Протопресвитер Евстратий Карацулис
Принцип терапии человека таинством исповеди
Η αρχή θεραπείας του ανθρώπου με το μυστήριο της εξομολόγησης
Таинства Церкви суть служения и действия Тела Церкви, которое есть Тело Христово. Сам Христос действует через таинства. Их цель – вхождение человека в Церковь и постоянное общение со Христом. Спасение человека совершается через его соединение с Телом Церкви [94]. Человеческая природа была исцелена искупительным делом Христа, и продолжается обновляющим, преображающим, оживляющим и освящающим присутствием Святого Духа, как во всякое время, так и сегодня, через Таинства. Так отныне Таинствами человек живет и предвкушает Царствие Божие [95].
Через Таинство Покаяния Христос дарует отпущение грехов каждому крещеному христианину, который кается и желает вернуться в Церковь. Грех есть является предметом внимания не только христианина, но и всей Церкви, как Тела Христова. Вот почему Церковь берется за лечение духовно больных с помощью таинств, правил, советов, которые являются изумительными, преисполненными чудес средств ее многовековой традиции.
Человек, осознавший неправильное течение своей жизни, почувствовал, что он пострадал от греха и сам нуждается в помощи Церкви, чтобы восстановить все свое существо. Грех имеет не моралистический характер, а глубоко онтологический. Он изменяет не только нравственность человека, но прежде всего его онтологическое бытие. Человек в удалении от своего Творца живет иным образом, нежели для которого он был создан. Он живет в неестественном состоянии вдали от постоянного общения с Богом, вдали от источника своего света, в результате чего его душа омрачилась и все его существо изменилось [96].
Восстановление отношений с Богом осуществляется через Таинство Исповеди, которое сегодня, к сожалению, низведено до обряда судебно-правового характера [97]. Элементы надежды, радости, которые приносит восстановление отношений с Богом, подлинное смирение, прощение, духовное исцеление, имеющие онтологический характер, выходят на второй уровень, потому что страх, тревога, скептицизм, бесплодный долг, искупление грехов. К сожалению, такое понимание таинства исповеди ошибочно и уходит своими корнями в протестантско-моралистическое влияние последних веков на богословие и практику Православной Церкви.
Исцеление человека совершается покаянием [98]. Покаяние согласно творениям Святых Отцов – наука врачевания [99]. На исповеди человек просит исцеления своих душевных ран, а не стирания грехов судебным путем [100].
Необходимым элементом исцеления через покаяние является содействие человека Богу [101]. Свободный выбор человека в том, чтобы вернуться в дом своих предков является первым требованием здоровых духовных отношений между человеком и Богом. Милосердие Божие требует свободного решения, свободной воли человека, что является основным условием его покаяния и отпущения грехов [102]. Так соработничество человека Божественной Благодати приводит его к покаянию, постепенному переживанию Божия прощения и милости. Стоит отметить, что существует опасность того, что человек в итоге останется только с одним нравственным обновлением. Это может произойти, если он считает, что ему нужно не собственное покаяние, а только Божественная Благодать, которая действует каким-то магическим образом [103]. Это неправильное представление о покаянии. Святоотеческая письменность подчеркивает, что даже если покаяние человека невелико, все остальное восполняет Божественная Благодать[104]. Таким образом, покаяние есть дар Божий содействующему Богу человеку [105].
Текст полного исследования читайте на:
https://www.pemptousia.gr/vivliothiki/karatsoulis_book/mobile/index.html#p=1
перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2022.
СНОСКИ
Παραπομπές:
94. «Ου … έλυσε μόνον και τω Πατρί κατήλλαξεν αποθανών ο Σωτήρ, αλλά και έδωκεν ημίν εξουσίαν τέκνα θεού γενέσθαι, συνάψας μεν εαυτώ την φύσιν την ημετέραν διά της σαρκός, ην ανείλετο, συναπτών δε ημών έκαστον τη εαυτού σαρκί τη δυνάμει των μυστηρίων» Νικόλαος Καβάσιλας, Περί της εν Χριστώ ζωής, Λόγος A’, PG 150, 508 C.
95. «Την μεν νοεράν εξείπον ένωσίν σοι διαφόρως και ποικίλως, αισθητήν δε την των μυστηρίων λέγω» Συμεών Νέος Θεολόγος, Ύμνοι Λ’, Έργα, τομ. Γ’, σ. 251.
96. «Ωσπερ ξένην της φύσεως ημών την κακίαν ούσαν, διά δε της παραβάσεως του πρώτου παρεισδύσασαν ανθρώπου κατεδεξάμεθα, φύσιν ημίν τω χρόνω καθαπερεί γενομένην» Συμεών Μεταφραστής, Παράφρασις εις 150 κεφάλαια εις τους Ν΄ λόγους του αγίου Μακαρίου του Αιγυπτίου 66, Φιλοκαλία Γ΄, σ. 197. και Σταύρος Μπαλογιάννης, Ψυχιατρική και ποιμαντική ψυχιατρική (Πουρνάρα : Θεσσαλονίκη, 1986) σ. 434.
97. «ιατρείον γαρ εστιν ενταύθα, ου δικαστήριον, ουκ ευθύνας αμαρτημάτων απαιτούν, αλλά συγχώρησιν αμαρτημάτων παρέχον» Ιωάννης Χρυσοστόμος, Περί μετανοίας, ομιλία Γ΄, δ΄, PG. 49, 297 Α.
98. «καλόν μεν γαρ το μη αμαρτείν, αγαθόν δε και τον αμαρτάνοντα μετανοείν· ώσπερ άριστον το υγιαίνειν αεί, καλόν δε και το ανασφήλαι της νόσου» Κλήμης Αλεξανδρεύς, Παιδαγωγός, Α΄, PG. 8, 348 B.
99. «ταύτα πάντα τα κακά μετάνοια ειλικρινής θεραπεύειν επίσταται, παρά του κριτού την επιστήμην ταύτην εγκεχειρισμένη» Ισίδωρος Πηλουσιώτης, Επιστολών Βιβλίον Ε΄, Επιστολή ΣΝΓ΄, PG. 78, 148.
100. Κάλλιστος Ware, Η εντός ημών Βασιλεία, ο.π., σ. 89.
101. «ο γαρ άνθρωπος αυτεξούσιος εστι της εαυτού σωτηρίας και απώλείας» Αναστάσιος Σιναίτης, Ερώτηση ΝΕ, PG 89, 617 B.
102. «τούτο γαρ εν τη προαιρέσει του ανθρώπου εστιν εάν ούν θελήση δούναι την προαίρεσιν μόνον προς Κύριον, αυτός εκριζοί τα πάθη και τους λογισμούας της κακίας απ’ αυτού και ούτως καθαρίσας αυτόν, εμφυτεύει εν αυτώ τους καρπούς του Αγίου Πνεύματος» Μακάριος ο Αιγύπτιος, Ομιλίαι Πνευματικαί, ΝΣΤ’, β’. ΒΕΠΕΣ 42, 31.
103. Γεώργιος Μαντζαρίδης, Χριστιανική Ηθική (Θεσσαλονίκη : Πουρναράς, 1983) σ. 201.
104. «Μικρά η μετάνοια σου; αλλά μεγάλη η του Δεσπότου φιλανθρωπία» Ιωάννης Χρυσόστομος, Εις τον ΛΓ Ψαλμόν, γ’. PG 55, 578.
105. Ηλίας Βουλγαράκης, «Προσεγγίσεις στο θέμα Μετάνοια» Σύναξη, τεύχ. 21 (Αθήνα : Σύναξη, 1987) σ. 52.