(Часть 1-я. Пер. архим. Амвросія (Погодина). Монреаль, 1968).
Бесѣды, относящіяся преимущественно къ періоду Постной Тріоди.
На Евангеліе о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о милосердіи и благотвореніи.
Въ предыдущее воскресеніе притчей о спасенномъ блудномъ сынѣ Церковь творила памятствованіе несравненнаго человѣколюбія Божія по отношенію къ намъ. Въ настоящее же воскресеніе она учитъ о страшномъ Судѣ Божіемъ, содержа прекрасный строй и слѣдуя пророческимъ словамъ, ибо говорится: «Милость и судъ воспою Тебѣ Господи» (Пс. C, 1), и — «Единою глагола Богъ: двоя сія слышахъ, зане держава Божія, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его» (Пс. LXI, 12). Итакъ, милосердіе и долготерпѣніе Божіе предшествуетъ Его Суду, ибо, Богъ обладающій и охватывающій въ Себѣ всякую добродѣтель, сущій справедливый и вмѣстѣ милостивый, поскольку милосердіе не сочетается съ безпристрастной справедливостью суда, по написанному: «Да не пощадишь нищаго на судѣ», — справедливо распредѣлилъ время и для того и для другого, установивъ настоящее время — какъ вѣкъ милосердія, а будущее — какъ вѣкъ воздаянія. Посему все совершаемое въ Священной Церкви установлено Благодатію Святаго Духа такимъ образомъ, чтобы научить насъ, еще здѣсь, въ этой жизни находящихся, проявлять тщаніе, для стяжанія вѣчной милости и содѣланія себя достойными Божественнаго человѣколюбія.
Мы недавно, взявшись, говорили о несравненномъ милосердіи Божіемъ къ намъ; сегодня же намъ предлежитъ слово о Второмъ Пришествіи Христовомъ и связанномъ съ нимъ /с. 46/ трепетнѣйшемъ Судѣ, и о тѣхъ непостижимыхъ вещахъ, которыя должны будутъ совершиться изъ-за него, которыя ни глазъ не видѣлъ, ни ухо не слышало, ни на сердце человѣка, не озаренное Божественнымъ Духомъ, не всходили, но которыя превосходятъ не только человѣческія ощущенія, но и — умъ и разумъ человѣческій. Ибо хотя Онъ — все вѣдущій и имѣющій судить всю землю, учитъ насъ о семъ, однако снисходитъ къ нашей возможности разумѣнія, представляя соотвѣтствующія понятія. Посему и: «молнія», «облака», «трубный звукъ», «престолъ» и подобное сему вводится, хотя, согласно Его возвѣщенію, мы ожидаемъ новыя небеса, когда нынѣшнія измѣнятся. Если же только сказанное, и то сказанное такимъ образомъ, — доступно пониманію исполняетъ душу разумно слушающихъ страхомъ и трепетомъ, то что же будетъ тогда, когда это будетъ самой вещью совершаться?! Каковымъ же подобаетъ намъ быть въ святомъ поведеніи и благочестіи, ожидающимъ день Пришествія Божія, по причинѣ котораго, какъ говоритъ божественный Петръ: «Небеса убо съ шумомъ мимоидутъ, стихіи же сжигаемы разорятся, и опаляемы растаются, земля же и яже на ней дѣла, сгорятъ» (2 Петр. III, 10, 12)?! Прежде же сего, на краткое время, для борьбы съ вѣрой допущены будутъ поношеніе и тягчайшій приходъ антихриста, и если бы они не прекратились, то не спаслась бы никакая плоть, какъ возвѣщаетъ Господь въ Евангеліяхъ. Посему Онъ и увѣщаваетъ близкихъ Ему, говоря: «Итакъ, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избѣжать всѣхъ сихъ будущихъ бѣдствій, и предстать предъ Сына Человѣческаго».
