Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Римо-Католическая церковь

 

ПАПСТВО

вчера и сегодня

Ὁ Παπισμός χθές καὶ σήμερα

 

монастырь Параклит

Оропос Аттики

 

ΙΕΡΑ ΜΟΝΗ ΠΑΡΑΚΛΗΟΥ

ΩΡΩΠΟΣ ΑΤΤΙΚΗΣ

 

От редакции ПА: Мы предлагаем читателям нашего сайта небошую замечателную книгу, не раз переиздаваемую монастырем Паркалит, расположенного близ Афин. Эта книга была переведена на многие языки, но на русский не переводилась ни разу. Однако она пользуется везде огромным авторитетом. Эта книга составлена в духе христианской подлинной любви к инославным христианам, а в данном случае к римо-католикам. Опираясь на подлинные исторические факты и авторитетные источники авторы этой книги стремились показать подлинное лицо Римо-Католической Церкви и ее удаленность от чистоты христианской веры, которая выражается прежде всего в серьезных догматических искажениях, а также и литургической жизни Западной церкви. Вероятно именно это и принесло успех этой книге на Западе, как в среде правослаавных хистиан, так и у римо-католиков, искренне ищущих христову истину.

 

Введение

 

Современные устремления, направленные на сближение христианского мира, вполне естественно находят самое широкое одобрение, поскольку, во-первых, они являются содействием с стороны человека священному определению о единстве, а во-вторых, они развиваются в историческую эпоху, когда мир, терзаемый разнообразными противоречиями, с нетерпением ищет объединяющие стороны.

Эти стремления, насколько они восприняты, на сегодняшний день являются разочаровывающими и безрезультатными. Не только потому, что не вызывают какой-либо оптимизм, но в особенности вызывают беспокойство, поскольку они уже принесли свои вредные последствия: а) помутнение православного самосознания, разделения и расколы в нашей Церкви, б) смущение, упадок духа и дезориентация у самих инославных, которые ищут истинности веры.

Брошюра, которая будет представлена далее, является выражением этого нашего беспокойства, поскольку диалог между Православием и Папизмом, который доминирует в межхристианских отношениях, более того, сосуществование православных и папистов в нашем поликультурном обществе — все это служит неким взыванием к совести каждого православного христианина.

Последуя нашей святоотеческой традиции, которая научила нас «любить в истине» и «истинствовать в любви», мы предпринимаем попытку создать некий трезвый и ясный облик папизма. Тем самым, мы выражаем нашу веру в то, что нам удасться осветить те неизменные границы Церкви, которые ее отделяют от ереси, то есть отделяют истину от заблуждения. Реальностью является тот факт, что все эти границы становятся с трудом различимыми. Не только потому, что западная культура, сформированная искаженным христианством Запада, вошла в жизнь православных, но и потому, что в наши дни распространяются идеи и взгляды «Новой Эры», которая стремится привести все религии якобы к самому истинному Богу.

Для православных христиан чистота веры является неизменным основанием в их стремлении к обожению. Правильная вера является «великим и первым лекарством спасения» (прп. Максим Исповедник). Но и для инославных наших братьев точное определение границ истины им указывает путь возвращения к их отеческому дому, т. е. Православной Церкви.

Отпадение Западного христианства от церковного тела не произошло из-за по юридическим причинам, или по причине отличий в области принятых обычаев, но из-за глубокого изменения церковной жизни, что создало некий разрыв в жизни между двумя мирами. Самосознание необходимости проявления уважения к различным верованиям, искреннее братское расположение и благочестивые стремления в единству не дают нам права умалчивать или скрывать эти реальнно существющие вещи.

Конечно же и сегодня на католическом Западе сохраняются остатки святоотеческой традиции, главным образом в монашестве. И несомненно то, что существуют смиренные монахи и простые верующие люди, которые посвящают свою жизнь молитве и делам любви. Настолько настолько эти положительные стороны сохранились в западной традиции, они не перестают останавливать и предотвращать искажать христианство и изменять Римскую Церковь в мирское государство с теократическим строем, изменение, которое неизбежно привело бы к развитию положения папства.

Предлагая данный труд нашего братства в ту историческую эпоху, когда синкретизм и обмирщение усыпляют церковное сознание большинства их нас, мы молитвенно желаем чтобы все ощутили свой долг и осознали ту силу, которой мы обладаем как хранители и защитники Православия. Этот долг и эту силу отмечают и Восточные патриархи в историческом Окружном послании 1848г.: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-либо новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его».

