|
Образование и воспитание
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Болонский процесс,
Сегодня мы обсуждаем «болонскую» проблему c человеком, который занимается вопросами образования не только на уровне университета – доктором философских наук, профессором, деканом философского факультета НГУ Владимиром Диевым. Он является членом Президиума учебно-методического объединения по философии министерства образования РФ, а также членом координационного совета при администрации области по проблемам общественных наук. – Что представляет собой, по Вашему мнению, Болонский процесс? Что он означает для Европы, России, НГУ? – Когда я говорю со студентами, магистрантами, аспирантами об их работах, всегда обращаю их внимание на то, что надо четко ставить цели и определять задачи. С этого давайте и начнем. Какие цели стоят перед Европой – и перед Россией? Европа мечтает о полной интеграции входящих в нее стран, и хочет стать первой экономикой мира. Но очевидно, что этих целей нельзя достичь, не решив задач в образовании. Цели России – удвоение ВВП, поднятие уровня жизни, борьба с бедностью. И этих целей достичь без решения задач образования тоже нельзя. Европа интегрируется давно, и важную роль в этом процессе играет мобильность населения. Например, инженер, получающий образование в Португалии, хочет приехать на работу во Францию и остаться там. Перед Европой стоит задача введения единых требований к образованию, чтобы такого человека действительно приняли на работу в другой стране и были уверены в нем как в специалисте. По сути, такая же задача стоит и перед Россией. У нас огромная страна. Выпускник вуза из Астрахани, к примеру, хочет жить и работать в Санкт-Петербурге. Или другая сторона этого же вопроса. Какие профессии сейчас наиболее популярны? Экономист, психолог, юрист. Их готовят во множестве вузов. Естественно, хотелось бы, чтобы качество образования во всех этих вузах было одинаково высоким. Повышение качества образования – важнейшая задача России. Таким образом, задачи сходные. А цели разные. Теперь, что такое Болонский процесс? Нужно ли туда вступать России? Обратимся к документам. Болонская декларация 1999 года, документы встречи в Саламанке 2001 года, встречи в Праге 2001 года и берлинской встречи министров образования в сентябре 2003 года. Во всех этих документах цели провозглашаются благородные, правильные. Что же тогда вызывает наибольшие дискуссии? Это вопрос о введении системы зачетных единиц – «кредитов». И проблема введения двух степеней – бакалавр и магистр. На встрече в Саламанке, где участвовало более 300 европейских вузов, отмечалось: «Имеется достаточно общее мнение, что для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в переделах от 180 до 240 зачетных единиц ECTS. Первые степени должны вести к возможной занятости на рынке труда или, главным образом, быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне. При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра. Важную роль в принятии таких решений имеют сети, созданные на основе однородности изучаемых дисциплин. Университеты убеждены в пользе накопительно-перезачетной системы, основанной на ECTS и на базовом праве принимать решения о приемлемости зачетов, полученных в другом месте». Сразу хочу оговориться. Основные принципы сотрудничества в области образования в Европе хорошо разработаны. Была создана европейская комиссия, работавшая более 15 лет со 145 учебными заведениями и постепенно апробировавшая систему кредитных единиц. Эта комиссия сделала вывод о том, что эффективное обучение достигается при накоплении студентом 180-240 зачетных единиц, или кредитов, на первом уровне (бакалавр) и 90-120 кредитов – на втором уровне (магистр). Один кредит – это от 25 до 30 часов учебной нагрузки, включающей в себя и аудиторные часы, и самостоятельную деятельность. – Зачем нужна двухступенчатая система? – Достаточно известная проблема – старение европейского населения. Кроме того, в Европе не хватает рабочих мест. При этом в послевоенное время в Европу приехало около 20 миллионов выходцев из Азии и Африки – турецкая община, марокканская община, пакистанская община. И их надо включать в социальную жизнь. Итак, первая ступень – бакалавр. Бакалавр получает 180 зачетных единиц за 3 года. Магистр учится еще 1,5–2 года. Если люди будут иметь возможность трудоустроиться через три года после начала образования, то они быстро социализируются и задача будет решена. – Какие трудности стоят перед Россией в связи с Болонским процессом? – Здесь приведу одну выдержку из российского закона о высшем образовании. «1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования (ВПО): ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Итак, у нас есть три квалификации, и стратификация их достигается за счет ГОСов, государственных образовательных стандартов. Это обязательный минимум содержания образовательных программ, отражающий уровень выпускника – совсем другой подход, чем в Европе. В начале девяностых годов у нас в стране уже вводилась двухступенчатая система, но она не была принята в «чистом виде», поскольку у Российской высшей школы свои традиции. Кроме того, в Болонском движении есть еще одна тонкость. Не Россия подписала Болонскую декларацию. Ее подписал министр, теперь уже бывший, В.М.Филиппов. Весь «болонский процесс» идет на уровне министров, а правовое регулирование остается на долю законодательных органов управления. У нас в законе сказано: если Россия вступила в международное соглашение, то положения международного договора имеют главенство над законом Российской Федерации. На сегодняшний день я не очень хорошо представляю правовой статус Болонского соглашения у нас в стране. Какую силу имеют положения Болонской декларации для России и в России? Еще одна проблема – гласность при принятии этого решения. Образование в нашей стране касается большинства населения, а именно 40 миллионов человек. Из них 6 миллионов преподавателей и 34 миллиона учащихся, от дошкольного до высшего образования. И это не считая родителей. Болонская декларация была подписана без обсуждения с общественностью, в отличие от Европы, где в течение 15 лет велась подготовительная работа. Такие важные, судьбоносные решения нельзя принимать без согласия общества, и уж тем более, обсуждения в профессиональном сообществе. Выскажу еще один тезис. В советское время был реализован знаменитый проект «Газ – трубы». Позже появилась знаменитая карикатура, смысл которой был таким: «Мы поставляем им газ, в обмен они поставляют нам трубы, по которым мы поставляем им газ». Болонский процесс – это «Газ – трубы» в наше время. Если мы вступим в Болонский процесс, то будем решать проблемы Европы, а не России. Лучшие наши выпускники поедут в Португалию и Испанию, а выпускники Португалии и Испании не поедут в Новосибирск, Читу, Хабаровск. Для такого переезда у них нет мотивации, да и чисто организационные препятствия весьма существенны. Российская модель образования строится на двух принципах. Первый принцип – фундаментальность, интеграция науки и образования. Основатель нашего Академгородка М.А.Лаврентьев говорил: «Нет ученого без ученика». Второй принцип – опора на научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. За три года обучения речь не идет о получении фундаментального образования. Приходят тьюторы, кафедры не нужны – студент сам выбирает кредиты. А ведь наши кафедры выполняют две важнейшие функции – это организация обучения плюс исследовательская работа. В традициях советской и российской высшей школы, каждый диплом – это хотя бы отчасти, но самостоятельное научное исследование. По какой формуле перевести на язык «кредитов» научную работу студента на кафедре? В Болонском процессе «магистр» становится учебной степенью, которая будет даваться за определенное количество пройденных студентом часов. С этим связан вопрос об ученых степенях Ph.D., кандидат и доктор наук. Сейчас Ph.D. приравнивается кандидату, но на самом деле кандидатская степень выше. Кроме пройденных курсов и сданных экзаменов, наш кандидат должен провести исследование, обязательно опубликовать свои результаты, его работа обязана иметь новизну. Звание магистра в Европе дается за учебную нагрузку. А что будет с докторской степенью? Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий обратил внимание общественности на то, что к 2010 году в России может быть отменена докторская степень. Это – удар по нашей науке, поскольку докторская степень – национальное достояние России. С кредитами тоже есть «непонятность». Человек может набрать их, например, в трех вузах, учиться 8 лет, приехать в НГУ и попросить: «Перезачтите и выдайте мне диплом НГУ». Хорошо ли это? Болонский процесс представляет опасность для элитных вузов. Студенты Сорбонны уже вышли на демонстрацию против участия в Болонском соглашении, они протестуют, говоря: «теряется статус диплома Сорбонны». У нас никто пока не выходит на демонстрации. А надо бы, пока не стало поздно. Преподавателям и студентам пора срочно вмешаться, иначе указом введут кредиты, ликвидируют кафедры, упразднят докторскую степень. Россия должна решать свои проблемы, а Болонский процесс – это дорога с односторонним движением. В Европу. – Итак, Вы – против? – Я поддерживаю позицию, которую занимает В.А.Садовничий. Он считает, что в Болонском процессе следует участвовать только на тех условиях, при которых не будут утрачены достоинства отечественного образования. На мой взгляд, Болонский процесс представляет опасность для российской высшей школы. Я очень рад, что в вашей газете освещается эта проблема. О ней должны знать и преподаватели, и студенты. Хотелось бы, чтобы какая-то студенческая организация НГУ, например, «Дискуссионный клуб», обратилась к студентам с предложением провести дискуссию о Болонском процессе. Кто-то из студентов может сказать: «Я буду учиться в России, но жить в ней потом не буду». Что ж, он имеет на это право. Но уверен, что большинству нашего студенчества не безразлично будущее российского образования. подготовила Ольга БИЧЕНКОВА Источник: Университетский проспект
Православный Апологет решил разместить эту статью для того, чтобы еще и еще раз показать не только нежелательность введения Болонской системы образования для Духовных школ Московского Патриархата, но и неприемлемость такого шага. 10 мая Высокопреосвященнейший митрополит Илларион на встрече со студентами Московских Духовных школ уверял, что необходимо сломать нынешнюю систему образования в Духовных школах и построить новую, основываясь на Болонской системе. Несомненно одно, что данная позиция Высокопреосвященнейшего митрополита Иллариона является либо следствием неосведомленности в том, чем на самом деле является Болонская система образования, либо она является озвучиванием заранее разработанной программы не просто перестройки образования, но ее уничтожения. Духовное образование в Русской Православной Церкви должно быть возвращено к академической системе дореволюционного образования, при каждой Академии и Семинарии должны быть реальные научные кафедры, вестись на них учебно-исследовательская и научно-богословская работа, создаваться научные кадры. Но во главу угла должно быть поставлено развитие научной школы как таковой и укрепление начал аскетической жизни. В противном случае православное образование будет просто уничтожено, а демагогия станет нормой деятельности.
Лактионова Н. Я.
Стоит ли Болонская система российского образования?
И комментарий Апологета
Несмотря на то, что либеральные идеи не приживаются на российской почве, российская политическая элита по-прежнему отворачивается от традиционного. Продолжается губительное встраивание России в глобальный мир. Осенью 2003г. наша страна присоединилась к Болонской декларации, провозгласившей создание единого образовательного европейского пространства к 2010 году. Под предлогом мировой интеграции и глобализации российской образовательной системе навязываются американо-европейские стандарты. Евросоюз в проекте своей конституции отказался от христианских ценностей. ЕС - это глобалистская структура, предполагающая отход от корней и традиций. И сегодня Россия переводит свою образовательную систему на ту, что принята в ЕС. Она обязуется имитировать чужую систему, принципиально иную - универсальную, антихристианскую. Выстроенная по Болонскому образцу образовательная система может только исказить образ Божий в Человеке. Мы будем готовить неких граждан мира, не обремененных ни духовно-нравственными ценностями, ни любовью к Отечеству. И здесь речь идет о разрыве традиции. К сожалению, никакого серьезного общественного диалога в связи с предстоящей заменой модели отечественного образования не было. А он крайне необходим.
Российская образовательная система складывалась столетиями. Она имеет свою преемственность и мировое признание. Наша система образования - необходимое условие воспроизводства традиционной культуры. Внедрение принципов Болонской конвенции прерывает отечественную культурную традицию в системе нашего образования.
Болонский процесс призван разрушить отечественную систему высшего и в первую очередь фундаментального образования. Но здесь все взаимосвязано и средняя школа, естественно, в стороне не останется.
Еще со времен «перестройки» из системы отечественного образования была изъята необходимая воспитательная компонента. Воспитание - это неконъюнктурно. Нравственность не приносит прибыли. Рынок задает свои параметры нашей образовательной системе. Коммерциализация образования предполагает, что учитель становится участником рыночного процесса и перестает быть носителем нравственных ориентиров для ученика.
Сегодня задачей нашей официальной политики становится внедрение специально разработанных методик, направленных на снижение уровня образования. Причем особое место в этой политике отводится системе тестирования, которой, начиная с 90-х годов, повсеместно подменяют привычный экзамен. На тестах базируется ЕГЭ, единый госэкзамен, который призван чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов. Вслед за обозревателем учебных пособий газеты «Первое сентября» И.Смирновым, приведем пример теста по обществознанию: «За нарушение норм морали человек несёт: а) юридическую ответственность; б) моральную ответственность; в) личную ответственность». И если школьник позволит себе роскошь задуматься, что моральная ответственность - конечно же, личная, то он должен нажать две кнопки - и ответ ему не зачтут. Очень многие базовые понятия не имеют однозначных определений, а их пытаются втиснуть в рамки некой формализованной угадайки. Кроме того, сознание учащегося засоряется знанием неверных решений, так как в поисках правильного ответа он должен знакомится с неправильными. Естественно предположить, что господа реформаторы, получившие нормальное образование, не могут не видеть грядущие последствия навязываемых ими образовательных новшеств.
Образование в нашей стране всегда было в определенном смысле элементом культуры, и задачи нашей образовательной системы определялись необходимостью передать новому поколению базовые ценности, сформировать у него целостное образное мышление, воспитать творческую личность. Наша педагогическая традиция всегда использовала системный подход в области образования, формировала личность с целостным творческим взглядом на мир. В то время как западная культура, в первую очередь, предполагала воспитание потребительского сознания и непременной толерантности.
В медицине и в биологии толерантность обозначает гибельные процессы. Отсутствие иммунитета, нежелание организма сопротивляться патологии. Сегодня толерантность навязывается не только по направлениям: национальность, пол, религия. Толерантность сегодня- это генеральная линия. Она внедряется не только в нашу образовательную систему. Вот слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенные им в ноябре 2007 года на соборных слушаниях в рамках выставки-форума «Православная Русь». Цитирую: «В последние годы происходит стремительная трансформация этических норм, влияющих на жизнь общества, появляются новые этические взгляды, которые как бы внедряются в политическую и правовую систему государства, а значит становятся обязательными для всех граждан».
