Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Осознание причин раскола как выход из духовного кризиса современности

протоиерей Тимофей Кучук

(из писем наших читателей)

Христос посреди нас! Есть и будет!

         Дорогие братья и сестры! Раскол, который происходит в Православной Церкви, затрагивает все больше и больше людей в Украине и мире в целом. Это действительно эпохальное событие, сопоставимое с расколом и последующим уклонением в ересь католиков 1054 года. Однако «праведный гнев», который изобильно разливается на просторах интернета, не должен закрывать нам глаза. Наше «внутреннее око» должно быть чисто, чтобы «око души» могло разглядеть всю неправду и ложь. Соответственно, чистота зрения в это непростое время поможет нам устоять в Истине и не отступить, не оступиться в пропасть. В этом ключе данное размышление может выбиваться из общего потока бушующих страстей и иной раз идти наперекор вздымающимся волнам, захлестывающим всю ойкумену Православия.

         В истории Святой Руси, да и вообще в Православии, при происходящих бедах принято, в первую очередь, сосредотачиваться на размышлении о причинах постигшего несчастья и через их осмысление находить выход из создавшегося положения. Поэтому резкая и односторонняя реакция, которую мы сегодня видим в отношении нынешнего раскола, не разрешает проблему, а только усугубляет ее, образуя все большую пропасть между враждующими сторонами.

         Нам могут сказать, что размышления о причинах раскола в минуты болезни также неуместны, как если бы кто болел, и мы, придя к нему, стали говорить страждущему, что он терпит по грехам своим... Но, опять же, история жизни нашего многострадального народа Божьего свидетельствует совершенно об ином. Именно сейчас самое время подумать о первопричинах происходящего! Как некогда, во времена Святой Руси, подвергшейся нашествию кочевников под предводительством Чингисхана. В литературных памятниках тех лет встречаются четкие размышления о причинах произошедшего. И именно в этих причинах был виден свет для преодоления глубокого падения. Вот и сегодня мы хотим пригласить читателя к размышлению о причинах, не для осуждения и клеймления «виноватых», а для того, чтобы увидеть выход из кризиса на Свет Божий.

         Это так же важно еще и потому, что когда от Православной Церкви в 1054 году отпали католики, это отпадение в раскол и ересь со временем усугублялось. Большой накал противостояния  лжи Истине происходили в XIII-ХIV столетиях. Богословские споры “подкреплялись” политическими и экономическими интересами. В Паламитских спорах на Православных Соборах (по сути, Вселенских) было явно засвидетельствовано отличие и глубинное расхождение Церкви Божьей от католического еретического сообщества. Ферарро Флорентийский лжесобор, как мрачный свидетель того духовного падения католической церкви, когда угрозами, голодом, ограничением свободы и т. д., понуждали православных отказаться от своей веры в угоду Римской курии. Деградация духовной жизни, без разрешения причин его породивших, выразилась в деградации и самой жизни западного христианского сообщества. Вырождении его в протестантизм и последующее дробление на множество сект и течений. В нашем же случае, без осознания причин, породивших современный духовный кризис, мы можем получить не несколько сот лет «погружения во тьму», а стремительное ускорение в подготовке прихода Антихриста на многострадальную землю. Современная «размытость» в понимании того что с нами происходит больше напоминающая «туманность» и «правость» всех, без Правды Божьей – это охлаждение верующих – и есть то состояние, которое приближает страшные часы конца мировой истории.

         Перед тем как пуститься в рассуждения, стоит сказать, что поиск первопричин не будет сводиться к всеобщему (обобщенному) поводу для всех бед. То есть наше размышление не должно напоминать семейную драму, когда в ссоре мужа и жены промываются кости до Адама и Евы. Да не будет у нас такого. Также не стоит списывать все только на «дух времени». Мы осознаем, что есть общие для всех причины греха, присутствующие в каждом человеке, такие как гордость, возношение и т. д. Но мы прежде должны рассмотреть то, что было в нашей власти «делать или не делать». Рассмотрим ту область, где должна была быть и была проявлена воля человека и православного сообщества в целом.

