Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

10/23 октября Святая Церковь празднует память 26-ти преподобномучеников в священной обители Зографской пострадавших.

 

Событие произошло вскоре после подписания позорной Лионской унии 1274 г. под давлением императора Михаила VIII Палеолога. За отказ принять Унию был смещён патриарх Иосиф и незаконно поставлен патриархом Иоанн Векк.

«Афонские иноки отправили послание к императору Михаилу1, в котором основательно доказывали, что ни главенство папы, ни поминание его за богослужением в храмах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры Filioque, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, - писали они, - что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки». Особенно сильные протесты были со стороны славянских общин, а сербский краль Милютин даже заявил протест мечём, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне. Гордый император Михаил был всем этим сильно раздражен. Бродячие крестоносцы, изгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу свою готовность огнем и мечём распространять власть папы. Император Михаил с войском в 1283 г. двинулся против Сербии. На его пути был ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил на Афоне излить свою злость за унию особенно на славянах. К этому времени в Зографе жили одни болгары, считавшие его своим монастырем, как сербы Хиландар»2.

В Афонском патерике сохранилась повесть о Зографских мучениках, которые были сожжены римо-католиками за отказ принять унию и сослужить с ними. Игумен Фома и братия были предупреждены о их приближении одним добродетельным старецем, который жил в винограднике выше обители на расстоянии получаса ходьбы от неё. Совершая обычное молитвенное восхваление у себя в келии перед иконой Богоматери с пением «Богородице Дево, радуйся», он был удостоен слышать слова Пречистой, которая возвестила изумлённому подвижнику: «Радуйся и ты старче. Возвести игумену и братии, что идут на обитель враги Мои и Сына Моего. Поскорее беги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастье». В этих словах Богородицы выражена главная истина: папство – это вражда на Бога Слово и Его Пречистую Матерь. Сейчас эта икона «Одигитрия Акафистная Зографская» хранится в особом параклисе возле главного храма афонского монастыря Зограф.Памятник Зографским преподобномученикам в Афонском монастыре Зограф

Преподобные отцы отказались открыть ворота обители католическим завоевателям, проклинали папу и латинскую ересь. За это двадцать шесть монахов во главе с игуменом были заживо сожжены. Были и такие на Афоне, кто поддался уговорам завоевателей. Двое монахов согласились сослужить с католиками мессу, не выдержав испытания веры и поддавшись угрозам. "Проклятые" - так называют их на Афоне, их тела сохранились нетленными и захоронены близ Великой Лавры, а лица их обезобразились, так что они стали похожи на страшных чудовищ: кожа почернела, глаза выпучились и выросли длинные ногти и волосы. Такой производящий ужас памятник униатам всех времён, по промыслу Божию был сохранён и послужил для утверждении в православии многих его очевидцев. В 1960-е годы Вселенская патриархия, после антиканонического «снятия анафемы» 1054 г. патриархом Афинагором, приложила все усилия, чтобы замуровать это безмолвное и страшное свидетельство отступления от спасительной веры, но на Афониты могут показать свидетельства истинности этого феномена.

«По воле Михаила, слуги папы обрушились всей своей злобой на зографцев. Им было предявлено настойчивое требование принять унию, но никто из них не пожелал и слушать о папизме. Большинство зографцев разсеялось, кто куда мог. Самые твердые, в числе 26-ти, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки: Варсануфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четверо, чьи имена нам не известны. Имена преподобномучениковКогда, не взирая ни на какия убеждения и угрозы, зографцы не хотели слышать об унии, считая её нечестием Евангельской веры: твердые исповедники, все до одного, были сожжены в башне. На наружной стене Зографа представлено живописное изображение: «мучение 26 зографских иноков, сожжённых папою в монастырской башне 10 октября 1284 г. за православие».. Император Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер.

Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась перед Церковью не поминать души своего усопшого мужа Михаила. «Царственность моя,- писала она, ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило ее всю... Поелику же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собою, то и царственность моя, вследствие такого решения ея, достойно считает их отобщенными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостоивать уставных поминовений и скончавшогося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение, то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность святой Церкви, одобряет и принимает это определение и никогда не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего»»3.


