Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Выдержки из творений св. Никодима Святогорца

 

ПИДАЛИОН

Агапия иеромонаха и Никодима монаха (Святогорца)

Издание 4-е. Афины, 1886.

 

 

ПРАВИЛО

ТРЕТЬЕГО СВЯТАГО ПОМЕСТНАГО СОБОРА, СОСТОЯВШЕГОСЯ В КАРФАГЕНЕ ПРИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ КИПРИАНЕ

С ТОЛКОВАНИЕМ

 

Будучи вместе на соборе, возлюбленнейшие братья, мы прочли послание ваше о тех, которые, считаясь крещеными у еретиков или раскольников, присоединяются к Кафолической Церкви — одной и единственной Церкви, где происходит крещение и возрождение человека. Относительно этого предмета мы убеждены, что вы сами, поступая таким образом, твердо храните установления Кафолической Церкви. Но поскольку, будучи сопричастниками нашими, вы восхотели спросить о том и нас, ради общей любви, мы изложим наше мнение — не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами[1].

Именно поэтому и теперь, принимая голосованием[2] то, что всегда хранили крепко и верно, мы утверждаем: никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви. Ибо об этом говорится в Писании: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). И опять Священное Писание пророчески предвозвещает: «От воды же чуждия ошайся, и от источника чуждаго не пий» (Притч. 9, 18). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, дабы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого. Господь так говорит через пророка Иезекииля: «И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам» (Иез. 36, 25). Каким же образом может очистить и освятить воду тот, кто сам нечист — в ком нет Святого Духа, и к кому относятся следующие слова Господа в книге Чисел: «И всякое, емуже прикоснется нечистый, нечисто будет» (Чис. 19, 22)? Или каким образом крещающий может даровать другому отпущение грехов, не имея возможности оставить свои грехи за пределами Церкви?[3] Эту истину подтверждает и самый вопрос, предлагаемый при крещении. Ибо когда мы говорим крещаемому: «Веруешь ли в жизнь вечную и в оставление грехов чрез Святую Церковь?», то мы разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Кафолической Церкви, и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви. А посему защитники еретиков должны или изменить вопрос, или признать истину, — если только они, ко всему прочему, не приписывают им еще и Церкви.Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться сопричастником Христовым. Еретик же елея освятить не может, ибо не имеет ни алтаря, ни церкви. И, конечно же, «помазание» еретиков совершенно не имеет благодати. А посему совершенно очевидно, что никакое масло не может быть освящено ими для благодарения.[4] Мы должны помнить сказанное в Писании: «Елей грешнаго да не намастит главы моея» (Пс. 140, 5). Дух Святой заранее дал такое предостережение в псалмах для того, чтобы никто из ищущих истину[5] и заблуждающих от прямого пути, не принимал помазания у еретиков, противников Христовых. Да и какую молитву за крещеного может принести не иерей, а святотатец и грешник, когда в Священном Писании написано: «Грешники Бог не послушает; но аще кто богочтец есть и волю Его творит, того послушает» (Ин. 9, 31)? Мы признаем оставление грехов только через Святую Церковь.[6] Кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершать духовное тот, кто отверг Духа Святаго? По этой причине должен быть обновлен приходящий к Церкви, дабы внутри освятиться ему через святых, ибо написано в Священном Писании: «Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш» (Лев. 11, 14; 19, 2; 20, 7) — чтобы ему, впадшему в заблуждение, в истинном и церковном крещении снять с себя еще и тот грех[7], что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу.

Наконец, признавать еретиков[8] крещеными — значит одобрять их крещение, так как нельзя принять одно из этих утверждений, отвергнув другое. Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне [Церкви], Духа Святого не имеет, то не может и крестить приходящего. Ибо Крещение — одно, и Святой Дух — один, и Церковь — одна, основанная Христом Господом нашим (на апостоле Петре, как было [Им] сказано) на едином основании и по принципу единства[9].

И по этой причине все у них происходящее тщетно, ничтожно и лживо. И не может быть принято, и не может быть угодно Богу ничего из совершаемого теми, коих Господь называет в Евангелии Своими врагами и противниками: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» (Лк. 11, 23). И блаженный апостол Иоанн, соблюдая заповеди Господни, пророчески писал в своем Послании: «Слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша; от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас; аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами» (1 Ин. 2, 18–19). Из этого мы должны заключить и понять — могут ли дать благодать Христову те, которые являются противниками Господа и названы антихристами. Таким образом, и мы, пребывающие с Господом, соблюдающие Его единство и удостоенные[10] Им совершать священническое служение Его в Церкви, должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивым все, совершаемое противниками Его и антихристами, а тем, которые, обращаясь от заблуждения и нечестия, познают[11] истинную веру одной и единственной Церкви, преподать вполне таинства Божественной благодати и истину единства и веры.

 

Толкование

 

В настоящем Правиле приводятся многие доказательства в подтверждение того, что крещение еретиков и раскольников не приемлемо, и что при обращении в Православную веру они должны быть крещены. Когда они возвращаются в Кафолическую Церковь, то следует их крестить: 1) поскольку крещение есть едино, и поскольку оно находится только в Кафолической Церкви, единой и единственной, а еретики и раскольники, находящиеся вне Кафолической Церкви, не имеют единаго крещения.