В конечном итоге толерантность - это призыв смириться со злом. Это лжемораль и подчинение злу. У нас в основе государственной идеологии лежит либеральная идея со всеми известными ее атрибутами. И она формирует такие этические нормы в обществе, которые порождают нравственную недееспособность того же учителя, медика, журналиста или ученого. Кстати, в Советском Союзе подобного не было. Мы воспитывались на классических образцах русской литературы, вобравшей в себя христианскую этику. Сегодня нам надо отказаться от огульного охаивания нашего советского периода, где в обществе, несомненно, был нравственный стержень, и очень многое из педагогического опыта совсем не далекого прошлого можно было бы использовать в нашем настоящем. Это сохранило бы и некую преемственность образовательного опыта разных поколений.
Многие слышали, как легко усваивают дети школьный материал, изложенный в старых советских учебниках (у кого они, по счастью, сохранились). В пример можно привести, положим, тот же учебник физики Перышкина, по которому училось не одно поколение наших школьников. Те учебники были методически тщательно выверены, грамотно построены, базировались на системном подходе при передаче знаний. Сегодня, напротив, материал подается фрагментарно, не складывается ни в какую систему.
В образовательную систему всех уровней необходимо возвращать воспитательную компоненту. Однако сегодня происходит противоположное - внедрение системы тестирования будет постепенно вытеснять из школы и студенческой аудитории личность преподавателя. Идет разрушение главной связки учитель-ученик. И надо стремиться к тому, чтобы этот процесс был остановлен. И еще: У нас всегда была сильная инженерная школа, естественно-научные направления. Специалисты по инерции выпускаются однако в условиях сырьевой модели экономики и идут преимущественно в торговлю со всякими вариациями.
Зависимые от денежных поступлений частные вузы в современной России заинтересованы выпустить студента независимо от качества его знаний. Естественно, нельзя говорить огульно. Несомненно, есть и достойный опыт. Тем не менее, наше коммерциализированное высшее образование девальвировано самой возможностью его положения даже без посещения ВУЗа как такового. На Рождественских чтениях прошлого года (2007г.) выступала преподаватель одного из Сибирских институтов, которая говорила о том, что у них обучаются студенты, которые читают по слогам. Из своей собственной педпрактики: мне, к сожалению, пришлось наблюдать следующее: отдельные студенты приходили сдавать экзамен с вырванной из учебника страницей текста и попросту его зачитывали. То есть не проделывается ни малейшей работы, текст даже не переписывается. И в этих руках наше будущее?
Сегодня можно ставить вопрос как о профанации, так и обо все меньшей доступности качественного образования. В целом высокие образовательные стандарты отечественной системы утрачиваются. Системные знания заменяются набором разрозненных сведений. Переход на двухуровневую систему образования снижает качество подготовки специалистов. Болонская модель совершенно не соотносится с нашими традициями, и в России бакалавров всегда будут считать дипломированными неучами.
И еще; не могу не коснуться проблемы преподавания основ православной культуры. Введение этого предмета в школьную практику - это несомненная угроза существованию американских «ценностей» в нашем обществе. Однако с сожалением могу отметить, что каждый год на Рождественских чтениях, на Всемирном русском соборе, на прочих конференциях, организуемых православной общественностью, поднимается вопрос о необходимости внедрения в образовательный процесс основ православной культуры, и ничего не меняется, особенно в столице нашей Родины - Москве. Видимо, нужны какие-то целенаправленные акции. Мы должны быть, наверное, более настойчивыми.
Есть еще малосимпатичная тенденция якобы привлечения в науку молодых. Вместо того Лютеранская церковь Святого Михаила чтобы достойно платить ученым, сделана ставка на молодость. В академических институтах сегодня вводятся доплаты к заработной плате для сотрудников, не достигших 35-го возраста. Здесь сразу реализуется порочный принцип - неравная оплата за равный труд. Да и труд, как правило, неравный. В России всегда поощрялся опыт, наработанное мастерство. А сейчас все перевернуто с ног на голову. Молодежи надо дать возможность заработать, не унижая старшие поколения. В конце концов, возможны иные способы - гранты и пр., а не откровенная разница в окладах.
В высшую школу сейчас в принципе молодежь идет. Хуже с академической наукой, массовый разгром которой за счет небывалых сокращений под предлогом увеличения научных ставок происходит сегодня. Причем даже после увеличения окладов в науке последние по-прежнему продолжают оставаться неприличными. В вузах, повторяю, молодежь есть. И тем не менее в отдельных учебных заведениях из молодежи стараются сделать особую касту. В некоторых вузах наметилась такая же тенденция, как и в Академии Наук. Речь идет о доплате молодым. Некая пенсия по молодости. И как этот молодой будет относиться к заслуженной профессуре? Какая тут может быть связь поколений? Какая передача опыта и уважение к старшим по званию? И я уже не раз слышала от коллег жалобы на циничность и высокомерие такой молодежи. Это прямой путь к уничтожению научных школ, из тех которые еще существуют. Это разрушение традиционного - передачи опыта, уважения к заслуженным работникам науки и образования. И опять-таки унижены старшие поколения. Православная церковь за грех считает непочтение старшим. И сегодня наша система способствует формированию у молодых этого греха.
И еще вопрос: такого рода доплаты обусловлены стратегической задачей привлечения молодежи в сектор науки и образования или речь идет о целенаправленной политике искусственного замещения кадров, так как молодежь гораздо успешнее может быть встроена в систему глобалистских общеевропейских образовательных стандартов, чем старшее и среднее поколения, сформированные традиционной (и, как известно, признанной в мире) отечественной системой науки и образования.
В современной России идет масштабный развал академической науки, который происходит за счет небывалых сокращений под предлогом увеличения научных ставок. Причем даже после увеличения окладов в науке последние по-прежнему продолжают оставаться неприличными. Здесь надо отметить, что простым повышением зарплаты невозможно решить кадровые вопросы в научной и образовательной сферах. Одним из главных факторов ухода молодежи из науки помимо низкой зарплаты является «снижение мотивации», профессиональная деградация научных коллективов, устаревшее оборудование, отсутствие интересных научных задач, и, соответственно, перспектив развития отечественной науки. Поэтому меры по возрождению российской науки должны быть комплексными. Поддержка молодых ученых, несомненно, нужна, но необходима взвешенность. Надо дать возможность молодежи заработать, а не получить в науке некую дотацию. И в этом случае в научные коллективы будет приходить, действительно, увлеченная и готовая заниматься исследовательской деятельностью молодежь.