 

Священная обитель Параклит

 

 

 

 

 

 

 

 

Папизм

 

Развитие папизма

Церковь в течение первого тысячелетия своего исторического существования хранила свое единство на Востоке и на Западе, несмотря на все случаи изолированности, которые создавали ереси, расколы и многочисленные разногласия. Отрыв западного христианства от лона Единой, Святой, Соборной и Апостольской и Восточной Церкви Христовой, который обозначен 1054г., явился трагическим завершением многовековой деятельности в области Западной Европы, которая велась на трех связанных друг с другом уровнях: а) богословском, б) экклезиологическом и в) политическом.

 

А. Богословский уровень

Семена богословских отличий Запада мы находим в творениях бл. Августина (354-420), епископа Иппонского из Северной Африки. Блаженный Августин не знал греческого языка и творений греческих Отцов Церкви, на основании которых основывалось богословие первых Вселенских соборов (свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.). Сам, испытавший влияние неоплатонизма и принципов римского права, он изложил в своих богословских творениях некоторые взгляды, которые чужды жизни первохристинаской Церкви, как, например, тождественность сущности и действований в Боге, исхождение Святого Духа и от Сына (Filioque) и т. д.

 

Б. Экклезиологический уровень.

Древняя Церковь принимала с уважением первенство по чести, в отношениях между остальными епископами, епископа Древнего Рима, поскольку этот город был столицей Римской империи. Однако папа не переставал в рамках соборной системы управления Церковью быть равным всем остальным епископам (primus inter pares). Позднее, когда столица империи была перенесена на Восток, IV Вселенский собор (451г.) признал «преимущество чести»и за епископским престолом Константинополя, равное Риму.

Но самолюбивый и эгоистический дух древнего Рима оказал достаточное влияние на пап, которые рано начали воспринимать первенство чести как первенство силы и власти, вмешиваясь на пастырском уровне в дела других Поместных Церквей и претендуя на гегемонию над всей Церковью. Однако в первые века эти властные честолюбивые стремления пап носили характер случайных отклонений и обычно выражали личное бессилие.

 

В. Политический уровень.

С конца 4-го столетия и вплоть до 6-ого различные германские племена, находясь в состоянии примитивности ( франки, готы, лонгобарды, вандалы) и другие стали наводнять и захватывать процветающие области Западно-Римской империи,то уводили в плен население этих областей и коренным образом изменяли социально-политичское положение этих областей империи.

Варвары — жители этих областей -из которых самую нехорошую и драматическую роль играли франки, - в своих стремлениях, чтобы получить просвещение, становились приверженцами христианства, но при этом смешивали его с некоторыми элементами идолопоклонства. С таким проблематичным содержанием христианство принималось и духовенством, которое постепенно заменяло римскую иерархию и церковное право.
Эти епископы франки живут как мирские люди их времени (комиты, дуки) и др: используют мирскую власть, принимают участие в военных миссиях, носят военную одежду и т. д. Вот как описывает в своем письме к папе Захарии св. Вонифатий, написанном в 741г., положение церковных дел в Римской Галлии, где стали господствовать франкские епископы: «
Религия весьма попирается. Франкские епископы на протяжении восьмидесяти лет не созывали соборы и не имеют архиепископа. Большинство епископских кафедр раздаются сребролюбивым мирянам или священника-прелюбодеям, которые принимают участи в военных предприятиях в полном боевом снаряжении, безрассудно убивая своими руками христиан и идолопоклонников».1

Подле этой весьма мрачной картины, которая была создана варварскими налетами, Римский епископ стоит, согласно канонам, на высоте своей духовной миссии и воспринимает роль этнарха для защиты подпавших под иго рабства римлян. Но каждый папа, для того чтобы усилить свою кафедру, следует чисто мирской тактике. Римские папы откровенным образом выставляют авторитетность своей экклесиологии, являют властные тенденции и облекаются в политическую власть . В 754г. Папа Стефан II получает политическую автономию для Римской Церкви, которую ему дарит франкский король Пипин Короткий. Таким образом, впервые возниает папское государство. Позже, папа Николай I (858-867), первый Римский папа, друг франков, сосредотачивает в своей личности высшую церковную и политическую власть. «Николай считает самого себя императором всего мира- , так отзывались о нем его современники.