Итакъ, все это приводитъ въ сильный трепетъ. Но для тѣхъ, которые проводятъ свою жизнь въ невѣріи и неправедности и безпечности, угрожаетъ еще болѣе страшное, чѣмъ то, о чемъ говорилось. Такъ и Самъ Господь говоритъ: «Тогда восплачутся вся колѣна земная». Племена же земныя, это — тѣ, которыя не покорялись Пришедшему съ небесъ, и не знали и не призывали Небеснаго Отца. Они по качеству своихъ дѣлъ никакъ не могутъ быть отнесенными къ Его племени. И еще: «Яко сѣть найдетъ день той на вся сидящія на лицѣ всея земли», т. е. на тѣхъ, которые въ объяденіи, и пьянствѣ, и въ нѣгѣ, и житейскихъ заботахъ къ землѣ и къ земному пригвоздили себя и всецѣло отдались тому, что угождаетъ чувственности: богатству, славѣ и услажде/с. 47/нію; чрезъ выраженіе «лицо земли» — Онъ далъ понять въ чемъ представлялась ихъ радость; говоря же, что они «сидятъ», Онъ обозначилъ ихъ упорную и ставшую ихъ природой косность. Этими словами Онъ сочетаетъ съ нечестивцами и тѣхъ, которые безъ покаянія до конца пребываютъ въ грѣхѣ, какъ и Исаія до того говорилъ: «Сожгутся беззаконницы и грѣшницы вкупѣ, и не будетъ угашаяй» (Ис. I, 31). — «Наше бо житіе на небесѣхъ есть, отонудуже и Спасителя ждемъ», говоритъ Апостолъ (Фил. III, 20); и — «Вы не отъ міра сего», сказалъ Господь Своимъ ученикамъ, которымъ еще говоритъ и — «Начинающимъ же симъ бывати, восклонитеся, и воздвигните главы ваша: зане приближается избавленіе ваше» (Лк. XXI, 28). Видите ли, какъ живущіе о Христѣ исполняются радости и неизрѣченной увѣренности потому, чтó немедленно послѣдуетъ за сими событіями; а живущіе по плоти — стыда и унынія? Посему и Павелъ восклицаетъ, говоря: «Богъ воздастъ коемуждо по дѣломъ его: овымъ убо по терпѣнію дѣла благаго, славы и чести и нетлѣнія ищущимъ, животъ вѣчный: а иже по рвенію противляются убо истинѣ, повинуются же неправдѣ, ярость и гнѣвъ. Скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка творящаго злое» (Рим. II, 6-9). Такъ и когда во времена Ноя, грѣхъ умножился и возобладалъ почти надъ всѣми людьми, пришелъ потопъ отъ Бога, уничтожившій все живое, и только этотъ Праведникъ былъ сохраненъ со всѣмъ своимъ домомъ для вторичнаго рожденія міра. И послѣ сего опять безмѣрно разросшееся зло Богъ частично пресѣкалъ: огнемъ сжегши содомлянъ, въ морѣ же ужасно потопивъ людей фараона, вседерзкій же родъ іудеевъ истребляя голодомъ, и мятежами, и болѣзнями, и суровыми карами. Но употребивъ болѣзненныя лѣкарства и врачеванія, общій Врачъ человѣческаго рода не упустилъ, воистину, и того, что легко помогаетъ и сочетанно съ радостью, а именно: Онъ возставилъ Отцевъ, явилъ Пророковъ, совершалъ знаменія, далъ Законъ, послалъ Ангеловъ. Поскольку же предъ лицемъ неудержимаго напора нашего зла и это было безсильно, то Само великое Врачество, полагающее конецъ великимъ грѣхамъ, Само Слово Божіе, склонивъ небеса, пришло на землю, ставъ во всемъ тѣмъ, за исключеніемъ грѣха, что и мы, въ Самомъ Себѣ упразднило грѣхъ, и укрѣпивъ насъ, притупило его жало, и Крестомъ посрамило начальниковъ и сотрудникопъ его, смертью уничтоживъ имѣющаго державу смерти.
