+ Памяти блаженнопочившего Старца схимонаха Иосифа Ватопедского
Ἐκοιμήθη ὁ Γέρων Ἰωσὴφ ὁ Βατοπαιδινὸς
таким мы знали старца Иосифа при жизни
18.06/1.07.2009 в 2-30часа утра, в Бозе почил Старец Иосиф. Эта весть опечалила не только святогорское братство священной обители Ватопед и все святогорское иночество, но и многих монашествующих и мирян в России, которые были лично знакомы со Старцем, либо с любовью читали его во-истину богодухновенные писания о старце Иосифе исихасте, его Старце и наставнике, о монашестве. О. Иосиф 63 года прожил в непрестанном подвиге на Святой Горе Афон. В 1946г. он пришел с о. Кипр, место своего рождения и проживания , на Святую Гору в скит Святой Анны на Святую Гору Афон в старцу Иосифу исихасту. Затем вместе со всем братством о. Иосифа исихаста и о. Иосиф переселился в Новый Скит в келлию Благовещения. По смерти о. Иосиф со всем братством переселяется в монастырь Кутлумуш (в 1982г.). О. Иосиф жил неразлучно с великим старцем Всякий, кто посещал о. Иосифа ощущал исходящее от него веяние неземного мира, потоки божественной любви, душевного участия в судьбе приходящего. Но чтобы понять и ощутить то, кем являлся Старец, надо было бы с ним увидеться и немного поговорить, услышать его, пусть даже краткие, но глубоко проникновенные наставления. Эти наставления в основном касались важности монашеского служения, его неотмирного характера, который приобретается кропотливым трудом над своей душой при тщательном и кропотливом изучении святоотеческого предания и послушания духовному отцу.
Редактору нашего сайта также приходилось видеться и общаться со старцем, пережить ту христову любовь, носителем которой был о. Иосиф. В личной беседе старец указывал именно на важность стояния в православной вере, писать труды при тщательном и скурпулезном изучении Святых Отцов, учиться передавать их дух и мысли. Богословие, по мысли о. Иосифа, - это богословие святоотеческое, а не рационалистическое. Оно истекает из опытного постижения Бога, из богообщения. А для этого необходим, безусловно, подвиг, чистота сердца.
Небезынтересно будет нашим читателям знать и то, что о. Иосиф в беседе с одним иеромонахов как-то похвально отозвался о Святейшем патриархе Алексии, сказав, что патриарх держит правильную строгую позицию в отношении Римского папы и Римо-Католической Церкви, отказываясь встречаться с Папой. Он также подчеркнул: «Очень хорошо и правильно, что Русская Церковь держится старого календаря». Хотя при встрече с греками старец избегал споров о календаре лишь переходя на язык богословской апофатики: «Да... Но у Бога ведь времени не существует!»
Старец Иосиф часто проводил в Ватопедской обители братские синаксиси, беседуя на разные темы, касаясь монашеской аскетики. Он как-то придя на один из таких синаксисов горячо и с любовью расплакался, говоря: «Как хорошо, когда мы все здесь вместе собираемся».
Да, святая Ватопедская обитель сегодня – это плод молитв и подвигов старца Иосифа. Старец переселился в Ватопедскую обитель духовно совершенно расстроенную в 1987г. Он начал ее созидать фактически с самого начала. И если ап. Павел в послании к Галатам говорит: «плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание...»[1], - то именно эти добродетели мы воочию встречали в этой обители. Впервые, переступя порог этой обители в 2001г. мы сразу же ощутили «особую атмосферу», тот дух, который благодатно почиет на священной обители – дух христовой любви, братства и обильной благодати. Его так редко можно встретить сейчас, даже в наших обителях. Но здесь – словно небо соединилось с землей. Тогда блаженной памяти Старец получил от Бога известие о наших благодатных переживаниях божественной благодати, любви, и не приписывая себе ни доли труда, сказал - «Вот как процвела обитель!Из ничего – какая красота!» Он, несмотря на свои сильные боли в сердце духовно радовался обильному Божию благословению, которое почило на священной обители.
Старец Иосиф, будучи близких духовным чадом старца Иосифа Исихаста, строго подвижника и делателя непрестанной молитвы, зрителя Нетварного Божественного Света, унаследовал благодатные дары своего Старца. И Господь наделили о. Иосифа писательским даром. Но каждое слов о. Иосифа – это слово печать Святого Духа. Нет ничего лишнего и нет ничего не проверенного собственным опытом и молитвой. Вот почему его писания – это несомненное благословение Божие для нас, живущих в водовороте греха и погибели. Его труды – это путеводная нить Ариадны, изводящая нас из подземелья Минотавра – дьявола на свет к Богу, к зрению и созерцанию Божественного Света.
И в качестве наказа всем нам, православных христианам нынешнего века апостасии, оставлены замечательные слова о. Иосифа, написанные им по внушению Святого Духа в книге «Аскеза - матерь освящения», которая писалась им как благословение свыше:
«В наш век приземленности и материализма речь о подвижничестве воспринимается с трудом. Это происходит потому, что сердца наших христиан отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими[2], и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве и прочих лишениях и подвигах. Наш од неверный и развращенный[3] заботится и печется о многом, кроме единого на потребу[4]. Однако евангельское слово пребывает неизменным и не подстраивается под какие бы то ни было течения и тенденции той или иной эпохи. Искупительная проповедь Богочеловека Иисуса кажется чем-то несовременным и трудным для понимания на фоне нашего века автоматизации и равнодушия к духовному. Но именно в духовном – вечная истина и единственный путь богопознания.
Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляет по той причине, что и Сам Господь, когда пришел к своим, свои Его не приняли[5], ибо мир Его не познал[6].
Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать скорбным и узким путем[7], в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: хорошо, добрый и верный раб![8] Более того, тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими[9]. Такие и только такие люди ни от крови, ни о хотения мужа, но от Бога родились[10]».
Нет сомнения в том, что Старец Иосиф еще задолго до своей блаженной кончины достиг этого блаженного сыноположения, родившись от Бога для Бога. И его кончина – это разрешение от тяжкого бремени и сочетание со Христом, Которого о. Иосиф возлюбил всем сердцем и умом.
Вечная память блаженно-почившему старцу Иосифу!
В нашей статье использованы материалы из интернет-портала священной Ватопедской обители
[1] Гал. 5, 22-23
[2] Лк. 21, 34
[3] Мф. 17, 17; Лк. 9, 41
[4] Лк. 10, 41-42
[5] Ин. 1, 11
[6] Ин. 1, 10
[7] Мф. 7, 14
[8] Мф. 25, 21
[9] Ин. 1, 12
[10] Ин. 1, 13