В 8 столетии король франков Карл Великий (Карломанг, 768-814) силою своего оружия объединяет почти что все народы Западной Европы и страстно желает создать некую новую империю, оспаривая право на имя и славу Восточно-Римского императора. С этой целью он методически организует столкновения между Востоком и Западом по двум стратегическим направлениям, которые охватывают две следующие стороны:

1) Отвержение Православия и создание некоего иного, отличающегося христианства, которое будет выделять культурную особенность новой империи. Это франкское христианство, которое планируют создать советники Карла Великого, основывается на богословских взглядах бл. Августина и выражается в новых формах и образах-типах церковной деятельности: Крещение через окропление, обязательное безбрачие духовенства, лишение мирян причащения от Чаши (т. е. Кровью Христа, бритье духовенства и др. В рамках этой антиправославной тактики франкские епископы в 794г. (собор во Франкфурте) осудили решения VII Вселенского собора (787г.) за почитание икон, а в 809г. (собор в Аахене) внес в Символ веры Filioque. Эта два факта составляют первую стадию в формировании раскола между франками-завоевателями и православными римлянами.

2) Антигреческая политика, поскольку эллинизм составлял историческую основу-плоть Православия и был составной частью Римской империи. Итак, уступающие в культурном отношении франки начинают клеветать на греческую культуру как на культуру зла и называть эллинов греками, однако придавая этому древнему имени язвительно-колкое и унизительное содержание (грек=еретик, обманщик, плут).

Римская Церковь, в условиях агрессии и нападения франков, ведет борьбу за сохранение веры согласной с первохристианской традицией и ее греческим наследием, храня церковное общение со всеми Восточными патриархатами. Так, например, в 816г. Папа Лев III отверг добавление в Символ веры Filioque, а для сохранения Символа неизменным от франкских искажений, дал распоряжение начертать принятый истинный текст Символа веры (Credo) на серебрянных досках, которые были повешаны на стенах храма святого апостола Петра с подписью: «Их разместил я, Лев, из любви и для сохранения православной веры». Позже, представители папы Иоанна VIII , которые приняли участие на Константинопольском соборе (879-880гг.), который для Православия является VIII Вселенским собором, и на котором, под председательством патриарха Константинопольского свт. Фотия Великого, были осуждены ереси франков в отношении икон и Filioque.

В 10 столетии франки усиливают войну против православных римлян на Западе, стремясь захватить престол Римского папы. В конечном итоге, в 1009г. , они захватывают Православную Римскую патриархию и сажают на престол франкского папу Сергия IV, который добавляет в Символ веры еретическую вставку Filioque. Православные Патриархии Востока отвечают ему тем, что вычеркивают его имя из диптихов Православной Церкви. С этого времени можно говорит о реальном расколе в Церкви .

16 июля 1054г глава папской делегации, кардинал Гумберт положил на престоле храма Святой Софии в Константинополе грамоту отлучения восточного христианства. Этим деянием франкское христианство окончательно оформила свое отделение от Православной Церкви. Это было не началом, но было на самом деле реальным подтверждением раскола, который вполне явным образом наметился 260 лет ранее еще при дворе Карла Великого, некий раскол-схизма, которая «не была расколом между западными и восточными римлянами», как многие считают, а «между франками и римлянами». (профессор протопресвитер Иоанн Романидис)

 

 

Путь Папизма и его развитие

С того момента как первопрестольная Патриархия Рима откололась от тела Христова, более того она еще лишилась и божественной благодати, вследствие чего начался процесс последующего ее распада, разложения. Как характерно замечает свт. Нектарий, митрополит Пентапольский, «Западная Церковь потеряла свою духовную свободу, утратила свое украшение, расшатала свое основание, лишилась богатства благодати святого Духа, присутствия Христа. В конечном итоге она докатилась до некоего немого тела, которое не имеет духа и души». Поэтому в последующие века она следует некоему пути скатывания по пути изменений и без всякой надежды на возвращение, направляя западного человека к разочарованию, к тщетности по существу и к тупику.

