Святитель Марк Евгеник
Наша Церковь находится в опасности
митрополит Флоринский Августин
Ο Άγιος Μάρκος ο Ευγενικός Η Εκκλησία μας κινδυνεύει….
+Mητροπολίτης Φλωρίνης Αυγουστίνος
чью память мы сегодня 19 января празднуем? Святителя Марка митрополита Ефесского Евгеника. При этом так говориться, чтобы нам его отличать от Марка Евангелиста. Мы скажем немного слов о святителе Марке.
Этот великий святой исповедник православной нашей веры родился в 1392 году. Где он родился в каком городе? Об этот тот Град, в котором он родился! Не эллин и не православный христианин тот, кто, когда слышит имя этого Града и не приходит в трепет.
Он родился в городе наших очей в Константинополе!
Он родился от благочестивых и богатых родителей которые желали продвижения своему дитя Он был как оказывается одаренный и любознательный он обучался в школах и слушал учителей. Так он получил прекрасное образование. Он наизусть знал Гомера.
Теперь же, если спросить молодого эллина, то он не знает ни одного стиха из Гомера.
Преступление кроется в деньгах, которые субсидирует на школы государство. Англичане знают Гомера, немцы знают Гомера, а мы? Ничего не знаем. О где же ты наше Отечество, до чего же ты докатилось благодаря политикам, которых хвалят за то, что в парламенте Греции «зарылись» могильщики для прекраснейшего греческого языка!...
Итак, Марк Евгеник изучал древние книги. Однако он день и ночь читал, прежде всего, одну важную книгу, и что же за книга была под его подушкой? Священное Писание. Он очень тщательно изучал Священное Писание и стал одним из мудрейших учителей Константинополя. Обладая таким багажом знаний, он в последствии стал монахом, диаконом и пресвитером Церкви, а в завершении и митрополитом исторического города Ефеса.
Но он жил в одну из тяжелейших исторических эпох. В эпоху, когда Византия была на закате. Византия была государством, которое основал император Константин Великий со столицей в Константинополе. Оно было величайшим государством древнего мира, которое словно громадное дерево распластало свои ветви на Востоке и на Западе. Она была нечто тем, чем сегодня является Америка или Англия или более того Англия и Америка являются чем-то близким к Византийской империи. Великая слава - там были светоносные храмы (Святая София), там были отцы и учителя, там был цвет и плоды Церкви, все то лучшее, что мог явить мир. Византия обладала миром — и сколько же лет? Тысячу лет! И она проповедовала Евангелие в миссионерском духе всему миру
Но теперь в эпоху свт. Марка для Византии были последние годы ее существования. Византий «был при последнем издыхании», он угасал, умирал так, как умирают люди, как умирают и народы. И умирали нации, как это и до сего дня происходит. Мы испытываем страх, мои братья, вероятно потому, что и наша собственная нация умирает, историческая нация, которая стояла 5000 лет. Если мы все, малые и большие, все партии и учреждения не проснемся, то будет существовать эта опасность, и мы не достигнем христианского единства.
Итак тогда Византийское государство было при последнем издыхании. В опасности ,которая нависла от страшного врага, находился и Град. Он был в опасности из-за угрозы Мухаммеда, который пришел из Аравии и достиг Константинополя, и он взял Царьград в окружение. Императором был Иоанн Палеолог, брат Константина Палеолога, последнего императора. А он в эту трудную минуту, что же он Иоанн сделал? Он обратил свои взоры не к Богу, к нашим отцам, но он стал искать военной поддержки у Запада. Точно также и мы, которые ищем и просим поддержки, когда от Запада, а когда от Америки, но когда у Востока и России, и никогда у Бога! В то время как Греция только сама и с Богом является всесильной: «Познайте языцы и покаряйтеся яко с нами Бог!» (Ис 8 9-10 и Великое повечерие)»
Итак, Иоанн Палеолог обратил свои взоры на Запад. Но там господствовал Римский папа. Он обладал властью возводить и низлагать принцев и самодержцев, а подле него по струнке стояли властители Италии, Франции, Германии и т.д. Итак, Иоанн совершил греховный промах, прося помощи у папы против Мохаммеда, который осадил Константинополь. И он поехал на Запад, взяв с собой большое сопровождение. Между членами этой делегации, сопровождавшей императора, был и Марк Евгеник как образованный и умный человек, вполне подходящая личность для ведения собеседований с латинами.
