Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия
и Комментарии
21 февраля 2010 г. 13:27
21 февраля, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Святейший Патриарх обратился к собравшимся со словами проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Первое воскресенье Великого поста — день особый. В этот день мы совершаем празднование Торжества Православия.
Обычай отмечать в первый воскресный день Великого поста Торжество Православия восходит к первой половине IX века, когда был составлен особый чин Торжества Православия, и был учрежден этот праздник в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, который состоялся в 787 году, и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями, которые представляли огромную опасность для внутренней жизни Церкви и для ее миссии в первом тысячелетии. С тех пор каждое первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем все эти знаменательные события, и каждое из таких воскресений дает нам повод подумать о том, что есть церковное единство, и вместе с тем еще и еще раз поразмышлять на тему того, что такое ересь.
Церковь есть община единомышленников, которые верят во Святую Троицу, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вера, которая соединяет членов Церкви в единую общину Самим Господом была передана апостолам, вначале тем самым Двенадцати, о призвании которых мы только что слышали из Евангелия, а затем и другим апостолам, проповедникам, евангелистам, благовестникам, учителям — тем, кто по всей вселенной нес весть о Христе Воскресшем. Апостолы же поставили мужей в каждой из созданных ими общин, которые позже стали называться епископами, и на них возложили особую ответственность — хранить веру Христову.
Но человек обладает свободой и в силу этой Богом дарованной свободы нередко совершает деяния не только добрые, но и греховные. Совершенно очевидно, что свободные люди могут иметь разные взгляды на одни и те же вещи, и существует такое понятие, как разномыслие. В Церкви разномыслия допустимы, об этом говорит святой апостол Павел: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19), потому что, когда сталкиваются разные точки зрения, нередко через это столкновение и обретается драгоценное сокровище правды Божией, ведь именно так укреплялась вера Христова. На Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры.
Но у разномыслия в Церкви есть свои границы. Если разномыслие привносит в содержание веры такое искажение, которое разрушает самую суть этой веры, а значит, лишает людей спасения, такое разномыслие именуется ересью; оно всегда осуждалось Церковью и осуждается ныне.
Если посмотреть на историю возникновения ересей, то все они возникали под благовидными предлогами, и ересиархи, основоположники ересей, движимы были добрыми побуждениями. Им казалось, что веру нужно сделать более понятной, логичной, убедительной, более соответствующей Слову Божиему, и, углубляясь в свое собственное понимание веры, игнорируя общецерковное соборное восприятие веры, они и приходили к умозаключениям, крайне опасным для самого бытия Церкви.
Собственно говоря, перед Церковью постоянно стоит задача — делать веру понятной для людей, делать послание Христово всегда актуальным, для того чтобы достигать целей, которые стоят сегодня, как и всегда стояли перед Церковью, чтобы свет Христов просвещал вселенную, чтобы люди принимали христианскую веру сознательно и разумно, отдавая ей свой разум и свое сердце. Но в этих поисках мудрого и актуального толкования веры никогда нельзя переступать черту, за которой уже не толкование, а разрушение.
Почему Церковь так тщательно охраняет подлинную веру? Охраняет и словом убеждения, и любовью, и каноническими прещениями, ибо все еретики всегда были отлучаемы от Церкви по Слову Божиему: Измите злаго от вас самех (1 Кор. 5:13). Да потому, что хранение истинной веры жизненно необходимо не только для Церкви, но и для всего человеческого рода, даже для тех, кто Церкви не принадлежит, и даже для тех, кто принадлежит к другим религиям. Кто-то может сказать: «А при чем здесь неверующие люди, при чем здесь другие религии, при чем здесь современный, такой разнообразный или, как теперь говорят, плюралистический мир?» И многие хотят убедить нас, что вера, которая пришла к нам от Господа через святых апостолов, — это лишь один вариант человеческой мысли, лишь одно из многих убеждений, которое ничем не отличается от других, и люди, будучи свободными и подкрепляя свою свободу законодательством и понятием человеческих прав, могут с легкостью выбирать любое убеждение, любой взгляд на жизнь, на историю. Таково господствующее сегодня мнение о человеческих убеждениях.
Но есть нечто особенное в христианской вере. Эта вера касается не только умозрительных истин в богословии, эта вера касается нашей жизни, человеческого бытия; в этой вере содержатся истины, помогающие человеку не сбиться с жизненного курса. Одно из понятий, которые содержатся в греческом слове, соответствующем русскому слову «грех», это промах. Грех как промах: человек согрешающий сходит с правильного курса, промахивается мимо самой важной цели — цели своего бытия. Сохранение этого курса и обеспечивается верой апостольской, которая пришла к нам от воплотившегося Сына Божия. Господь спасает нас Своею благодатью и Своею истиной. Он спасает род человеческий обновлением того завета, который в глубокой древности люди заключили с Богом. Господь спасает нас, давая ясное понимание добра и зла, и пока вера Церкви хранит эту норму человеческой жизни, пока вера Церкви свидетельствует о том, что есть правда, а что ложь, что грех, а что святость, вместе с Церковью весь род человеческий сохраняет способность и возможность в условиях разномыслий, в условиях множественности взглядов и убеждений сохранять некую общую основу человеческого бытия.
