Пролог
История Церкви в мире - это не безмятежное плавание многомачтовой галеры по теплым водам лазурного моря в блеске лучей южного солнца; ее можно сравнить скорее с опасным плаванием среди подводных рифов и скрытых течений, по бурным волнам бушующего моря. Церковь Христова - это не только и не столько внешне оформленная организация из священнослужителей и верующих людей; это - живое тело Христа, в котором человек, если хочет, живёт и спасается благодатью Божией. Не всякий, принадлежа к Церкви только потому, что крещён, является её сыном в полном и глубоком смысле этого слова. Подлинное сыновство проявляется в любви и трепетном отношении к родителям, и чувства эти должны сохраняться неизменными в течение всей нашей жизни. Церковь Христова с помощью таинств, установленных в ней Богочеловеком, рождает нас для вечности и делает достойными Небесного Царства, и поэтому она тоже является нашей матерью. Каждый из нас, несомненно, проявлял непостоянство в своём отношении к родителям, в послушании и доверии их жизненному опыту и совету; так и в жизни духовной, по разным причинам, чаще всего известным только нам самим, мы проявляем непокорность воле Божией и пренебрегаем душеспасительным опытом Церкви Христовой. Но необходимо знать и помнить, что измена Церкви, её догматам и Преданию, гораздо более опасна, чем непослушание родителям, потому что Царство Небесное несравнимо дороже земного, душа несравнимо многоценнее тела...
Отворачиваясь от Церкви, мы отворачиваемся не от «надуманных догм» и «непонятных обрядов», но отторгаем себя от тела Христова, от вечной жизни и от Христа, Который, по мудрому замечанию апостола Павла, есть «спаситель тела» (Еф. 5, 23), т. е. Церкви. Отпадение отдельных личностей от Церкви происходило и происходит. Но наиболее опасный характер имеют такие отпадения, которые приводят к созданию инославия, т.е. новых религиозных течений. Эти течения, как правило, со временем оформлялись в т.н. «церкви». Сохраняя имя Христа, они на самом деле производили подлог в вере, т.к. лишались благодатного преемства и чистоты апостольского Предания. Подобные «церкви» в устах самих апостолов получили наименование «ересей». Именно ересь, по учению апостолов, имея душепагубный характер (2 Пет. 2, 1), лишает человека возможности спасения (Гал. 5, 19-22), чем и объясняются, с одной стороны, столь непримиримая и принципиальная борьба отцов Церкви с ересями, а с другой — неприязнь еретиков к Церкви и её Преданию.
Святитель Василий Великий в послании к Амфилохию, епископу Иконийскому, которое вошло в состав канонических правил Православной Церкви как первое каноническое, сформулировал отношение Церкви к ереси следующим образом: «...ибо, хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов и, через возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати и не могли преподати другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали»1.
Ересь, согласно учению Православной Церкви, представляет собой некое христианское сообщество, деноминацию, которая, при сохранении внешнего строя жизни, присущего Кафолической Православной Церкви, «в некоторых частях учения погрешает и не согласно с православными»2. «Всем известно, - замечает современный греческий богослов Ставрос Н. Бозовитис в своей публикации, посвящённой проблеме унии с антихалкидонитами-монофизитами3, - что главная опасность, способная стать причиной падения крепости, таится внутри неё самой. Именно поэтому наибольшей опасностью для бытия Церкви на протяжении столетий являются ереси. Еретики суть страшнейшие враги Церкви именно потому, что они внутренние враги её, которые угрожают членам церковного Тела не внешним образом, телесно, а духовно, поскольку извращают истинное учение о самой Главе Церкви - о Христе. Таким образом, опасность эта величайшая, поскольку угрожает духовной смертью!»4
Наше время
Наше время, в которое нам суждено Промыслом Божиим жить отмечено, пожалуй, двумя характерными особенностями: с одной стороны человеку даны без всякого ограничения возможности прихода к Богу и познания Православной веры, но с другой стороны, идёт стремительная работа центробежных сил, совершенно разного происхождения, направленная на то, чтобы человека увести от Бога к другим «богам». И эти силы, к великому сожалению, сегодня особенно энергично пытаются проникать и действовать, и внутри самой Церкви, что само по себе конечно же не ново и не удивительно. О появлении этих злых сил предупреждает нас Священное Писание: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29-30). Но мы хорошо знаем слова Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Православная Церковь никогда не прекратит своё существования и будет всегда непоколебимым оплотом истины до самого Второго славного Пришествия, только в последние времена истории, мы знаем, что она сократится до минимума: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).