Он приехал к папе. Достославные потомки Великого Константина предстали пред папой как попрошайки, трепеща перед ним. И он заставил их проявить почтение к нему целованием его туфли! И что они сделали, они поцеловали его туфлю.
Позже начался диалог. Он имеет длительную историю и невозможно все пересказать. В завершении, когда в Ферраре, а позднее во Флоренции (1438-39) состоялось заседание-собеседование, некое согласие на бесчестье. То есть случилось так, что папа составил грамоту-определение и вынудил православных ее подписать, что якобы они принимают все заблуждения и ереси его и его первенство- диктаторство и абсолютистскую систему с помощью которой он совершает управление.
Было много совещаний при императоре Иоанне Палеологе. И все подписали... подписали... подписали... Внезапно появляется некое «нет», кто-то сказал: «Я не подпишу». Был только один. Его уговаривает патриарх, его уговаривают другие епископы, его уговаривает император - «Нет», - он говорит, я не пойду с папой, я останусь православным. Так подписал совет нечестивых. Папа спросил: «Все ли подписали?» - «Все Ваше святейшество, кроме одного» - «Кто же это?» - Марк Ефесский -« А он не подписал? Мы ничего не сделали». Смотрите, один только не подписал, один борец за Православие, и это имеет больше значение, нежели большинство подписавших людишек, мелких и незначительных
Они возвратились в Константинополь, народ был крайне возмущен этим предательским соглашением. Он вышел навстречу и с почетом принял Марка Ефесского. Потому что он единственный человек, который сохранил Православие, являясь подражателем Афанасия Великого. Он как Афанасий Великий пятьдесят лет на своих плечах удерживал Православие как словно иной Атлас. Так что в те тяжелые годы свт. Мак Ефесский сохранил нашу православную веру. Поэтому мы признательны святому Марку за его героическое противостояние.
Сколько же с тех ор прошло времени? Подсчитайте - почти что 500-600 лет. И теперь мы хоть находимся в опасности как нация, которая потеряла Вазантий. И наш малый народ и в особенности наша Церковь мы находимся в опасности. Существует много врагов! Только бесчувственные люди не могут противостоять врагам только такие ум которых прикован к деньгам, яде, эротике. Мелкие и незначительные людишки с животными инстинктами скатываются вниз, не имея в нас никакого идеала. Дорогие мои, наша Церковь находится в опасности. Она находится в опасности идущей с востока, запада, юга и севера. Она в опасности со всех сторон. Она в опасности от ересей от франков и Римского папы, которые являются Зевсами. Греки, которые уезжают за рубеж в Австралию в Торонто там видят папу который стремиться поглотить православный эллинизм. Она испытывает опасность от протестантов. Она в опасности от хилиастов бича человечества, от урагана сионизма.
Она в опасности от безбожных марксистов, которые, хотя и отвергают Бога, однако обещают «рай», дабы установить на земле ад.
Она в опасности... в опасности... в опасности... Как сказал один святой наших дней, если мы не будем внимательны, то в Грецию придет такое время, когда в ней будут жить другие франки, другие протестанты, иные хилиасты, другие пятидесятники, другие атеисты, другие неверующие, другие марксисты и т. д. А что же православные? Их не будет! О мои братья, кому же я говорю? Мертвым камням? Я говорю вам! чувствуете ли вы это? Я это говорю не просто, чтобы прошло время. Мы это ощущаем очень глубоко что Православие является нашей матерью, нашей сладчайшей матерью. Если угаснет Церковь, то угаснет и солнце. Предпочтительней, чтобы угасло солнце, нежели Православие. Поэтому то мы вспоминаем слова поэта Кристалли: «О Православие! Сладчайшая матушка, сколь необычайно прекрасен твой голос и в колоколах; и насколько же потрясает мое сердце голос сей! Сколь же это крест изливает золотые лучи от колоколов, а глас их глубоко вливается в нас, в наши души, они изливают сладкие златые надежды!»
+ епископ Августин
Слово митрополита Флоринского о Августина Кантиоту в святом храме свм Пантелеимона во Флорине Воскресный день 19-1-1986 года
©Перевод «Православного Апологета» 2014 год.