Бесѣда на Вознесеніе Господне [1].
Послѣ воскресенія изъ мертвыхъ Спаситель денми четыредесятми являлся ученикамъ (Дѣян. 1, 3). Но Онъ былъ доступенъ видѣнію ихъ только одиннадцать разъ, и это — естественно: учениковъ было одиннадцать, и Онъ совершилъ одиннадцать явленій. Гдѣ же доказательство того, что Онъ былъ видимъ только одиннадцать разъ? Это можно видѣть изъ слѣдующаго. Первый разъ Господь явился Маріи у гроба и остальнымъ женамъ (Марк. 16, 9; Іоан. 20, 11. 14-17; Матѳ. 28, 5), какъ и предвозвѣстилъ Исаія, призывая женъ и говоря: жены грядущія съ позорища пріидите (Ис. 27, 11), возвѣстите намъ (Матѳ. 28, 10). Потомъ онъ явился Петру (1 Кор. 15, 5), послѣ — Клеопѣ и другому ученику, когда они совершали путь въ Еммаусъ, хотя они и не узнали Его, и въ преломленіи хлѣба, когда Онъ открылся имъ (Лук. 24, 13-35), затѣмъ — десяти, въ отсутствіе Ѳомы сущу поздѣ въ день той (Іоан. 20, 19), послѣ — одиннадцати, когда и Ѳома присутствовалъ и былъ въ числѣ учениковъ (Іоан. 20, 26), потомъ явися болѣ пятисотъ братіямъ единою, какъ возвѣщаетъ Павелъ, добавляя, что отъ нихже множайшіи пребываютъ доселѣ (1 Кор. 15, 6), еще — явился Іакову, какъ и объ этомъ учитъ Павелъ (1 Кор. 15, 7), потомъ — семи при морѣ Тиверіадскомъ, т. е. Петру и Ѳомѣ и Наѳанаилу, Іакову и Іоанну и двоимъ другимъ изъ учениковъ Его (Іоан. 21, 1-2), послѣ — всѣмъ Апостоламъ, т. е. семидесяти (1 Кор. 15, 7), далѣе — на горѣ Галилейской, аможе повелѣ имъ Іисусъ (Матѳ. 28, 16), и наконецъ, на горѣ Елеонской, гдѣ было и вознесеніе.
Изъ евангелистовъ только одинъ Лука подробно разсказывалъ о вознесеніи (Лук. 24, 36-52), и онъ же опять съ этого событія началъ излагать Дѣянія святыхъ Апостоловъ (Дѣян. 1, 2-12). Ибо Евангеліе Матѳея имѣетъ слѣдующее окончаніе: Единіинадесяте ученицы идоша въ Галилею, въ гору, аможе повелѣ имъ Іисусъ. И видѣвше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступль Іисусъ рече имъ: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ: и се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка. Аминь(Матѳ. 24, 16-20). Такимъ образомъ евангелистъ Матѳей ничего не прибавляетъ о вознесеніи. Маркъ хотя и упоминаетъ о немъ, но какъ бы мимоходомъ, говоря: Господь убо, по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо и сѣде одесную Бога (Марк. 16, 19), и не сообщаетъ ни о мѣстѣ, ни о способѣ, ни о другомъ какомъ-либо существенномъ признакѣ столь важнаго событія. Евангеліе Іоанна въ концѣ своемъ не излагаетъ исторіи вознесенія, а только знаменательно прибавляетъ: суть же и ина многа, яже сотвори Іисусъ, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему міру вмѣстити пишемыхъ книгъ. Аминь (Іоан. 21, 25). Такимъ образомъ, только одинъ Лука, какъ сказано, болѣе подробно изложилъ въ концѣ своего Евангелія исторію вознесенія и это же событіе поставилъ въ началѣ Дѣяній святыхъ Апостоловъ.
Христосъ повелѣ Апостоламъ отъ Іерусалима не отлучатися, но ждати обѣтованія Отча, еже слышасте отъ Мене (Дѣян. 1, 4). Что Спаситель говорилъ Апостоламъ о семъ, — это ясно, ибо Онъ сказалъ: восхожду ко Отцу моему (Іоан. 20, 17), и Азъ умолю Отца и послетъ вамъ Утѣшителя (Іоан. 14, 16. 26). А гдѣ Отецъ обѣтовалъ? Въ Евангеліи обѣтованіе Отца не находится. Конечно, ясно, что оно имѣется у пророковъ, какъ свидѣтельствуетъ Павелъ, говоря: Павелъ рабъ Іисусъ Христовъ, званъ Апостолъ, избранъ въ благовѣстіе Божіе, еже прежде обѣща пророки своими въ писаніихъ святыхъ, о Сынѣ Своемъ (Рим. 1, 1-3). Итакъ, обѣщавъ прежде благовѣстіе, Отецъ обѣтовалъ дать и Духа Святаго. И чрезъ пророка Богъ сказалъ: въ послѣднія дни, глаголетъ Господь Вседержитель (Дѣян. 2, 17), излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прорекутъ сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сонія узрятъ, и юноши ваши видѣнія увидятъ, ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излію отъ Духа Моего (Іоил. 2, 28-29). Вотъ обѣтованіе, а сошествіе произошло тогда, когда Духъ Святый, въ видѣ огненныхъ языковъ, почилъ по одному на каждомъ изъ учениковъ, и они начали прославлять величіе Божіе (Дѣян. 2, 2-12). Что Отецъ говоритъ это, а не Сынъ, ясно вытекаетъ изъ слѣдующихъ словъ: и дамъ, говоритъ, чудеса на небеси вверху и на земли внизу, кровь и огнь (Іоил. 2, 30), — кровь, которая истекла изъ ребра Господа послѣ смерти (Іоан. 19, 34), и огонь, который, какъ сказано, былъ раздѣленъ Апостоламъ (Дѣян. 2, 3). И солнце, говорится далѣе, обратится во тьму и луна въ кровь, прежде неже пріити дню Господню великому и просвѣщенному (Іоил. 2, 31), т. е. дню Сына. А что это сказано Отцемъ, а не пророкомъ, о семъ свидѣтельствуетъ начало изреченія, которое говоритъ: въ послѣднія дни, глаголетъ Господь, излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прочее: ясно, что здѣсь разумѣется не пророкъ, который подобенъ намъ, но Господь Богъ и Отецъ, посылавшій его.