Если когда-нибудь эта общая нравственная основа бытия будет разрушена (а сегодня очень многие силы стараются ее разрушить, чтобы у каждого человека была своя основа бытия, чтобы, опираясь на свой разум и на свою свободу, он мог поступать так, как хотел бы), тогда погибнет род человеческий. Тогда мир не сможет существовать, тогда не будет никаких общих законов и правил, потому что все законы и правила черпают свое содержание из нравственной природы человека, той самой природы, которая через истинную веру дана людям для того, чтобы они могли воспринимать не только сердцем и чувством, но и разумом, что есть Божия правда, что есть добро и что есть зло.
Вот почему Церковь так настойчиво, порой даже жестко, охраняла и охраняет правоверие, охраняла и охраняет истинную веру. Верим, что эта великая миссия Церкви по спасению всего человеческого рода, по сохранению нравственной основы человеческого общежития будет продолжаться до скончания века. Если же когда-то в эсхатологической перспективе произойдет завершение человеческой истории и зло победит добро, то это произойдет только тогда, когда человечество полностью откажется от нравственной основы своего бытия и когда голос Церкви окажется неслышен, когда люди будут неспособны воспринимать Божественную истину.
Церковь земная именуется Церковью воинствующей — Церковью, находящейся в борьбе. Наша борьба — не борьба с человеческими взглядами и убеждениями, не с плотью и кровью; наша борьба против сил тьмы, за истинную веру, через которую только и способна сохраняться нравственная природа рода человеческого, вне зависимости от того, насколько люди знают или не знают истинную веру, принимают или не принимают ее. Но как бродильный элемент, как дрожжи, как закваска, вера Христова способна преображать весь мир, все творение.
Мы празднуем сегодня великий день, который помогает нам осознать всю важность нашей собственной причастности к делу Божиему, нашей ответственности жить по Божиему закону. Потому что, если мы откажемся от веры апостольской, веры Христовой, если мы будем неспособны жить по нравственному закону, который Бог дал людям, что же тогда говорить о многообразном мире, что же тогда говорить о тех, кто не знает веры Христовой?
Поэтому, празднуя Торжество Православия, мы должны переживать особое чувство ответственности за судьбу Церкви, за судьбу свою собственную, за судьбу рода человеческого. Пусть же Господь приклонит милость ко всей Вселенской Церкви, ко всем архипастырям, пастырям и верующему народу, что в разных странах мира хранят веру православную. Пусть Господь приклонит милость и к историческому нашему Отечеству — к единой Святой Руси, дабы народы Святой Руси хранили крепко веру православную, никогда не подвергая ее разделениям и ослаблению. И верим, что Господь приклонит милость ко всем нам и Торжество Православия станет не только литургическим праздником, но и великим и спасительным фактором человеческого бытия. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Комментарий редакции «Православного Апологета»
Σχόλια τοῦ Ὀρθοδόξου Ἀπολογήτου
Только православность веры, а не внешняя сторона и внешние признаки являются основанием Церкви
Μόνο ἡ ὀρθή πίστη εἶναι το θεμέλιο τῆς Ἐκκλησίας, ὄχι τα ἐξωτερικά γνωρίσματα
Блестящая проповедь Его Святейшего, несомненно, является прекрасным примером церковного ораторского искусства. Она обладает краткостью и емкостью, цельностью и последовательностью, завершенностью и назидательностью. Эта проповедь и пример проповеди для любого пастыря и архипастыря. Однако эта проповедь в силу недосказанности и нераскрытости поставленных важных и глубоких вопросов, а также в силу допущенных неточностей, которые, тем не менее, важны для церковного сознания,предоставляют нам возможность довершить слова Его святейшества,их раскрыть, уточнить и углубить.
- Его Святейшество затронул вопрос о единстве Церкви, которое по мысли Cвятейшество должно опираться на следующие необходимые фундаментальные основы:
- православная вера,
- единство общины,
- апостольское преемство епископов,
- обязанность епископов хранить чистоту веры.
Тем не менее, Его Святейшество, указывая на то, что Церковь является «общиной единомышленников», употребляет слово несколько иного смысла и содержания, которое может быть успешно применено не в смысле хранения истины веры, а как единомышленность в каком-то деле, предприятии, намерении. Поэтому вернее и точнее было бы сказать, что Церковь есть общество людей, соединенных православной верой,как это формулирует и свт. Филарет в своем «Катихизисе».
