Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


Архимандрит Георгий (Капсанис)

игумен монастыря прп. Григория

Святая Гора Афон


Соборное устройство Церкви.

Соборное решение пастырями вопросов церковной жизни1

Ἡ συνοδική δομή τῆς Ἐκκλησίας

καὶ ἡ ὑπὸ τῶν Ποιμένων συνοδικὴ διαχείρισις τῶν ἐκκλησιαστικῶν πραγμάτων

(в сокращении)

Предисловие

редакции “Православного Апологета”:

Несколько тревожная ситуация внутри нашей Православной Церкви, понуждает нас предложить дорогим читателям небольшую главу из объемного труда досточтимого архимандрита Георгия “Пастырское служение согласно священным канонам”. В чем опасность современной внутрицерковной ситуации? Прежде всего, в основе этих опасений лежит наблюдение серьезного умаления православного сознания не только у народа, но, прежде всего, у архипастырей и пастырей. Происходит процесс стремительного утрачивания сознания и чувства таинства Церкви, ее богочеловечной природы, потери чувства ответственности за человеческие души в чем собственно и состоит главная миссия Церкви в этом мире.2 Внешне это выражается в серьезной и опасной тенденции роста чисто мирского администрирования в управлении Церкви, неподобающего во внутрицерковных отношений властности и директорства, вместо отеческого попечения и пастырства, терпеливого научения народа Божия вере и благочестию. Все это является следствием и резкого упадка духовной жизни, обмирщенности, и постепенной утраты подлинно церковного православного сознания.

Кроме того, последние Архиерейские соборы, которые проходят без активного обсуждения поднимаемых вопросов, и принимают те решения, которые заранее определены, свидетельствует о потере доверия принципу соборности, как основному и фундаментальному принципу церковного устройства и выявления истины Божией. Очень часто встречающиеся случаи ярко выраженного епископского авториторизма, жесткости и даже жестокости – это все те же печальные свидетельства потери сознания природы и сути епископской власти. Данная глава из книги архимандрита Георгия – это своевременная попытка с точки зрения академического богословия и святоотеческого учения указать на основные признаки и принципы соборности церковной жизни, а также выявить основные признаки подмены этой соборности.

Прозвучавшая на недавнем Архиерейском соборе из уст одного из видных иерархов фраза: “Мы собор - мы и каноны” - это уже демонстративное посягательство на канонический строй Православной Церкви. Никакой собор не имеет власти изменять канонический строй Церкви, использовать и применять священные каноны по своему произволу и партийной выгоде, не говоря уже о каком-то изменении догматов и вероучительных истин. Выдающийся канонист Православной Церкви епископ Никодим (Милаш) об этом пишет следующее: “Относительно законодательной деятельности поместных соборов, каноны предписывают обращать внимание на то, чтобы законы этих соборов не только не нарушали вселенской основы церковного устройства и не противоречили истинному духу Церкви Христовой, именно духу Православия, святости, нравственной чистоты и иерархических прав, но касались лишь частных сторон канонов...Поэтому, законодательство поместных церквей в лице своих областных соборов не может ни в коем случае касаться предметов внутренней церковной жизни, догматических, богослужебных и духовно-нравственных”.3 Кроме того, как подчеркивает Преосвященный Никодим, “и сами поместные церкви в законодательной деятельности своей на областных соборах должны обращать особенное внимание на то, чтобы законы, издаваемые ими, вытекали непосредственно из общих канонических постановлений и не были вызваны страстями, незнанием или каким-либо внешним не церковным влиянием”.4 Совершенно иной подход к церковной власти и деятельности собора приносит лишь вред церковному единству, наносит удар по церковному телу, единству Церкви Христовой. Даже собранный по каким-то причинам собор по внешним признакам подобный Вселенскому собору не имеет власти менять те пределы и те правила, которые установлены богоносными Отцами Церкви. История Церкви свидетельствует о преемстве Вселенских соборов, об утверждении последующим собором решения предыдущего. Характерным примером может служить, например фраза из определения VII Вселенского собора: “Итак мы исследовали и разсмотрели дело весьма тщательно и, следуя истине, ничего не убавляем и ничего не прибавляем, но сохраняем то, что есть в Церкви лучшего, и следуем святым шести Вселенским соборам...”5 Сегодня вряд ли можно найти таких равных богоносных архипастырей. Большую опасность сегодня вызывает не только и не столько отсутствие подвижников в среде архипастырей, сколько путаница в умах и отсутствие в сознании архипастырей необходимости “следовать Святым Отцам6, а демонстративно утверждать свои частные мнения и выдавать их за учение Церкви. Само наличие архиерейской благодати не означает того, как сегодня абсолютно неверно по-католически думают некоторые, делает епископа абсолютно непогрешимой инстанцией и источником истины. История борьбы Церкви с ересями очень и очень часто доказывает совершенно обратное. Особенно остро вопрос о восстановлении принципа соборности встает после Встречи глав Православных Церквей в Константинополе (10-12. 10. 2008). В официальной речи Вселенского Патриарха Варфоломея прозвучала фраза, которая в себе содержит непосредственную угрозу церковной соборности, когда всякие увещания высшей иерархии со стороны клириков и мирян расцениваются как “попытка небольших групп людей навязывать свои идеи без уважения к критерию коллегиальности”. При этом критерий коллегиальности всегда мыслится как собрание высшей иерархии во главе с Константинопольским патриархом, который, вопреки православной экклезиологии, учащей об отсутствии в Православной Церкви видимого органа делегирующего всей Церкви истину, видит именно в ней высшую и безупречную инстанцию, которая всегда возвещает истину.