Мы знаемъ, что Апостолы получили крещеніе прежде страданія Христа, именно крещеніе Іоанна. А Спаситель до страданія Своего не давалъ другого крещенія, чтобы не уничтожить проповѣди Іоанна и не дать повода іудеямъ возражать, что Онъ, вслѣдствіе высокомѣрія предъ Крестителемъ, ввелъ Свое крещеніе. Христосъ восполняетъ недостающее, но не крещеніемъ водою, но крещеніемъ Духомъ, какъ и Самъ говоритъ: вы имате креститися Духомъ Святымъ, не по мнозѣхъ сихъ днехъ (Дѣян. 1, 5), т. е. черезъ десять дней. Эти десять дней, очевидно, были назначены для укрѣпленія вѣры Апостоловъ, ибо въ то время, какъ благодать почивала и не исполнялось ни одно изъ обѣтованій, вѣра ихъ упражнялась и надежда получала возможность принести несомнѣнный плодъ. Итакъ, креститься Духомъ Святымъ равносильно полученію Духа Святаго. Апостолы до страданія Господа были крещены не Духомъ, но водою, и это очищеніе было во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 3), но не для общенія съ Духомъ Святымъ. А что Іоаннъ крестилъ и Апостоловъ, это дѣлаетъ яснымъ Господь въ рѣчи къ Петру, не соглашавшемуся на умовеніе ногъ, сказавши: измовенный не требуетъ, токмо нозѣ умыти, есть бо весь чистъ (Іоан. 13, 10). Этими словами Господь показалъ, что не только Петръ, но и остальные Апостолы, нуждающіеся только въ умовеніи ногъ, омыты крещеніемъ Іоанна. Итакъ, Спаситель не отвергъ крещеніе покаянія и во оставленіе грѣховъ, совершавшееся Іоанномъ (Лук. 3, 2-3), но усовершилъ, присоединивъ полученіе дара Духа Святаго (Дѣян. 2, 38).
Можно думать и говорить, что крещеніе Предтечи содѣлывало отпущеніе грѣховъ, но не всѣхъ, какъ не давали его и законные обряды и жертвы. Ибо ни законъ, ни крещеніе Іоанна не давали очищенія ни отъ намѣреннаго убійства (Числ. 35, 20), ни въ томъ случаѣ, если кто нибудь разстраивалъ чужой бракъ, ни отъ того, что участникамъ преступленія вызывало, какъ наказаніе, страшный оный и небесный огонь (Быт. 19, 24-25), ни отъ многихъ другихъ позорныхъ и подобныхъ дѣлъ, но за всѣ эти преступленія законъ назначилъ судіею мечъ; крещеніе же Іоанна приводило къ общенію и спасенію, которое было гораздо выше свойственной крещенію силы (Лук. 3, 16). Посему и Спаситель нашъ, порицая жестокосердіе и упорство фарисеевъ, возвѣщая, что они имѣли мысли болѣе дурныя и неправильныя, чѣмъ мытари и блудницы, и вмѣстѣ поучая, кто можетъ отвратиться отъ грѣха и отъ какихъ именно прегрѣшеній можетъ избавиться, говоритъ: пріиде къ вамъ Іоаннъ Креститель путемъ праведнымъ, и не вѣровасте ему; мытари же и любодѣйцы вѣроваша ему; вы же видѣвше не раскаястеся послѣди, вѣровати ему (Матѳ. 21, 32). Такимъ образомъ Іоаннъ посредствомъ крещенія могъ для искренно покаявшихся содѣлывать очищеніе отъ неправильнаго взиманія сборовъ, отъ блуда и подобныхъ грѣховъ, но не избавлялъ отъ скверны преступленій ни разбойниковъ, ни гробокопателей, ни другихъ тайныхъ грѣшниковъ, которые и не имѣли смѣлости явиться и исповѣдать грѣхи свои (Матѳ. 3, 6), потому что сознаніе шло имъ на встрѣчу, угрожало наказаніемъ законовъ и не позволяло открываться предъ другими.