2) Вода для крещения должна быть прежде очищена и освящена молитвами священника и благодатию Всесвятаго Духа, дабы потом очистился и освятился крещаемый в ней; но еретики и раскольники не суть священники, а паче святотатцы, не суть чистые, а нечистые, не суть святые, как не имеющие Духа Святаго, — следовательно, не имеют и крещения;

3) Через крещение в Кафолической Церкви подается оставление грехов. Но как может быть даруемо отпущение грехов через крещение еретиков и раскольников, которое вне Кафолической Церкви?

4) Крещаемый после крещения должен быть помазан святым миром[12], которое приготовляется из елея и других благовонных веществ[13] и освящается наитием Св. Духа. Но как может освятить такое миро еретик, не имеющий Святаго Духа, как отделившийся от Него через ересь и схизму?

5) Священник должен молиться Богу о спасении крещаемаго; но еретики и раскольники — святотатцы, как мы уже сказали, и грешники (не столько из-за дел своих, сколько из-за ереси и раскола, которые суть тягчайшие из всех грехов) могут ли быть услышаны Богом, когда Писание говорит, что грешников Бог не послушает?[14]

6) Потому не может быть приемлемо Богом крещение, совершенное еретиками и раскольниками, что они — враги Бога и воюют против Него; св. апостол и евангелист Иоанн называет их «антихристами».

По всем этим и другим причинам настоящее Правило, акривии ради, требует крещения всех еретиков и раскольников, присовокупляя, что это мнение (т.е. что крещение еретиков и раскольников не приемлемо) не есть нововведение отцев сего собора, но, напротив, является древним. Его со всякою точностию и со тщанием исследовали отцы, прежде сих бывшие (и так — почти доходя до тех, которые были преемниками[15] апостолов), и оно во всем согласно с 46-м, 47-м и 68-м Апостольскими правилами.

И не только сообща отцы собора настоящим Правилом отвергают крещение еретиков и раскольников, но они отвергают его и порознь, каждый отдельно. Каждый из 84-х отцов настоящего собора привел свой аргумент и подтвердил вышесказанное, в результате чего крещение еретиков и раскольников было отвергнуто восьмьюдесятью четырьмя аргументами различных отцов. Посему и 2-й Вселенский собор в своем 7-м Правиле настоящее Правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и 6-й Вселенский собор во 2-м своем Правиле (хотя этот собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м Правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле 6-го Вселенского собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные соборы и свт. Василий Великий ранее. Отсюда можно с уверенностью сделать совершенно правильный вывод, что все еретики, без сомнения, должны быть крещены. Что касается икономии, иногда применявшейся некоторыми отцами, то она не может считаться ни законом, ни примером, но, напротив, внимательное рассмотрение показывает, что еретики, по икономии принятые 2-м Вселенским собором, были, по большей части, из тех, которые впадали в ересь уже крещеными [в Православной Церкви]; вследствие чего к ним применялась такая икономия. Однако истина Священного Писания и здравый смысл подтверждают, что все еретики, безусловно, должны быть крещены.

 


[1] Св. Никодим Святогорец использовал для толкования греческий перевод Правила Третьего Святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Перевод на греческий язык http://anemi.lib.uoc.gr/php/pdf_pager.php?rec=/metadata/3/0/a/metadata-39-0000123.tkl&do=79689.pdf&lang=el&pageno=1&pagestart=1&width=790.32%20pts&height=562.8%20pts&maxpage=504

содержит некоторые небольшие отличия по сравнению с версией правила на латинском языке: https://books.google.com.ua/books?id=AxVKAAAAcAAJ&lpg=PP36&ots=rFXeruZTZY&dq=LXX%20AD%20JANUARIUM&hl=ru&pg=RA2-PA189#v=onepage&q&f=false. — прим. переводчика.

[2] χειροτονέω — голосовать поднятием рук; постанавливать голосованием.

[3] Имеется в виду «ибо находится за пределами Церкви».

[4] Правильнее было бы сказать «для использования», чем «для благодарения».

[5] Вероятно, здесь должно было быть употреблено греческое слово σινιασθείς – тщательно изучать, анализировать.

[6] Здесь следовало бы добавить «дано», в противном случае, высказывание будет неполным.

[7] В оригинале употребляется αυτό τούτο – «то»; слово «грех» добавлено в переводе на основании авторского комментария к этой фразе.

[8] В других рукописях добавлено «и раскольников».

[9] Мф. 16, 18: «И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей».  — прим. переводчика.

[10] Возможно, в оригинале стоит χορηγουμένην вместо χορηγούμενοι.

[11] Правильнее «сознательно обращаясь от нечестия к истинной вере».

[12] Ст.-слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло» — прим. переводчика.

[13] Елеем настоящее Правило называет святое миро, потому что большая часть вещества, из которого оно состоит, — это оливковое масло, поскольку оливкового масла всегда должно быть намного больше, чем других ароматических веществ, которые используются для его приготовления. Следует отметить, что хотя настоящее Правило было составлено значительно раньше, нежели 58-е Правило Лаодикийского Собора, именно оно учит, что крещаемого следует помазывать миром, а не упоминаемое 58-е Правило Лаодикийского Собора, как некоторые говорят. Справедливости ради следует отметить, что Правило Лаодикийского Собора было специально составлено по этому поводу, поскольку настоящее Правило упоминает о печати Духа Святаго и помазании святым миром только мимоходом.

[14] Ин. 9, 31. — прим. переводчика.

[15] Т.е. до времени правления Агриппина, епископа Карфагенского, как мы указали в предисловии к настоящему Собору.



Подписка на новости

Последние обновления

События