Кроме того,мы убеждены в том,что Его Святейшеству важно было указать на Богочеловеческую природу Церкви: Церковь – это тело Христово,в которой мы, православные, являемся членами этого тела. И в этом теле Богочеловека мы возрастаем духовно, «возрастаем от силы в силу», преобразуясь «славой Его», то есть благодатью Божией при наших усилиях в борьбе со страстями и пороками. В ней мы из «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», становимся новым человеком, «созданному по образу Христа».
Кроме того, епископат является лишь внешним, но необходимым признаком Церкви, ибо по мысли свмч. Игнатия Богоносца (2в.) «без епископа в церкви никто ничего делать не должен» и епископ есть предстоятель Евхаристического собрания. Поэтому Церковь всегда мыслится не как союз епископата, а как союз всех верующих,которые и являются избранными и святыми, «царское священство, призванные в удел, дабы возвещать совершенства» по апостолу Павлу. И в итоге, как это убедительно доказывает история всей Церкви, на всех без исключения лежит в качестве первочередной задачи защита чистоты веры, апостольской веры. А на епископе эта задача лежит по преимуществу.
Поэтому и церковь не там, где епископат, а там где истинная вера и на ней основывает свое служение апостольское преемства епископат. Об этом прекрасно сказал свт. Григорий Палама, святейший митрополит Фессалоникийский, прославляемый Вселенской Церковью как «православия светильник, церкви утверждение», «мы научены, что христианство определяется не внешними проявлениями, а истинной и точной верой».
[1]
2. Его Святейшество справедливо замечает, что на протяжении всего исторического бытия Церкви появлялись разномыслия. И Церковь действительно терпеливо относится к разномыслиям, но не вероучительного характера. Эти разномыслия со временем выявляли какраз-таки еретичность мысли, что она противоречит учению Церкви.
Апостол Павел в приводимом Его Святейшеством тексте (1 Кор.11, 19) ведет речь не о вероучительных разномыслиях, а о «распрях», беспорядках нарушающих порядок и благоговение на трапезах после Евхаристического собрания (свт. Иоанн Златоут,свт. Феофан Затворник). Точно также под словами «дабы открылись между вами искусные» Церковь Христова никогда не понимала как выявление сильных умом в искусстве словопрения, споров, а как твердость и непоколебимость в хранении церковного благочестия при любых обстоятельствах жизни. (Св. Иоанн Златоуст. свт. Феофан Затворник).
Несомненно, ошибочным является утверждение Его Святейшества, что «на Вселенских Соборах не было единомыслия: люди придерживались разных взглядов, но всегда приходили к общему пониманию веры».
Акты Вселенских соборов какраз-таки с недвусмысленной определенностью свидетельствуют о том, что на Вселенских соборах преобладало единомыслие. И это единомыслие было неким «даром свыше», поскольку собравшиеся епископы не старались навязывать свои личные точки зрения, а как носители в подлинном смысле слова Предания Церкви, ее выражали. Принципиальное отличие Вселенского собора от невселенского собора состоит именно в искреннем желании раскрыть истину. Не раз в Деяниях Вселенских соборах мы встречаемся с указанием на то,что отцы собора «вопрошали Бога». Что это значит? Это значит, что на соборе не царил хаос и бесконечные споры и стычки, а молились искренне Богу, в течение всего хода собора постились, а не развлекались. Прекрасным примером может послужить хотя бы IV Вселенский собор: то, как писал собору свое послание свт. Лев Великий, папа Римский, а также чудо св. влкм. Евфимии Всехвальной, которая сама в свои руки взяла православное исповедание веры. Можно привести и пример невероятно удивительной формулировки учения о равенстве Бога Отца и Бога Сына с помощью неизвестного ранее термина «единосущный».
Другой очень важной и характерной особенностью Вселенских соборов было то, что они досконально, а не кое-как, исследовали по возникшей вероучительной проблематике учение Святых Отцов Церкви. И таким сложным образом и отыскивалось и подготавливалась общецерковная «формулировка веры».
И для любого епископа и священника, а также мирянина «общецерковным учением» является не мнение большинства епископов и даже патриархов, а учение Вселенских соборов и поместных по вероучительным вопросам. К глубокому сожалению в нашей церковной жизни часто господствуют такие явления, и это касается многих сторон: поверхностность, легкомыслие, демагогия. И поэтому какраз-таки борьба Церкви состоит в том, чтобы отвергнуть заблуждения человеческого ума, противоречащие вероучительным истинам Православия, определяемым Церковью на Вселенских соборах и ряде поместных соборов. И смысл церковной анафемы, которые в день Торжества Православия традиционно прочитывались - это напоминает людям, что все то, что человеческий разум объясняет противно вере Церкви подлежат отлучению от Церкви и, как следствие,лишаются спасения. Нравственность, высокая нравственность без человеческой надменности и эгоистической кичливости является тем основанием, той плодородной почвой, на которую сеется божественная пшеница и приносил сторичный плод.