* * *


Природу Церкви как таинства богочеловеческого общества выражает и характер ее соборного управления, иначе называемой соборностью.7

Созыв соборов и вообще соборный принцип решения церковных вопросов не является в жизни Церкви каким-то одиночным фактом, а представляет собой выражение ее глубочайшей сущности как «общего единения» (κοινῆς ἐνώσεως) Церквей на основании общей веры, евхаристического единения в таинствах и взаимной любви.

Попытка Фрэнсиса Дворника и других объяснить появление института Вселенских соборов подражанием внецерковным прототипам, таким, например, как римский синклит, безосновательна и неудачна, поскольку не учитывает глубинную природу Церкви, из которой естественным образом проистекает ее соборность.

Церковь, начиная со времен Господа и святых Апостолов жила соборно. Основание этой соборности – общение Лиц Святой Троицы. К ее прославлению и раскрывается соборный образ жизни Церкви, согласно свидетельству 34 правила святых Апостолов, которое определяет взаимодействие митрополита со своими епископами: «Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух».8

Соборный образ жизни Церкви выражается не только в созыве соборов, но и во всяком факте общения, в первую очередь между епископами как главами поместных Церквей, указывая тем на общение между возглавляемыми ими Церквами, Во всяком факте общения первого между епископами (митрополита) с находящимися в его ведении епископами, епископа с пресвитерами, священника, настоятеля прихода, с причтом и мирянами, составляющими приход, а также мирян между собою.

Церковь на всех уровнях живет как Собор (ὡς Σύνοδος), т. е. как общество личностей, свободно собранных во Христе и Христом, для того, чтобы каждый приносил данное ему дарование к созиданию тела в любви.

Личность в Православной Кафолической Церкви не поглощается и не умножается. Совместное шествие со Христом и под руководством поставленных им пастырей, не упраздняет, но реализовывает личность через общение ее со Христом и идущими вместе с ним собратьями.

Поэтому соборность, как образ жизни (τρόπος ζωῆς) Церкви6 представляет непосредственный интерес для пастырского богословия, нацеленного на формирование такой церковной жизни, которая бы достоверно выражала бы сущность и сознание Православной Кафолической Церкви.

Церковь, как известно, использовала разнообразные формы соборного-синодального управления соответственно ее собственным нуждам и историческим условиям, в которых она жила; как соборы областные, главные, епархиальные, вселенские, Соборы архиерейские патриарших или автокефальных церквей,Соборы свидетельствует,. с ограниченным числом участников патриарших и автокефальных церквей (ἐνδημούσας ἤ διαρκεῖς).9 Тот факт, что она всегда сохраняла нетронутым ядро своей соборной структуры, которая в одних случаях выражалась с точностью и достоверностью, как при созыве епархиальных соборов, в других – с учетом принципа икономии, как в случае соборов с ограниченным количеством участников, свидетельствует, что соборное начало воспринималось сознанием Церкви как богоустановленный, обязательный, незаменимый и основополагающий принцип.