Нам, видимо, каждому на своем месте надо научиться отстаивать те христианские ценности, которые сегодня изымаются из нашей образовательной системы, вытесняются некими заданными универсальными стандартами. И, к сожалению, наш учитель или преподаватель высшей школы нередко сам находится в плену этого универсализма. Он стремится быть современным, соответствовать новым веяниям, и в результате такой учитель, сам не имеющий опоры под ногами, никак не может повлиять на становление достойной Личности или может повлиять только со знаком «минус». Сегодня родители объединяются в общественные организации, которые пытаются отстаивать духовно-нравственные ценности. Многое сделано на этом пути. Но в масштабах страны - мало. Наших детей уродуют в современной школе, а голоса православной общественности почти не слышно. И еще мы перестали делать нашим детям замечания. Сегодня - резкая граница «мое - не мое». Общество атомизировано, ближнего никто не замечает, и мы не замечаем пропадающих детей, которые курят, сквернословят – и до них никому нет дела. Мне приходилось слушать воспоминания знакомых, чье детство пришлось на послевоенное время. Какими защищенными и счастливыми себя чувствовали дети той послевоенной поры? Для них каждый взрослый был как отец и мать. Не было равнодушных. Среди тех выигравших страшную войну победителей жила Любовь. Все чувствовали ответственность за всех, и за детей особенно. Все это во многом сохранялось и позднее. И ту любовь к ближнему и ответственность за ближнего формировала вся система воспитания. Помощь отстающим, неравнодушие к слабым, шефство над малышами, ответственность за стариков. И это все у нас было. И было недавно. И это необходимо вспомнить. И необходимо преодолеть эту нашу теперешнюю, я бы даже сказала, внедряемую сознательно как норму теплохладность. Конечно, сегодня есть подвижники, но общество в целом равнодушно.
Культивирование греха в современной России считается нормой. Тем не менее, в Беларуси, например, не слышно сквернословия, а в Белгородской области губернатор Евгений Савченко штрафует за мат. Вслед за Белгородом на путь принудительного исправления речевой культуры вступили власти Липецкой области: там могут оштрафовать не только за мат, но и за брошенный окурок. Но далеко не везде есть ответственные губернаторы и президенты, подобные Лукашенко. Наши дети и мы сами продолжаем жить в атмосфере сквернословия и грязи, которая становится для нас средой обитания и мерой, привитой нам не нашей толерантности ко греху. Нужны инициативы снизу. Общество должно научиться оказывать давление на власть в плане необходимости включения в современную жизнь определенных нравственных регуляторов
От редакции «Православного Апологета»:
Богословское образование не должно превращаться в бессистемную кашу и в бездуховное.
Мы в свою очередь выражаем крайнюю обеспокоенность необдуманным нивелированием и духовного образования в Болонскую систему. Процесс этот стал набирать силу в особенности после речи Его святейшества перед ректорами Духовных школ РПЦ. Высказанные же госпожой Ларионовой самым непосредственным образом касаются и духовных школ нашей Русской Церкви. В одной из своих речей Его Святейшество выразил свое беспокойство нежеланием студентов Духовных школ принимать священный сан, резким сокращением желающих принимать монашество. Все это имеет свои причины не только в развращенной окружающей обстановке, той среде, в которой приходится христианину жить. Что касается монастырей, то мы должны подчеркнуть самое главное – насаждение в монастырях нездорового климата безоговорочного послушания, как правило, бездуховным игуменам-администраторам. Последние в свою очередь совершают самое главное преступление – насаждение неуважение к старым и опытным насельникам, низводят до нуля авторитет духовников. И следствием этого является выхолащивание подлинного монашеского подвижнического духа, который не мыслим без правильного и опытного окормления с любовью и молитвой тех, кто искренне стает на путь священнейшего монашеского делания. Относительно же духовных школ необходимо сказать, что уже нынешняя программа не только не предполагает воспитывать в студентах пастырей и даже в подлинном смысле христианина, а наоборот, акцентируя внимание на количестве предметов, а не на их качестве, даются самые крайне поверхностные знания по фундаментальным богословским дисциплинам. Кроме того, отсутствие правильного воспитания, хорошего коллектива классных наставников, которые бы имели голос не только на педагогическом совете, но и на совещаниях при ректоре, превращает духовные школы в бездуховные, в которых господствует дух формализма, а назначение на ответственные послушания производятся исключительно по каким-то тайным пристрастиям и по тщеславию. И самое главное, в духовных школах окончательно исчезает дух академической учености. В духовных школах важно восстановить все принципы здорового и отеческого академизма, основанного на фундаменте любви в святоотеческой аскетике и догматике. Требуется резко сократить спектр обязательно сдаваемых дисциплин, которые не относятся к богословской науке. Важно поощрять изучение классической филологии (греческий и латынь) и истории (Древней Греции и Рима), античной философии, риторики и т.д. Без этих предметов, закладывающих фундамент для усвоения святоотеческой понятийной терминологии и языка греческого святоотеческого богословия, невозможно говорить о получении правильного богословского образования. Оно не должно представлять собой, как сегодня, бессистемную кашу. Мы надеемся, что Его святейшество обратит внимание на наши замечания. В противном случае богословское образование приведет лишь к той же, а может быть и еще более тяжелой, катастрофе 1917г.
26 октября, воскресенье. Память VII Вселенского собора
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (продолжение)
Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество? Ф. М. Достоевский.
Опасность потерять наших детей Известный русский философ Бердяев в одном из своих комментариев на «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского писал: «Атеистическая революция неизбежно совершает отцеубийство, она отрицает отечество, порывает связь сына с отцом». Семья, наверно для человека является также чем-то священным. Для христианина семья – это малая церковь, отражение в маленькой ячейке, состоящей из трех и более людей принципов христианской любви и самопожертвования. Эти принципы свято хранились в России, в основном в среде простого народа, который на уровне природном ощущал глубокую внутреннюю связь межу родителями и детьми. Дети воспитывались на евангельских принципах послушания родительской воле, благоговейного отношения к родителям и старшим. И это потому, что в христианстве воля родителя воспринималась как святыня, как проявление и воли Божией. Атеизм, активно насаждавшийся в России сломал священные семейные узы. Наше время является, как это не странно, продолжением и развитием тех «гуманистических идей» разложения семьи, которые начались вскоре после 1917г. Основная особенность воспитания наших детей сегодня часто заключается в том, чтобы потакать их пожеланиям. Но это приводит к тому, что дети вырастают безграничными эгоистами и хамами. Кроме своего я, своей личной выгоды они ничего не способны видеть и слышать. Этому развитию больного самолюбия и эгоцентризма активно помогают компьютерные игры. Они же, как мы уже ранее говорили, убивают у ребенка интеллект, снижают память, разрушают иммунную систему, развивают в ребенке властное и самодостаточное существо не способное жить в реальном мире. Но в наших школах существует еще одна серьезная опасность для детей – активное введение уроков по «сексуальному просвещению». Еще в древние времена хорошо знали о том, что половое растление является лучшим способом вырождения нации и уничтожения народов. То же самое сегодня происходит и в наших школах, когда под предлогом «надо знать и испробовать все», несозревший ребенок вводится в ту область человеческой жизни, которая всегда именовалась «интимной». Т.е. личные отношения между полами исторически были сакральной сферой, на публичную демонстрацию которой никогда не посягали. Рассекречивание тайны, прилюдное муссирование анатомических и физиологических подробностей совсем не так безобидно, как это усиленно доказывают теоретики «сексуального просвещения» последователи «валеологии». Введение же в школах уроков «полового воспитания», которые удается вкрапливать в «уроки здоровья» приводят к тому, что дети в подавляющем числе теряют благоговение, страх, стыд, уважение к взрослым и родителям, становятся дерзкими и неуправляемыми. Вульгаризм и цинизм – такими словами называлось поведение людей выходившее за рамки общественной этики. При современном подходе к проблеме полов эта этика исчезла. Но с ней, как констатируют многочисленные факты, исчезает тот поведенческий ориентир, который определяет человека как не животное, а как разумное существо. «Стыдливость, - как замечают современные известные психологи И. Медведева и Т. Шишова, - это здоровая охранительная реакция психики. И, наоборот, отсутствие стыда свидетельствует об очень серьезных психических нарушениях». («Безобразия в образовании) Но нет ничего невозможного для русского человека; появляются различные настоящие методики физического и психического оздоровления детей. Одна из них была разработана доктором мед.наук В. Ф. Базаровым и активно применяется во многих школах республики Коми. Несомненно, необходимы уроки и духовного просвещения, чтобы с детства ребенок знал, что он не кусок ходячего мяса, а разумное существо, что смысл жизни ни в том, чтобы «поесть и поспать», а быть созидателем и строителем своей души по вечным и нетленным ценностям Евангелия. Безусловно, этой цели служат и уроки «православной культуры». Об этом говорил еще и Ф. М. Достоевский. В своём известном «Дневнике писателя» пишет: «...если с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм (а это касается и школы, как места общественного воспитания), высокомерие и равнодушное отрицание; если слово «Отечество» произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывавшие их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях «общечеловеческих»; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читатели «Богородицу», - то скажите, что можно требовать от этих детей?» «Совесть без Бога, - писал он же, - есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». И об этом ужасе, как известном законе бытия души, выведенным Достоевским, важно помнить. Ведь в совести без Бога известный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников и преступил ту невидимую черту, став убийцей.
