Панайотис Скалцис, профессор, заведующий кафедры богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля.
Что такое Индикт и какова его связь с Церковью?
Τι είναι η Ίνδικτος και ποια είναι η σχέση της με την Εκκλησία;
Начало Индикта во Вселенском Патриархате
Торжественная речь заведующего кафедрой богословия Богословского факультета Фессалоникского университета, произнесенная в Священной Богословской школе Халки
Η αρχή της Ινδίκτου στο Οικουμενικό Πατριαρχείο
Ο εορταστικός λόγος του Προέδρου του Τμήματος Θεολογίας του ΑΠΘ που εκφωνήθηκε στην Ιερά Θεολογική Σχολή της Χάλκης
Индикт - Ίνδικτος (от латинского слова Indictio = указание, определение, сообщение, провозглашение, обещание, провозглашение, указ[1]) до того, как оно разdилось в событие праздничного характера, относящееся к началу, и через Христа освящению нового церковного года означало начало финансового года и пятнадцать лет решительной налоговой политики римлян. «Индиктон, — пишет Базилианский Минологий, — римляне называют началом и определением»[1]. То есть в начале каждых пятнадцати лет, со времен императора Адриана (117-138 гг.), устанавливалась сумма, которую каждый гражданин должен был уплачивать в качестве земельного налога римскому государству на содержание воинов, срок службы которых длился пятнадцать лет. «Господствует мнение, — отмечает Петавиус, — что Индикты представляют собой не что иное, как взносы продуктов и денежный фонд, правило которого «указывалось» (indicebatur) каждый год»[2].
Indiktos (Ίνδικτος) или Indiktion (Ινδικτιών ) отождествляется с греческим термином Επινέμησις или Επινέμεσις [3], что означает разделение как времени[4], так и суммы налога в зависимости, конечно, от ежегодной плодовитости и урожая[5]. Упомянутый цикл Индикта, который включает в себя пятнадцать лет, но также и в один из лет этого периода (a"Индикт; год первый или второй год и т. д. текущего Индикта), также использовался как предел, граница – критерий датировки различных событий и документов в Риме, Константинополе, но и в Египте[6]. Он также считался началом византийского периода и началом нового года.
Это развитие наблюдается впервые с сентября 312 года, во время правления Константина Великого. И это, очевидно, потому, что до этого времени по юлианскому календарю эта дата, отождествляемая с осенним равноденствием, считалась первой в году. С 313 года нашей эры «Оно было перенесено на 23 сентября, день рождения Октавиана Августа. С 462 года нашей эры новый год перенесли на 1 сентября, чтобы совместить начало года с началом месяца (Indictus)»[7].
1) Итак, мы видим, что Индиктион, с самого своего начала как взимания налога римлян, также имел календарный интерес, отождествляясь с началом нового года и праздновался с обрядами и жертвоприношениями в честь богов. «Начало Indictus, т. е. нового года, — отмечается в старинном тексте, — Эллины-Греки установили с сентября месяца, еще со времен Константина Великого»[8].
Вышеупомянутая семиотика и традиция относительно Индикта также зафиксированы в Базилианском Минологии (Βασιλειανό Μηνολόγιο - конец 10 века), где об Индикте упоминается как о празднике Церкви. «Индиктон празднуется Церковью Божией, что они приняла от древних, потому что с этого дня считается началом года, потому что римляне называют индиктион называют началом или установлением». Первый день сентября месяца также началом всего года»[9].
Это упоминание Базилианского Минология о том, что Церковь приняла праздник Индикта «от древних» (από των αρχαίων), показывает на его древность. Согласно одному мнении праздник восходит к четвертому[10] или пятому веку по Р. Х., то, что другими раcценивается как антиисторическое[11]. Вышеупомянутый Минологий (Синаксарий Συναξάριο) явно указывает на происхождение праздника и его истоки в дохристианских обычаях.
Сноски
[1] ΡG 117, 21Α.
[2] Βλ. S.A. Morcelli, Μηνολόγιον των Ευαγγελίων εορταστικόν sive Kalendarium Eccelisiae Constantinopolitanae, τομ. Ι, Rome M. DCCLXXXVIII (1788), σ. 109: “illud constat, Indictiones nibil aliud esse, quam annomas et tribute, quorum canon quatannis indicebatur”.
[3] Φωτίου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, Τα Αμφιλόχια η λόγων ιερών και ζητημάτων ιερολογίαι. Ερώτησις ΡΛΔ , Πόσας άρχάς δει νοείν ημάς του ενιαυτού και ποίας; PG 101, 737D.
[4] Νικοδήμου Αγιορείτου, Συνααρτιστής των δώδεκα μηνών του ενιαυτού, τομ.Α , εκδ. «Δόμος», Αθήναι 2005, σ.5, σχ.1.
[5] Φωτίου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, ο.π., PG 101, 737D∙ 740A.
[6] O Μέγας Αθανάσιος π.χ. κάνει λόγο για “Indictione secunda” στην πρώτη Εορταστική Επιστολή (έτος 329). Βλ. PG 26, 1360B.
[7] Μ. Φουντούλη, Λειτουργική Α”. Εισαγωγή στη Θεία Λατρεία, Θεσσαλονίκη 42004, σσ. 108-109.
[8] Αυτά γράφει ο Savilius σε υπόμνημά του στο νόθο κείμενο του Ιωάννου Χρυσοστόμου με τον τίτλο «Εις την αρχήν της Ινδίκτου» (PG 59, 673): “Principium Indictionis, inquit Savilius, sive anni novi a mense Septembri jam inde a temporibus Constantini Sumebant Graeci”).
[9] ΡG 117, 21Α.
[10] Π. Γ. Νικολόπουλου, «Ινδικτιών», εν Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια, στ. 899.
[11] “ Γενναδίου (Μητροπολίτου Ηλιουπόλεως), «Η τελετή της Ινδίκτου εν τω Πατριαρχικώ Ναώ και Οίκω», εν Ορθοδοξία, έτος ΙΕ”, τεύχος 9, Σεπτέμβριος 1940, σσ. 264-265.
https://www.pemptousia.gr/2017/09/ti-ine-i-indiktos-ke-pia-ine-i-schesi-tis-me-tin-ekklisia/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.
[1] ένδειξη, ορισμός, μήνυμα, κήρυξη, επαγγελία, διάγγελμα, διάταγμα