Принцип соборного управления церковными делами ослабевает только тогда, когда Церковь оставляет правильные экклезиологические критерии. Это эпизодически происходило и происходит на Востоке. А на Западе, где папизм, как тоталитарный образ существования, упразднил собой соборный образ жизни Церкви, - стало общепризнанной нормой.

Характерно, что сами поместные Церкви на Западе, не без борьбы, хотя безнадежной, подчинились папскому тоталитаризму (например, движение Галльской церкви), не желая менять соборные начала правления на римо-католический абсолютизм.

Достойные всякой похвалы попытки возвращения к соборным формам церковной жизни, наблюдаемые сегодня в католическом мире, которые свидетельствуют о потребности возврата к подлинной соборной традиции Церкви, которая ощущается там некоторой частью пастырей и пасомых. Но эти попытки едва ли могут привести к какому-либо результату, поскольку основываются на принципе совмещения папского и соборного начал, по существу своему не совместимых, а не на принципе освобождения католичества от антисоборных начал и воплощения в жизни принципа соборности.

Соборный образ жизни Церкви, который своей вершины достигает в епископских соборах, свидетельствует о синергии Бога и человека в достижении его спасения и жизни в истине. Соборы со всей напряженностью переживают таинство синергии, на этом таинстве основана их деятельность. Люди, составляющие церковный собор, опытно ощущают то, что они соработают Богу, выражая и утверждая истины Церкви. Без дуновения Духа человеческие усилия и трудолюбие не приносят результата в деле усвоения таинства правды Божией, согласно свидетельству 66 (77) правила Карфагенского собора: «По дознании и изследовании всего, пользе церковной споспешествовати могущего, по мановению и внушению Духа Божия, мы избрали за лучшее, поступати с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно...»

Святой Дух запечатлевает Своим присутствием церковные собрания, которые составляются либо для совершения таинств, или для соборного рассуждения с целью охранения веры, являя Христа посреди Его народа. Отцы III Вселенского собора свидетельствуют, что Отцы, собравшиеся в Никее, определили веру «со Святым Духом».10

Деятельно присутствие святого Духа на соборах епископов делает их «богосодействуемыми».11На соборах выступают люди, но с тем, чтобы выразить то, что «Дух глаголет Церквам» (Апок. 2, 7), то есть волю Божию: «Весь собор возгласил: по изволению Божию подобает быть согласным исповеданием исповедовать церковную веру, которая через нас передается...»12. Если епископы, которые составляют соборы, не соработают в смирении с Богом, чтобы через них вещал Дух Святой, то такие соборы не выражают истину, и Церковь в последствии не признает их безгрешными «устами церковными» и «трубами Духа» и даже объявляет такие соборы «разбойничьими». На таких соборах нет синергии, а поэтому нет истины. Только если решения собора «угодны Богу», то будут угодны и «человекам», то есть церковному сознанию: «Сии спасительные и благоразсудныя постановления, и нашему священническому достоинству приличныя, и угодныя Богу и человекам».13

Вера Отцов в безошибочность постановлений соборов относительно всех волнующих Церковь проблем распространяется не только на соборы, которые уже состоялись, но и на те, которые состоятся в будущем. Они уверены, что и те будут направлены Духом Святым, естественно, при наличии необходимых предпосылок. Согласно 8-му правилу свт. Григория Неокесарийского в отношении христиан, которые сотрудничали с варварами в ущерб своим единоплеменникам: «Таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшиеся, святые Отцы, и прежде их Дух Святый». Из этого правила становится явным то, что вертикальное общение со Святым Духом предполагает горизонтальное общение между собой святых отцов, «купно сошедшихся», то есть составивших церковный собор, которые должны совместно продумать, чтобы принять соответствующее решение. Показательно, что решение о судьбе согрешивших предоставляется на усмотрение собора, который обладает способностью вынести относительно них правильное суждение...