Еслибы Духъ не былъ Богъ и еслибы Онъ не былъ источникомъ божественной благодати, то какимъ образомъ облекшіеся въ божественное одѣяніе, во Христа, облекаются и въ частное, одѣяніе Духа? Ибо если Апостолъ пишетъ — елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), а Спаситель говоритъ — вы же сѣдите во градѣ Іерусалимѣ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49), нашедшу Святому Духу на вы (Дѣян. 1, 8), то какъ, во время божественнаго одѣянія, мы облекаемся и въ рабское? Итакъ, ясно, что то и другое одѣяніе равночестно и даруетъ одну и ту же силу благодѣянія и благодати. Духъ Святый называется облеченіемъ вѣрныхъ не какъ платье, но въ томъ смыслѣ, какъ огонь обнимаетъ желѣзо и бываетъ весь во всемъ. Такъ и мы облекаемся во Христа, равно какъ и въ Духа Святаго, не какъ въ одежду, совнѣ на насъ находящуюся, но въ томъ смыслѣ, что сердце и помыслы наши исполнены свѣта и лицо — благодати.
И Апостолы взирающе бяху на небо, идущу Ему (Дѣян. 1, 10). Не сказано — когда Господь возносился, но когда восходилъ, ибо плотію Онъ вознесеся (Дѣян. 1, 22), а могуществомъ восходилъ. Ангелы называютъ учениковъ Галилеянами (Дѣян. 1, 10-11), восхваляя ихъ, ибо Галилеяне означаетъ откровенные. Христосъ въ Канѣ Галилейской совершилъ первое чудо (Іоан. 2, 11) и тамъ явилъ и открылъ славу Свою. Посему и пророкъ Исаія предвозвѣстилъ: восплакася земля, посрамленъ Ливанъ, блато бысть Саронь, явлена будетъ Галилея и Хермель (Ис. 33, 9). И Илія, какъ рабъ, бысть взятъ на воздушную высоту, но не на небо, а яко на небо (4 Цар. 2, 11). Господь же, какъ Владыка всяческихъ, не яко на небо вознесеся, но дѣйствительно на небо вознесся.
Илія былъ взятъ посредствомъ огненныхъ коней (4 Цар. 2, 11), т. е. ангельской силы, облекшейся въ этотъ образъ; такое пониманіе событія показываетъ, что пророкъ совершитъ свое воздушное восхожденіе не выше неба, но, достигнувъ его, остановится въ своемъ необыкновенномъ вознесеніи, ибо огонь не можетъ проникнуть выше неба, и тяжесть коней не дастъ возможности всаднику проѣхать весь небесный сводъ. Христосъ же, общій Владыка и Богъ нашъ, дориносимый ангелами, совершаетъ небесное, превышающее всякій умъ и разумѣніе, восхожденіе, а явленіе ангеловъ показываетъ, что между вознесеніемъ Господа и раба должно какъ мыслить, такъ и видѣть большое и многое различіе.
Итакъ, намъ достаточно только раздавшагося голоса безплотныхъ, которые, въ то время какъ сонмъ Апостоловъ смотрѣлъ на общаго Владыку и Господа нашего, возносящагося на небо вмѣстѣ съ воспринятою имъ человѣческою плотію, изумлялся и удивлялся, вдругъ явились предъ ними и ясно сказали: что стоите зряще на небо? Сей Іисусъ вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). Онъ восходилъ, очевидно, для того, чтобы возсѣсть на Отчее лоно вмѣстѣ съ воспринятою имъ человѣческою плотію, какъ и прежде на землѣ Онъ былъ видимъ, нося одѣяніемъ плоть (2 Кор. 5, 16) и принявъ образъ человѣка (Флп. 2, 7). Итакъ, и опять онъ явится въ томъ же самомъ видѣ и съ той же природою, чтобы достигли познанія о всеобщемъ Владыкѣ, какъ утверждаетъ священное предсказаніе. И тогда кому (явится)? Не людямъ обыкновеннымъ, и не тѣмъ, кои въ малой степени превосходятъ другихъ людей въ Божественномъ одушевленіи и въ высотѣ созерцанія, а равно и остальными добродѣтелями, но только тѣмъ, которые изъ всего человѣческаго рода Самимъ Создателемъ были предназначены служить исперва самовидцы и слуги Словесе (Лук. 1, 2). Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Переложеніе на русскій языкъ съ греческаго текста, помѣщеннаго въ изданіи — Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἠμῶν Φοτίου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως λόγοι ϰαὶ ὁμιλίαι ὀγδοήϰοντα τρεῖς, ἐϰδίδοντος Σ. Ἀριστάρχου. Τόμος πρῶτος, σελ. 203-212. Κωνσταντινούπολις. 1901. По мнѣнію издателя, настоящая бесѣда была произнесена знаменитымъ витіею 12-го мая 858 года.
Источникъ: Бесѣда на Вознесеніе Господне святѣйшаго Фотія, патріарха Константинопольскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 635-639.