/с. 48/ И какъ во дни Ноя, Господь потопилъ грѣшниковъ водою, такъ затѣмъ грѣхъ Онъ потопилъ Своею праведностію и благодатію, воздвигнувъ Себя безсмертнымъ, какъ бы нѣкое Сѣмя и Начатокъ вѣчнаго міра, являя въ Себѣ примѣръ и наглядность Воскресенія, на которое мы неложно надѣемся. Воскресши же и вознесшись на небеса, Онъ послалъ Апостоловъ во всю вселенную, выставилъ безчисленный строй Мучениковъ, выдвинулъ множество Учителей, явилъ Церковь Святыхъ. Поскольку же все совершивъ и ничего не оставивъ несдѣланнымъ изъ того, что нужно было сдѣлать, Онъ увидѣлъ, что зло, по свободному нашему произволенію, до такой степени возрастаетъ, лучше же сказать, — увидитъ, что оно достигаетъ наивысшей степени, такъ что люди, оставивъ самого истиннаго Бога и самого истиннаго Христа, поклонятся тогда антихристу и послушаютъ его. Тогда Самъ Онъ сойдетъ съ небесъ съ силою и славою многой, уже исполненный не долготерпѣнія, но имѣющій покарать тѣхъ, которые, по причинѣ злыхъ дѣлъ, сокровиществовали себѣ гнѣвъ Божій, въ то время, когда эта земная жизнь была временемъ долготерпѣнія Его; и, какъ сгнившій членъ, отсѣкнувъ и предавъ огню неизлѣчимыхъ, Онъ близкихъ Ему, искупивъ отъ оскорбительнаго отношенія и совмѣстной жизни со злыми людьми, сдѣлаетъ ихъ наслѣдниками небеснаго царства.
Немедленно послѣ отвратительной антихристовой дерзости, Содержащій все приведет все въ потрясеніе, согласно сказанному чрезъ Пророка: «Къ тому же заразъ Я потрясу не только землю, но и небо» (ср. Агг. II, 21). Итакъ, Онъ потрясетъ міръ, и расторгнетъ высочайшій предѣлъ всего, и совьетъ небесный сводъ, и землю примѣшаетъ огню, и разрушитъ все. Съ высоты, какъ бы нѣкіе несмѣтные удары молній, пошлетъ Онъ множество звѣздъ на головы боготворящихъ лукаваго. Прежде всего съ той цѣлью, чтобы повѣрившіе антихристу отрезвились отъ тѣхъ обольщеній, которыя опутали ихъ умъ. Затѣмъ Онъ явится съ неизрѣченною славою и слышнымъ для всѣхъ голосомъ трубы оживитъ всѣхъ отъ вѣка усопшихъ, какъ нѣкогда оживилъ Онъ нашего Праотца дуновеніемъ Своимъ, и представитъ ихъ живыми предъ Собою. А нечестивыхъ не на судъ Онъ приведетъ, ни однимъ словомъ не удостоитъ ихъ: потому что, согласно Писанію, не на судъ воскреснутъ нечестивые, но — на осужденіе.
Представитъ же Онъ на судъ все наше, согласно прочитан/с. 49/нымъ сегодня евангельскимъ словамъ. Ибо говорится: «Егда пріидетъ Сынъ Человѣческій въ славѣ Своей, и всѣ святіи Ангели съ Нимъ»; такъ въ первомъ Его пришествіи слава Его Божества была скрыта подъ плотью, которую отъ насъ ради насъ Онъ воспринялъ; нынѣ она скрывается въ нѣдрахъ Отца на небѣ вмѣстѣ съ обожествленной плотію; тогда же откроется вся Его слава: ибо отъ востока до запада она явится сіяющей и озаряющей концы вселенной лучами Божества, при звучаніи всемірной и животворящей трубы и вмѣстѣ съ ней созывающей все къ Нему. И раньше Онъ невидимо принуждаетъ Ангеловъ, удерживая ихъ рвеніе противъ богоборцевъ, а потомъ Онъ явно пріидетъ и не премолчитъ, но и съ презрѣніемъ отвергнетъ непокорныхъ и предастъ ихъ мукамъ.