Посредством общения во Христе епископов между собой в общем собрании, в единении и единомыслии, открывается истина Церкви. Вот почему церковный собор называется законодательным собранием (κοινοβούλιον) или парламентом, говоря современным языком (правило Халкидонского собора). Один человек не может ex officio иметь безошибочность суждения, поскольку это было бы противно природе Церкви как общества.14 «Разве есть кто-нибудь, кто бы поверил, что наш Бог дал возможность лишь кому-то одному, кем бы он ни был, постичь справедливость решения, а бессчетному множеству объединившихся в собор иереям (епископам) отказал...» Такая постановка вопроса означала бы проникновение мирского духа в Церковь, почему и категорически возбраняется отцами Африканского собора, написавшему Римскому папе Целестину: «Недопустимо, чтобы мы приняли решение впустить дымный чад мирского самомнения во Христову Церковь, которая дает свет простоты и смирения возжелавшим узреть Бога».

Необходимость соборного решения церковных вопросов подтверждает и свт. Василий Великий: «И так, аще сие угодно будет, то должно собратися множайшим епископам, и тако изложити правило, дабы и действующий (совершающий крещение) был безопасен, и ответствующий на вопрошение о таковых имел достоверное основание ответа».15

Соборно действует Церковь и при решении таких вопросов, как избрание и хиротония епископов и пресвитеров, их извержение из сана, и других. Характерно в этом случае высказывание свт. Иоанна Златоуста: «Никто ни в каком деле не может ограничиться самим собою, нужно ли будет рукополагать, или давать советы и мнения, но получает большую часть от собрания и множества»16, и свт. Кирилла Александрийского: «В богословских и церковных вопросах имеет силу решение святых отцов и священного собора».17Так, согласно 4-му правилу I Вселенского собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».18

Тот же дух выражают и правила 3-е Вселенского собора, правило 1-е святых Апостолов, правило 19-е Антиохийского собора, правило 6-е Сардикийского собора, правило 12-е Лаодикийского и правила 13-е и 49-е Карфагенского собора.

Собрание епископов для рукоположения другого епископа содержит в себе четкий признак соборности и даже считается образцом, в подражание которому сформировался институт церковных соборов. Также соборно должно приниматься решение об извержении из сана недостойных епископов: «Думается, что было бы хорошо, если бы присутствовали не только трое, но, если возможно, все епископы области, дабы голосованием многих яснее было бы явлено осуждение того. кто достоин быть извержен из сана, в присутствии самого осуждаемого».19

Блестящий пример соборного решения церковных вопросов представляет собой 7-е правило Феофила Александрийского, определяющее условия избрания и рукоположени священнослужителей. «О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно же да не бывает рукоположение. Ибо когда Церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церквах в присутствии святых. В местах же, где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков, рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании от истинно православных священнослужителей, такожде в присутствии епископа, и при провозглашении его к присутствующему народу, токмо так, чтобы не последовало некоего уклонения от правого пути». Рукоположение совершается в присутствии народа, который свидетельствует, священнослужители соглашаются и избирают, а епископ испытывает и рукополагает. Церковь действует как одно тело, без нарушения своего иерархического чина.

Соборно должны строиться отношения первого епископа с остальными епископами его митрополии. епископы да не покушаются «что-либо творити без епископа митрополии, а также и сей без согласия прочих епископов».20

Также на принципах соборности должны строиться отношения епископа с находящимися в его ведении клириками. Примером тому служит управление имуществом епархии, которое должно осуществляться «по согласию пресвитеров или диаконов»21, как и разделение начатков различных плодов, приносимых епископам и пресвитерам, с диаконами и прочими причетниками.22