         В чем же видятся нашему скромному размышлению первопричины происходящих событий?

1. Пренебрежение к догматам, канонам и, как следствие, искажение образа жизни верующих.

2. Проблемы с самосознанием православных верующих («эллинизм», «русский мир», «автокефалия национальная, украинская» и т.д.).

3. «Заземление интересов».

4. «Кто больше, тот и главный» или борьба «экуменистов».

 

         Итак, первое. Сегодня многие возмущены нарушением канонов Православной Церкви в действиях Константинопольского Патриарха Варфоломея. Однако стоит сказать очень страшные слова для верующего сердца: для очень многих архиереев, священников и мирян каноны не более, чем красивые, древние слова, которые, в лучшем случае, хранят «мудрость», но давно не современны и отдалены от реальной жизни. В одной беседе прозвучало и такое, что о канонах в нашей Церкви вспоминают только тогда, когда нужно кого-то наказать, или в определении раскольников, в других же случаях ими просто не руководствуются. При этом очень часто вспоминают историю с евреем и баней, видимо, как самый веселый пример для оправдания такого своего понимания. Обратите внимание, что такое «применение» канонов носит чисто внешнее действие и больше похоже на действия жены, только пришедшей к вере православной и использующей Закон Божий против мужа с одной целью – подтвердить свою правоту. В таком отношении нет правды, нет глубины и нет смысла. Внешнее, не затрагивающее сущность внутреннего переживания, убивает, а не врачует. Каноны это живые скрижали образа жизни христианина, отвечающие на вопрос «как жить по Богу». И если нет живого отношения к канонам, жизнь христианская будет только имитацией... Если мы используем каноны только для того, чтобы отделить совсем зарвавшихся священнослужителей, которые очень часто значительно раньше отрываются от Тела Церкви, чем на них наложили прещения, и если только для «подтверждения» отступления раскольников, но сами не пытаемся жить в канонах, как в спасительных берегах Истины, то такое отношение рано или поздно приведет к вразумлению со стороны Господа. И это вразумление мы сегодня видим. По отношению к нам, к своим братьям по вере, наши братья-христиане православные греки – действуют бесцеремонно, поругая каноны и догматы Церкви. Эта ситуация не зеркальная, не скажешь, что мы сделали по отношению к ним так же. Ведь когда в греческой ойкумене произошел тектонический сдвиг, отступление от веры в виде замены календаря на нечто непонятное, многие соблазнились этим. Очень многие греки отошли от Константинопольского Патриарха. Греческую Церковь потрясало множество расколов и смут. Православные ради христианского мира, из икономии (вряд ли тут допустимой), как бы согласились «терпеть» данное отступление до следующего Собора. Никто не признал отпавших верующих, соблазненных нововведением самих же греков. А их были тысячи, и есть до сих пор. Икономия, в конце концов, вылезла боком. На Критском лжесоборе вопрос календаря не поднимался, а вышли в свет другие документы, многие годы согласованные в тайне, которые еще больше усугубили пропасть между людьми и Господом. Так в чем же дело, если мы не погрешили зеркально против греков, почему они нам так отплатили? Откровенное поругание канонов с их стороны попущено нам Господом, чтобы напомнить о наших отступлениях! Спросим: каких? На всех уровнях. Ведь беда заставляет осмыслить происходящее каждого. И