Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯВЛЕНИЕ «ГОВОРЕНИЯ ЯЗЫКАМИ» В СОВРЕМЕННЫХ ЕРЕТИЧЕСКИХ ГРУППАХ

 

 

СВЯТАЯ ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

ОТДЕЛ ПО ДЕЛАМ ЕРЕСЕЙ И ПАРАРЕЛИГИЙ

В Пирее 2 июня 2025 г. 

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯВЛЕНИЕ « ГОВОРЕНИЯ ЯЗЫКАМИ» В СОВРЕМЕННЫХ ЕРЕТИЧЕСКИХ ГРУППАХ

     В великий праздник Пятидесятницы мы празднуем великое и спасительное для мира событие сошествия Святого Духа в мир, которое просветило святых апостолов, укрепило их и подготовило к их миссионерской деятельности. В тот же день, при пламенной проповеди апостола Петра, «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). То есть, на земле была основана Святая Церковь Божия. Это великое и сверхъестественное событие сопровождалось и другими чудесными явлениями, такими как сильный шум, разделяющиеся языки «как бы огненные» и говорение на языках, когда апостолы «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).    

 

      В связи с великим праздником приходит на ум серьезное отклонение со стороны многих еретиков, особенно пятидесятников, которые, чтобы придать престиж и значимость различным группам в этом районе, объединяют свои верования с великим событием Пятидесятницы.

     Давайте сначала упомянем, что собрания пятидесятнических групп относятся к области еретического протестантизма и, более конкретно, к ветви «неопротестантизма» . Пятидесятники как движение официально начались в начале 20 века в Азузе, Калифорния в Соединенных Штатах , и распространились по всему миру. Их основное учение заключается в том, что они «возрождают» « событие Пятидесятницы », при этом верующие их групп получают « крещение Святым Духом », подобно святым апостолам в день Пятидесятницы, неверно истолковывая слово Господа «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (Иоанна 3:5). Другими словами, они считают, что Крещения недостаточно для спасения человека, но  что необходимо также «креститься Святым Духом ».

      Те, кто присоединяются к этим конкретным группам и « крещены Святым Духом », проявляют феномен «говорения на языках» . Их «возрожденные» последователи «исполняются» Святым Духом, как Апостолы в день Пятидесятницы и «говорят на иных языках» . В противном случае «возрождение» не произошло! Они также учат, что подлинность их «церквей» заключается главным образом в феномене «говорения на языках» , и они определяют как «ложные» все другие христианские «церкви» , а также нашу Православную Церковь, потому что этот феномен исчез!

      Прежде чем мы увидим, действительно ли явление «языков» является « вдохновением» Святого Духа и, следовательно, указывает ли оно на подлинность «церквей» этого направления, позвольте нам сообщить нашим читателям, что «языки» — это очень древнее явление, с которым мы впервые сталкиваемся в языческих религиозных ритуалах. В соответствующем исследовании мы читаем: « Самым известным случаем, пожалуй, является оракул Дельф, где Пифия, почувствовав запах дыма от горящих лавровых листьев, издавала нечленораздельные, непонятные звуки, похожие на современные языки, которые предположительно были пророчеством богов. Обученные жрецы «переводили» этот «язык богов» и передавали свои пророчества тем, кто спрашивал. И мы знаем, что это были за «пророчества» — неоднозначные и интерпретируемые в зависимости от интересов. Похожие случаи говорения на языках упоминаются в трудах Бенамона, египетского путешественника XI века до н. э., в «Диалогах» Платона и «Энеиде» Вергилия, а также в культе Аполлона, где «пророчицы» Сивиллы говорили на языках. В Египте были найдены магические папирусы, некоторые из которых записывают слоги, которые не имеют смысла ни на одном известном языке. Ученые полагают, что они записывают древнюю форму говорения на языках. Случаи говорения на языках известны из жизни Мухаммеда, исламской религиозной группы Бекташи, индуистских факиров, совершающих сверхъестественные подвиги, и, что самое тревожное, демонических верований вуду и сантерии в Латинской Америке. Это случается даже у людей, страдающих шизофренией » [1] .

      По словам Отцов нашей Церкви, чудесное явление «говорения на иных языках» (Деян. 2:4) в день Пятидесятницы было необычайным чудесным явлением для информирования собравшейся под горницей Иерусалима, где собрались Апостолы, о своей проповеди. Как сообщает нам святой автор Книги Деяний Апостолов,   на празднование иудейского праздника Пятидесятницы собралось множество иудеев из всех стран, большинство из которых не знали арамейского языка. По этой причине, « И они стояли там и дивились, говоря друг другу: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы, каждый на своем наречии, в котором родились, Парфяне, Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришельцы Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о чудесах Божиих?» ( Деяния 2:7-11) Святой Златоуст говорит нам, « что Апостолы имели нужду в этом даре, чтобы научить все народы слову Евангелия ». Апостолы говорили на своем языке, и присутствующие слушали проповедь на своем языке.