А. Немного лет спустя после Схизмы, в 1075г. папа Григорий VII добавляет, из чисто надменных папских побуждений — привилегии папского престола в отношении абсолютного господства над миром:

«Римская Церковь учреждена Самим Богом. Папа является абсолютным господином всемирной Церкви. Он поставляет и отлучает епископов. Только он может сзывать Вселенский собор. Его представители являеюсятся высшими среди остальных епископов. Только он использует императорские знаки отличия. Прицы обязаны целовать его ноги. Он обладает правом отлучать императоров. Без его собственного утверждения всякая книга не имеет действительноти, авторитета. Его решения ни кем не могут быть лишены авторитета, действительности, только он может лишать действия и авторитета решения всех остальных. Папа не может ни кем судиться. Его святость гарантируется благодаря добродетелям святого Петра. Римская Церковь никогда не ошибается, и никогда не может ошибаться».2

Этими положениями папа Григорий VII начинает жесткую борьбу Римской «Церкви» за религиозный, политический и социально-общественный ее престиж, авторитет в христианских народах Запада (борьбу за окружение), которая продолжалась примерно 200 лет. В итоге, папа сосредоточил в своих руках всю власть — духовную, политическую, законодательную, судебную. Это первое явление тоталитаризма в Европе.

Б. В 1059г. Папа Урбан II с помощью призыва «Этого желает Бог» поднял все западное христианство на священную войну против мусульман, которые овладели Святой Землей. То есть в данном случае речь идет о Крестовых походах, которые Восток пережил как кошмарное варварское нашествие.

В. В 12 и 13 вв. Латинская «Церковь» основывает в крупных городах специализированные школы, где обучаются схоластическому богословию. Богословы схоласты пересматривают богооткровенную веру, веру опыта Церкви Христовой, утверждаясь на философиии Аристотеля и пытаясь исследовать и истолковывать Божественные таинства прибегая к человеческому рассудку и логике. В результате чего это приводит к появлению веры в некого искаженного, фантастического бога, к которому западноевропеец пытается приблизится с помощью своих умственных способностей. Тем самым христианская вера из живой связи с богом превращается в некую абстрактную метафизическую иделогему, которую «Церковь-государство» воспринимает для того, чтобы ее окружить своим авторитетом и чтобы ее защищать и навязывать с помощью своей власти. В результате чего, благодаря схоластике, Запад окончательно удаляется от подлинной церковной жизни, а в его культуре начинают преобладать рационализм, рассудок и эгоцентризм. Как было точно замечено - «западное христианство — это не Церковь Бога Слова, но религия точного и верного слова» (о. Михаил Кардамакис).

Г. В 13 столетии богословами схоластами формулируется аксиома о непогрешимости церковного священноначалия. В то же время папа Григорий VIII учреждает Священную Инквизицию, для организованного осуждения и нейтрализации тех лиц, которые стремятся поколебать авторитет папы. Постепенно по всей Европе распространяется механизм наведения ужаса и сраха. В это же время происходит усиление власти духовенства, в то время как народ оттесняется и у нем углубляется процесс распространения невежества (клерикализм).

Д. Глубокое обмирщение Западной «Церкви» потрясло веру десятков тысяч христиан и вызвало появления течений сопротивления . Продажа же римскоим папой индульгенции в 1517году дало повод для повления требования, которое разразилось словно вулкан, ее отменить. Монах Мартин Лютер возглавил новое движение, включавшее большое число людей, называвшееся Реформаторство, которое разоравало отношения с Папской «Церковью». Порвавшие связи с Римом назывались Протестантами. Вскоре и они раскололись на другие подобного рода протестантские группы. Между папистами и протестантами возникла непримиримая вражда, которая вылилась в конфликты, войны и преступления. Во Франции в страшную Варфоломееву Ночь (с 23 на 24 августа 1572года) паписты зарезали тысячи протестантов. Кульминацией религиозной войны стала Тридцатилетняя война (1618-1648гг.), кооторая потрясла всю Западную Европу.

На протяжении веков народы Еваропы воспринимали лицо папизма в качестве христианства, которое не дает свободы человеку, но его угнетает, подавляет. Поэтому достаточно рано это привело к появлению агностицизма и атеизма. Возрождение в начале(14-16 столетий), а позднее и Просвещение (18 век.) отвергали бога франков, но при этом сохраняли антропоцентричную направленность папизма и проповедуют самообожение человека. В 19 век вновь слышится проповедь Ницше и его преемников о смерти Бога: «Бог умер, вера в христианского Бога не является более верой...» Вполне спаведливо многими было замечено, что все современные атеистические принципы Запада — философские, социологические, политические — являясь плодами схоластической метафизики и папского тоталитаризма.