Знание Истины
Знание истины приобретается, как об этом свидетельствуют достигшие высоты богообщения Святые Отцы Церкви Христовой, не рассудком, но жизнью по Евангелию. Этот драгоценный опыт, сопряженный с пролитием пота и крови, с отречением от собственных эгоистических представлений и привязанностей, вводит человека в состояние боговидения и богозрения. Иными словами, опытный христианин приобретает опытное познание Бога. По мудрому изречению приснопамятного старца Софрония (Сахарова), через подвиг очищения от порочных страстей человек, достигая просвещения Духом и совершенства, видит Бога как Он есть. Этот путь был свойственен всем величайшим Отцам Православной Церкви. Прежде чем взойти на святительское служение и начать подвиг просвещения и наставления людей Светом Христовой Истины, они проходили путь жесточайшего монашеского подвига, через умерщвление плоти и покорение её духу, в котором достигали состояния богопросвещённости. Достигнув вершин духа, они Божественным промыслом возводились на степень учителей Церкви, становились пламенными защитниками богооткровенной истины. Если мы обратимся к жизни этих светильников апостольской веры, то мы увидим в них удивительное смиренномудрие, чувство глубочайшей ответственности за вверенные им души людей, отказ от всякой почести и славы ради приобретения славы вечной, во Христе. Вот почему, если мы обратимся, например, к жизни свт. Григория Богослова или свт. Иоанна Златоуста, то увидим в них не только нежелание приобретать священный сан, но и стремление любыми способами избежать рукоположения. Святитель Григорий в своем письме пишет, что он возлюбил тишину и безмятежие пустыни. Свт. Василий Великий говорит о том, что достичь глубин понимания Священного Писания невозможно человеку, пребывающему в миру и суете.
Святитель Григорий Палама, этот величайший столп Церкви, «богоглаголивые уста Духа» и «Православия светильник», живя в глубокой пустыне5 Святой Горы, прежде всего достигает состояния богозрения, а потом уже особым промыслом Божиим призывается на защиту православного монашества и Православия, вступает в битву с циничным италийским монахом Варлаамом Калабрийским. Последний был пропитан идеями рационализма, поклонения гению человеческого рассудка – ума. В конечном итоге, этот высокомерный и надменный человек, кичившийся своими знаниями, изменяет Апостольскому Православию и переходит в латинство. Он оставляет матерь Церковь и переходит в ересь.
Опасность искажения веры
Насколько же опасно для человека впасть в ересь? Чаще всего многие из нас над этим не задумываются, считая, что вопросы веры неважны, лишь бы верить в Бога. Но почему в таком случае на протяжении всей истории Церкви Христовой, когда появлялись ереси, искажалось православное вероучение, многие люди, и в первую очередь монахи и епископы стояли насмерть? Вспомнить хотя бы один из таких показательных эпизодов в церковной истории, когда после подписания унии с римо-католиками в Лионе, католические рыцари и миссионеры хлынули на Святую Гору. Они требовали от афонских монахов сослужить с ними. Почти все монастыри это сделать отказались, за что монахи повсюду предавались смертной казни. Придя в болгарский монастырь Зограф, интервенты требовали от иноков признать власть папы Римского. Но монахи наотрез отказались это делать, проклинали папу и латинство. За это (26 иноков во главе с игуменом) католические миссионеры-интервенты их заживо сожгли. В чём причина этого столь ревностного и безкомпромиссного противодействия этих святых иноков? Она кроется в том, что ересь, т. е. малейшее искажение вероучения, лишает благодати и спасения человеческие души. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Она (ересь) – возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа – человека против всесовершенного Бога. Она, - страшно сказать, суд человека над Богом. Она – грех ума, грех духа. Она – хула на Бога, вражда на Бога. Она – плод гордыни, этой причины падения падших ангелов… Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она – смертный грех… Упорство в ереси есть свойство еретика...»6
Безценный жемчуг
Нам, всем православным христианам, драгоценно и важно воспитать в себе сознание великой ответственности за сохранение апостольской Православной веры. Потеря её приведёт лишь к непоправимой трагедии в личном плане, и катастрофе в общественном. Равнодушие к истинам веры и ограничение своей христианской жизни соблюдением лишь внешней, обрядовой стороны веры на самом деле несёт в себе первое отступление от Христа, а формализм и безразличие порождают богопротивную теплохладность, или, вернее, ею же и являются. «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). Такими словами Господь в Священном Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова характеризует состояние христиан Лаодикийской церкви – церкви, которая является прообразом церкви завершающей земную историю, вступающей в кратковременный период царства антихриста. Истоками этой богопротивной теплохладности являются любовь и пристрастие к деньгам – грех сребролюбия, а также пристрастие к комфорту. Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской Горы (VIIв.), достигший высот богопросвещения и богообщения, пишет, что сребролюбие порождает неверие. Говоря современным языком, любовь к деньгам и пристрастие к ним неизбежно ведут к потере живой веры в живого Бога. Поэтому каждому из нас требуется воспитывать в себе глубочайшую любовь и преданность Богу, дорожа верой нашей как бесценным жемчугом.
