Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иерофей, Митрополит Навпактский и святовласиевский.

 

Первый Вселенский Собор

Η Α΄ Οικουμενική Σύνοδος

 

 

В коротких летних воскресных проповедях этого года, дорогие братья, я буду говорить о Вселенских Соборах нашей Церкви, и главным образом к вероучительным вопросам, которыми занимались наши святые Отцы, которые были выдающимися ее членами. Мы, православные христиане, должны знать свою православную веру.

 

Конечно, эти вопросы большие и серьезные и они не могут быть в полной мере проанализированы в небольших коротких проповедях во время Евхаристичского собрания, но некоторые основные моменты решений Вселенских Соборов, которые необходимо знать нам, как православным христианам, мной будут освещены. То есть это лишь небольшая часть знаний, а желающие смогут получить больше информации.

 

Первый Вселенский Собор был созван в Никее, в Вифинской области в 325 годупо Р. Х. миператором Константином Великим. Председателями Собора были Евстафий Антиохийский и Александр Александрийский, и, возможно, также Осия Кррдубский.

 

Вероучительным вопросом, которым занимался этот Собор, была ересь Ария. Арий был пресвитером Александрийской церкви и ранее был осужден собором Александрийской церкви за ереси относительно Божественности Христа. Однако, поскольку его еретические взгляды распространились на другие церковные области Римской империи и создали проблемы, именно поэтому император Константин Великий созвал Первый Вселенский Собор, чтобы решить этот вопрос.

 

Основное положение вероучения Ария заключалось в том, что Сына Божьего когда-то не существовало. Он говорил: «ην ποτέ ότε ουκ ην»[1]. Следствием этого мнения было то, что Сын и Слово Божие были созданы Отцом во времени, т. е. было время, когда Сына Божия не существовало, поэтому он поставил время между Отцом и Сыном; что Сын не имеет той же сущности, что и Отец, а это означает, что Он вероятно и не знает Отца; И, следовательно, Святой Дух также является творением, сотворенным Отцом через Сына.

 

Арий исходил из философских точек зрения, особенно из принципа Аристотеля, согласно которому все, что исходит из природы, является вынужденным. Поэтому, если бы Сын родился от природы Отца, то Он обязательно был бы Сыном Божьим, поэтому и говорил, что создан по воле Отца. Это означало, что Слово будет не Богом, а творением, и в действительности первым творением. Также основной позицией Ария было то, что Сын служит как низшее божество, творящее людей, но чуждое по своей сути высшему Отцу.

 

Эти еретические воззрения создали великое смятение во всей Церкви, ибо верующие знали от Пророков Ветхого Завета, видевших бестелесное Слово, и Апостолов Нового Завета, видевших Божественность Христа, что они видели Свет Бога – как Ученики на горе Фавор, но и во время других событиях, особенно в день Пятидесятницы, – что Христос есть истинный Бог, рожденный от Отца прежде веков, есть Свет, исходящий от Света, и имеющий ту же сущность, что и Отец и Он знает Отца и открыл Его людям.

Так, отцы Первого Вселенского Собора исповедовали эту веру Пророков и Апостолов, но и из собственного опыта, который они имели, и составили первые статьи Символа веры, который мы исповедуем и читаем по сей день.

В частности, в Символе веры написано, что мы верим в единого Бога Отца, который является творцом всего видимого и невидимого, чтобы исключить представление о том, что творец мира есть низший Бог, как это утверждали философы-гностики. Поэтому исповедуется божественность Христа, родившегося прежде всех веков от Отца и нет времени между Отцом и Сыном, исповедуется, что Христос есть Свет, как Отец, Он единосущен Отцу и что Сын Божий стал человеком для нашего спасения. Также в этом первом Символе веры написано, что и мы веруем в Святого Духа, а в конце осуждены те, кто учит противоположному этому.

 

Конечно, этот текст Символ был окончательно написан Вторым Вселенским Собором, как мы увидим в следующее воскресенье, но главное то, что мы, православные христиане, абсолютно верим в божественность Христа, в чем нас убеждают те, кто видел Его славу, Его божественность.. Это Пророки, Апостолы и Отцы на протяжении всех веков.

 

Арий и все еретики говорят на эти темы, используя философию, воображение и рассуждение, а провидцы Пророки, Апостолы и Отцы излагают пережитый ими опыт и исповедуют, что Христос есть Свет, рожденный превыше всех веков от Света и есть истинный Бог.

 

Ему мы поклоняемся, Его любим и соблюдаем Его заповеди, чтобы достичь Света.

 

Источник: Εκκλησιαστική Παρέμβαση, ΤΕΥΧΟΣ 251 – ΙΟΥΝΙΟΣ 2017

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2024г.

 

[1] То есть было время, когда Его не было



Подписка на новости

Последние обновления

События