      Также засвидетельствовано, что в первых христианских общинах были верующие-харизматики, которые имели дар говорения на языках и пророчества, не зная точно, как это практиковалось. Апостол Павел нашел в Коринфе некоторых «учеников» , которые были крещены крещением Иоанна и не знали о Святом Духе. Он крестил их в воде, и когда он возложил руки на их головы, «на них сошел Дух Святый, и они стали говорить языками и пророчествовать» (Деяния 19:1-7). Это было сделано для того, чтобы они убедились, с одной стороны, что Святой Дух действует в Церкви, а также, с другой стороны, для иудеев и язычников, что вера во Христа является единственно истинной (1 Кор. 14:22). Но апостол Павел разъясняет нечто очень важное: « Говорящий на незнакомом языке говорит не людям, а Богу, ибо никто не слушает его; он не говорит тайн духам» (1 Кор. 14:2). То есть язык не слышен и не обращен к людям, верующим Церкви, во время богослужения. Он обращен к Богу. Язык движется, но голос не слышен. То, что многие отождествляют с «умной молитвой».

      Также важно отметить, что Павел ставит дар языков на последнее место среди восьми даров: « Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, силы, далее, дары исцелений, разумение, управления, виды языков» (1 Кор. 12:28). Если бы он имел первостепенное значение, как утверждают пятидесятники, он бы упомянул его первым. Кроме того, он ставит проявление любви выше дара языков: «Позавидуйте дарам, которые открываются», «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я не медь звенящая и не кимвал звучащий » (1 Кор. 13:1). Также засвидетельствовано, что часто на собраниях царил хаос и беспорядок из-за проявления таких восторженных тенденций и практик, которые Павел критиковал, поясняя, что не все обязаны говорить на языках, « не все говорят языками » (1 Кор. 12:30).

       Исторически подтверждено, что этот дар рано исчез из Церкви, потому что он больше не служил той цели, для которой он появился. Он исчез и по другой причине, потому что многие еретические группы (гностики, монтанисты и т. д.) практиковали незаконные «языки» для привлечения последователей. « Такие явления появились в 17 веке среди гугенотов и в 18 веке среди янсенистов Франции. В Англии явление появилось среди квакеров и методистов, мормонов и других американских сект » [2] .  

     Это явление было возрождено некоторыми неопротестантскими группами в США в середине XIX века . Неопротестантизм появился на американском континенте и преобладал в основном среди иммигрантов, которые переживали жалкую жизнь, огромные проблемы, характеризовались восторженными и апокалиптическими элементами . Различные лидеры еретических групп, чтобы привлечь их в свои группы, распространяли среди них ожидание « скорого пришествия Христа и установления его тысячелетнего царства на земле », что «их избавление от страданий и лишений, которые они испытывали, близко», с условием, что они должны присоединиться к их группам, которые «обладали подлинностью Евангельского Послания» . И ради впечатления они также возродили практику «языков», конечно, не древней Церкви (как они могли?), а древних еретиков! У них это переняли пятидесятники, которые, как мы уже упоминали выше, сделали это главным «доказательством подлинности» своих «церквей » и «верности» своих последователей.

     Но что это за явление? В информативной статье объясняется: « Языки, с которыми мы сталкиваемся, — это речь, состоящая из непонятных слогов и фраз. Иногда это может быть и на другом языке. Однако в большинстве случаев звуки не имеют никакого отношения к какому-либо известному языку. Сторонники говорят, что непонятные языки — это языки ангелов. Однако ангелы, когда бы они ни появлялись в Библии, говорят на человеческих языках. Если и есть ангельские языки, мы их не знаем. Наряду с языками, пророчествами, исцелениями, а иногда и экстремальными явлениями, такими как звуки животных, падение на землю, непрекращающийся смех также появляются » [3] . И разоблачительная статья продолжается: « Современные языки имеют большинство общих черт с йогой, особенно в ее самой крайней форме, кундалини-йоге. На самом деле, в кундалини-йоге есть не только говорение на языках, но и другие явления, которые мы находим у более экстремальных харизматиков, такие как непрекращающийся смех, звуки животных, падение на землю и неспособность двигаться » [4] . Давайте уточним, что кундалини-йога — это экстремальная форма практики йоги, основанная на крайней сексуальности, и « цель практики — «пробудить» эту энергию и направить ее вверх через чакры (энергетические центры), чтобы достичь духовного пробуждения и более высокого сознания » [5] !

       После этого, как нам кажется, стало ясно, что дар Святого Духа « говорения на иных языках» древней Церкви не мог иметь никакой связи с современными явлениями «языков». Осуществление этого подлинного дара имело характер спокойствия, безмятежности, трезвости и, прежде всего, сознательного состояния . Это ясно видно в святых апостолах, которые, исполненные благодати Святого Духа, « говоря… о великом Божием» (Деян. 2:11), имели полную духовную ясность, говоря сердцам присутствующих, так что «все изумлялись и дивились» (Деян. 2:7).