Итакъ, «Егда пріидетъ Сынъ Человѣческій въ славѣ Своей, и вси святіи Ангели съ Нимъ, тогда», — говорится, — «сядетъ на престолѣ славы Своея». Такимъ же образомъ и Даніилъ и предвидѣлъ и предсказалъ; потому что онъ говоритъ: Се престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде... и видѣхъ яко Сынъ Человѣческій идяше на облацѣхъ небесныхъ, и даже до Ветхаго денми дойде, и Тому дадеся всякая честь и власть; тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему (Дан. VII, 9, 10, 13). Созвучно сему — и Святое Евангеліе: «тогда», — говорится, — «соберутся предъ Нимъ вси языцы, и разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ». «Овцами» — Онъ называетъ праведныхъ, какъ кроткихъ и добрыхъ и ходившихъ гладкимъ и Имъ проложеннымъ путемъ добродѣтелей и какъ уподобившихся Ему: ибо и Самъ Онъ былъ наименованъ Агнцемъ Пророкомъ и Крестителемъ, говорящимъ : «Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра» (Іоан. I, 29). «Козлищами» же Онъ именуетъ грѣшниковъ, какъ наглыхъ и безпутныхъ и сбрасываемыхъ съ обрывовъ грѣха. И первыхъ, какъ дѣлающихъ правыя дѣла, Онъ поставитъ по правуюсторону, а тѣхъ, которые не таковы, какъ оные, — на лѣвую сторону. «Тогда речетъ Царь», говоритъ Онъ, и не прибавилъ какой Царь или надъ чѣмъ Царь, ибо нѣтъ инаго Царя, кромѣ Него: ибо если здѣсь и есть много царей и владыкъ, но только одинъ есть истинно Господь, одинъ — Царь, Владыка надъ всей природой. Итакъ, тогда единый Царь скажетъ находящимся по правую сторону отъ Него: «Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра».
/с. 50/ Воистину, это-то и было цѣлью отъ начала сложенія міра и ради этой-то цѣли было оное небесное и древнѣйшее намѣреніе Отца, согласно которому, «Великаго совѣта Отца Ангелъ» сотворилъ живого человѣка не только по образу, но и по подобію Своему, дабы нѣкогда онъ возмогъ вмѣстить въ себѣ величіе Божественнаго Царства, блаженство Божественнаго Наслѣдія, совершеннѣйшее Благословеніе Небеснаго Отца, чрезъ которое все видимое и невидимое пришло въ бытіе. Ибо Онъ не сказалъ: отъ сложенія чувственнаго міра, но просто — «міра», какъ небеснаго, такъ и земнаго. Но не только это, но и неизрѣченное истощаніе и Богочеловѣческій образъ жизни, спасительныя Страсти, всѣ Таинства, которыя предусмотрительно и премудро устроены, имѣли ту цѣль, чтобы вѣрный въ настоящей жизни, благодаря имъ услышалъ отъ Спасителя: «Добре, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю; вниди въ радость Господа твоего» (Мѳ. XXV, 21). Итакъ, войдите, — говоритъ, — наслѣдуйте наступившій и пребывающій и небесный міръ, вы, которые, по Моему совѣту, благородно пользовались земнымъ, тлѣннымъ и мимотекущимъ міромъ: ибо — «взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: страненъ бѣхъ, и введосте Мене: нагъ, и одѣясте Мя: болѣнъ, и посѣтисте Мене: въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ».
Спрашивается здѣсь: почему Онъ упомянулъ только милостыню, ради которой далъ благословеніе и наслѣдіе Царства? — Но для слушающихъ съ разумѣніемъ — ясно, что не только одну ее Онъ упомянулъ; ибо дѣятелей ея Онъ выше наименовалъ «овцами», и этимъ наименованіемъ засвидѣтельствовалъ имъ ихъ подобіе Ему и всякую добродѣтель, а также и то, что они постоянно были готовы ради добра идти на смерть, какъ и Самъ Онъ, какъ написано, «яко овча на заколеніе ведеся и яко агнецъ предъ стрегущимъ его безгласенъ» (Ис. LIII, 7). И вотъ такимъ-то людямъ Онъ въ добавленіе громко свидѣтельствуетъ благотвореніе: ибо тому, кто имѣетъ наслѣдовать оное вѣчное Царство, оно должно быть присуще, какъ проявленіе и плодъ любви и какъ бы нѣкая, лежащая надъ всѣмъ глава всѣхъ добродѣтелей; что Господь явилъ и чрезъ притчу о десяти дѣвахъ. Ибо не всѣ случившіяся тутъ были введены на божественный бракъ, но — именно тѣ, что были украшены дѣвствомъ, которое не будетъ успѣшно соблюдено до конца, если при этомъ не будетъ наличія аскетизма, воздержанія и /с. 51/ многихъ и тяжкихъ подвиговъ о добродѣтели. Кромѣ того, конечно, дѣвы, держащія въ рукахъ свѣтильники, т. е. свой умъ и ввѣренное ему познаніе, дѣятельность души, — что образно представляется какъ «руки», — поднимающія и поддерживающія и въ теченіе всей жизни посвящающія Богу и дѣлающія ихъ подобными свѣтильникамъ. Долженствуетъ также быть и достаточно елея, дабы они пребыли горящими. Елей же — это любовь, которая есть верхъ добродѣтелей. Какъ если бы ты положилъ основаніе и поставилъ стѣны, а не наложилъ бы крышу, этимъ всю работу сдѣлалъ бы безполезной, такъ и если ты стяжалъ бы всѣ добродѣтели, но при этомъ не стяжалъ любви, то этимъ всѣ оныя добродѣтели ты сдѣлалъ бы безполезными и напрасными; но — и кровля дома не можетъ быть наложена без наличія поддерживающихъ ее снизу стѣнъ.
