях для того, чтобы это ведение сохранить от таких последствий, каким является его искажение.
Истинное знание Бога характеризуется миром, который создает внутреннюю полноту, любовь, производит возрождение, изменения в обществе и в тварном мире.
В нашу эпоху существует так называемый Межхристианский Синкретизм, в соответствии с которым считается, что все христианские конфессии верят в одного и того же Иисуса Христа.
Однако, если мы хорошо исследуем римо-католическое богословие, то мы вынуждены будем убедиться в том, что папство имеет ошибочную триадологию, введя в Божество двуначалие, а также имеет ошибочную христологию,
То же мы заметим в других христианских протестантских богословских воззрениях, которые, в качестве примера, доходят даже до самого отрицания Воскресения Христова.
Далее, если мы сделаем сопоставление между православными и другими христиаснкими конфессиями для того чтобы не впасть в искушение синкретизма, нет необходимости исследовать общие признаки, а необходимо исследовать их различия. Потому что при указании различий выявляется полнота истины.
Однако синкретизм подобного рода приходится наблюдать в области религии. Существуют некоторые люди, которые настаивают на том, что существуют общие признаки между христианами и другими религиями. Но и в данном случае могут иметься общие признаки, однако нам следует обращать внимание на различия.
4 В последнее время я прочел книгу одного богослова, который создает подобную путаницу. Писатель настаивает на том, что существуют сходства между всеми религиями, и он приводит некоторые примеры. Я обнаружил достаточное количество людей, которые последовали его примеру.
Он настаивает, что христианство находится недалеко от иудаизма, в то время как в двух этих религиях речь идет о превосходстве личности над разумной сущностью, о том 6 что имя Божие имеет энергию, о том, что Бог мыслится не только как причина творения, но действует как парусия (явление, присутствие) и т.д.
Он также утверждает, что христианство склоняется к мусульманству, в то время как в Коране речь идет о Иисусе, который является Божиим пророком, является словом Бога, который свой дух бросил в Марию, оно исповедует девственное зачатие и рождение Христа, однако Его распятия.
Он еще утверждает, что христианство роднится свой аскетической жизнью с индуизмом и буддизмом.
Однако дело в том, что не следует подчёркивать общие признаки, но обращать внимание на различия.
Это имеет большое значение, потому что различие главным образом имеется в личности Христа, который является Сыном Божиим и Сыном человеческим, Богочеловеком.
В этой личности Христа, как исповедует и верует Православная Церковь, выявляется все различие между религиями.
Иудеи еще его ожидают, мусульмане не считают Его Сыном Божиим – Богочеловеком и индуисты Его считают одного из низших божеств, одновременно как идолопоклонники поклоняются многим богам.
-
Мне хотелось бы привести несколько «грубый» пример. чтобы уяснить, что в богословских вопросах между христианскими конфессиями и религиями не следует искать общих признаков, которые и здесь и там имеются, но различия.
У человека и животных также имеются общие признаки:они обладают той же пищеварительной системой, способами сопротивления в организме, в то время как конечно же у животных берут различные пробы и в дальнейшем их применяют к людям, тот же способ воспроизведения. Конечно, как открыла современная генетика, мыши имеют только 300 генов, что меньше чем у человека,
Но, несмотря на общие признаки имеются хаотические и огромных размеров различия, которые проявляются в образе и подобии, которыми обладает человек, уме-разуме и самовластии, чего не имеют животные.
Итак. если мы будем смотреть только на общие признаки между людьми и животными, игнорировать различия, то тогда мы лишь придем к ошибочному выводу, что люди и животные – это одно и то же.
Это является огромной ошибкой. Такой же ошибкой является то, что создает Межхристианский и Межрелигиозный Синкретизм.
-
Недавний визит Папы в Грецию (май 2001г. явился неким показателем некой трагической реальности, которая заключается в том, что некоторые церковные вожди отличаются этим трагическим Межхристианским и Межрелигиозных Синкретизмом.
Это является величайшим заблуждением нашей эпохи, величайшим и сильнейшим искушением.
В связи с этим существует необходимость в изучении нами творений Святых Отцов и восприятии духовного водительства от Святых с тем, чтобы нам приобрести православное богословское церковное сознание, чтобы «мы правили слово истины», в особенности мы клирики и конечно же епископы, поскольку этим образом мы сможем отделить истину от заблуждения.
1 Журнал « Ἐκκλησιαστική Παρέμβαση» Ναυπάκτου, ἀριθμ. 71/ Δεκέμβριος 2001, σελ. 9 καὶ 11