      Напротив, явление « говорения на языках» у различных еретиков (древних и современных) не носит характер спокойного и в основном  сознательного состояния. Известно, и как мы читаем в приведенной выше цитате, что те, кто практикует эту «харизму », не только не обладают трезвостью, но начинают кричать, издавать нечленораздельные крики, дергать себя за волосы, пускать пену изо рта, шуметь и часто впадают в состояние экстаза, так что   не осознают своего существования! И даже тогда, поскольку мы сталкиваемся с подобными явлениями в группах внехристианской и оккультной сферы, возможно ли, что они отождествляются с духовной харизмой Церкви? Совсем наоборот!

      Как можно объяснить современный феномен «говорения на языках» среди неопротестантов и, в основном, среди пятидесятников?  С психологической точки зрения, это объясняется как групповой психоз последователей, после «пламенной» проповеди «харизматичного» оратора, как сильная имитация, поскольку «другие делают это, позвольте и мне сделать это, потому что я должен» . С религиозной точки зрения, как абсолютное подчинение религиозной группе, последователь которой должен принять все доктрины и добросовестно выполнять все ее практики. В этом случае последователи, отождествляя себя с группой, и поскольку «говорение на языках » определяет лояльность последователей к группе, должны практиковать его, даже если это не спонтанно! Наконец, с теологической точки зрения, не отвергая психологических и религиозных причин, мы можем считать, что это может быть также демоническим состоянием. И это потому, что, поскольку Божественная Благодать отсутствует в еретических группах, проникают демонические силы, навязывая верующим религиозных групп такие явления, которые они диктуют как «божественные », чтобы ввести их в заблуждение и держать в заблуждении! Есть даже свидетельства, что некоторые (в основном иностранцы) слышат богохульства на своем родном языке в залах еретиков, во время практики «говорения на языках» , что означает, что демоны хулят Бога, устами несчастных обманутых!  

      Мы завершаем наше объявление необходимым разъяснением, что наша критика современного явления «говорения на языках», которое практикуется в религиозных группах и общинах, за пределами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, то есть нашей Православной Церкви, не имеет целью принизить наших собратьев, которые принимают их принципы и решили интегрироваться в них, но показать им, руководствуясь любовью к каждому человеку, те заблуждения, которые отличают их от Церкви и лишают их возможности спасения. Осуществляя нашу пастырскую работу, мы показываем их как ловушки сатаны, который стремится помешать делу нашего спасения. В этом случае мы считаем, что явление «говорения на языках » чуждо Церкви и, следовательно, является работой « человекоубийцы от начала» (Иоанна 6:44) дьявола, еще одной из его смертельных ловушек, чтобы удерживать с помощью такого рода « чудесных» проявлений тех, кто введен в заблуждение и верующих и предан еретическим группам.

       В качестве сильного и громкого ответа заблуждающимся, считающим, что практика « языков» имеет для них первостепенное значение и якобы является «плодом» Святого Духа, мы цитируем важный отрывок из апостола Павла, в котором великий апостол придает «языкам » еще одно измерение, связывая его с катехизацией: «Благодарю Бога моего, что вы все говорите языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». И он продолжает, обличая явления беспорядка, которые происходят от ложных форм «языковедения» :  « Братья, не будьте детьми закона, но будьте детьми во зле и в законе будьте совершенны. В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, и не послушают Меня», говорит Господь » (1 Кор. 14:19-21). В другом случае он указал, что Святой Дух не говорит с сердцами Своих истинно верующих шумным и беспорядочным образом, но, « Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии... Также и Дух сострадает нам в немощах наших. Ибо когда молимся о чем не знаем, Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, что Он ходатайствует за святых по Богу » (Рим. 8:14-16, 26, 27)! И « невысказанные воздыхания » — это не что иное, как мирное внутреннее, невынесенное наружу переживание присутствия Святого Духа в «святых» , то есть в истинно верующих, освященное переживание, диаметрально противоположное шумным и беспорядочным проявлениям «языкоговорения» еретиков!

Из Отдела по ересям и парарелигиям

Священной Пирейской Митрополии

 


[1] https://pisteuo.gr/%CF%80%CE%B5%CE%BD%CF%84%CE%B7%CE%BA%CE%BF%CF%83%CF%84%CE%B9%CE%B1%CE%BD%CE%BF%CE%AF/

[3] https://pisteuo.gr/%CF%80%CE%B5%CE%BD%CF%84%CE%B7%CE%BA%CE%BF%CF%83%CF%84%CE%B9%CE%B1%CE%BD%CE%BF%CE%AF/

[4] Где выше



Подписка на новости

Последние обновления

События