Итакъ, Господь даруетъ наслѣдіе Царства тѣмъ, которые иныя добродѣтсли запечатлѣли любовью; либо своей безупречной жизнью къ ней притекли, либо чрезъ покаяніе нашли въ ней убѣжище; первыхъ изъ нихъ я именую «сынами», какъ хранителей таинственнаго возрожденія отъ Бога; вторыхъ же — называю «наемниками», какъ, благодаря многовиднымъ слезамъ покаянія и смиренія, вновь получившихъ благодать, какъ бы нѣкую плату (за ихъ трудъ). Посему, изложивъ ранѣе въ божественныхъ Евангеліяхъ то, что относится къ суду, онъ затѣмъ привелъ относящееся къ любви, какъ усовершенствующей или возбуждающей къ перечисленнымъ выше добродѣтелямъ (благотворенія). Но праведные въ отвѣтъ скажутъ: «Господи, когда Тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напоихомъ? Когда же Тя видѣхомъ странна, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? Когда же Тя видѣхомъ боляща, или въ тѣмницѣ, и пріидохомъ къ Тебѣ?» Видите ли тѣхъ праведныхъ, стоящихъ одесную Его? — Значитъ, вслѣдствіе праведности и вмѣстѣ съ праведностью имъ присуще — милосердіе. Видите ли и иную добродѣтель, свидѣтельствуемую у праведныхъ въ дополненіе къ полнотѣ любви, какъ бы благовременно воздвигнутую кольцевую стѣну (защищающую всѣ добродѣтели), именно — смиреніе? Ибо они утверждаютъ, что они недостойны провозглашенія и похвалъ, какъ не совершившіе никакого добра, тѣ, о которыхъ свидѣтельствуется, что они ничего не оставили несодѣланнымъ. Посему, думается мнѣ, Господь и провозглащаетъ ихъ открыто, дабы /с. 52/ были явлены люди такого рода и чрезъ смиреніе возвысились и справедливо обрѣли благодать отъ Него, которую Онъ обильно даруетъ смиреннымъ: ибо Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать. Такъ и теперь Онъ говоритъ имъ: «Аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе»: «меньшимъ» — называя по причинѣ убогости и незначительностн положенія, «братомъ» же — потому, что и Самъ Онъ такимъ образомъ (въ бѣдности) жилъ въ плоти на землѣ.
Услышьте и возвеселитесь, вы, бѣдные и убогіе! — ибо по причинѣ сего, вы — братья Богу; и хотя бы не зависимо отъ вашей воли вы были бѣдны и убоги, но тѣмъ, что будете терпѣть и благодарить (Бога), вы сдѣлаете себѣ это благо добровольнымъ. Услышьте, вы, богатые! — и возлюбите блаженнѣйшую бѣдность, дабы вамъ стать наслѣдниками и братьями Христу, и то — болѣе родными, чѣмъ по неволѣ бѣдствующіе: ибо и Онъ добровольно ради насъ бѣдствовалъ. Услышьте и стѣнайте, вы, злостно пренебрегающіе страждущими братьями вашими, лучше же сказать — Божіими братьями, и изъ вашего изобилія не удѣляющіе нуждающимся ни пищи, ни убѣжища, ни одежды, ни необходимой заботы, и не пользующіе вашего избытка на восполненіе ихъ недостатка. Лучше же сказать — не: «услышьте и стѣнайте», но — «услышимъ и возстенаемъ»: ибо и самого меня, говорящаго вамъ это, упрекаетъ совѣсть, какъ не совершенно чистаго отъ привязанности (къ земному): ибо въ то время какъ — много холодныхъ и голодныхъ, я — полонъ всѣмъ и одѣтъ; но большаго плача достойны — тѣ, которые сокровища, превышающія ежедневныя потребности и имѣютъ, и удерживаютъ, или еще и стараются ихъ увеличить; и тѣ, которымъ заповѣдано любить ближняго, какъ самого себя, даже и за прахъ земной его не признаютъ! Не означаетъ ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чѣмъ братьевъ? Но обратимся и покаемся, и помогая нуждамъ бѣдствующей въ нашей средѣ братіи, сдѣлаемъ ихъ участниками того имущества, которымъ обладаемъ; и если мы не изберемъ боголюбиво израсходсвать все наше имущество, однако же да не задержимъ немилосердно все за собою; но одно, дѣйствительно, сдѣлаемъ, а за то, что отстали въ другомъ, смиримъ себя предъ Богомъ, и получимъ отъ Него прощеніе, ибо Его человѣколюбіе восполняетъ нашъ недостатокъ; но только поступимъ такъ, дабы /с. 53/ не случилось, — да не будетъ сего! — услышать тѣ страшныя слова, какъ написано: «Тогда рѣчетъ сущимъ ошуюю Его: идите отъ Мене проклятіи». О, какъ это много заключаетъ: удалитесь отъ жизни, будьте исключены отъ наслажденія, лишены свѣта!