Фреска в Зографе

 

Тропарь Зографским преподобномученикам

Тревеличайшие светильники, всех преподобномученик Богоизбранный полк, двадесять и шесть Божественныя обители Зографския отец, почтим, прелесть латинскую обличившия и насильственно во огни скончавшияся; Фому пастыреначaльника, священнаго Варсонофия, достославнаго Парфения и прочия песньми почтим, сии бо Троицу Святую присно о нас умоляют.

Слава глас 3

Столп истинный великия похвалы, обители зографския защита и заступление, мученицы отцы да восхвалятся, лесть папистов низложившия и во огни венцев сподобившияся, ихже песньми по долгу почтим, молящихся о спасении душ наших.

 

Кондак глас 8

Иже обители нашея заступницы и хранителие, преподобные отцы да похвалятся, лесть латинян отвергшия и, огнем сожженныя, скончавшияся и венчавшияся, ихже достойно воспоим, зовуще: радуйтеся, преподобные мученицы.4

 

 

Примечание. Богослужебные тексты для Православной Церкви всегда являлись и являются средством выражения учения Церкви по разным вопросам догматики. В текстах богослужебных последований, которые как правило составлялись преподобными отцами и святителями гимнографами, содержится свидетельство цековного осмысления и отношения к тому или иному искажению чистоты вероучения, которое вносилось в разное историческое время всевозможными ересиархами. Мы можем даже сказать более конкретно, что гимнография Церкви не есть человеческое индивидуализированное творчество, но духоносное служение в Церкви и для Церкви. И те, кто писали богослужебные последования чётко и ясно выражали церковное православное сознание и отношение к разного рода явлениям церковной жизни: подвигам преподобных, мучеников и святителей, к исповедническому хранению истинной веры и отступлениям от неё, т.е. ересям. В данном случае для нас важны богослужебные тексты памяти Преподобномучеников Зографских поскольку в них выражено не только отношение Святой Горы, но и всей Церкви к латинству. А оно, как мы видим, вполне однозначно оценивает римо-католицизм как ересь: заблуждение, прелесть, безбожие, лесть. Это же отношение к Римской церкви мы увидим и у всех Святых Отцов, касавшихся латинства: у свт. Григория Паламы, свт. Марка Эфесского, свт. Симеона Солунского и многих др. Ниже мы приведем цитацию некоторых фраз из богослужебного последования Преподобномученикам: «всех преподобномученик Богоизбранный полк, двадесять и шесть Божественныя обители Зографския отец, почтим, прелесть латинскую обличившия», «мученицы отцы да восхвалятся, лесть папистов низложившия», «преподобные отцы да похвалятся, лесть латинян отвергшия» и т.д.

В связи с этим можно сказать, что ответ на вопрос о границах Церкви, который так часто и искусственно поднимается в современном богословии, пропитанном идеями Экуменизма, на основании только одних богослужебных текстов, которые можно назвать поэтическим богословием, венчающим все сложные научно-богословские сочинения, которое воспринимается каждым человеком за богослужением вне зависимости от его научной степени и подготовки; этот вопрос может быть решён однозначно и в святоотеческом духе: границы Церкви проходят по границе Православной Церкви, а за её пределами Церкви не существует. За пределами Православия есть лишь пародия на Церковь, жалкое подражание ей, лишённое всякой спасительной благодати.

 

 

1см. http://www.apologet.spb.ru/Romanism/poslanieMikhailu Впервые опубликован перевод "Послания исповеднического, отправленного всеми святогорцами Императору Михаилу Палеологу" по поводу принятия им Лионской унии 1274 г.

2По книге "Жития святых, чтимых Православной Церковью". Филарет, архиепископ Черниговский. - М.: Сретенский монастырь, 2000 / Православие.Ru

3Там же

4МИНЕЯ ОКТЯБРЬ. Издание Московской Патриархии, 1981

 



Подписка на новости

Последние обновления

События