Е. В последние два столетия Рим вместо того, чтобы следать выводы из сделанных им ошибок в прошлом, в основном лишь упорствует в своей позиции.

I Ватиканский собор (1870) навязал в качестве неоспоримого догмат веры о первенстве власти и непогрешимости Римского папы. То есть здесь можно говорить об окончательном падении Западной «Церкви». Христос, единственная непогрешимая Глава Церкви, изгоняется с земли, а Его место занимается превращенного в иола Римским понтификом! На протест кардиналов в отношении противности традиции нового догмата папа Пий IX дал соотвествующий ответ: «Традиция это я!». Некоторые из римо-католиков, которые разногласят по вопросу о придании догматического характера учению о абсолтной власти папы, отделяются от Римско церкви и организуют «Старокатолическую Церковь».

II Ватиканский собор (1962-1965), немотря на то, что делает заявление о обнолении, тем не мнее он сохраняет учение о непогрешимости папы и расширяет свои определения о нем. В тоже время, тот же самы собор призывает всех христиан разных вероисповеданий к всехристианскому единству, однако, с центром в Риме и при начальстве папы (римоцентричный/папоцентричный экуменизм).

Ж. В конце 20 столетия в лоне Папской «Церкви» разразился невероятный разрушительный кризис. «После II Ватиканского собора мы ожидали, - говорит папа Павел VI, - что для Церкви воссияет новый солнечный день. Однако, мы оказались в страшной западне».3

выдающиеся римо-католические богословы открыто высказывают свое несогласие с учением о папаской непогрешимости. Тысячи клириков, среди которых и кадры Ватиканы, оставляют священство, а многие из них и веру. Монашеские и священнические склонности у римо-католико терпят небывалый спад. Только в одной Бельгии в срок с 1995 по 2007 гг. не было совершено ни одной священнической хиротонии!4 В церковных школах, и даже в римо-католических монастырях, для того чтобы преодолеть существующее безвыходное положение, которое сложилось по причине морализма и обязательсности безбрачия для духовенства, ввожятся чрезмерное размышление и рассудочная деятельность, а также психоанализ.

Но и паства Римо-Католической церкви с невероятной поспешностью ведется в сторону религиозной бесцветности и она признает наличие некоего ужасного нравственного кризиса. Римо-католические храмы, которые закрывают, или они используются исламистами и восточныи религиями, которые находят свое прибежище и почву, при этом что касается оккультизма и сатанизма, то численность их сторонников и этих групп растет. Все это свидетелствует осложнения положения Латинской «Церкви».

З. В последние десятилетия увеличивается численность западных христиан, которые ищут подлинную христианскую жизнь в Православии. Интерес к святоотеческому богословию, православной литургической жизни, восточному монашеству и многому другому, но и переход в Православную Церковь — все это важные события и факты. Тем не менее, силовые механизмы Ватикана, обладая невероятной жетскостью, не находят в себе явной готовности к тому, чтобы отвергнуть свое прошлое.

В 2005 году профессор Иосиф Рацингер, друг Православия, был воззведен на Римскую кафедру под имненем папы Бенедикта XVI, воодушевляя надеждами на обновление Западной «Церкви». Однако, достаточно скоро жесткие, пламенные действия и заявления нового папы выявили его бездейственность по причине его собственного глубочайшего бессилия к тому, чтобы воспринимать требования времени. К сожалению, каждый папа отвественен за то, чтобы следовать принципу «непогрешимости», принятому его предшественниками и согласовыват свои действия с волей всесилной Папской Курии (Romano Curia), которая также удерживает и навязывает свою собственную «непогрешимость».

 

Продолжение следует

 

© Перевод «Православного Апологета» 2012г. Сант-Петербург.

Продолжение следует

 

1Π/ Ιωάννου Ρωμανίδου, Ρωμηοσύνη-Ρωμανία-Ρούμελη, εκδ. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1975, σ. 322

2

 

3Θεοδώρου Κοντίδη, Καμπές στήν ιστορία του Καθολικισμού, στο συλλογικό τόμο Ὁ Καθολικισμός, ἐκδ.Ἐλληνικά Γράμματα. Ἀθῆναι 1994, σ. 336

4Свидетельсто Enzo Bianchi, игумена монастыря Bose в Италии, опубликованное в журнале Παρακαταθήκη, αριθμ. 54, Θσσαλονίκη 2007, σ. 12

 



Подписка на новости

Последние обновления

События