Но и это не все, но и — «идите отъ Менѣ проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его». Ибо, какъ находящіеся по правую сторону, будутъ имѣть жизнь и будутъ имѣть «съ избыткомъ»: жизнь — въ томъ, что они — съ Богомъ, и «съ избыткомъ» — въ томъ, что они пребываютъ сынами и наслѣдниками Его Царства; такъ и, напротивъ, стоящіе по лѣвую сторону, тѣмъ что удалились отъ Бога, потерявъ истинную жизнь, потерпятъ и вящшее зло, которое выражается въ томъ, что они будутъ счислены вмѣстѣ съ бѣсами и преданы мучащему огню. Какой же долженъ быть ужасный оный огонь, который и души, находящихся въ тѣлахъ тѣхъ и безтѣлесныхъ духовъ, мучитъ и въ то же время сохраняетъ безсмертными, и отъ котораго нашъ земной огонь растаетъ, согласно написанному: «Разгорѣвшіяся стихіи растаютъ» (2 Петр. III, 12)?! Какое нестерпимое прибавленіе къ страданію: никогда не ждать освобожденія, ибо тотъ огонь неугасимъ! Что же означаетъ и оное насильственное влеченіе? — ибо оный огонь, какъ видится, подобенъ рѣкѣ, все далѣе и далѣе уносящей отъ Бога; посему Христосъ не сказалъ: «уйдите», но «идите» (т. е. непрестанно удаляйтесь) отъ Мене проклятіи, потому что и по причинѣ бѣдныхъ вы весьма проклятые, и хотя они сносили бы, но вы — достойны проклятія. Идите, — говоритъ имъ, — въ огонь, уготованный не вамъ, ко діаволу и аггеламъ его; ибо не въ этомъ была Моя первоначальная воля, не для этого Я сотворилъ васъ, не для васъ создалъ этотъ огонь; сей неугасимый огонь зажженъ для неизмѣнныхъ въ состояніи зла бѣсовъ, къ которымъ и васъ причислила, подобная имъ, нераскаянная ваша воля. Итакъ, вамъ самимъ было угодно сожительство вмѣстѣ съ дурными ангелами: «Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: страненъ бѣхъ, и не введосте Мене: нагъ и не одѣясте Мене: болѣнъ, и въ темницѣ, и не посѣтисте Мене». Ибо, братіе, какъ любовь и дѣла любви являются исполненіемъ (всѣхъ) добродѣтелей, такъ ненависть и дѣла ненависти, немилосердный образъ дѣйствія, воля ни съ кѣмъ ни чѣмь не дѣлиться, — являются полнотой грѣховности; и какъ че/с. 54/ловѣколюбію соотвѣтствуютъ и присущи добродѣтели, такъ ненависти — грѣхи, и посему даже ею одной люди осуждаются.
