О САМОЛЮБИИ И СВОБОДЕ
ΠΕΡΙ ΦΙΛΑΥΤΙΑΣ ΚΑΙ ΕΛΕΥΘΕΡΙΑΣ
Архимандрит Георгий
игумен Священной Обители прп. Григория,
Святая Гора Афон
Ἀρχιμανδρίτου Γεωργίου
καθηγουμένου Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γρηγορίου
Поскольку мы вошли в период святой и великой Четыредесятницы, то я размышляю над этим вопросом, который не будет только моим собственным разговором, но главным образом представлением выдержек из творений святых наших отцов. Мы представим и напомним некоторые святоотеческие тексты с тем, чтобы моя беседа была бы для всех нас неким изучением Отцов священного трезвения касательно этой столь важной темы как самолюбие и свобода.
Самолюбие – мать страстей
(А)
В течение всего этого периода Великой Четыредесятницы произносится очень известная молитва прп. Ефрема: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даждь ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». По своей глубине все эти прошения имеют своей целью освободить нас от самолюбия, которое, согласно Святым Отцам, является корнем всех зол.
Однако, прежде чем подойти к этой теме, мне хотелось бы немного зачитать очень благодатное толкование прп. Никодима Святогорца на слова апостола Павла во 2-м послании к Тимофею в 3-й главе: «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящии добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы...»
Давайте посмотрим на некоторые из них, на то, как их изъясняет прп. Никодим Святогорец, который является отцом толкователем Нового Завета: «Апостол непосредственно первой из всех страстей ставит самолюбие как начальный корень, который порождает все виды зла, потому что в действительности первое что они любят – то самого себя и затем через самое себя любит и других людей. И так самолюбие является беспорядочной любовью нас самих себя из-за чего мы становимся побеждаемыми всякого рода злом и страстями и чтобы нас самих уврачевать и которая нас делает такими, чтобы мы не понимали и не желали добра нашему ближнему, но только нам самим, потому что самолюбивым называется такой человек, который любит только самого себя, из чело следует, что он даже не любит самого себя. Поскольку как только он последует за телесными членами и то они приносит вред одному из членов, смотрящему, руке или ноге и он переходит на другие члены, или как только он последует в дом для строительства дома и когда он вынет один из камней в стене он сотрясает и другие камни, так в Церковь следует и христианин и если он проявляет заботу только о самом себе, он не заботится о своем брате, он вредит сам себе».
Далее он касается «сребролюбца».
И продолжает: «Итак, поскольку из любви рождается всякое добро, также, напротив, из самолюбия, вместо любви, рождается всякое зло. Поскольку добро является платформой и доброй почвой для излияния для всех ее благодеяний, самолюбие сжимает широту любви и для одного лишь человека собирает ее благодеяния.
«Надменный». Он говорит, что в оставшееся время люди станут надменны, то есть хвастливы, что делает других людей более высокими. Из-за самолюбия также рождается ядовитая ветвь надменности. Надмевается некоторый потому, что любит самого себя и желает, чтобы его прославляли другие.
«Гордые, злоречивые». Надменность, когда она возрастает и увеличивается она становится гордостью, гордость же вновь превращается в заносчивость и хулу на Бога. Потому что когда некий надмевается и превозносит самого себя над другими людьми, тогда он и гордится, то есть приписывает самому себе все подвиги и добродетели, то есть считает, что он своей силой достиг добродетелей, которые он имеет не по благодати и силе Божией, тогда считается, что несчастный хулит Бога, от Которого происходит всякая добродетель и всякое добро. Очевидно, что гордость и хула на Бога происходят от самолюбия».
Далее прп. Никодим комментирует слова «родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны».
И делает заключение: «Смотри, брат, как страсти и зло являются взаимосвязанными: точно также и противоположные им добродетели являются взаимосвязанными и одна порождает другую».
После толкования слова «клеветники» он говорит, что «неужели люди в последние времена станут дьяволами, то есть злословящими всех людей и клевещущими их, потому что тот, кто не знает как приобрести в себе какое-либо добро и добродетель, тот клевещет на тех других, которые являются таковыми? Потому что считает, что тем самым он сам себе доставляет некое утешение, дабы не казаться, что он один является злым, но есть и другие. Видишь ли, возлюбленный, что самолюбие является корнем, из которого рождается в мир дьяволы-клветники?»[1]
Таким образом прп. Никодим продолжает и далее, и раскрывает, что в действительности корнем всех зол является самолюбие.
Давайте посмотрим, что говорят по данной теме и другие Святые Отцы.
Прп. Исихий пресвитер, в своём послании «Феодулу» говорит: «Не существует более сильной отравы нежели яд аспида и василиска (мифическая змея в Африке). И не существует большего зла нежели самолюбие. Порождения же самолюбия, которые движутся с порывом – самовосхваление в сердце, самоугодие, чревоугодие, блуд, тщеславие, зависть, и вершина всех зол гордость, которая не только людей, но и Ангелов свергает с неба и вместо свет покрывает мраком».[2]
Прп. авва Фалласий: «Если хочешь за раз избавиться от зол, то отрешись от самолюбия – матери всех страстей».[3]
Источник: периодическое издание монастыря прп. Григория, Святая Гора Афон «Ὁ Ὅσιος Γρηγόριος» αριθμ.. 35, ετ.2010, Β. σελ. 85-90
©перевод для «Православного Апологета» Николая.Александрова. 2011г.