Феномен современного религиозного безразличия и пошлости
Данный раздел мы хотели бы начать со слов Ф. М. Достоевского, которые он записал в своих подготовительных заметках к своему известному роману «Идиот»: «Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно в то, что что Слово плоть бысть. Вера эта не одно умственное признание превосходства Его учения, а непосредственное влечение. надо именно верить, что это окончательный идеал человека, все воплощенное Слово, Бог воплотившийся. Потому что при этой только вере мы достигаем обожания, того восторга, который наиболее приковывает нас к Нему непосредственно, и имеет силу не совратить человека в сторону». Сам Ф. М. Достоевский писал об этой опытной и безусловной вере в истинность личности Христа как Богочеловека, пройдя, как известно тернистый путь тяжелой ссылки. И то, о чем в данном случае говорит известный наш «русский пророк» - это не философствование о каком-то «боге», а глубинный опыт переживания личного и живого Бога в себе, своей жизни. А такая вера дается многими жизненными испытаниями. И христианская вера – это не сухой морализм, а живое общение с живым Богом. Великий Инквизитор Ф.М. Достоевского подметил у человека наличие одной важной особености, которая в качестве духовного инстинкта заложена в любом человеке – поиск «перед кем поклониться». О человеческое общество, как несовершенное и в нравственном плане изъеденное многочисленными пороками и страстишками проявляет это поклонение в изобретении всемозможных форм и методов «поклонения перед кем-то». В этом кроется одна из наиважненйших причин появления в человечестве многочисленных богов и идолов для поклонения. Эти виды и формы поклонения часто приводили к взаимной ненависти и розни, пролитию крови. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» объяснял причину этой человеконенавистнической розни в существенном отвержении людьми Христа. «Отвергнув Христа, - говорит он, - кончат тем, что зальют мир кровью». Но чтобы познать истину, отвергнуть ложь, для этого человеку требуется обладать необычайной сердечной чуткостью и сердечной чистотой, искренним стремлением к вечной правде. Часто эта правда является человеку сама, внезапно, как тонкое дуновение ветерка, просвещающая человеческий ум и сердце, открывающая подлинные черты и признаки лжи и правды. Тогда человек понимает, что при наличии многочисленный религиозных систем, только одна действительно соединяет с Богом, извечной правдой и источником истины, всякой жизни. И как справедливыми оказываются слова царя Соломона, в которых вещает сама Божественная истина: «Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличает безумных. В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенной греху. Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды». (Прем. 1, 3-5) Вся история Православной Церкви представляет собой если не сплошную цепь, то по крайней мере, почти непрерывную борьбу с неправыми мнениями, искажавшими Истину. Потеря ее ощущалась как потеря жизни во временной и вечной перспективе, как потеря смысла жизни. В этом одна из главных причин борьбы за догмат. Это борьба не за философскую формулу, а за богооткровенную истину. И за нее страдали даже до крови. Ради нее собирались целые Вселенские соборы. Соборное решение вероучительных вопросов – это правило и норма жизни в «Духе истины». Ибо непостижимая Истина является не одному человеку, а только собору, ищущему Истину и вопрошающему о ней Самого Творца. Таких соборов в жизни Церкви было семь. Последний, утвердивший догмат о почитании священных изображений – икон, состоялся в Никее в 787г. Сегодня многие из нас этого не знают, этим не интересуются и легко поддаются «басням о поклонении православных идолам». Причиной такой легкой усвояемости и доверия лживым домыслам разного рода проповедникам – религиозная индифферентность и пошлость. «И не трудно убедиться, - как говорит И. Ильин, - что пошлый уклад души ведет не к религиозности, а к суеверию, к магии, психозу страха, попыткам связать богов договорным соглашением или задарить их дарами и застраховаться от их силы и вражды». Эта же пошлость порождает в человеке легкомысленное отношение и к своей жизни, которая расценивается не как дар Божий, а как время для различного рода увеселений и развлечений. Пошлость становится предметом обожания и поклонения. Общества, где религиозная пошлость находит себе оправдание и приобретает доминирующее положение русский поэт Аполлон Григорьев описал так: Где обманчивым и близким Чувством мерить все дано, Где зовут свято низким, Где высокое -смешно. В таком обществе, замечает И. Ильин, «все измеряется ценой денег: и любовь (проституция), и покаяние (индульгенция), и правосознание (наемные софисты, адвокаты и политики), и искусство (рынок эстрады и выставок), и свободное слово (продажная пресса). Здесь все решается мнением толпы, одобрением улицы: предрассудком, поговоркой, модой, массовым психозом, рекламой, пропагандой, фельетоном, карикатурой, большинством голосов». Такая жизнь, говорит он далее, «Взятая не из главного, вводит светскую суету и мещанскую пошлость – узкие воззрения, мелкие масштабы, ничтожные побуждения, море лжи и фальши, привычное лицемерие, продажность и разврат». И привычка так жить и мыслить сопровождается у человека не просто религиозной индифферентностью и нечувствием к святыне. Она становиться не предметом благоговейного почитания, а средством приобретения личной выгоды.