Я желалъ сказать, что нѣтъ большаго примѣра человѣконенавистничества, чѣмъ когда излишнія деньги ставятся выше брата, но вижу, что есть большее зло и большій обрѣтается примѣръ человѣконенавистничества: ибо бываютъ и такіе люди, которые не только не удѣляютъ милостыню изъ того, чѣмъ изобилуютъ, но и чужое похищаютъ. Итакъ, пусть они заключатъ на основаніи проклятія, которому подпадутъ немилостивіи, что же тогда они себѣ готовятъ и въ какую бѣду впадутъ, и какого недомыслимаго и страшнаго достойны осужденія, и пусть они отступятъ отъ грѣха и чрезъ дѣла покаянія умилостивятъ Бога.
Находящіеся по лѣвую сторону скажутъ Господу слѣдующее: «Господи, когда Тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или въ тѣмницѣ, и не послужихомъ Тебѣ?» Замѣчаете ли (въ этихъ словахъ) и самое крайнее зло — гордыню, которая связана съ безжалостностью, какъ и наоборотъ, состраданіе связано съ смиреньемъ? Такъ, праведные, будучи хвалимы по причинѣ добродѣланія, не оправдываютъ себя, по еще больше смиряются; а эти, будучи осуждаемы Неложнымъ ихъ же бездушіемъ, не склоняются, смиряясь, но противорѣчатъ и оправдываютъ самихъ себя, почему и услышатъ: «Аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе»; и такимъ образомъ, говоритъ (Евангеліе), пойдутъ «сіи въ муку вѣчную: праведницы же въ животъ вѣчный».
Итакъ, сотворимъ себѣ милость, братіе, тѣмъ — что окажемъ милость братіямъ; чрезъ состраданіе — пріобрѣтемъ состраданіе; сдѣлаемъ добро — дабы намъ было благо: соотвѣтственное будетъ воздаяніе; но только наши добродѣланіе и человѣколюбіе, и любовь, и милосердіе, и состраданіе — ни по достоинству, ни по мѣрѣ не равняются наградѣ: ибо ты даешь изъ того, чѣмъ обладаетъ человѣкъ, и насколько человѣкъ въ силахъ дѣлать добро, — воспринимаешь же сторицей изъ божественныхъ и неизсякаемыхъ сокровищъ и вѣчную жизнь, и будешь облагодѣтельствованъ изъ того и насколько облагодѣтельствовать можетъ Богъ, а это — «ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взы/с. 55/доша» (1 Кор. II, 9). Итакъ, проявимъ тщаніе, дабы намъ получить богатство милости; немногими деньгами купимъ вѣчное наслѣдіе; убоимся подобающимъ образомъ проклятія немилостивымъ, дабы вслѣдствіе сего не стать намъ осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обѣднѣемъ: ибо и мы услышимъ отъ Христа: «Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте Царство». Убоимся и все содѣлаемъ, дабы не явиться намъ, вслѣдствіе бездушія, чуждыми любви къ Богу: «ибо не любяй брата своего, егоже видѣ», говоритъ Евангелистъ, «Бога, Егоже не видѣ, како можетъ любити?» (1 Іоан. IV, 20); а не любящій Бога, какъ возмогъ бы быть съ Нимъ? а тотъ, кто не съ Нимъ, тотъ отойдетъ отъ Него; а отходящій отъ Него, конечно, впадетъ въ геенну.
Но мы проявимъ дѣла любви къ нашимъ во Христѣ братіямъ: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблужденіе, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженныхъ, поддерживая въ немощи лежащихъ, будь то страдающіе по причинѣ видимыхъ враговъ или болѣзней или же по причинѣ злыхъ духовъ и страстей безчестія, посѣщая заключенныхъ въ тѣмницѣ, а также и перенося поступающихъ противъ насъ, и угождая другъ; другу, хотя бы кто и имѣлъ на кого недовольство, потому что и Христосъ угождалъ намъ; и, просто молвить: всѣми способами и всѣми дѣлами и словами, всѣмъ чѣмъ обладаемъ, явимъ любовь другъ къ другу, дабы и отъ Бога получить намъ любовь и быть благословенными отъ Него, и наслѣдовать обѣтованное намъ, уготованное для насъ отъ сложенія міра, небесное и вѣчное Царство, которое да сподобимся всѣ мы улучить благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, вмѣстѣ и Святому Духу, честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Homilia IV. In Evangelium secundi adventus Christi, et de miserieordia et oeneficentia. P. G. 151 c. 48-64.
Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросія (Погодина). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 45-55