Проект наш посвящается...
Наш апологетический проект посвящается памяти великого отца нашей Церкви, столпа Православия – святителя Марка митрополита Эфесского. Он единственный из всех православных епископов не подписал позорную Унию с римо-католиками во Флоренции в 1337г. Римский папа, увидев, что в документе Унии не было подписи свт. Марка на вероопределении, как тогда его называли, «Вселенского собора», с горечью и досадой воскликнул: «Мы ничего не сделали!» В 2007 г., 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), исполнилось 550 лет со дня его блаженной кончины. Надеемся, что этот проект будет способствовать продолжению борьбы за сохранение чистоты Православия, которую вёл святитель Марк Эфесский.
Необходимое условие
Как православные христиане, мы исповедуем необходимость принадлежности к своей канонической поместной Церкви, т.е. Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Без этого условия на самом деле невозможно иметь правильного богословского видения, понимания Священного Писания и Священного Предания. Православная наша Церковь Святая, потому что Свята её Глава, т.е. Господь и Бог наш Иисус Христос со Отцем и Святым Духом, а отдельные люди - члены Церкви, когда они не просвещены Духом Святым могут ошибаться и погрешать, отдаляя и даже отделяя себя от своей Церкви личными грехами и заблуждениями. Чтобы этого не случилось всегда необходимо руководствоваться Священным Преданием Церкви и иметь духовное окормление от духовника, который не преступает священные канонические правила святых отцов, вселенских и поместных соборов. Враг рода человеческого никогда не дремлет и среди людей во внутрицерковной среде появляются взгляды несоответствующие и противоречащие учению Церкви. Такие ситуации были в истории Церкви всегда и они, с помощью Божией, могут и должны быть исправлены терпеливым стоянием в истине и осознанием необходимости находясь в Церкви разделять её скорби и радости, а не уходить из неё.
1Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. С-ТСЛ, 1996. Т. 2. С. 368.
2Там же. Комментарий Зонары на 14-е правило IV Вселенского собора, c. 370. В комментарии на 1-е правило свт. Василия Великого епископ Никодим делает весьма существенное замечание, касаясь важного для нашего времени вопроса о том, кто в принципе может быть признан еретиком либо какая религиозная организация становится уже не Церковью, а еретическим сборищем: «Это учение (имеется в виду некое новое богословское положение, принятое как истина веры. - Прим. авт.), противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешило хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».
3Коптская, Армянская и др. «церкви», которые не приняли изложение веры - «Орос» IV Вселенского Собора (451 г.) и тем самым, заблуждаясь в своём упорстве, рассудочном вольнодумстве, отпали от Православия, от Церкви Христа Спасителя.
4Ставрос Н. Бозовитис. Антихалкидониты. Великое искушение // Иерей Олег Давыденков. Велия тайна: Бог явися во плоти. М: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002, с. 156.
5 Пустыня - любое пустынное, т.е. безлюдное, безмолвное место, куда монахи удаляются от суеты на подвиг поста и молитвы для спасения и преображения своей души и всего мира.
6Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе. М. 2005, с. 1