Слово въ недѣлю Ваій [1].
Братіе! Нынѣ съ большимъ, противъ обыкновеннаго, усердіемъ вы собрались въ церковь и съ радостію держите въ рукахъ древесныя вѣтви. Но поелику, не вѣдая цѣли и значенія того, чтó совершаете, вы останетесь безъ пользы: то почитаю нужнымъ повторить нынѣ чтенное Евангеліе. Въ Евангеліи было говорено, что Спаситель нашъ, входя въ Іерусалимъ, за пять дней до Своихъ страданій, на горѣ Елеонской возсѣлъ на жребя, — и что, услышавъ о шествіи Его, народъ вышелъ къ Нему на встрѣчу съ пальмовыми вѣтвями, и когда стали приближаться къ подошвѣ горы, то сопутствующіе Ему отъ радости начали славословить Бога. Послѣ сего до вечера четвертка, когда послѣ вечери Господь былъ проданъ, Онъ каждодневно училъ народъ во храмѣ, а ночи проводилъ на горѣ Елеонской.
Первѣе всего надлежитъ замѣтить день, въ который Іисусъ Христосъ вошелъ во Іерусалимъ. Это былъ десятый день мѣсяца, въ который избирался агнецъ пасхальный, коего заколали израильтяне въ четырнадцатый день мѣсяца. Слѣдовательно, Христосъ — истинный Агнецъ, Который долженъ былъ принять распятіе въ пятокъ, вошелъ во Іерусалимъ въ тотъ день, въ который избирался прообразовательный агнецъ.
Далѣе, нѣжная матерь наша — святая Церковь повелѣваетъ и намъ, по примѣру встрѣчавшихъ тогда Іисуса Христа, постилать Ему одежды по пути и рѣзать вѣтви древесныя, — только духовнымъ образомъ. Нынѣ жребя замѣняетъ всякая праведная душа: на ней нынѣ Господь входитъ во Іерусалимъ, когда, обитая въ душахъ нашихъ, возбуждаетъ въ нихъ отвращеніе отъ міра и любовь къ горнему отечеству. Одежды по пути мы постилаемъ предъ Господомъ тогда, когда, уготовляя Ему путь къ себѣ, смираемъ тѣла наши воздержаніемъ; а вѣтви древесныя мы пріимемъ, если, возлюбивъ добродѣтели святыхъ, уготовимъ Господу путь къ себѣ; ибо чѣмъ другимъ были Авраамъ, Іосифъ, Давидъ и дрочіе праведники, — чѣмъ другимъ, какъ не плодоносными древами въ церкви Божіей. Итакъ, если мы желаемъ достигнуть вѣчнаго спасенія, то, научимся у Авраама послушанію, у Іосифа цѣломудрію, у Давида смиренію; и поелику пальма есть знаменіе побѣды, то мы будемъ держать пальмовыя вѣтви въ рукахъ своихъ тогда, когда, воспѣвая побѣдныя пѣсни, будемъ стараться побѣдить діавола добродѣтельною жизнію: ибо напрасно держитъ пальмовыя вѣтви въ рукахъ тотъ, кого лестію одолѣваетъ діаволъ.
Знайте, наконецъ, и то, что какъ худо мы поступаемъ, когда не возвѣщаемъ вамъ таинъ Спасителя нашего: такъ и вы поступаете худо, если не уважаете ихъ должнымъ образомъ. Посему, чѣмъ болѣе приближается праздникъ Пасхи, тѣмъ болѣе потщимся уготовить себя, очищаясь отъ ненависти, зависти, злорѣчія, хулы, ссоръ, дабы намъ достойно праздновать день Господень. Простимъ согрѣшившимъ противъ насъ, дабы и намъ Господь простилъ наши грѣхи. Осквернитъ Пасху тотъ, кто будетъ питать злобу хотя бы противъ одного человѣка: поелику таковый чрезъ причащеніе не оживетъ съ Петромъ, но умретъ съ Іудою, отъ чего да избавитъ насъ создавшій и возсоздавшій насъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, сый во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] См. Bibliot. Patr. Concionator. Fr. Combefis. Parisiis. 1662 ann., tom. III, pag. 385-386, ср. «Воскресн. Чтен.» IX (1845-46), 468-469 стр.
Источникъ: Слово въ недѣлю Ваій. Иже во святыхъ отца нашего Амвросія, епископа Медіоланскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 12. — 24 Марта 1901 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 419-420.