если на личном уровне это проходит менее заметно, то на Церковном сами дела и решения начинают говорить об этих смыслах. Мы погрешили против Господа, когда священноначалие тайно договаривалось друг с другом о «документах» для повестки на будущем лжесоборе, слагая их содержание, обсуждение без имплементации с народом Божьим. Один грек говорил: «50 лет договаривались, все было согласовано, и ваши были согласны, нам оставалось приехать попить кофе, пофотографироваться, подписать...». Погрешили против Господа, когда тайно договоренное на протяжении 50 лет было мгновенно «одобрено» на Архиерейском соборе, хотя тексты документов стали известны всего за два дня до этого. И такие отступления и погрешности идут сверху донизу, на разных уровнях. Стоит сказать, что отступления – это дорога с «разносторонним движением», мы можем видеть, как сверху вниз, так и снизу вверх равнодушие к канонам как образу жизни. Греки же современную проблему видят в борьбе двух «больших Церквей», это мол борьба за влияние и главенство, конфликт территориальной власти, который не носит догматического характера. Однако же нет, придется расстроить наших братьев православных, учинивших новый раскол. Как по слову святителя Василия Великого, в каждом расколе уже есть семена зарождающейся ереси. А ересь – это уже догматическое отступление от веры Святых Отцов. То, что сегодня происходит – это грех против догмата о Церкви Божьей! Но кто это может заметить? И это отступление давно набирает свою силу. Началось оно именно с календарной «реформы», обмирщающейся части Церкви Божьей на волны мира сего. Наша Церковь, заливаемая кровью мучеников и исповедников, была мудро ограждена от этих волнений и смут. Хотя история показывает, что очень многие и в рядах Русской Православной Церкви жаждали такого «обновления», но именно в наших условиях «победы революции», все это обновленчество показало свое истинное звериное лицо. Вот и можно сделать первый вывод из вышеизложенного: необходимо нам самим внимательно рассмотреть те отступления, которые происходят в отношении догматов и канонов в нашей Церкви и, осознавши их, покаяться. Ведь нехорошо сначала «тайно готовить встречу» с папой Франциском, нарушая каноны «ничего не творити без митрополитов своей области», а потом уже задним числом «одобрять» это как действие «благое и разрешенное». Нехорошо и для высокого звания архиерея одобрять «документы», которые в последующем внесли множество смущения в разных Церквях. Нехорошо свою позицию в отношении лжесобора выражать в туманных образах, больше похожих на одобрение. А причину неприезда на лжесобор определять не тем, что там не канонически выстроен сам регламент, представлены документы, нарушающие каноны и догматы Церкви, а тем, что «не приехали другие». Думается, для разрешения современного кризиса необходимо осознать, что мы ошиблись в скоротечном отношении к действиям лжесобора и его главного вдохновителя Патриарха Варфоломея. Без осознания данной ошибки современный кризис действительно скатится в банальный территориальный «передел» между «большими церквями». Так что сегодня идет борьба не просто за главенство, не просто «заземленная возня», сегодня идет страшная битва за возможность быть и остаться Церковью! И этот вопрос не только к грекам, он также звучит и к нам. Кто останется в Церкви, где образ догматов и канонов – это устроение жизни человека и всего сообщества верующих!