В свою очередь такое болезнненое состояние души часто подталкивает человека к религиозному синкретизму. Не чувствуя Истины и не познав ее на опыте, человек совершенно бездумно и безосновательно внедряясь своим рацио в сферу религиозную начинает диктовать свои идеи и взгляды. Одной из главных таких идей является пропаганда религиозного синкретизма, нивелирование Истины до своих неправильных понятий, и утверждение идеи равнозначности всех религиозных систем. Об ошибочности этой идеи, ее неоправданности – наша следующая беседа. (Продолжение следует) О мобильных телефонах Редакция нашего сайта повторно публикует материал о мобильных телефонах и не случайно в разделе «воспитание». Привыкание к мобильному телефону современных людей, и в первую очередь православных христиан, приводит к потере необходимого хранения постоянной бдительности и трезвения. Часто можно увидеть просто безобразные сцены выбегания из храма во время богослужения, демонстративные разговоры верующих в храме и поющих на клиросе. При тщательном и вдумчивом анализе такого поведения, а христианин должен воспитывать в себе такое самокритическое к себе и к своим поступкам отношение (об этом достаточно много пишут прп. Авва Дорофей и прп. Иоанн Лествичник), сопоставления с учением богоносных Отцов Церкви о молитве как общении с Богом, предстоянии перед Ним, иначе как кощунством и даже одержимостью необходимо расценивать такое поведение. Телефон превращается не в орудие повседневной необходимости и помошника в жизни, а орудием на погибель души. Из души человека вытравливается самое необходимое – страх Божий и благоговение, происходит катастрофический процесс изменения сознания, который именуется обмирщением или духовным умирранием. Это еще раз доказывает справедливость тех выводов и той информации о мобильных телефонах, которая собрана в данной статье. Наша личная катастрофа заключается еще и в том, что мы чаще становимся потребителями Божественной благодати, ее расточителями, приходя в состояние полного нечувствия к ней. Покаяние составляет основу христианской жизни, является сущностной чертой правильной духовности. А оно невозможно без критической самооценки, без намерения бороться со своими привычками и страстными наклонностями. Родители, которую перед Богом несут великую ответственность за воспитание своих детей, не имеют право на безразличное отношение к тому что делает и чем занимается ребенок. И если родители потакают желаниям ребенка иметь мобильный телефон «как и все», то он тем самым толкает ребенка в «некий виртуальный мир», позволяя и дозволяя жить скрытой от родителей жизнью. А интерес ко греху, который присущ детям, мобильный телефон лишь развивает, доводя «до победного конца» свое грязное дело. Мы уже не затрагиваем еще другой не менее важный вопрос – здоровья детей, как телесного, так и психического, которые мобильные телефоны и компьютерная техника разрушает при неосторожном и неумеренном их использовании. Дай Бог, чтобы прочтя данный материл, очень важный и интересный, мы проявили необходимое христианское благоразумие. Персональный шпион в кармане Таская с собой сотовый телефон, мы, сами того не зная, полностью открываем всю информацию о своей личной жизни. Мобильник позволяет отследить все переговоры. Также трубка с точностью до полуметра регистрирует перемещения владельца по городу. А заодно может послужить отличным «жучком» и даже поработать «детектором лжи». Этими возможностями сотовой связи прежде всего пользуются спецслужбы. Но сейчас тайные технологии активно осваивает криминал. Так в умелых руках мобильные телефоны могут стать оружием пострашнее огнестрельного. «Прослушка» разговоров – самая простая из «шпионских» возможностей сотовой связи. В наши дни милиция первым делом после снятия отпечатков пальцев бежит делать запрос в сотовую компанию. Сейчас каждый сотовый телефон сам постоянно посылает сигналы сразу на несколько базовых станций. Все данные этих станций идут «под запись». Следовательно, не составит труда восстановить координаты трубки на любой момент времени, а значит, и определить «куда носило» ее владельца. Милиция запросто сможет «поднять» сотовую историю любого из нас. При желании можно составить впечатляющее досье. Благо информацию обо всех звонках абонентов, а также их эсэмэски операторы обязаны хранить не менее полугода. При этом далеко не каждый «простой абонент» знает, что «пеленгуются» не только работающие, но и выключенные трубки. Так уж устроена эта технология. Любой телефон, даже «вырубленный», продолжает посылать сигналы в сеть! Единственный способ «исчезнуть» наверняка – вынуть из мобильника аккумулятор. Определение координат и отслеживание звонков – самое меньшее, на что способен сотовый телефон. Каждая трубка – потенциальный «жучок», который легко контролировать дистанционно. Так несколько месяцев назад в Новосибирске хакер дистанционно «подчинил» себе сотовые телефоны одной отвергнувшей его красотки, а затем – ее родственников и знакомых. Оказалось, что все их звонки прослушиваются, а сообщения перехватываются. В подтверждение этого хакер посылал на автоответчик записи перехваченных разговоров. К ним он добавлял информацию о том, что сейчас делают и во что одеты владельцы телефонов. Значит, слежка велась также и через встроенные камеры мобильников… Даже если владельцы выключали телефоны, преступник все равно дистанционно активировал их камеры и микрофоны и попрежнему вел запись. Точно так же он «врубал» мобильники, чтобы разослать с них очередные послания с угрозами. При этом хакер использовал одни из «порабощенных» аппаратов, чтобы отправлять с них сообщения на другие. В результате хозяева телефонов стали получать еще и огромные счета от операторов связи. Хуже всего, что, куда бы ни обращались жертвы преследования – в милицию или в сотовую компанию, - их жалобы везде встречали с недоверием. Через несколько недель преследования прекратились. Вредителя так и не нашли. Сейчас такие технологии, что называется, пошли в народ. На недавних выборах штаб одной из партий подвергся так называемой трель-атаке со стороны конкурентов. На мобильные телефоны лидеров партии, а также членов избирательного штаба посылался шквал «пустых» звонков с незнакомых номеров. Голоса в трубке не было… Такие звонки приходили до десять раз в минуту. В результате работа штаба и самих политиков оказалась полностью парализована. Активисты пожаловались сотовому оператору. После этого атака прекратилась. А затем пошла с новой силой. Но на этот раз пустые звонки посыпались с телефонных номеров… родственников и знакомых. Как оказалось, часть таких вызовов была поддельная, а часть действительно шла через дистанционно активированные трубки. Есть и менее очевидные опасности. Например, ракета, поразившая Джохара Дудаева, наводилась по сигналу его спутникового телефона. по материалам ©«Аргументы неделi» №3, 2008, К.Гурдин Исследования российских и зарубежных ученых доказывают: сотовые трубки опасны для здоровья! Недавно опубликованы результаты очередного эксперимента. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и университета датского города Орхус изучили здоровье 13 тысяч детишек, родившихся в конце 1990-х. Оказалось, у малышей, чьи мамы во время беременности болтали по сотовому хотя бы пару раз в день, на 54% больше отклонений в развитии! А именно - они гиперактивны, им сложнее в общении со сверстниками, много эмоциональных и поведенческих проблем. Если «мобилизованные» до рождения дети и сами начинают рано общаться по сотовому, риск появления тех же самых отклонений возрастает до 80%! Эту новость комментирует директор Центра электромагнитной безопасности, заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, кандидат биологических наук Олег Григорьев: «Еще в 2001 году, исходя из фундаментальных знаний о действии электромагнитных полей на человека, мы говорили, что сотовые телефоны опасны...» Многое из того, о чем российские ученые предупреждали пять-шесть лет назад, сейчас подтверждается экспериментами. «В первую очередь мобильники провоцируют нейродегенеративные расстройства и функциональные расстройства центральной нервной системы, - объясняет Григорьев. - По сути, это начальные стадии так называемой радиоволновой болезни». Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности. Возможные отдаленные последствия: опухоли мозга, слухового и вестибулярных нервов (в возрасте 25 - 30 лет), болезнь Альцгеймера, приобретенное слабоумие, депрессивный синдром и другие проявления дегенерации нервных структур головного мозга (в возрасте 50 - 60 лет)». Всемирная организация здравоохранения официально разослала выводы российских ученых в правительства большинства стран мира. по материалам: http://www.kp.ru/daily/24126/347089/print/ Мобильное зомбирование Из выступления на «Народном радио» в программе «Народный интерес» 04.02.2008 года президента Всероссийского фонда образования, эксперта Центра «Независимая судебная экспертиза», профессора Сергея Константиновича Комкова: «У многих еще нет понимания, насколько велика опасность использования глобальной слежки. Сегодня уже ни для кого не секрет, что, подключившись к сотовой связи, мы уже фактически стали ее заложниками, уже отдали большую часть информации о своей жизни в чьи-то руки. Ведь все эти телефонные переговоры полностью распечатываются и через эти же каналы сотовой связи на человека можно воздействовать, передавая всяческие сигналы во время разговора. На уровне электронных закладок сегодня идет зомбирование населения и, в первую очередь, подрастающего поколения». Таким образом, мобильный телефон является средством глобальной слежки, устройством для программирования сознания и может принести непоправимый вред здоровью человека. Из-за мобильников дети плохо учатся, а взрослые раньше времени стареют
- Лучше трубкой пользоваться как зеркальцем! Исследования российских и зарубежных ученых доказывают: сотовые трубки опасны для здоровья!Юлия СМИРНОВА — 08.07.2008 «Сенсорный экран! Пятимегапиксельная камера! Интернет и блютус!» - бодро скандирует реклама мобильных телефонов. «Опухоль мозга, повреждения ДНК, проблемы с памятью и сном, депрессия, болезнь Альцгеймера», - отвечают ученые. Да, сотовые трубки обвиняют во всех этих страшных болезнях! Справедливости ради замечу: единого мнения о том, вредны ли мобильники для здоровья, среди исследователей пока нет («КП» рассказывала о разных точках зрения, см. номер за 16.04 и сайт kp.ru). Но у тех, кто считает, что от мобильников немало вреда, аргументов все больше. Недавно опубликованы результаты очередного эксперимента. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и университета датского города Орхус изучили здоровье 13 тысяч детишек, родившихся в конце 1990-х. Оказалось, у малышей, чьи мамы во время беременности болтали по сотовому хотя бы пару раз в день, на 54% больше отклонений в развитии! А именно - они гиперактивны, им сложнее в общении со сверстниками, много эмоциональных и поведенческих проблем. Если «мобилизованные» до рождения дети и сами начинают рано общаться по сотовому, риск появления тех же самых отклонений возрастает до 80%! У крыс падает иммунитет Эту новость комментирует директор Центра электромагнитной безопасности, заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, кандидат биологических наук Олег ГРИГОРЬЕВ. Он уже много лет занимается проблемой влияния мобильников на здоровье. А сам Центр сейчас вместе с коллегами из университета Бордо проводит свой эксперимент. Мобильниками облучают подопытных крыс и смотрят, что будет с ними и их потомством. - Вот вам еще один факт: наш исследователь обнаружила серьезные сбои в иммунной системе испытуемых крыс. Но она не знала причину, их вызвавшую. Когда выяснилось, что так подействовало на животных излучение мобильника, - вообще отказалась от своего телефона! - Олег, а с вами-то я о встрече именно по сотовому договорилась... - Только с гарнитурой хэндс-фри разговариваю! Это меня сразу убедило, что ученые нас не запугивают. Почему же они дружно взялись за детей именно сейчас? Очень просто - растет первое поколение, которое не расстается с мобильником практически с рождения. И достается малышу сильнее, чем взрослому. Голова ребенка больше подвержена электромагнитному излучению трубки, потому что мозговая ткань у малыша обладает большей проводимостью, а кости черепа - тоньше. А ведь именно электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности в растущем организме. Но и дальше мобильник будет влиять на развитие организма - ведь «стаж» контакта с электромагнитными излучениями у нынешнего юного поколения будет намного больше, чем у сегодняшних взрослых. При этом все стандарты безопасности сотовых телефонов разрабатывались в расчете на взрослых людей и не учитывают особенности детского организма. Страшнее сигарет? - Еще в 2001 году, исходя из фундаментальных знаний о действии электромагнитных полей на человека, мы говорили, что сотовые телефоны опасны. В 2003 году Минздрав на основе наших данных рекомендовал ограничить использование трубок молодыми людьми, - рассказывает Григорьев. - Были изданы санитарные нормы, где говорилось о том, что нужно «ограничить использование подвижных радиостанций лицами, не достигшими 18 лет, женщинами в период беременности, людьми, имеющими имплантированные водители ритмов». Но на это, похоже, внимания не обратили. Многое из того, о чем российские ученые предупреждали пять-шесть лет назад, сейчас подтверждается экспериментами. - В первую очередь мобильники провоцируют нейродегенеративные расстройства и функциональные расстройства центральной нервной системы, - объясняет Григорьев. - По сути, это начальные стадии так называемой радиоволновой болезни. Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности. Возможные отдаленные последствия: опухоли мозга, слухового и вестибулярных нервов (в возрасте 25 - 30 лет), болезнь Альцгеймера, «приобретенное слабоумие», депрессивный синдром и другие проявления дегенерации нервных структур головного мозга (в возрасте 50 - 60 лет)».
P.S. Когда готовился этот материал, стало известно: Всемирная организация здравоохранения официально разослала выводы российских ученых в правительства большинства стран мира. ЦИФРЫ 120 миллионов россиян владеют сотовыми телефонами. Из них не меньше 12 миллионов детей и подростков. ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ Как обезопасить себя и своих детей Понятно, что от трубок мы все равно не откажемся. Но можно свести к минимуму риск для здоровья. Вот советы российских специалистов: 1. Сократить время разговоров по мобильнику. Желательно болтать не больше 15 минут в день, причем маленькими порциями: минута разговора, потом как минимум 5 минут передышки. Особенно строго надо следить за своим мобильным общением тем, кто реагирует на магнитные бури: метеозависимость говорит о том, что ваш организм и без того очень чувствителен к влиянию электромагнитных полей. 2. Если все же приходится держать трубку у уха больше часа в день, раз в год стоит показаться врачу-специалисту, занимающемуся влиянием на человека различного рода излучений - профпатологу или невропатологу. 3. По возможности уберите сотовый от головы подальше, даже когда по нему не разговариваете. Не носите его в нагрудном кармане. Лучше в сумке. 4.Во время разговора используйте гарнитуру хэндс-фри. 5. На ночь трубку выключайте. Или по крайней мере кладите на расстоянии не менее 1 метра от головы.