О существовании в древней Церкви отношениях соборности между епископами и пресвитерами свидетельствует, по нашему мнению, расположение мест для пресвитеров по обе стороны от архиерейского места и совосседание вместе с епископом пресвитеров во время богослужения как его соработников. Священнослужители располагались не у подножия архиерейского места вместе с мирянами, как это происходит сегодня во время выхода архиерея при богослужении, что указывает на ослабление соборного принципа в отношениях архипастыря и священнослужителей. в самый важный и ответственный момент совершения Божественной литургии пресвитеры в Древней Церкви совосседали вместе с епископом. Это являлось глубоким самосознанием Церкви о месте пастырей непосредственно рядом с епископом и отображением глубинной природы Церкви по образу общения Лиц Святой Троицы, являемой в таинстве Евхаристии. Отец Александр Шмеман говорит, что пресвитеры реально упр преображать их в деяния само-созидания и само-совершенствования Церкви как тела Христова. И он исполняет это, главным образом, посредством служений, основанием которых является само его место как предстоятеля или главы евхаристического собрания, в котором состоит таинство Церкви. В этом собрании все дарования, все служения и все призвания во-истину объединяются и запечатлеваются как деяния Самого Бога, действующего «вся во всех» (1 Кор. 12, 6). Так открывается, что руководство и управление не являются некими автономными областями в Церкви, но неотъемлемой частью Церкви как таинства Царства.23

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что епископ без пресвитеров, имеющих благодать управлять Церковью и свидетельствовать перед епископом о жизни, нуждах и дарованиях мирян с тем, чтобы он, в свою очередь, приносил все это Богу для совершения и преображения их жизни в новую жизнь во Христе, не может совершать такое служение. Подобным образом и пресвитеры без епископа осуществляли бы руководство, которое не могло бы найти завершенности в Боге, воссоединения и преображения.24

Преимущества некоторых епископских кафедр,признанные священными канонами, не преимущества господства или власти, но – служения, которые свободно определялись самой необходимостью. например, некоторые Церкви обращались за свидетельством и поддержкой к Церквам, основанным апостолами, которые являлись для них Церковью-матерью. Или же к тем Церквам, которые по своему местонахождению в столичных центрах административных округов или по причине активной миссионерской деятельности пользовались большим авторитетом.

...

Наконец, необходимо отметить, что соборы всегда собирались с пастырской и сотериологической целью. Соборы собираются «на пользу Церкви»25, «по некоторым церковным нуждам»26, для «преодоления бедствий» (причиненных еретиками)27, или же «ради церковных дел которые нередко отлагаются со вредом для народа»28.

...

Любое пренебрежение принципом соборности в выработке общей позиции и решении церковных проблем, факт, свидетельствующий о недостатке веры в дарования, носителями которых являются все живые члены Церкви, – тяжкий грех против тела Христова.

Епископ может антисоборно управлять своей епархией, употребляя как средство воздействия страх, а не любовь, слепую военную дисциплину, а не послушание во Христе. В этом случае он, считая себя единственным харизматиком в епархии, отвергает дарования, носители которых – члены этой местной Церкви, клирики и миряне. таким образом, из координатора дарований и средоточия единения он превращается в тюремного надзирателя над носителями дарований. Честное пресвитерство для такого архиерея является не «советниками епископа и венцем Церкви»29 или «достоплетенным духовным венцом»30. а органом, исполняющим его повеления. В этом случае пресвитеры не соуправляют вместе с епископом и не становятся его сопастырями, но переходят в разряд служащих, исполняющих приказания своего начальника, пусть с точностью и доскональностью, но без энтузиазма и личного участия. привыкнув к такому холодному церковно-бюрократическому исполнению своих обязанностей, пресвитерам, из-за устоявшейся привычки, будет сложно стать пламенными пастырями даже в том случае, если произойдет перемена в епархиальном управлении...

Соборный способ пастырского руководства не ведет, как боятся некоторые, к ослаблению церковной дисциплины, но, наоборот, к ее укреплению. Когда предстоятель некоей церковной общины совместно с теми, кто его окружает, заботится о поддержании церковного порядка, то тем показывает, что и его помощники – хранители и стражи этого порядка, и таким образом достигает его поддержания через свободное участие в этом деле всех: и пастырей и пасомых.

Соборность Церкви ослабевает всякий раз, когда некоторые члены Церкви, объединяясь в отдельные группы и группировки (что произошло в Коринфской Церкви), начинают относиться к остальным членам Церкви как к братьям, с которыми их связывают узы менее крепкие, чем с теми, с кем они состоят в одной группе, по причине чего они отказываются от сотрудничества с канонически поставленными пастырями на своём приходе или в епархии.

Для преодоления духа антисоборности, который свидетельствует о наличии эгоцентризма и отсутствии преображенной жизни во Христе, требуется покаяние и изменение по Богу внутреннего человека, с тем, чтобы он стал способным ощущать по истине таинство Церкви, то есть по образу кафолическому и соборному.

Цель бдящих, трезвящихся и богословски ощущающих таинство Церкви всегда предельна ясна – соборная жизнь и решение церковных вопросов через покаяние.

1Из книги архимандрита Георгия Ἡ Ποιμαντική διακονία κατά τοὺς ἱεροὺς κανόνας. Ἀθῆναι 2003. Ἐκδ. Ἄθως, σελ. 113-130

2Кстати именно эта задача, как основная в земной миссии Церкви была озвучена в итоговом документе Всеправославного совещания в Константинополе 12. 10/ 29.09. 2008

3Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб 1897, с. 454

4Там же, с. 454

5Деяния Вселенских соборов. СПб 1996, т. 4 с. 589

6с этих слов начинается определение IV Вселенского собора

7Κ. Μουρατίδου . Οἰκουμενική Σύνοδος καὶ Παπικὸς θεσμός. Ἀθῆναι 1960, σελ. 5 καὶ 8

8Κ. Μουρατίδου

9Видимо здесь идет речь о т.н. временных созываемых Синодах и постоянном Синодальной управлении при архиепископе или патриархе.

107 правило III Вселенского собора

1112 правило Двукратного Собора

122 правило Карфагенского собора

1319 правило Сардикийского собора

14Здесь же отметим, что 3-е, 4-е, и 5-е правила Сардикийского собора не наделяют Римского епископа некой высшей властью, но «временно поставляют его ответственным за решение уже имевших место проблем», по приине широкого распространения арианской ереси (Φειδᾶ Βλασίου. Προϋποθέσεις διαμορφώσεως τοῦ θεσμοῦ τῆς Πενταρχίας τῶν Πατριαρχῶν᾿ Ἀθῆναι, 1969, σ. 121)

1547-е правило свт. Василия Великого

16PG. 60, 266

17PG. 77, 108

18«Как известно, избрание кандидата на вдовствующую епископскую кафедру происходило, согласно древнейшей церковной традиции, с участием клира и народа вдовствующей епархии. Но это не означает, что участвовавшие в рукоположении епископы не отвечали за рукополагаемого кандидата, поскольку хиротонии совершались ими лишь только после испытания веры и жизни кандидата». (Φειδᾶ Βλασιόυ. Προϋποθέσεις διαμορφώσεως τοῦ θεσμοῦ τῆς Πενταρχίας τῶν Πατριαρχῶν. Ἀθῆναι, 1969, σελ. 85)

19Правило поместной Константинопольской Церкви об Агапии и Валадии

20Правило 9-е Антиохийского собора. См. также правила: 34-е святых апостолов, 55-е(66-е) Карфагенского собора

21Правило 55-е Антиохийского собора. См также правило 33-е (42-е) Карфагенского собора

22См. правило 4-е святых Апостолов

23 См. Shmemman Alexander. Towards a Theology of Councils // St. Vladimir Quart, 4(1962). P. 176

24 Поэтому о. Александр Шмеман (Towards a Theology of Councils, p. 174) определяет образ бытия Церкви как «иерархично-соборный» или же «соборно-иерархический». иерархичное начало не противоречит соборному, поскольку иерархическим началом определяется начало соборности. Через признание особого дарования, места, служения каждого члена Церкви, а в данном случае ее предстоятелей, возможно построение с ними личных контактов и отношений противном случае эти отношения не имели бы характера соборности.

25Правило 49 Карфагенского собора

26Из послания отцов Гангрского собора

27Там же

28Правило 18-е (27) Карфагенского собора

29ΒΕΠΕΣ, Τόμος Β´, σελ. 36

30ΒΕΠΕΣ, Τόμος Β´, σελ. 271




Подписка на новости

Последние обновления

События