 

         Рассматривая причины современного кризиса, в первую очередь через проблему всеобщего отступления от догматов и канонов Православной Церкви, все же стоит сказать и о других недугах, которые нас постигли. Поэтому вспомним и о них. Вторая причина, которую мы хотели бы обозначить, – это всеобщая болезнь «национализации», в большей или меньшей степени коснувшаяся Поместных Церквей. Это «дух времени», разделяющий людей по признакам «национальным» для последующего растворения их в котле «гуманизма и либерализма» и формирования всеобщей безликой массы почитателей и ожидателей антихриста. Исторически наш народ, принявший христианство, с ним же и ассоциирует (в основном, не считая безумств с неоязычеством, которые, впрочем, к истории не имеют никакого отношения) начало народной жизни, ее древность и славу. То есть все то, что славное и похвальное в древности можно увидеть у славян, оно так или иначе связано с христианской верой. И понятия «Святая Русь», «Русская земля» обращают даже неверующего человека к его историческим корням, основанным на христианстве. В эллинистическом же мире современное обращение к древности может завести за пределы христианского мира и ввергнуть в «расцвет эллинистической культуры Древней Греции», эпоху язычества и многобожия. И это искушение чувствуется не только в старых развалинах, обильно восстанавливаемых как культурное наследие, но и в умах самих греков. Иной раз складывается впечатление, что они в первую очередь чувствуют себя «эллинами», а потом уже христианами. Поэтому испытания, или лучше сказать искушения «древностями», для греков более тяжелы, чем для нас. И это необходимо понимать в расшифровывании больших понятий – «Русский мир» и «Эллинистическая ойкумена». Стоит сказать, что оба этих понятия имеют как широкий смысл, в котором мы наиболее можем увидеть пораженность «миром», так и более узкий. В широком смысле этих понятий охватывается как можно большее количество греков и славян без «больших духовных требований» – на основе вторичных признаков (языка, культуры, национальности и т. д.), что приводит к большему отходу от христианства как центральной связывающей оси. В узком понимании мы можем наблюдать особенность и разность в том, что в уклонениях греки из-за «детской любви» к «языческой древности» отпадают глубже и дальше. Красота языческого мира соблазняет их своей лжесвободой и дурманит своим лжевеличием. Тут существенная разница в этих обобщенных понятиях, которые, к сожалению, сегодня тоже на внутреннем плане стали разъединять целые народы. Отодвигается единство во Христе, единство, которое и дало, и наполнило смысловым содержанием первичные эти постулаты. Христианское понимание сузилось в этих понятиях, и против него идет борьба смешанных с языческим универсализмом гуманистических теорий национального мессианства. Какая из Поместных Церквей быстрей вернется из этой западни, расставленной лукавым, кто сохранит себя от этого искушения, тот и останется Церковью. Отказ от единства во Христе ради мнимого единства большинства, непонятно какого содержания, приведет к гибели и отпадению в ересь любую из Церквей. Процесс запущен, и время ждет результатов духовного выбора. 

 

         В-третьих, страшный образ «заземленности» современной духовной жизни многих представителей Православных Церквей явил лжесобор на Крите. Для нас эта «заземленность» была видна еще и в Гаванской встрече. Не останавливаясь подробно на полемике вокруг одного и другого события, напомним о главном. Эти действия готовились и ожидались давно. И как в первом, так и во втором, были и духовные причины этих событий. А именно: общение с католиками для достижения единства во Христе на основе догматов и канонов Православной Церкви. Как и Собор необходим для подтверждения согласия со всеми прежними Вселенскими Соборами в Духе и Истине для решения накопившихся духовных проблем: календарная реформа, сосуществование в православной среде множества «профессорских богословских мнений», не согласных со Священным Писанием и Святыми Отцами. Секуляризации семинарий и академий Православной Церкви, которые так «образовывают» молодых людей, что иной раз удивляешься тому, как они сохранили веру в Бога. И многое, многое другое. Но нет же, мы видим в тех документах, которые стали доступны, что сфера интересов как встречи, так и лжесобора находится в области «земли» и «плоти», как бы возвышенно они ни звучали. Мы не говорим о том, что кто-то «сознательно предает» или «сознательно отступает». Как не верится в возможность отступления нашего Патриарха Кирилла от православной веры в угоду католикам, так не думаем, что Патриарх Варфоломей желает именно отступить от веры Святых Отцов, дабы «наказать» русских. Но то, что «дух времени» в этих действиях присутствует и он не осмыслен, а «оправдан» – налицо. И если в лице Предстоятелей это видно для многих, то в частной жизни простых христиан он, как разговоры о политике на кухне.

 

         Четвертая причина, как всегда, лежит в «громадности нашей». Мы пугаем сохранением духовного единства славянства, своей «обширностью», «бескрайностью». Об этих страхах еще в Завещании своему царственному сыну Николаю ІІ писал Император Александр ІІІ. Признаки «вселенскости» у Русской Православной Церкви налицо, и это не может не беспокоить Вселенского Патриарха, который только себя и эллинскую нацию видит на этом месте. Возрождение Русской Православной Церкви стало вызовом для братских православных народов. Вызовом, который был, видимо, сделан нами не сильно по-братски, и не по-братски встречен другими... Современный мир сегодня действительно другой, он сильно отличается от времени Великой Византии, времен Величия Российской империи, отличается и от периода Великих гонений в Советском Союзе. Нет былого величия православных государств, как нет уже и единства Христа ради в государствах современных. Все Церкви столкнулись с серьезным процессом обмирщения и расцерковления общества. Но «фантомные ощущения важности», видимо, остались у всех. Эта боль должна была привести нас к состраданию о братьях, потерявших веру, к печали за народ, сидящий во тьме. Но по наущению диавола и служителей его воли они восприняты как жажда власти над другими. Христос и тут отодвинут для решения земных споров: кто главнее и важнее, и сильнее. Эти споры можно было бы обозначить как один самый главный: КТО СТАНЕТ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ЭКУМЕНИСТОМ СЕГОДНЯ. Такое ощущение, что церковной дипломатией с целыми отделами и чуть ли не министерствами мы зашли далеко в лес «телогуменов, ересей и сект». Оставив Христа (догматы и каноны), готовыми на «богословском минимуме» общаться, «дружить» со всеми без разбора. Главное – охватить как можно более территорий и сообществ. Но сколько бы ни стараться Русской Православной Церкви, мы тут всегда «догоняем» Патриархат Константинопольский, он же именуемый Вселенским. Своей церковной дипломатией Русская Православная Церковь «зашла» на территорию гегемонии Вселенского Патриарха. Это он уже сто лет считается главным экуменистом всех времен и народов. Это он «правит» вселенной православных. А тут вдруг из мертвой тишины разгромленной когда-то Церкви слышится на всю вселенную живой звук. Но очень жаль, что зачастую он был созвучен и повторял голоса экуменизма эллинов. Сами греки в беседах говорят о том, что хотят «притушить» Русский Патриархат, «поставить его на место». Вот и столкнулись два экуменизма дипломатической борьбы. Только где тут Христос, не очень понятно.

 

         В завершении нашего размышления хотелось бы предостеречь от огульных осуждений и проклятий. Эта быстрая смена «настроений» в отношении друг друга свойственна неумиротворенным душам, мечущимся в своих эмоциональных и чувственных переживаниях. Верующие, как в Греции, так и в России, Украине и других странах, не сильно поменялись, когда выявились разногласия между Церквями. Но поменялось ли священноначалие? – Нет. Просто то, что держалось за зубами, теперь «кричится» на всех углах. Вернемся к тому, с чего начали свое размышление. Православным свойственно, когда их бьют, размышлять над причинами происходящих событий. Ведь не всегда нам представляется честь быть гонимыми за Христа, очень часто бывает, наше страдание происходит по грехам нашим. И как уже говорили, выход из современного кризиса лежит в осмыслении первопричин происходящего. Мы знаем, что если хотим исцелиться от блуда, то первое лекарство от него – целомудрие. От воровства – милостыня, и тому подобное. Так и в нашем размышлении скажем, что выход состоит в том, что необходимо признать свои ошибки последних лет, может, даже и десятков лет. Признать свои ошибки, где нарушались в открытую каноны Православной Церкви. Наконец, дать догматическую и каноническую оценку прошедшему лжесобору. Жаждать иметь единство во Христе, а не заземляться в шкурных противостояниях. Желать быть едиными с греками во Христе. Оставить «битву за главенство» и встать в конце ряда, занять последнее место, но оно-то и будет рядом со Христом. Мы не можем сделаться меньше по запросу греков, но мы можем стать детьми в простоте сердца. Как один брат, размышляя о событиях современного кризиса, подметил: в оправдание своих беззаконных действий говорят, что «пришло время». Оно действительно пришло, но пришло для каждого из нас, для каждого сообщества верных, для каждой Церкви Господь творит суд Божий, и первые на нем мы – Его дети. Кто пребудет с Господом, кто не отступит в смешение мира. Сейчас это решается.

 

2019. 18 ноября

 

 

        

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События