БЕСЕДА В МАШИНЕ со студентами о насущном Сам я человек светский, но воцерковленный. Как то по особому промыслу Божию мне часто приходится оказывать юридическую помощь храмам и монастырям. Дело в том, что я сам по долгу своей службы являюсь практикующим юристом-адвокатом. Помогаю я всегда безвозмездно, поскольку в моей душе с детства родителями заложена какая-то потребность всем помогать. Да и потом сам апостол Павел, которого я очень люблю за его необыкновенную верность Богу, научает всех нас христиан «служить каждому тем даром, который имеем». И за эти таланты и способности, даже казалось бы чисто профессиональные, мы как христиане не должны требовать обязательной платы. В противном случае все наши добрые дела теряют смысл христианской добродетели, через которые мы приобретаем Божественную благодать, или, как иначе говорит Господь в одной из Своих притч: «приобретаем друзей богатством неправедным». С горечью приходиться замечать, как в последние годы дух расчёта, выгоды, разъедает наше и общество и даже православный народ. И безусловно, в общем потоке «грязной и мутной воды» сребролюбия и наживы очень трудно уберечь себя от греха сребролюбия. Мне хотелось бы рассказать о той беседе, которая произошла недавно у меня в машине. Я вовсе не гнушаюсь того, чтобы от чистого сердца кого-то подвести на машине. Однажды, когда я возвращался домой после службы, в моей машине оказались трое студентов Свято-Тихоновского Православного Богословского Университета. Мы с ними по дороге затронули разные темы. Но одна из них стала своего рода «камнем преткновения». Я уже не помню как и из-за чего, но мы коснулись проблемы ИНН и глобализации. Что меня удивило, что студенты сразу же стали буквально нападать, махать руками, чуть ли не крича, что все это сектанство. На самом деле я не ожидал такой бурной и с оскалом реакции, поскольку считал, что в Свято-Тихоновском Университете, который славиться своей учёностью, студентам прививается очень необходимое для пастыря Церкви чувство внимательного, взвешенного отношения к любой серьёзной проблеме. По крайней мере в любом вопросе требуется и духовная чуткость, и стремление глубоко вникнуть к проблему. Однако оказалось, что чувства, эмоции. Которые, как я понял уже прежде были навязаны скорее всего преподавателями, которые сами весьма поверхностно и легкомысленно смотрят на эту проблему. Достаточно зайти на форум о. Андрея Кураева, чтобы понять, что кроме издёвок и высмеиваний, мы не найдём ни какого даже стремления понять проблему ИНН. А в принципе таким образом формируется принципиально неверное сознание у верующего христианина. От взвешенного анализа, знакомства с проблемой, его заставляют съехать на низкопробное шутовство. А это в данном случае уже приводит в какой-то неизбежной личной катастрофе и катастрофе в размерах всего общества. Очень и очень жаль, что о. Андрей, видимо где-то в чем-то до конца не разобрался и пошёл по совершенно неверному и нецерковному пути. Тогда я попросил Бога меня как-то вразумить, чтобы студентов настроить на несколько серьёзный лад и попытаться подвести их сознание к тому, что вопрос об ИНН это вопрос требующий самого внимательного отношения, что за ним вскрывается целый пласт ещё более серьёзных проблем. «Давайте ребята постараемся сейчас уйти от всяких эмоциональных всплесков, ярлыков и обзывательств, а попробуем разобраться в этой проблеме, как того требует и всякая иная проблема и вопрос». Я задал ребятам вопрос: «Ну вы верите, что перед пришествием Христа, должно произойти пришествие антихриста?» «Ну да, конечно. Об этом же написано в Апокалипсисе», - ответили они. «Хорошо, -продолжал я.- Но для того, чтобы пришёл в мир антихрист, а это не произодет просто так, сразу, нужна же ведь какая-то подготовка. Должна быть создана почва, фундамент». «Безусловно, мы с этим и не спорим», - отвечали студенты. «Но вы себе представьте сами. Сейчас на земле живет несколько миллиардов человек. Антихрист должен будет всеми ими как-то управлять, чтобы осуществлять свою власть над всей землёй. Для того чтобы это осуществить необходима некая универсальная система учёта всех людей. Учитывать по имени и фамилии, которые могут и повторяться, и которые достаточно громоздкий для обработки невозможно. Цифровой уникальный код является самым удобным средством учёта всех людей. Даже при наличии нескольких миллиардов людей на Земле цифровая идентификация является весьма удобным, скажем универсальным средством». «Ну и что, что в этом страшного и гибельного для нас?», - спросили ребята, которые уже давно свыклись с введённой системой цифровой идентификации и кодирования, активно использующие компьютерную технику и иные достижения ИТ. «Так вот в этой системе универсальной идентификации, которая кстати уже применяется в США, Швеции, ИНН является базовым номером. Как точно такими же номерами входящими в единую систему учёта и контроля являются и социальный номер и номер медицинского страхования, и пенсионный номер».1 «Нам об этом никогда ещё не говорили»,- удивлённо и даже в тоне некоего возмущения отвечали студенты Тихоновского Университета. «Более того, - продолжал я -, смысл вводимой системы цифрового учёта двойной: присвоить номер вместо имени, чем несомненно оскорбляется достоинство человека как живой и свободной личности, а второе – со временем применять эту систему для психического воздействия на человека и управления его сознанием». Подчеркну, что вопрос о наличии числа 666 в единой системе мировой идентификации, о чем неоднократно говорила братская Элладская Церковь, которая в отличие от нашей Русской Церкви подошла к этой проблеме с большим вниманием и обстоятельностью. Не стал я ребятам объяснять мистическое значение этого числа и штрих-кода EAN-13 UPC-1, который с 2006 года стал мировым стандартом. Чтобы все эти понять и осознать их глубокую взаимосвязь, требуется духовное чутье, которое полагаю порождается элементарным страхом Божиим. А именно его-то лишены оказывается очень многие люди. За последние годы произошло какое-то невиданное омертвение души в людях. Как правило это происходит по причине пренебрежения заповедями Божиими. 2 марта за Божественной литургией читалось Евангельское зачало о Страшном Суде: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».2 В нем Господь указывает на некоторые основные заповеди, исполнение которых в нашей жизни приобщает нас ко Христу, делает нас сынами Божиими. Какие же это? Я их все же напомню: Мне важно было, чтобы студенты, которые все же воспитаны в нашем обществе потребления и крайнего морального падения, поняли хотя бы то, что для их личной свободы, индивидуальности существует реальная угроза ее порабощения. И слава Богу, ребята это поняли. «Представьте себе, что вы решили вечер провести с другом или с любимым вам человеком в кафе, поговорить о серьёзных вопросах, немного отдохнуть, но о том что вы там и с этим человеком, что вы говорите, обсуждаете, покупаете поступает информация через ваш личный код в паспорте с микрочипом, через банковскую карту. Вы как на ладони, и ничего скрыть не можете. Более того, со временем, а современные технологии развиваются настолько быстро и интенсивно, что говорить о каком-то далёком будущем и не приходится, вашим поведением и желаниями будут управлять через электромагнитные импульсы. Это уже осуществляется в современных клиниках США, где активно внедряются микрочипы под названием "цифровой ангел" и др. Основу их опять составляет персональный личный код». Ребята были ошелемлены сказанным мной. И не удивительно, поскольку та почва, которая официально создана в современной церковной среде, она уводит человека от реально существующей проблемы. Большинство считает это за какую-то сказку. А в действительности все обстоит совершенно иначе. И дай Бог нашим ребятам осознать всю степень опасности событий, происходящих сегодня, а многим православным не осознающих опасности принятия ИНН, личных кодов, социальных и банковских карт, очнуться от околдованной спячки. В.С. Православный юрист-адвокат
1В России все эти номера вносятся в ведомственные системы учёта граждан, которые сообщаются с Единым Государственным Регистром Населения (ЕГРН). Это ЕГРН уже обеспечивает человека ЛИКом (личный индивидуальный код). Этот Лик является главным составляющим в микрочипах, как помещаемых в личные паспорта, так и в имплантируемых под кожу в т. н. Медицинских целях. 2Мф. 25, 35 - 36
Σελίδα 2 από 2
|
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |