Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

25 января - 7 февраля память свт. Григория Богослова архиепископа Константинопольского

 

Святитель Григорий Богослов: небесный таинник Отец нашей Церкви

 

Лапрос К Сконтзу богослов- профессор

 

ΑΓΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΘΕΟΛΟΓΟΣ: Ο ΟΥΡΑΝΟΜΥΣΤΗΣ ΠΑΤΕΡΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΜΑΣ

ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου - Καθηγητού

Святые Отцы Каппадокийцы наложили свой собственный большой отпечаток на развитие богословия Церкви в 4 столетии. По своей сути они являются основоположниками православной догматики и теми, кто выкристаллизовал подлинное и истинное учение нашей Церкви. Одним из них был свт. Григорий Назианзин, называемый Богословом.

Он родился в 329 году в Арианзе Каппадокийском, вблизи небольшого города Назианза, поэтому и получил названия Назианзин. Его родители Григорий и Нонна были благородными помещиками. Его отец был прежде идолопоклонником, который обратился к христианству и в последствии был рукоположен во епископа Назианза. Маленький Григорий вырос в христианском окружении и уже в ранние годы в нем обнаружились редчайшие благодатные дары.

Экономическое благосостояние его родителей позволило ему получить прекрасное образование. Хотя и он сам с невероятной страстностью полюбил науку и образование. Он учился в лучших школах Кесарии, а позднее в 351 году он приехал в Александрию, а затем в Афины для того, чтобы пополнить свои знания в области риторики и философии в именитых там школах. Он имел своими преподавателями известных учителей Империя и Проэресия, а свт. Василия Великого и Юлиана Отступника, ставшего в последствии императором, своими одноклассниками. Преподавание ему предметов и наук в Афинах было таково, что они доставляли ему редкостное счастье, так что ему в последствии присудили звание преподавателя, и он в Афинах преподавал риторику и одновременно философию.

В последствии он возвратился в Назианз, где принял христианское крещение от своего отца епископа. Тогда же он начал писать и первое свое богословское произведение о Святом Крещении. Позднее, после приглашения своего старого друга Василия, он в 360 году переехал в Понт для того, чтобы там проводить аскетическую жизнь в подвиге вместе с Василием подле реки Ирис. В 361 году, после уговоров его отца, он возвращается в свое отечество, где он был рукоположен во пресвитера без его желания, поскольку Григорий хотел продолжить жизнь в монашестве. На небольшое время он удалился в Аннесой, где он в течение небольшого времени жил вместе с Василием в подвиге аскезы, а он в свою очередь вынудил его возвратиться вновь в Назианз, где Церковь находилась в состоянии разделения между арианами и его отцом, который осуждал ересь. В течение малого времени он попытался вновь соединить Церковь.

В тоже время на императорский престол взошел Юлиан (361-363), который принял решение возродить в значительной мере уже мертвую древнюю идолопоклонническую религию, параллельно он объявил о гонении на Церковь. Свт. Григорий вступил в переписку со своим давним другом императором доказывая, что его действия не имеют никакой связи с греческой культурой, которую якобы открыл фанатически религиозный Юлиан. Смерть императора Отступника в 363 году завершила печальную главу из истории.

Однако церковь лицом к лицу столкнулась с новым явлением — арианством — которую поддерживал арианомыслящий император Валент Свт. Григорий повел огромную борьбу за сохранение Православия в Малой Азии В 370 году Василий Великий избирается епископом Кесарии а в 372 году он рукополагает Григория в епископа Сасимского и вновь без его желания Однако вскоре он переехал в Назианз, а после кончины своего отца в 374 году он воспринимает пастырское служение в овдовевшей епископии. В 375 году он возвратился в монастырь в Селевкии по причине смерти Василия в 379 году.

В то же время Собор епископов в Антиохии принял решение послать Григория в Константинополь для того, чтобы противостоять арианам, которые захватили все храмы. Он переделал один дом в храм Святой Анастасии и там произносил свои известные богословские слова , повергая еретиков. В 380 году император Феодосий принял решение вместе с избранием архиепископа Константинопольского созвать и II Вселенский собор. Когда же некоторые епископы усомнились в каноничности избрания Григория на архиепископскую кафедру Царьграда, свт. Григорий совершил поразительный поступок, он отказался от кафедры и вернулся к себе на родину, где нес пастырское служение вплоть до 383 года. Между тем у него самым серьезным образом подорвалось здоровье и поэтому он вернулся в дом своих родителей, где он жил в мире, молитве, подвижничестве, посте. Здесь же он написал свои известные богословские творения и составил свои бесценные стихи. Он мирно почил 25 января 391 года Он прославлен был как святой как Отец и вселенский учитель нашей Церкви. Его память совершается 25 января в день его кончины и 30 января вместе с другими двумя святителями свт. Василием Великим и свт. Иоанном Златоустым.

Свт. Григорий принадлежит к великим Отцам нашей Церкви и, одновременно, к величайшим историческим личностям. У историков он вызывает удивление своим благородством и духовным величием. Его образование, его духовное делание, и его риторическое искусство в соединении с глубокой верой в Бога явили в нем одного из величайших богословов и писателей нашей Церкви. Но свт. Григорий также был непревзойденным поэтом. Даже его проза представляет собой поэму, так что последующие писатели, как прп. Иоанн Дамаскин, использовали его слова в своей гимнографии как, например, в превосходных канонах на Рождество Христово и Пасху.

В конце концов он является тем кто прилагал усилия к тому, чтобы соединить эллинский дух с христианской верой в некое поразительное единство Сохранившаяся переписка свт Григория с фантазером Юлианом Отступником выявляет принципиальное отличие между этими двумя личностями. То касается свт Григория то он является выразителем подлинного и действительного эллинского духа в его развитии и уважении ко всему иному отличному, в то время как религиозный фанатик император является выразителем древнего идолопоклоннического мира фанатизма, упорства, суеверия и ненависти, то выразилось в жесточайших гонениях на Церковь! Характерной является его фраза обращенная к Юлиану «он весьма странным образом эллинствует», тем самым доказывая, что он, в принципе, является сотоварищем по учебе и другом для Юлиана, но противоречивость и непостоянство политики императора очень далеко отстоит от Эллинизма, которому, как он считает, он служит! История предрешена: полу парализованная и исчезающая языческая империя об императоре навеки вынесла суждение как об отступнике и не достигшем своей цели, как несчастном, в то время как на Григория она указала как на высочайшую духовную личность, которую прославляют во все века!

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год

http://aktines.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4007.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События